почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
26
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


    
    РАЗДЕЛ 1. СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

    

См. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (Общая часть)


Технологическая карта N 7

    
УСТРОЙСТВО ВЫЕМКИ ГЛУБИНОЙ 5 м С РАЗРАБОТКОЙ ГРУНТА ЭКСКАВАТОРАМИ
ЭО-4225 И ТРАНСПОРТИРОВКОЙ АВТОМОБИЛЯМИ-САМОСВАЛАМИ

    
    
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


    Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.
    
    Технологическая карта составлена на устройство земляного полотна в выемке глубиной 5 м при разработке грунта II группы экскаваторами типа ЭО-4225 с вместимостью ковша 1,25 м и перевозке грунта автомобилями-самосвалами. Для транспортировки грунта в данном технологическом процессе приняты автомобили-самосвалы КамАЗ-55111.
    
    Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ с учетом имеющихся материально-технических ресурсов.
    
    

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

    
    2.1. До начала разработки выемки необходимо выполнить следующие работы:
    
    - восстановить и закрепить трассу дороги и полосу отвода;
    
    - расчистить территорию в пределах полосы отвода от кустарников, пней и валунов;
    
    - произвести разбивку земляного полотна;
    
    - устроить временные землевозные дороги для транспортирования грунта;
    
    - устроить съезды в забой и выезды из него;
    
    - обеспечить отвод поверхностных и грунтовых вод от забоя;
    
    - устроить освещение забоя и отвалов при работе в темное время суток;
    
    - снять растительный слой грунта в пределах дорожной полосы.
    
    2.2. Работы по устройству земляного полотна в выемке экскаваторами ЭО-4225 (вместимость ковша 1,25 м) с доработкой продольного и поперечного профиля до проектных очертаний автогрейдером ДЗ-122 ведутся в разработанной технологической последовательности процессов производства работ (табл.1).
    
    

Таблица 1

    

Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов

    

N про-
цес-
сов

N за-
хва-
ток

Источник обоснова-
ния норм выра-
ботки (ЕНиРы и расчеты)

Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ

Еди-
ни-
ца из-
ме-
ре-
ния

Коли-
чество работ на объ-
екте

Произ-
води-
тель-
ность в смену

Потреб-
ность в машино-
сменах

Затраты труда и заработная плата на захватку длиной
200 м

















Норма времени, чел.-ч

Заработная плата, руб.-коп.

















на еди-
ницу изме-
рения

на пол-
ный объем работ

на еди-
ницу изме-
рения

на пол-
ный объем работ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I. Основные земляные работы

1


Расчет

Снятие растительного слоя грунта толщиной 0,3 м бульдозером ДЗ-171 и перемещение его в обе стороны от оси дороги:

53,7·300·0,3=3933 м

м

4833

1206

4,0

0,007

33,8

0-14

676-60

2


Расчет

Планировка землевозных дорог автогрейдером ДЗ-122

м

12000

18600

0,65

0,0004

5,2

0-01

120-00

3


Расчет

Разработка грунта II группы экскаватором ЭО-4225:

(41,52+26,07)/2х
х5,15·300=52210 м

м

52210

780

66,9

0,02

1104,2

0-42

21928-20

4


Расчет

Транспортирование грунта автомобилями-
самосвалами КамАЗ-55111
на среднее расстояние 1 км при плотности грунта=1,75 т/м:

51970·1,75=90950 т

т

90950

215

423

0,04

3384,2

0-69

62755-50

5


Расчет

Планировка дна выемки автогрейдером ДЗ-122 за 4 прохода по одному следу:

2535·300=7605 м

м

7605

23500

0,32

0,0003

2,6

0-01

76-05

6


Расчет

Уплотнение верха земляного полотна катком на пневмошинах ДУ-101:

18,6·300=5580 м

м

5580

8695

0,64

0,0009

5,13

0-02

111-60

7


Расчет

Планировка откосов выемки экскаватором-
планировщиком ЭО-3533:

9,28·2·300=5568 м

м

5568

1110

5,02

0,014

80,3

0-30

1670-40

8


Расчет

Нарезка и планировка кюветов автогрейдером ДЗ-122 с обваловкой срезанного грунта на обочинах:

(1,8·0,45/2+2,0·0,45+
+0,68·0,45·2)·300·2=876 м

м

876

365

2,4

0,04

38,4

0-90

788-40




ИТОГО:






4653,8


88126-75

    
    Примечание. Работы по окончательной планировке откосов выполняют в общем технологическом потоке строительства вслед за устройством дорожной одежды.
    
    
    2.3. Срезку растительного грунта выполняют бульдозером ДЗ-171 по поперечной схеме (рис.2). Грунт срезают от оси дороги поперечными проходами бульдозером, перекрывая каждый предыдущий след на 0,25-0,3 м, и перемещают за пределы полосы отвода.
    
    Бульдозер ДЗ-171 за один проход перемещает 3,0 м грунта. Длину очищаемого за один прием участка (м) следует определять по формуле
    

,

    
где - объем грунта, который может переместить бульдозер за один проход, м;

     - ширина отвала бульдозера, м;
    
     - перекрытие следа (0,25-0,3 м);
    
     - толщина растительного слоя, м.
    
    В дальнейшем срезанный растительный грунт используют для укрепления откосов земляного полотна.
    
    2.4. Разработку выемки экскаваторами производят до отметки, ниже проектной на толщину дорожной одежды. Грунт в выемке разрабатывают с недобором для предотвращения нарушения структуры грунта в основании. Допускаемый недобор грунта при разработке выемки экскаватором ЭО-4225 - 0,1-0,2 м.
    
    Объем сосредоточенных земляных работ для принятого поперечного профиля земляного полотна, изображенного на рис.1, составляет 51970 м. Толщина дорожной одежды принята 0,6 м.         
    
    


Рис.1. Конструкция земляного полотна в поперечном профиле    



Рис.2. Срезка растительного грунта


    Основные объемы работ рассчитаны для участка сосредоточенных работ длиной 300 м.     
    
    Разработку выемки экскаваторами "прямая лопата" производят по схеме (рис.3).
    



Рис.3. Схема разработки выемки

    
    
    Сечение забоя устанавливают в соответствии с рабочими характеристиками выбранного типа экскаватора (рис.4).
    



Рис.4. Сечение выемки:

- наибольший радиус резания; - наибольший радиус выгрузки; - радиус резания на уровне
стояния гусениц; - радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки; - наибольшая высота
выгрузки; - расстояние от кромки разрабатываемой траншеи до оси прохода экскаватора; - глубина
пионерной траншеи; , - уширенные лобовые забои; , , - проходки боковыми забоями


    При принятой схеме разработки выемки экскаватором вначале устраивается сквозная поперечная траншея (), транспортные средства в этом случае размещаются выше уровня стоянки экскаватора. В дальнейшем разработка выемки ведется продольными проходами.
    
    Глубина первой пионерной траншеи (см. рис.3) определяется из условия обеспечения погрузки грунта в автомобиль-самосвал при использовании наибольшей высоты выгрузки
    

,

    
где - наибольшая высота выгрузки, м;

    0,5 - расстояние по высоте между днищем ковша и верхом борта автомобиля, м;
    
     - погрузочная высота автомобиля-самосвала, м.
    
    Расстояние от кромки разрабатываемой траншеи до оси прохода экскаватора определяется по условиям обеспечения погрузки грунта в автомобиль-самосвал при использовании наибольшего радиуса выгрузки
    

,

    
где - наибольший радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки, м;

     - безопасный зазор между кромкой выемки и колесом автомобиля-самосвала, м;
    
     - ширина базы автомобиля-самосвала, м.
    
    Ось прохода экскаватора при разработке второй траншеи должна располагаться на расстоянии от оси движения автомобиля-самосвала, который в нашем случае будет двигаться на уровне основания пионерной траншеи.
    
    При разработке третьей траншеи положение оси прохода определяется размещением транспортных средств, которые будут двигаться на уровне стоянки экскаватора.
    
    При разработке четвертой траншеи автомобили-самосвалы размещаются на уровне основания первого яруса и при разработке пятой траншеи - на уровне стоянки экскаватора.
    
    Подобными расчетами можно определить количество проходов экскаватора и разработать схему его работы при любых исходных данных и размерах выемки.
    
    Уклоны дна проходок должны предотвращать приток и скопление в забоях грунтовых и поверхностных вод.
    
    Рабочий цикл экскаватора с прямой лопатой состоит из следующих операций (рис.5):
    
    - копания грунта (движение стрелы, рукояти и ковша);
    
    - поворота на разгрузку (поворота платформы со всем рабочим оборудованием);
    
    - разгрузки (открывания днища ковша или поворота ковша относительно рукояти);
    
    - поворота в забой;
    
    - опускания стрелы и рукояти с ковшом на подошву забоя.
    
    


Рис.5. Схема работы экскаватора "прямая лопата":

1 - ковш; 2 - гидроцилиндр ковша; 3 - рукоять; 4 - гидроцилиндр рукояти; 5 - стрела;
6 - гидроцилиндр стрелы; 7 - дополнительная нижняя часть стрелы; 8 - кабина;
9 - силовая установка; 10 - противовес; 11 - ходовая часть; 12 - опорно-поворотный круг

    
    
    2.5. Планировку верха земляного полотна выполняют автогрейдером ДЗ-122 за 4 прохода по одному следу по челночной схеме. Угол захвата ножа автогрейдера должен быть 35-70°, а угол наклона - в зависимости от проектного поперечного профиля (рис.6).
    



Рис.6. Доработка выемки до проектных очертаний

    
    
    2.6. Основание выемки уплотняют катком ДУ-101 за 4 прохода по одному следу. При уплотнении каждый предыдущий след перекрывают последующим на 1/3 его ширины. Движение катка осуществляют по круговой схеме (см. рис.6).
    
    Земляное полотно должно иметь коэффициент уплотнения не ниже 0,98.
    
    2.7. При планировке откосов выемки длиной до 10 м используют экскаватор-планировщик ЭО-3533 гидравлический.
    
    Откосы выемки планируют за 3 прохода экскаватора по участку работ:
    
    I - при первом проходе (верхняя стоянка экскаватора) планируют верхнюю часть откоса (рис.7);
    
    II - при втором - среднюю;
    
    III - при третьем - нижнюю (рис.8)
    
    


Рис.7. Планировка верхней части откоса выемки при верхней стоянке экскаватора ЭО-3533

       

 


Рис.8. Планировка откосов выемки с нижней стоянки экскаватора ЭО-3533

    
    
    После планировки на одном месте экскаватор перемещают вдоль бровки откоса на 2 м и планируют очередной участок, перекрывая предыдущий на 30-50 см.
    
    Излишки грунта, осыпавшиеся к подошве откоса в процессе планировки, разравнивают автогрейдером вдоль подошвы откоса.
    
    2.8. Кюветы нарезают автогрейдером за 4 прохода по одному участку.
    
    Срезанный грунт укладывают во временные отвалы, расположенные по краям земляного полотна; в дальнейшем он будет использован для устройства присыпных обочин.
    
    Геометрические параметры кювета, нарезаемого автогрейдером ниже уровня разработки выемки, определены из условия равенства площади его поперечного сечения площади сечения присыпной обочины (рис.9) с учетом коэффициента относительного уплотнения грунта.
    



Рис.9. Геометрические параметры:

а - присыпной обочины; б - кювета

    
    
    После завершения строительства дорожной одежды и надвижки растительного грунта на внешние и внутренние откосы выемки и дно кюветов глубина канав составит 0,7 м (см. рис.1).
    
    Расчет объемов работ и потребных ресурсов приведен в табличной форме в соответствии с технологической последовательностью процессов (см. табл.1).
    
    Состав комплексной механизированной бригады определен из расчета оптимальной загрузки машин и механизмов (табл.2).
    
    

Таблица 2

    

Состав комплексной механизированной бригады

    

Машины

Профессия и разряд рабочего

Количество машин и коэффициент загрузки

Количество рабочих

Примечание

1. Основные земляные работы

Экскаватор
ЭО-4225

Машинист
VI разряда,
V разряда

3 (1,0)

6


Автомобили-самосвалы
КамАЗ-55111

Водитель

18 (1,0)

18


Бульдозер
ДЗ-171

Машинист
VI разряда

1 (0,82)

1


Автогрейдер ДЗ-122

Машинист
VI разряда

1 (0,84)

1


Каток на пневматических шинах ДУ-101

Машинист
VI разряда

1 (0,64)

1


Экскаватор-планировщик гидравлический ЭО-3533

Машинист
VI разряда,
V разряда

1 (1,0)

2



ИТОГО:


29

64

    
    Примечание. 1. Производительность механизированной бригады в смену составляет
    

м/смену,

    
где - объем сосредоточенных земляных работ на объекте, м;

     - общая потребность в машино-сменах ведущего механизма (экскаватора);
    
     - количество ведущих механизмов в составе бригады.
    
    
    Соответственно срок выполнения сосредоточенных земляных работ:
    

смен.

    
    Технология операционного контроля качества работ при разработке выемки приведена в табл.3.
    
    

Таблица 3

Технология операционного контроля качества работ при возведении насыпи экскаваторами

    

Основные операции, подлежащие контролю

Состав контроля

Метод и средства контроля

Режим и объем контроля

Лицо, осущест-
вляющее контроль

Предельные отклонения от норм контроли-
руемых параметров

Где регист-
рируются результаты контроля

1

2

3

4

5

6

7

Снятие растительного слоя грунта

Толщина снимаемого слоя грунта

Инструмен-
тальный

Измерительная линейка, визирки


Промеры не реже, чем через 100 м

Мастер

±20% от проектной толщины

Общий журнал работ

Разработка грунта экскаватором

1. Отсутствие негабаритных камней

2. Однородность грунта

Визуальный

Постоянно

Мастер, лаборант

-

Общий журнал работ

Отсыпка грунта в насыпь автомобилями-
самосвалами


    
    
    
    

Инструмен-
тальный



Постоянно

Мастер

-

Общий журнал работ


1. Порядок и способ отсыпки


1. Рулетка измерительная







2. Регулирование движения автомобилей по отсыпаемому слою

2. Визирки





Разравнивание грунта в насыпи


    
    

Инструмен-
тальный





Мастер, геодезист


    
    

Общий журнал работ


1. Толщина слоя


1. Визирки


1. Промеры не реже, чем через 100 м


1. -


Журнал технического нивели-
рования


2. Высотные отметки продольного профиля

2. Нивелир, визирки

2. Промеры не реже, чем через 100 м


2. ±50 мм    от проектных значений высотных отметок



3. Расстояние между осью и бровкой земляного полотна

3. Рулетка измерительная

3 Промеры не реже, чем через 100 м


3. ±10 см от проектных значений ширины



4. Крутизна откосов

4. Уклономер

4. Промеры через 50 м


4. Уменьшение крутизны до 10% от проектного значения



5. Поперечные уклоны


5. Промеры через 50 м


5. ±0,010 от проектных значений поперечных уклонов


Уплотнение грунта в насыпи


    
    

Визуальный

Лабораторный



    
    

Мастер, лаборант


    
    

Общий журнал работ


1. Режим уплотнения


1. Метод режущего кольца


1. Постоянно



1. -


Журнал пробного уплотнения грунта



2. Влажность уплотняемого слоя

2. Метод режущего кольца

2. Не реже одного раза в смену


2. см. табл.2

Журнал контроля плотности земляного полотна


3. Фактическая плотность грунта


3. Не менее трех образцов (по оси земполотна и 1,5-2,0 м от бровки) не реже, чем через 50 м - для верхнего слоя, не реже, чем через 20 м - для нижних слоев


3. Снижение плотности грунта на 4% от проектных значений до 10% определений, остальные результаты не ниже проектных значений


Планировка верха земляного полотна и откосов


    
    
    
    

Инструмен-
тальный


         
    


    
    
    
    

Мастер, геодезист






Журнал технического нивели-
рования


1. Высотные отметки продольного профиля


1. Нивелир, визирки


1. Промеры не реже, чем через 10 м



1. ±50 мм от проектных значений высотных отметок


Ведомость приемки земляного полотна



2. Расстояние между осью и бровкой земляного полотна

2. Рулетка измерительная

2. Промеры через 50 м


2. ±10 мм от проектных значений



3. Поперечные уклоны

3. Уклономер

3. Промеры не реже, чем через 100 м


3. ±0,010 от проектных значений



4. Ровность поверхности

4. Нивелир, нивелирная рейка

4. Промеры не реже, чем через 50 м в трех точках на поперечнике (по оси к бровкам)


4. ±50 мм от проектных значений



5. Крутизна откосов

5. Уклономер

5. Промеры через 50 м


5. Уменьшение крутизны до 10% от проектного значения


    
    
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

    
    Требования техники безопасности для одноковшовых экскаваторов являются общими и выполняются независимо от типа машин и вида сменного рабочего оборудования. Для работы экскаватор устанавливают на твердом, заранее спланированном основании (площадке) с уклоном, не превышающим допустимой величины, обусловленной техническим паспортом.
    
    Для предупреждения опасности самопроизвольного смещения (откатывания) под гусеницы подкатывают инвентарные упоры.
    
    Ожидающие погрузки транспортные средства должны находиться за пределами радиуса действия ковша экскаватора не ближе 5 м, становиться под погрузку и отъезжать после ее окончания только с разрешающего сигнала машиниста.
    
    Погрузка в автотранспорт производится со стороны заднего или бокового борта.
    
    При погрузке вязких грунтов в кузов автомобиля-самосвала вначале грузят сухой грунт. Для предотвращения поломок транспортных средств грунт высыпают с минимальной высоты, допускающей беспрепятственное открывание днища ковша, при этом грунт равномерно распределяют по кузову и следят, чтобы он не пересыпался через борта.
    
    При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
    
    1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве*.
_______________
    * На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 12.3.048-2002, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002. - Примечание изготовителя базы данных.
    
    2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
    
    3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера (прицепного грейдера).
    
    4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
    
    5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
    
    6. ТОИ Р-218-25-94. Типовая инструкция по охране труда для машинистов одноковшовых гусеничных и пневмоколесных экскаваторов.
    
    7. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с.: ил.
    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование