почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
26
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2006 года Дело N А13-3194/2006-20


[Удовлетворяя частично иск о взыскании некомпенсированных расходов, образовавшихся в результате предоставления льгот за пользование телефоном и радио, суд указал, что факт предоставления льгот подтверждается имеющимися в материалах дела реестрами с указанием льготников и сумм предоставленных льгот, актами сверки, согласованными с районными военными комиссариатами, и не оспаривается сторонами]


    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кустова А.А., судей: Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., рассмотрев 05.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.08.2006 по делу N А13-3194/2006-20 (судья Романова А.В.), установил:
    
    Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице филиала "Электросвязь Вологодской области" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области (далее - Минфин РФ), Департаменту финансов Вологодской области, Департаменту труда и социального развития Вологодской области о возмещении 169896 руб. 55 коп. некомпенсированных расходов, образовавшихся в результате предоставления в 2004 году льгот за пользование телефоном и радио в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах), Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), Законом Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон о радиации), Указом Президента Российской Федерации от 15.10.92 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (далее - Указ Президента РФ), Законом Вологодской области от 01.02.2000 N 462-ОЗ "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, и ветеранов боевых действий".
    
    Решением от 08.08.2006 исковые требования удовлетворены, в пользу Общества с казны Российской Федерации взыскано 148515 руб. 77 коп., а за счет казны Вологодской области - 21380 руб. 78 коп. В иске к Департаменту труда и социального развития Вологодской области отказано.
    
    В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
    
    В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение от 08.08.2006 как вынесенное с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт. Заявитель указывает, что является ненадлежащим ответчиком в части возмещения расходов Общества по Закону о инвалидах, Закону о радиации, а возмещение расходов Общества в результате предоставления льгот в 2004 году по оплате услуг за пользование радио по Закону о ветеранах (в редакции, действовавшей в спорный период), Указу Президента РФ должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
    
    Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
    
    Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
    
    Как следует из материалов дела, Общество предоставляло в 2004 году льготы по установке и абонентской плате за телефон и радио пенсионерам - бывшим сотрудникам Министерства обороны Российской Федерации. В результате предоставления льгот у Общества возникли расходы в сумме 169896 руб. 55 коп., невозмещение которых послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
    
    Факт предоставления льгот подтверждается имеющимися в материалах дела реестрами с указанием льготников и сумм предоставленных льгот, актами сверки, согласованными с районными военными комиссариатами, и не оспаривается сторонами.
    
    Согласно статье 4 Закона об инвалидах установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.
    
    Статьей 28 названного Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
    
    Правила возмещения операторам связи расходов, осуществляемых ими в 2004 году в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи ветеранам и инвалидам, пенсионное обеспечение которых производится пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, утверждены только 10.12.2003 постановлением Правительства Российской Федерации N 748.
    
    В соответствии с пунктом 2 названных Правил возмещение расходов операторов связи осуществляется за счет средств, предусмотренных на указанные цели федеральным бюджетом на 2004 год.
    
    Статьей 5 Закона о радиации установлено, что предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Пунктами 1, 2 Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного постановлением Правительства от 24.04.96 N 506, установлено, что финансирование расходов осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
    
    Согласно пункту 4 названного Порядка финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот и выплатой компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, налоговой полиции, таможенной и фельдъегерской служб, а также пенсионерам из числа указанных лиц, подвергшимся радиационному воздействию, производится федеральными органами исполнительной власти, в системе которых законодательством предусматривается военная служба, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели отдельной строкой в сметах расходов на их содержание.
    
    Судом установлено, что Минфин РФ не представил доказательств выделения бюджету Вологодской области из федерального бюджета средств на реализацию указанных законов.
    
    Статья 10 Закона о ветеранах предусматривает возмещение расходов по оплате услуг за пользование радио за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за пользование телефоном - за счет средств федерального бюджета.
    
    Указом Президента РФ установлено, что льготы этим лицам предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
    
    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 и подпунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды и участники Великой Отечественной войны относятся к категории ветеранов, предоставление которым льгот и социальных гарантий регулируется нормами названного Закона.
    
    Вместе с тем пунктом 18 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
    
    Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
    
    Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
    
    Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные средства подлежат взысканию с казны Российской Федерации.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.08.2006 по делу N А13-3194/2006-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

    
    

Председательствующий
А.А.Кустов

Судьи:
О.Г.Соснина
И.М.Тарасюк




Текст документа сверен по:
рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование