почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
13
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ

ПИСЬМО

от 8 апреля 2002 года N 3.12-17/218


[О рекомендациях
парламентских слушаний "Восстановление и охрана водных объектов.
Актуальные вопросы управления
и правового обеспечения"]

    
    Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию направляет текст рекомендаций парламентских слушаний "Восстановление и охрана водных объектов. Актуальные вопросы управления и правового обеспечения", состоявшихся 21 марта 2002 года в Государственной Думе Российской Федерации.
    
    

Председатель Комитета
А.С.Беляков


Приложение


РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний "Восстановление и охрана водных объектов.
Актуальные вопросы управления
и правового обеспечения"

    
    Проведя, с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также руководителей предприятий водного хозяйства, ученых и специалистов, публичное обсуждение вопросов управления и правового обеспечения мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, участники парламентских слушаний констатируют следующее.
    
    Россия располагает более чем 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод, но использует ежегодно не более 3% речного стока. В то же время в ряде регионов наблюдается острый дефицит в водных ресурсах, обусловленный их неравномерным распределением по территории (на европейскую часть России, где сосредоточено около 80% населения и промышленного потенциала, приходится 8% водных ресурсов).
    
    Как отмечается в решении Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности от 24 июля 2001 года N 4, состояние большинства водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения на территории Российской Федерации, не обеспечивает их экологически безопасное состояние и использование. Более 40% городских водопроводов не имеют необходимого комплекса сооружений подготовки воды, износ водопроводных сетей составляет до 50% и продолжает нарастать. В связи с этим в 45 субъектах Российской Федерации около 6,6 млн. человек используют подземные воды без водоподготовки с содержанием железа и марганца, превышающим предельно-допустимые концентрации.
    
    В последние годы ситуация на многих водных объектах России складывается не лучшим образом. Так, из около 30 тыс. крупных  гидротехнических сооружений, эксплуатируемых в настоящее время, находятся в аварийном состоянии около 20%. Существенно ухудшается техническое состояние гидроузлов и береговой зоны водохранилищ, происходят крупномасштабные береговые деформации.
    
    Состояние гидротехнических сооружений вызывает серьезную озабоченность в связи с тем, что средний срок их эксплуатации без реконструкции и ремонта составил 30-40 лет, они выработали свой ресурс, а отсутствие у владельцев гидротехнических сооружений необходимых средств не позволяет их содержать в надлежащем состоянии. По данным Министерства природных ресурсов Российской Федерации, около 22% всех гидротехнических сооружений на водохозяйственных объектах требуют капитального ремонта. Особую опасность представляют 1150 объектов, состояние гидротехнических сооружений которых близко к критическому. Свыше 3 тысяч гидротехнических сооружений водохозяйственных объектов находятся в аварийном и предаварийном состоянии.
    
    Техническое состояние гидротехнических сооружений требует принятия государством безотлагательных мер по их реконструкции, капитальному и текущему ремонту, развитию и укреплению эксплуатационных служб. По экспертной оценке, для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, потребность в финансировании из всех источников составляет не менее 20 млрд. рублей ежегодно.
    
    Существующая сеть мониторинга на поверхностных водных объектах всех ведомств крайне недостаточна и нуждается в расширении и совершенствовании. В связи с этим весьма актуальна потребность в разработке программы государственного мониторинга водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений, реализация которой позволит существенно усовершенствовать систему мониторинга, как информационную базу для управления водным фондом.
    
    Правовые основы государственной политики использования и охраны водных объектов определены Водным кодексом Российской Федерации. Но до настоящего времени нет основополагающих документов Правительств Российской Федерации, в которых были бы сформулированы принципы, подходы и основные положения государственной водной политики и определены экономические механизмы ее реализации.
    
    За последние годы удалось несколько улучшить финансирование водохозяйственных работ за счет средств платы за пользование водными объектами. Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета в 2001 году возросли в 3,5 раза по сравнению с 1998 годом. Это позволило возобновить строительство ряда важных водохозяйственных объектов, увеличить объем работ по реконструкции и капитальному ремонту гидросооружений, предотвращению вредного воздействия вод, техническому перевооружению водохозяйственных организаций.
    
    С января 2002 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2001 года N 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озер, морям и экономическим районам", в соответствии с которым ставки платы за пользование водными объектами повышаются в 2 и более раза (по гидроэнергетике в 6 раз).
    
    Расчетная сумма платы за пользование водными объектами составит 6,94 млрд. рублей (в 2001 году - 2,32 млрд. рублей) и, согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", в нарушение Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", направляется в полном объеме в бюджеты субъектов Российской Федерации.
    
    В федеральном бюджете на 2002 год на выполнение федеральных мероприятий по управлению водными объектами предусмотрено выделение свыше 1,14 млрд. рублей. Однако этих средств явно недостаточно для улучшения ситуации в водном хозяйстве.
    
    Дальнейшее развитие нормативного правового регулирования водных отношений должно обеспечить:
    
    четкое разграничение функций, прав и обязанностей федеральных органов государственного управления, органов государственного управления субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и водопользователей в области использования, восстановления и охраны водных объектов;
    
    целевое использование всех средств, поступающих от платежей за использование и загрязнение водных объектов, для их восстановления и охраны, предотвращения вредного воздействия вод;
    
    законодательное и нормативное закрепление форм и методов участия общественности и граждан в обсуждении водохозяйствейных программ, общественном контроле за рациональным использованием и охраной водных объектов.
    
    По итогам состоявшегося обсуждения участники парламентских слушаний рекомендуют:
    
    1. Государственному Совету Российской Федерации разработать и принять Стратегию государственной политики в сфере рационального пользования, восстановления и охраны водных объектов России на период до 2020 года, включая национальный план действий по использованию и охране трансграничных водных объектов и целевые бассейновые программы для крупных речных бассейнов.
    
    2. Правительству Российской Федерации:
    
    2.1. Предусмотреть в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" полномасштабное финансирование мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов России.
    
    2.2. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов:
    
    "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части целевого использования поступлений от платы за пользование водными объектами и отнесению их к неналоговым доходам бюджета);
    
    "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающих разделение потоков налоговых и воспроизводственных платежей за пользование водными ресурсами, а также соответствующие законопроекты, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации";
    
    "О внесении дополнений в Водный кодекс Российской Федерации", предусматривающих механизм аренды водных объектов, в том числе право безвозмездного пользования этими объектами без изъятия водных ресурсов, а также регулирование отношений, обеспечивающих экологическую безопасность водных объектов;
    
    "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год", предусмотрев увеличение средств федерального бюджета по подразделу "Водные ресурсы" для проведения неотложных противопаводковых мероприятий, в районах повышенного риска наводнений;
    
    "О защите населения и территорий Российской Федерации от наводнений";
    
    "О страховании ответственности предприятий-водопользователей";
    
    "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " О государственной тайне";
    
    "О питьевой воде и питьевом водоснабжении";
    
    "О землях водного фонда Российской Федерации";
    
    "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части платежей за загрязнение водных объектов.
    
    2.3. Разработать в 2002 - 2004 годах Схему комплексного использования и охраны водных ресурсов Российской Федерации на период до 2020 года;
    
    2.4. Разработать механизм определения платежей за возмещение возможного ущерба водным объектам и рыбным ресурсам в результате хозяйственной деятельности по разведке и освоению морских нефтегазовых месторождений.
    
    2.5. Осуществить районирование морских акваторий по категориям рыбохозяйственной значимости с целью определения возможности осуществления хозяйственной деятельности в отдельных частях акватории с учетом требований по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды.
    
    3. Федеральному Собранию Российской Федерации:
    
    3.1. Ускорить рассмотрение и принятие законодательных актов, направленных на совершенствование правовой базы в сфере повышения эффективности водопользования, восстановления и охраны водных объектов.
    
    3.2. Активизировать усилия депутатских групп по связям с парламентами Китая и Азербайджана по ускорению подготовки и заключения межправительственных соглашений по трансграничным рекам.
    
    4. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах:
    
    4.1. Обратить особое внимание на повышение эффективности водопользования, а также на целевое использование средств, выделенных из федерального бюджета на финансирование мероприятий по регулированию, использованию и охране водных ресурсов, а также на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
    
    4.2. Обеспечить реализацию региональных программ обеспечения населения питьевой водой.
    
    5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
    
    5.1. Использовать все поступления в 2002 году в их бюджеты от платы за пользование водными объектами на завершение строительства первоочередных водохозяйственных объектов, обеспечивающих безопасность населения и объектов экономики;
    
    5.2. Разработать в 2002 - 2003 годах территориальные программы "Использование, восстановление и охрана водных объектов" до 2010 года для обеспечения реализации федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 860;
    
    5.3. Разработать предложения по совершенствованию экономического механизма водопользования, стимулирующего рациональное пользование водными объектами, внедрение водосберегающих и водоохранных технологий, систем водоподготовки и очистки сточных вод, систем оборотного водоснабжения в промышленности, а также возмещение ущерба, причиненного водным объектам и водохозяйственным фондам.
    


Председатель Комитета Государственной Думы
по природным ресурсам и природопользованию
А.С.Беляков

Председатель Комитета
Государственной Думы по экологии
В.А.Грачев

    
    

Текст документа сверен по:
рассылка
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование