почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
29
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 июля 1994 года N 07-15/29-2160


[О временных методических указаниях по укрупненной оценке
предотвращенного экологического ущерба как обобщенного
показателя оценки деятельности системы природоохранных
органов]


    Для использования в работе направляем Временные методические указания по укрупненной оценке предотвращенного экологического ущерба как обобщенного показателя оценки деятельности системы природоохранных органов.


Заместитель Министра
охраны окружающей среды
и природных ресурсов
Российской Федерации                                 М.В.Толкачев



Проект

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
охраны окружающей среды
и природных ресурсов
Российской Федерации
М.В.Толкачев
25 июля 1994 года


Временные методические указания
по укрупненной оценке предотвращенного экологического
ущерба как обобщенного показателя оценки деятельности
системы природоохранных органов


    Под предотвращенным экологическим ущербом (фактическим и планируемым) следует понимать величину стоимости природно ресурсной части национального богатства (в дальнейшем - природное богатство), сохраненную в результате снижения (фактического или планируемого) негативных воздействий на окружающую природную среду, а также в результате недопущения увеличения негативного воздействия на окружающую природную среду.

    При проведении практических расчетов в настоящее время до разработки методов учета взаимосвязей между отдельными элементами природного богатства и различными видами негативных воздействий оценку следует осуществлять самостоятельно по каждому из видов деятельности природоохранных органов Минприроды России.

    Для оценки величины экономического ущерба, предотвращенного в результате снижения загрязнения окружающей природной среды (выбросов в атмосферу; сбросов в водные объекты; размещение отходов и т.п.) следует для природных ресурсов, по которым установлены платежи за их загрязнение, рассчитывать разность между стоимостью платежа за загрязнение без учета проведения мероприятия по его снижению и стоимостью платежа при уровнях загрязнения после проведения планируемых мероприятий по его снижению. Полученная разность умножается на коэффициент (q), отражающий соотношение между величиной платежа за данный вид загрязнения и расчетной величиной ущерба, наносимого этим видом загрязнения.

    Для проведения расчетов укрупненной оценки предотвращенного экологического ущерба на уровне природоохранного органа должны использоваться перечни осуществляемых им природоохранных мероприятий, составляемые для всех направлений его деятельности, объединенных по блокам (см. Приложение N 1).

    В том случае, если какое-либо мероприятие осуществляется (или намечается осуществить) совместными усилиями территориального органа и других организаций, в соответствии с этим должна быть приведена оценка доли результата, относимого на счет деятельности территориального природоохранного органа.

    Для укрупненных расчетов следует принять, что доля природоохранного органа в предотвращении ущерба составляет:

    - при проведении мероприятия по предписанию природоохранного органа - до 10%;

    - при проведении мероприятий с использованием методических рекомендаций природоохранных органов - 3%.

    Если какое-либо мероприятие выполняется в течение нескольких лет, то следует считать, что получаемые после его завершения ожидаемые экологические результаты целесообразно распределить по годам осуществления мероприятия пропорционально затратам на это мероприятие, приходящимся на соответствующий год. Для этих целей в перечне должны быть представлены удельные веса затрат на каждый год осуществления мероприятия в его общей сметной стоимости.

    Общая величина экологического ущерба, предотвращаемая в результате деятельности территориального органа, рассчитывается как сумма предотвращаемых экологических ущербов для отдельных блоков, в которые объединены виды деятельности природоохранных органов.

    Для укрупненной оценки используется коэффициент q, представляющий собой соотношение стоимостной оценки ущерба и платежа за него, составляет - 300. Этот коэффициент получен на основании расчетов.

    Ежегодный ущерб от загрязнения окружающей среды и хищнического отношения к природным ресурсам с учетом косвенных потерь составляет от 10 до 20% от валового национального продукта ("Проблемы экологии России" под ред. В.И. Данилова-Данильяна, В.М. Котлякова, М., 1993). Исходя из этого условно принимаем, что в 1993 году ущерб составил 15% от валового внутреннего продукта (ВВП). ВВП в 1993 году составил 162,3 трлн. руб. ("Основные показатели социально-экономического развития и хода экономических реформ в Российской Федерации", М., Госкомстат, 1994). Расчетное и фактическое поступление платежей за загрязнение окружающей среды в 1993 году составило соответственно 83,8 и 79,8 млрд. руб.

    Таким образом, в среднем по стране на каждую условную единицу загрязнения народно-хозяйственный ущерб составляет величину в 300 раз большую, чем фактические платежи, внесенные за нее в экологические фонды.

    Следует иметь в виду, что фактический ущерб от загрязнения окружающей среды определяется теми объемами загрязняющих веществ, которые либо миновали очистные сооружения, либо были не уловлены на очистных сооружениях. Тем не менее, с помощью очистных сооружений значительная часть загрязняющих веществ не попадает в природную среду благодаря систематической рутинной работе органов Минприроды России. Эта работа обеспечивает предотвращение того ущерба, который мог бы возникнуть, если бы все задержанные вещества попали в окружающую среду.

    Объем задержанных загрязняющих веществ составляет 60 - 70% от общего объема, и благодаря этому выбросы в атмосферу составляют 24,8 млн. т, а сброс загрязняющих сточных вод - 27241 млн. куб. м. Попадающие в природу продуцируемые загрязнения (40% (30%) от общего объема) вызывают народно-хозяйственный ущерб в размере 24,3 трлн. руб. в год. Задержанные на очистных сооружениях (60% (70%)) вещества предотвращают ущерб в размере 36,1 трлн. руб. Из них доля системы природоохранных органов Минприроды России составляет величину порядка 5 - 10% или 1,8 - 3,6 трлн. руб.

    Таким образом, прекращение деятельности системы природоохранных органов Минприроды России вызовет увеличение негативного воздействия на окружающую среду более чем вдвое с соответствующим увеличением ущерба.



Приложение 1

    Система основных показателей деятельности природоохранных органов Минприроды России структурирована на восемь блоков, отражающих укрупненные сферы основной деятельности:

I блок    - Управление и организация деятельности по охране
окружающей среды и природных ресурсов


II блок   - Осуществление государственного экологического контроля


III блок  - Управление особо охраняемыми природными территориями


IV блок   - Научные исследования и опытно-конструкторские работы в
области охраны окружающей среды


V блок    - Международное сотрудничество


VI блок   - Информационно-издательская деятельность. Экологическое
воспитание, образование, просвещение


VII блок  - Капитальные вложения


VIII блок - Обеспечение государственного управления в области
охраны окружающей среды.



Приложение 2

Форма 2


             Расчет ожидаемого экологического ущерба,
       предотвращенного в результате проведения мероприятий
       по снижению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ
        по _____________________________________ в 19__ г.
              (наименование территориального органа
                        Минприроды России)

+----------------------------------------------------------------+
¦ N ¦Ожидаемый экологический¦ Норматив  ¦Терри-¦ Предотвращенный ¦
¦п/п¦         ущерб         ¦ платы за  ¦тори- ¦ экологический   ¦
¦   +-----------------------¦   тонну   ¦альные¦ущерб, млн. руб. ¦
¦   ¦  вид  ¦снижение выбро-¦  выброса  ¦попра-¦                 ¦
¦   ¦ нега- ¦са (сброса), т ¦ (сброса), ¦вочные¦                 ¦
¦   ¦  тив- +---------------¦    руб.   ¦ коэф-¦                 ¦
¦   ¦ ного  ¦ всего ¦в т.ч. +-----------¦ фици-¦                 ¦
¦   ¦воздей-¦       ¦сверх- ¦  в  ¦сверх¦ енты ¦                 ¦
¦   ¦ ствия ¦       ¦лимита ¦пре- ¦лими-¦      ¦                 ¦
¦   ¦       ¦       ¦       ¦делах¦ та  ¦      ¦                 ¦
¦   ¦       ¦       ¦       ¦лими-¦     ¦      ¦                 ¦
¦   ¦       ¦       ¦       ¦ та  ¦     ¦      ¦                 ¦
¦   ¦- - - -¦- - - -¦- - - -¦- - -¦- - -¦- - - ¦- - - - - - - - -¦
¦   ¦       ¦       ¦       ¦*)   ¦*)   ¦*)    ¦ -4              ¦
¦   ¦       ¦       ¦       ¦     ¦     ¦      ¦10 [(гр.3 - гр.4)¦
¦   ¦       ¦       ¦       ¦     ¦     ¦      ¦x гр.5 + гр.4 x  ¦
¦   ¦       ¦       ¦       ¦     ¦     ¦      ¦гр.6] x гр.7 x q ¦
+---+-------+-------+-------+-----+-----+------+-----------------¦
¦ 1 ¦   2   ¦   3   ¦   4   ¦  5  ¦  6  ¦  7   ¦        8        ¦
+----------------------------------------------------------------+

    Примечания. 1. Под пунктирной чертой указывается источник или метод получения данных соответствующей графы.

    2. Символ *) означает, что для данной графы информация определяется по документу "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды" (Минприроды РФ, М., 1993).




  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование