почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
12
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 8 октября 2004 года N ГКПИ2004-897


[Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению п.8 "Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе", утвержденных приказом МПС РФ N 19 от 16 июня 2003 года, в части возложения обязанности предоставления документа, удостоверяющего радиоактивную безопасность груза]

    
    
    Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда РФ А.Н.Зелепукина, при секретаре С.В.Терентьевой, с участием прокурора Л.Ф.Масаловой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Челябвтормет" о признании недействующим п.8 "Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе", утвержденных приказом МПС РФ N 19 от 16 июня 2003 года,
    

установил:

    
    В соответствии с пунктом 8 "Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе", утвержденных приказом МПС РФ N 19 от 16 июня 2003 года, лом, отходы черных и цветных металлов и сплавы из них предъявляются к перевозке в открытом подвижном составе в подготовленном в соответствии со стандартами состоянии, обезвреженными от взрывоопасных, пожароопасных и радиоактивных материалов, очищенными от вредных химических веществ и должны сопровождаться документом, удостоверяющим их взрывобезопасность и радиоактивную безопасность.
    
    Открытое акционерное общество "Челябвтормет" обратилось с заявлением о признании недействующим этого пункта в части возложения обязанности по предоставлению документа о радиоактивной безопасности.
    
    В обоснование своих требований в заявлении акционерное общество указало, что положения этого нормативного правового акта существенно нарушают законные права общества, которое в соответствии с п.3.2 Устава общества занимается заготовкой, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов, а данный пункт Правил возлагает не предусмотренную в законе обязанность предоставления документа, удостоверяющего радиоактивную безопасность, при перевозках железнодорожным транспортом в открытом подвижном составе металлолома.
    
    Такое противоречие заявителем усматривается с п.4 ст.13.1 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июля 1998 года (с последующими изменениями), согласно которому правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации, а не Министерством путей сообщения Российской Федерации.
    
    Кроме того, имеется противоречие с пунктами 20 и 21 "Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года N 370 в силу указанного выше Федерального закона, которыми определен перечень документов, необходимых для перевозки данного вида груза, содержание транспортной накладной, в которых такое требование о предоставлении документа о радиоактивной безопасности не содержится.
    
    В судебное заседание представитель заявителя не явился, но указанное обстоятельство в силу ст.167 ГПК РФ при надлежащем извещении и наличии просьбы о рассмотрении дела без участия представителя не является препятствием к рассмотрению.
    

    Представитель Министерства транспорта Российской Федерации Фадеев В.В. требования заявителя просил оставить без удовлетворения, так как оспариваемый нормативный акт принят компетентным органом государственной власти, противоречий с действующим законодательством не имеется.
    
    Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Обушенко Л.А. полагает, что данный нормативный правовой акт правомерно зарегистрирован Министерством юстиции России, оснований к удовлетворению заявления не имеется.
    
    Заслушав представителей Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации считает необходимым заявление оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
    
    В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с изменениями от 7 июля 2003 года) федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, которые представляют собой нормативные правовые акты, содержащие нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулирующие условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности.
    
    В силу ст.1, п.1 ст.2, ст.7, пунктов 1 и 2 ст.25 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями) правовое регулирование в области обращения с отходами, включая лом металлов, осуществляется настоящим федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией, который включает в себя контроль за соблюдением экологических, санитарных и иных требований.
    
    Таким федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта уполномоченным правом принятия нормативных правовых актов согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 848 "Об утверждении Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации", действовавшего на момент принятия обжалуемого нормативного правового акта, являлось Министерство путей сообщения Российской Федерации.
    

    Положения оспариваемого нормативного правового акта приняты также в соответствии с п.2 ст.784 Гражданского кодекса РФ, указывающим на установление общих условий перевозки правилами, издаваемыми в соответствии с уставами, кодексами и иными законами, ст.ст.3, 18 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации".
    
    Такие условия, в силу ст.ст.422 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются существенными условиями договора перевозки грузов железнодорожным транспортом в открытом подвижном составе и согласно ст.420 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируют отношения, связанные с договором перевозки грузов железнодорожным транспортом. Субъектами данных правоотношений являются грузоотправитель и перевозчик, которые несут по отношению друг к другу взаимные права и обязанности.
    
    В соответствии с частями 1 и 2 ст.18 Федерального закона грузоотправители обязаны подготавливать грузы в соответствии с установленными стандартами техническими условиями и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, пожарную и экологическую безопасность, а перевозчик вправе произвести проверку соответствия груза указанным стандартам, техническим условиям и иным актам.
    
    Пунктами 7.1 и 7.3 "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.6.1.933-00 "2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность "Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 октября 2000 года) предусмотрена выдача санитарно-эпидемиологического заключения на партию металлолома для загруженной к отправке транспортной единицы.
    
    Таким образом, требования предоставления документа, удостоверяющего радиоактивную безопасность груза, содержащиеся в оспариваемом нормативном правовом акте полностью соответствуют вышеуказанным правовым нормам и предлагают грузоотправителю вручить перевозчику документ, который у него должен иметься в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами.
    
    Заявитель указывает, что при обращении с ломом и отходами черных металлов следует руководствоваться только "Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года N 369 (в редакции постановления от 3 октября 2002 года N 731).
    

    Однако указанные Правила не исключают возможности правового регулирования обращения лома и отходов черных металлов иными правовыми актами, принятыми в соответствии с действующим законодательством.
    
    Именно таким правовым актом, учитывающим особенности перевозки грузов железнодорожным транспортом, является оспариваемый нормативный правовой акт, принятый в соответствии с вышеуказанными Федеральными законами.
    
    Из этого следует, что оснований к удовлетворению заявления не имеется.
    
    Руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ч.1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации,
    

решил:

    
    Заявление ОАО "Челябвтормет" о признании недействующим и не подлежащим применению п.8 "Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе", утвержденных приказом МПС РФ N 19 от 16 июня 2003 года, в части возложения обязанности предоставления документа, удостоверяющего радиоактивную безопасность груза, оставить без удовлетворения.
    
    Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
    
    
    

Текст документа сверен по:
рассылка

    


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование