почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
25
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать



В Верховный Суд Российской Федерации
(103289, Москва, ул.Ильинка, 7/3)

к Федеральной службе России по
регулированию естественных
монополий в области связи
(ФСЕМС России)
...

Архангельского территориального
управления ГАК России
...

    
в защиту государственных и
общественных интересов

    
    
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании недействительным пункта 3 "Общих указаний" к прейскуранту "Тарифы на услуги почтовой связи" (раздел 1), утвержденному приказом Федеральной службы России по регулированию естественных монополий в области связи от 29.11.97 N 1
(Извлечение)


(в порядке ст.12 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ст.42 ГПК РСФСР)

    
    
    Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи издан приказ от 26.11.97 N 1 "Об утверждении прейскуранта N 125 "Тарифы на услуги почтовой связи".
    
    Согласно пункту 2 "Общих указаний" к прейскуранту, регулируемые государством тарифы применяются всеми хозяйствующими субъектами, предоставляющими услуги почтовой связи, расположенными на территории Российской Федерации, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
    
    Пунктом 3 вышеназванных "Общих указаний" к прейскуранту установлено, что при предоставлении услуг почтовой связи предприятиям и организациям в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, к действующим тарифам применяется коэффициент 2,0. При этом дается оговорка, что в случае необходимости этот коэффициент может быть пересмотрен по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. При предоставлении услуг почтовой связи населению в вышеуказанных районах также может применяться повышающий коэффициент, конкретный размер которого определяется органами исполнительной власти субъектов РФ. При предоставлении услуг связи населению, учреждениям и организациям в регионах, где в соответствии с действующим законодательством производятся выплаты по районному регулированию оплаты труда, к действующим тарифам на услуги связи может применяться повышающий коэффициент, конкретный размер которого определяется органами исполнительной власти cубъeктoв РФ.
    
    
    Архангельское территориальное управление ГАК России считает, что пункт 3 "Общих указаний к прейскуранту" нарушает государственные и общественные интересы, поскольку противоречит действующему законодательству Российской Федерации, регулирующему основы экономической деятельности в Российской Федерации и устанавливающему критерии поведения участников экономического оборота; ущемляет права юридических и физических лиц, расположенных в субъектах, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, устанавливает им неравные обязанности, а также создает благоприятствующие условия деятельности отдельным предприятиям почтовой связи - субъектам естественной монополии, которые по сути своего положения занимают доминирующее положение на рынке услуг почтовой связи.
    
    Для данного утверждения у заявителя следующие основания:
    
    1. ФСЕМС России не вправе передавать свои полномочия по государственному регулированию субъектам РФ.
    
    2. ФСЕМС России обязан устанавливать единый тариф на универсальные услуги почтовой связи на всей территории РФ.
    
    3. Оспариваемый приказ ФСЕМС России является нормативным актом, в установленном порядке не прошедшим государственную регистрацию и не опубликованным в газете "Российские вести", в связи с чем не подлежит применению.
    
    Подробно остановимся на вышеназванных основаниях.
    
    1. Согласно ст.71 Конституции РФ основы ценовой политики в РФ находятся в ведении Российской Федерации. В соответствии со ст.424 ГК РФ цена договора определяется по соглашению сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
    
    Статья 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ" от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ (в ред.Федерального конституционного закона от 31.12.97 N 3-ФКЗ) устанавливает полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Так, Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
    
    Указом Президента РФ "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации" от 28 февраля 1995 года N 220, а также ст.4 Федерального закона "О естественных монополиях" услуги почтовой связи отнесены к регулируемой деятельности в сфере естественных монополий.
    
    Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
    
    Согласно Указу Президента РФ от 25.01.96 N 96 (в ред. Указа Президента РФ от 09.07.97 N 710) таким органом является Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России).
    
    В соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона "О естественных монополиях" органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.
    
    Этот принцип построения системы органов исполнительной власти является конституционным (ст.78 Конституции РФ).
    
    Субъекты РФ не обозначены в законе как органы, регулирующие тарифы на услуги данной сферы естественной монополии - услуги почтовой связи.
    
    Подобного соглашения в области регулирования общедоступных услуг почтовой связи между субъектами РФ и ФСЕМС России быть и не может, поскольку это нарушило бы ст.426 ГК РФ, и таким образом вступило бы в противоречие с федеральным законодательством РФ и соответственно с п.2 ст.78 Конституции РФ.
    
    Согласно статье 17 ФЗ "О почтовой связи" тарифы на универсальные услуги почтовой связи регулируются законодательством Российской Федерации.
    
    В этой связи следует отметить, что постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 239 (в ред. постановлений Правительства РФ от 08.02.96 N 131, от 15.04.96 N 473 от 31.07.96 N 915, от 30.06.97 N 773) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", определен перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. В данном перечне указано, что на услуги почтовой связи по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, проводится государственное регулирование цен субъектами РФ.
    
    Вместе с тем данное постановление Правительства РФ имеет отсылочный характер. Далее, постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 года N 793 (в ред. постановлений Правительства РФ от 03.08.96 N 933, от 07.03.97 N 265) "О перечнях услуг связи, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов)", утвержден перечень услуг связи, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти. В частности, к ним относятся пересылка почтовой карточки, письма, бандероли, денежного перевода, передача телеграмм…
    
    Здесь необходимо также отметить, что статьей 3 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" (в ред.Законов РФ от 24.06.92 N 3119-1, от 02.04.93 N 4738-1, от 23.07.93 N 5507-1, Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2266; Федерального закона от 16.11.97 N 144-ФЗ) установлены принципы определения компетенции краевого, областного Совета и краевой областной администрации. Так, областная администрация действует на основании и во исполнение Конституции РСФСР, законов Российской Федерации, актов, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также решений краевого, областного Совета.  Областная администрация может осуществлять полномочия, дополнительно передаваемые им по договорам с органами государственной власти и управления Российской Федерации. Областная администрация не вправе самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления.
    
    Таким образом, ФСЕМС России при издании рассматриваемого приказа без законных на то оснований передает свои полномочия субъектам РФ и, в частности, администрации Архангельской области.
    
    2. В соответствии со ст.10 Федерального закона "О связи" почтовая связь, находящаяся под юрисдикцией Российской Федерации, представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений. Государственные учреждения почтовой связи образуют единую почтовую территорию для взаимного обмена почтовыми отправлениями.
    
    Федеральным законом от 9 августа 1995 года N 129-ФЗ "О почтовой связи" дано понятие почтовой связи - прием, обработка, перевозка и доставка почтовых отправлений. Почтовая связь общего пользования - составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано. Статьей 6 закона установлены принципы деятельности в области почтовой связи, регулирование деятельности почтовой связи в рамках единой почтовой территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, единства стандартов, а также иных требований технической и экономической политики в области почтовой связи на всей территории Российской Федерации.
    
    Гарантии доступности и качества услуг почтовой связи определены статьей 7 закона - предоставление услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к услугам почтовой связи общего пользования для всех пользователей услуг почтовой связи. Статья 21 определяет, что физические и юридические лица имеют равное право на пользование услугами почтовой связи на территории Российской Федерации.
    
    Таким образом, в соответствии с вышеназванным законом на территории Российской Федерации в рамках единой почтовой территории РФ пользователям обеспечиваются равные возможности предоставления организациями почтовой связи универсальных услуг почтовой связи.
    
    Гражданским кодексом РФ установлено, что договор на выполнение услуг связи является публичным договором, условия которого, в том числе цена, устанавливаются одинаковыми для всех групп потребителей (ст.426).
    
    В рассматриваемом случае пользователи услуг универсальной почтовой связи в регионах, где установлены повышающие коэффициенты к тарифам (в частности, в Архангельской области), ставятся в неравное положение по отношению к другим потребителям. Следовательно, для потребителей, находящихся на территориях, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, услуги общедоступной почтовой связи обходятся (или могут быть) дороже, чем аналогичные услуги, предоставляемые пользователям услуг общедоступной почтовой связи в других регионах. В свою очередь, отдельные "северные" почтовые организации, получающие за счет потребителей дополнительную прибыль, имеют благоприятствующие условия деятельности на рынке услуг единой почтовой связи.
    
    Это противоречит ст.1 ГК РФ, в соответствии с которой обозначены основные принципы гражданского законодательства, основанного на началах равенства участников регулируемых им отношений. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод и о нарушении Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ), в соответствии с которой Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
    
    Статьи 8, 34 Конституции РФ также гарантируют равные условия экономической деятельности.
    
    Управление считает, что само по себе применение (неприменение) коэффициентов противоречит ст.6 Федерального закона "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ. Указанная статья устанавливает методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, одним из которых является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
    
    Закон не предусматривает применение (неприменение) коэффициентов к определенным (установленным) ценам (тарифам).
    
    Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 года N 1239 установлено понятие "тарифа на услуги почтовой связи". Это есть установленный размер оплаты услуг почтовой связи.
    
    Понятие "государственное регулирование цен" раскрывается в постановлении Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 239 (в ред. постановлений Правительства РФ от 08.02.96 N 131, от 15.04.96 N 473, от 31.07.96 N 915, от 30.06.97 N 773) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в соответствии с которым "государственное регулирование цен (тарифов), надбавок" осуществляется путем:
    
    - установления фиксированных цен,
    
    - предельных цен,
    
    - надбавок,
    
    - предельных коэффициентов изменения цен,
    
    - предельного уровня рентабельности,
    
    - декларирования повышения цен на все виды продукции производственно -технического назначения, товаров народного потребления и услуг.
    
    В законодательстве РФ встречается понятие коэффициенты индексации действующих тарифов. Так, "Основными положениями государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровне", утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 марта 1997 года N 265 также определены основные принципы государственного регулирования тарифов (хотя речь идет о регулировании тарифов на услуги электрической связи). Пунктом 16 установлено, что для осуществления государственного регулирования тарифов на услуги связи и совершенствования структуры тарифов применяются коэффициенты индексации действующих тарифов.
    
    По мнению управления - в данном случае речь идет не о методе государственного регулирования - ценовом регулировании в соответствии с ФЗ "О естественных монополиях", а о механизме повышения цены, исходя из базовой, т.е. об относительном показателе, широко используемом для измерения динамики экономических явлений или процессов (рост, снижение).
    
    Безусловно, что организациям почтовой связи должна оказываться государственная экономическая поддержка, особенно в тех регионах, где затраты на производство продукции (оказание услуг) повышены.
    
    Деятельность предприятий в так называемых северных территориях характеризуется "повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения". Данное обстоятельство закреплено статьей 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ" от 19.06.96 N 78-ФЗ.
    
    Вместе с тем недопустимо за счет потребителей создавать условия для эффективной хозяйственной деятельности предприятий связи. Устойчивое развитие территорий, относящихся к Северу, выполнение принципов государственного регулирования социально-экономического развития Севера, которыми являются государственный протекционизм (поддержка), направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития, поддержание производственной сферы Севера с учетом ее роли в экономике Российской Федерации, ее адаптация к рыночным условиям и на основе этого обеспечение перехода Севера к устойчивому развитию -государственная задача.
    
    Статьей 13 Федерального закона "О почтовой связи" установлены принципы поддержки предприятий почтовой связи: осуществление капитальных вложений в создание и развитие производственной, транспортной и социальной инфраструктуры почтовой связи; предоставление финансовой и материально-технической помощи для обеспечения развития и функционирования почтовой связи; предоставление в установленном порядке льготных кредитов, налоговых и иных льгот.
    
    Порядок возмещения организациям почтовой связи доходов, недополученных в результате применения регулируемых и льготных тарифов, определяется законодательством РФ.
    
    Исключением из принципа полного возмещения затрат по предоставлению услуг связи населению, как построение ценовой политики Федеральной службы России по регулированию естественных монополий в области связи, является оказание универсальных услуг почтовой связи согласно постановлению Правительства РФ от 13 августа 1996 года N 950 "О мерах по сокращению перекрестного субсидирования потребителей по отдельным видам услуг связи".
    
    Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется на основе единых для федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации (регионального уровня) принципах.
    
    Сами организации почтовой связи объединены в единую общероссийскую финансово-банковскую и расчетно-платежную систему с целью консолидации средств отрасли и упорядочения движения денежных средств как внутри единой системы, так и при расчетах со сторонними организациями, о чем подписано Генеральное соглашение между Федеральной службой почтовой связи Российской Федерации и Межрегиональным коммерческим банком развития связи и информатики от 12 августа 1996 года.
    
    Кроме того, ФЗ "О Федеральном бюджете на 1997 год" от 26 февраля 1997 года N 29-ФЗ (в ред.Федеральных законов от 14.07.97 N 98-ФЗ, от 26.12.97 N 154-ФЗ, от 30.12.97 N 155-ФЗ, от 30.12.97 N 156-ФЗ, от 09.01.98 N 12-ФЗ) утверждено Приложение 3 "Перечень Федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из Федерального бюджета на 1997 год". В частности, предусмотрена реализация первоочередных мероприятий и отдельных проектов в базовых отраслях экономики и инфраструктуры, в том числе - Программа "Развитие почтовой связи РФ" (1994-2005 годы), где государственным заказчиком выступает Минсвязи РФ.
    
    Аналогично решается вопрос и в ФЗ "О Федеральном бюджете на 1998 год" от 26 марта 1998 года N 42-ФЗ.
    
    Ситуация в связи с принятием пункта 3 "Общих указаний" к прейскуранту "Тарифы на услуги почтовой связи" (раздел 1), утвержденному приказом Федеральной службы России по регулированию естественных монополий в области связи от 29.11.97 N 1, усугубляется тем, что исключительно предприятия почтовой связи независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие в качестве основного вида деятельности предоставление услуг почтовой связи в силу Федерального закона "О почтовой связи", вправе оказывать услуги почтовой связи. Это исключает возможность иным предпринимательским структурам, которые, к примеру, в идеальных условиях конкуренции могли бы производить оптовые закупки маркированных конвертов (в настоящее время принимается к оплате конверт с литерой "А", на котором не указана стоимость конверта) и почтовых карточек в тех регионах, в которых повышающие коэффициенты не установлены, для дальнейшей их перепродажи по более низким ценам в регионах, где применяется повышающий коэффициент. (Прилагается письмо предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица Вострецова А.И. от 30.04.98 в адрес Архангельского территориального управления ГАК России).
    
    Таким образом, сложившаяся практика показывает, что в рамках гарантированного ст.8 Конституции РФ единого экономического пространства для пользователей услуг почтовой связи в различных регионах России устанавливаются неравные условия. Законодательство РФ, направленное на обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации (в том числе принципа равенства) на передачу, получение и распространение информации, в этой части не исполняется. Аналогично приказ порождает и неравные обязанности потребителей по оплате предоставляемых им услуг почтовой связи - в северных регионах, включая Архангельскую область, услуги почтовой связи стоят дороже.
    
    Для сведения сообщаем, что отдельные города и районы Архангельской области отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера в соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 27.11.91 N 25 "Об отнесении городов и районов Архангельской области к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера".
    
    В соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 19.09.59 N 1120 в Архангельской области начисляется районный коэффициент к заработной плате в размере 20 процентов. Соответственно северные надбавки - 50 процентов - установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 22.10.90 N 458, во исполнение которого приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 N 2 (в ред. от 11.07.91 N 77) утверждена Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами".
    
    3. Считаем, что прейскурант "Тарифы на услуги почтовой связи" N 125 (в редакциях от 30.10.96, от 10.11.97, от 26.11.97), утвержденный приказом ФСЕМС России, является нормативным актом.
    
    Это вытекает из юридической природы документа, который устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
    
    Данный прейскурант нельзя рассматривать как акт, носящий индивидуальный характер (устанавливать, изменять или отменять права и обязанности конкретных лиц), - то есть ненормативный акт.
    
    Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (в ред.постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1538), нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
    
    Доказывая, что акт ФСЕМС России является нормативным правовым актом, здесь следует отметить, что вышеназванный прейскурант ФСЕМС России издан во исполнение ФЗ "О естественных монополиях", Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 года N 221 (в ред.Указа Президента РФ от 08.07.95 N 685) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 239 (в ред. постановлений Правительства РФ от 08.02.96 N 131, от 15.04.96 N 473, от 31.07.96 N 915, от 30.06.97 N 773) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), постановления Правительства РФ от 7 августа 1995 года N 793 (в ред.постановлений Правительства РФ от 03.08.96 N 933, от 07.03.97 N 265) "О перечнях услуг связи, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов)".
    
    Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 (в ред.от 11.12.97 N 1538) подчеркивается, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов (как в рассматриваемой случае), распоряжений, правил, инструкций и положений. При этом не допускается издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм (прилагается телеграмма ФСЕМС России от 11.12.97 N 366 за подписью первого заместителя руководителя ФСЕМС России Г.М.Жигульской) о внесении изменений в приказ, утверждающий прейскурант N 125 (ссылка на указанную телеграмму имеется в приказе ФСЕМС России от 16.12.97 N 159), что, по мнению управления, является нарушением постановления Правительства РФ).
    
    Согласно постановлению Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (в ред.постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1538), разъяснения о применении указанных правил дает Министерство юстиции Российской Федерации. В деле имеется письмо Министерства юстиции РФ на запрос Архангельского территориального управления ГАК РФ от 01.07.98 N 07-1236 о том, что приказ ФСЕМС России на государственную регистрацию не поступал. ФСЕМС России предложено внести изменения в прейскурант "Тарифы на услуги почтовой связи" и представить его на государственную регистрацию.
    
    В соответствии с вышеназванным постановлением Правительства РФ такая регистрация необходима в целях исключения случаев направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке.
    
    Исходя из нормы, установленной пунктом 10 правил, утвержденных постановлением Правительства от 13 августа 1997 года N 1009 (в ред. от 11.12.97 N 1538), государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
    
    В соответствии с п.19 правил, утвержденных постановлением Правительства от 13 августа 1997 года N 1009 (в ред. от 11.12.97 N 1538), Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
    
    При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
    
    Кроме того, в силу ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации данный прейскурант не может применяться, поскольку он не опубликован официально для всеобщего сведения. Вместе с тем, прейскурант затрагивает права и обязанности граждан (решает вопросы ценообразования на услуги общедоступной почтовой связи).
    
    Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред.Указа Президента РФ от 16.05.97 N 490).
    
    Из названного Указа Президента РФ следует, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера. В данном случае приказ должен быть опубликован в газете "Российские вести".
    
    Помимо того, что оспариваемый приказ ФСЕМС России затрагивает права граждан и юридических лиц, он является межведомственным актом. Доказательством этого служит то, что на его основе происходит взаиморасчет между предприятиями почтовой и электрической связи. (Прилагаются материалы по делу Архангельского областного арбитражного суда N А 05-1924/98-245/4).
    
    На основании вышеизложенного управление полагает, что данный акт ФСЕМС России, как не прошедший государственную регистрацию в установленном порядке и не опубликованный в газете "Российские вести", в силу ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации не может быть применен.
    
    Кроме того, необходимо учитывать, что все акты субъектов РФ, принятые на основе оспариваемого приказа ФСЕМС России от 26.11.97 N 1 "Об утверждении прейскуранта N 125 "Тарифы на услуги почтовой связи", сами имеют преюдициальное значение для дальнейшей деятельности ФСЕМС России, поскольку в соответствии с приказом ФСЕМС России от 16.12.97 N 159 "Об утверждении коэффициентов районного регулирования, применяемых к тарифам на услуги почтовой связи", в первом  квартале 1998 года к тарифам на услуги почтовой связи, предоставляемые организациям и предприятиям, населению в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, применяются коэффициенты, утвержденные ранее органами исполнительной власти субъектов РФ (прилагается). Далее, приказами ФСЕМС России от 26.03.98 N 25 и от 26.03.98 N 24 для Архангельской области и Ненецкого автономного округа установлены повышающие коэффициенты с учетом ранее утвержденных органами исполнительной власти этих субъектов Федерации.
    
    Письмом ФСЕМС России от 23.12.97 N 301 в адрес организаций УФПС определено, что для установления повышающего коэффициента в 1998 году заинтересованным УФПС необходимо представить постановление органа исполнительной власти субъекта РФ, утверждающие коэффициенты на услуги почтовой связи.
    
    Последствия, вытекающие из оспариваемого пункта акта ФСЕМС России, уже имеют место.
    
    Так, были изданы постановления главы администрации Архангельской области "О применении повышающего коэффициента к тарифам на услуги почтовой связи для населения" от 30 июля 1997 года N 315, администрации Архангельской области "О внесении изменений в постановление администрации области от 30 июля 1997 года N 315 "О применении повышающего коэффициента к тарифам на услуги почтовой связи для населения" от 28.11.97 N 433,  которыми введены предельные повышающие коэффициенты к тарифам прейскуранта "Тарифы на услуги почтовой связи", утверждаемого на федеральном уровне.
    
    Администрация области обосновывала правильность принятия актов тем, что Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи издан приказ "Об утверждении прейскуранта N 125 "Тарифы на услуги почтовой связи", который передавал ей такие полномочия, а также ссылкой на постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 239.
    
    Между тем соглашения о передаче полномочий между администрацией Архангельской области и Федеральной службой по регулированию естественных монополий в области связи не имеется, о чем свидетельствует письмо ФСЕМС России в адрес Архангельского территориального управления ГАК России от 03.06.98 N 844 (прилагается).
    Решением Архангельского областного суда от 3 августа 1998 года по делу N 3-39 (где ФСЕМС России было привлечено в качестве заинтересованного лица), данные постановления администрации области признаны недействительными (прилагается).
    
    Кроме того, имеются обращения граждан о необоснованном повышении тарифов на услуги общедоступной связи в Архангельской области, а также предпринимательских структур в Архангельское территориальное управление ГАК России по затронутому вопросу (прилагаются).
    
    На основании изложенного и руководствуясь ст.42 ГПК РСФСР, ст.12 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", учитывая, что рассматриваемый документ является нормативным актом, затрагивающим в том числе права граждан, споры о признании недействительности которого подлежат рассмотрению в Верховном Суде РФ (ст.116 ГПК РСФСР),
    
прошу:
    
    Признать недействительным пункт 3 "Общих указаний к прейскуранту "Тарифы на услуги почтовой связи" (раздел 1), утвержденному приказом Федеральной службы России по регулированию естественных монополий в области связи от 29.11.97 N 1.
    ...
    
    

И.о. начальника управления
...

    
    

Текст документа сверен по:
официальная рассылка



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о приостановлении производства по делу


от 29 сентября 1998 года Дело N ГКПИ98-425
  


[Суд или судья обязан приостановить производство по делу в случае смерти гражданина, если спорное правоотношение допускает правопреемство или прекращение существования юридического лица, являвшихся стороной в деле]
(Извлечение)

         
    
    Верховный Суд Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда Российской Федерации - ..., при секретаре - ..., с участием прокурора - ... до рассмотрения в открытом судебном заседании заявления Архангельского территориального управления Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации к Федеральной службе России по регулированию естественных монополий в области связи о признании недействительным п.З "Общих указаний" к прейскуранту "Тарифы на услуги почтовой связи", утвержденному приказом указанной Федеральной службы от 29 ноября 1997 года N 1, установил:
    
    До рассмотрения в судебном заседании заявления Архангельского территориального управления Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации к Федеральной службе России по регулированию естественных монополий в области связи о признании недействительным п.З "Общих указаний" к прейскуранту "Тарифы на услуги почтовой связи" в суд поступило ходатайство руководителя ФСЕМС о невозможности проведения судебного разбирательства и прекращении производства по делу в связи с упразднением и Федеральной службы и Государственного антимонопольного комитета Указом Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 22 сентября 1998 года N 1142.
    
    В силу п.1 ст.214 ГПК РСФСР суд или судья обязан приостановить производство по делу в случае  смерти гражданина, если спорное правоотношение допускает правопреемство или прекращение существования юридического лица, являвшихся стороной в деле.
    
    Выслушав мнение представителей сторон, заключение прокурора и руководствуясь п.1 ст.214, 216 ГПК РСФСР, суд
    
определил:
    
    Производство по делу приостановить до определения функций и полномочий вновь образованного федерального органа исполнительной власти, являющегося правопреемником упраздненной Федеральной службы России по регулированию естественных монополий в области связи.
    
    Определение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит, вступает в силу с момента его провозглашения.
    
    

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
...

    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование