почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
16
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 ноября 1995 года N 467


О системе профессиональной переподготовки
(повышения квалификации) работников центрального
аппарата, учреждений и организаций Министерства
охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации


    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" N 103 от 07.02.95 и во исполнение решения Коллегии Минприроды России от 11 сентября 1995 года приказываю:

    1. Утвердить "Концепцию профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников центрального аппарата, учреждений и организаций Минприроды России", "Положение о профессиональной переподготовке (повышении квалификации) работников центрального аппарата, учреждений и организаций Минприроды России" (Приложения 1, 2).

    2. На основании поддержки Администрации Московской области (письмо от 02.11.95 N 11-1513) создать в Нахабино Московской области учебную базу отраслевой системы профессиональной переподготовки (повышения квалификации) Минприроды России.

    Делегировать полномочия по управлению привлекаемыми финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами учебной базы Минприроды России Научному и учебно-методическому центру Минприроды России (Никольский).

    3. Научному и учебно-методическому центру Минприроды России (Никольский) по согласованию с Департаментом правового обеспечения, кадров и связей с органами государственной власти и общественными организациями (Гунько) заключить с Московским областным учебным центром "Нахабино" договор о совместной деятельности по созданию учебной базы Минприроды России.

    4. Департаменту правового обеспечения, кадров и связей с органами государственной власти и общественными организациями (Гунько) совместно с Научным и учебно-методическим центром (Никольский) разработать и представить на утверждение:

    - до 30.03.96 перечень региональных учебных центров, образующих сеть отраслевой системы профессиональной переподготовки (повышения квалификации) Минприроды России;

    - до 30.04.96 расчет потребности и план финансирования профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников центрального аппарата, учреждений и организаций Минприроды России на 1996-1997 учебный год;

    - до 30.06.96 отраслевую программу профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников центрального аппарата, учреждений и организаций Минприроды России на 1996-1997 годы.

    5. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Министр охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации                            В.И.Данилов-Данильян



Приложение 1
к приказу Минприроды России
от 20.11.95 N 467


КОНЦЕПЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)
РАБОТНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
МИНПРИРОДЫ РОССИИ


    Коренные преобразования, произошедшие в России в 90-е годы, затронули практически все сферы общественного развития. Изменились:

    - политическое и государственное устройство России. Государственная политика в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов оказалась в прямой зависимости от новой расстановки сил в политической структуре общества и в системе властей. Практически все вопросы ведения, распоряжения и пользования компонентами природной среды в той или иной степени закрепляются за различными административно-территориальными и национально-государственными образованиями в составе Российской Федерации, ставшими самостоятельными субъектами Федерации;

    - геополитическая ситуация, и России необходимо строить свою экологическую и природоресурсную политику с учетом новых государственных границ, разных подходов к решению вопросов охраны окружающей среды и природопользования в бывших республиках СССР и в сопредельных государствах Европы и Азии;

    - экономический фон развития и регулирования экологических и природоресурсных ситуаций. Демонтирована система мощных государственно-централизованных инвестиций. Реальными становятся частная собственность и рыночные отношения в сфере землепользования, недропользования и т.п. Кризис и депрессия резко сокращают финансовые возможности природопользователей выполнять элементарные природозащитные требования;

    - структура субъектно-объектных взаимодействий по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов. Создаются новые и уточняются функции действующих государственных органов власти и управления, в компетенцию которых по определению входят вопросы охраны окружающей среды и природных ресурсов. Активно формируются нормы компетенций и ответственности органов власти и управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов. Возникают новые юридические лица (акционерные общества, объединения, частные предприниматели, фермеры, кондоминиумы и т.д.) с правозащищенными отношениями к недвижимости, земле, природным ресурсам, окружающей среде и т.п. Появляется и закрепляется представление о коммерческой тайне, ограничивающей получение информации, прямо или косвенно отражающей природоресурсные и экологические аспекты деятельности. Образуются новые структуры типа промышленно-финансовых групп, холдингов и т.п., способных самым активным образом влиять на состояние окружающей среды и природопользование;

    - функции государственных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов. В частности Минприроды России его территориальными природоохранными органами и подведомственными организациями (далее Министерство) закреплены функции органа федеральной исполнительной власти, осуществляющей управление в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Все это требует высокого уровня профессионализма, а также его кадрового потенциала. Формирование новой модели государственной службы - модели, отвечающей потребностям демократического общества, всей России зафиксированы в новом Положении "О федеральной государственной службе" (утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года) и Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации". Исполнение функций Министерства теперь должно осуществляться работниками, для оценки пригодности которых введено понятие: "способности и профессиональная подготовка". Для работников устанавливаются жесткие "квалификационные требования" (причем они устанавливаются "сверху" Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом), обязывающие "поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных полномочий". Работники могут продвигаться по службе и рассчитывать на увеличение размера денежного содержания не только "с учетом результатов работы", но и "квалификационные экзамены" с "уровнем" и т.д.;

    - организационно-финансовые возможности решения практических задач профессиональной переподготовки (повышения квалификации) (далее - повышения квалификации) работников Министерства. В связи с резким удорожанием всех видов работ и услуг в рассматриваемой области, становятся невозможными ранее обычные виды повышения квалификации кадров, прямо не связанные с новыми представлениями о прохождении государственной службы. Для перехода к повышению квалификации работников, учитывающих коренные перемены в их содержании и задачах с большой долей вероятности потребуется либо изыскание новых организационных и финансовых возможностей, либо серьезное сокращение ранее действовавших структур и затрат.

    Современные условия выдвигают новые требования к системе повышения квалификации работников учреждений и организаций (далее работников) Минприроды России. Система должна отражать, с одной стороны, требования государственной службы и, с другой - новые требования к самому процессу повышения квалификации. Реагируя на эти изменения, система повышения квалификации кадров должна одновременно трансформироваться в трех плоскостях: в гуманистической ориентации получаемых знаний и умений; в формах получения этих знаний и умений; в стимулах повышения квалификации.

    Для того, чтобы система повышения квалификации работников Министерства соответствовала новым условиям и требованиям, объективно необходима ее существенная трансформация, характеризующаяся следующим:

    - изменения должны иметь системный характер, одновременно затрагивая задачи, содержание, организационные формы и мотивации повышения квалификации работников Министерства;

    - изменения в задачах повышения квалификации должны преимущественно определяться требованиями прохождения государственной службы;

    - изменения в содержании повышения квалификации должны преимущественно определяться вышеуказанными изменениями в задачах и, одновременно, реальными переменами в условиях деятельности Министерства;

    - изменения в организации повышения квалификации должны преимущественно определяться ее большей привязкой к квалификационным процедурам прохождения государственной службы и необходимостью наиболее эффективного использования имеющихся финансовых и материально-технических ресурсов для решения самых необходимых, минимально достаточных действий. Одновременно следует искать возможности максимального использования учебной базы, ресурсов и т.п. общегосударственной системы переподготовки и повышения квалификации работников;

    - изменения в личностных мотивациях повышения квалификации должны преимущественно определяться жесткой связью между квалификацией и прохождением государственной службы.

    Новые, закрепленные в действующем российском праве, общие требования к содержанию и порядку организации процесса повышения квалификации работников должны быть согласованы со специальными требованиями к уровню квалификации работников, проходящих государственную службу в конкретных условиях Министерства.

    Необходимость согласования этих требований вытекает из правозакрепленных общих обязанностей государственного служащего осуществлять соответствующие должностные полномочия, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей, а также общего права работника решения или участвовать в их подготовке в соответствии со своими должностными полномочиями, определяемыми его особым местом и ролью в конкретной структуре Министерства как центрального органа федеральной исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

    Общее содержание специальных требований к уровню профессиональной переподготовки (повышению квалификации) работников учреждений, организаций Минприроды России обусловливается характером основных задач, закрепленных в "Положении о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации", утвержденном Постановлением Российской Федерации от 23.04.1994 N 375.

    К компетенции Министерства относятся вопросы осуществления мер государственного контроля за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, континентального шельфа и морской экономической зоны, за соблюдением норм экологической безопасности; организации мониторинга окружающей природной среды; утверждения нормативов и правил, разработки стандартов регулирования природопользования и охраны окружающей среды; проведения экологической экспертизы; захоронения промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, разрешения выбросов и сбросов загрязняющих веществ; учета и оценки природных ресурсов, организации природно-заповедного дела; экологического воспитания и образования и др.

    Исходя из официально установленных основных задач Министерства, его работники должны иметь специальную профессиональную подготовку по вопросам:

    - комплексного управления в области охраны окружающей природной среды в Российской Федерации, проведения единой научно-технической политики в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

    - координации деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

    - оценки и прогнозирования антропогенного воздействия на окружающую среду, а также состояния и использования природных ресурсов;

    - формирования нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности;

    - организации единой государственной системы экологического мониторинга;

    - организации и проведения государственной экологической экспертизы;

    - организации и осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также за соблюдением норм экологической безопасности;

    - обеспечения населения экологической информацией;

    - организации природно-заповедного дела, управления природно-заповедным фондом Российской Федерации, ведения Красной книги Российской Федерации;

    - реализации обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства России в международных организациях и участия в международных договорах по охране окружающей среды и природных ресурсов, осуществления международного сотрудничества в этой области;

    - развития и эффективного использования материально-технической базы Министерства.

    Обеспечение возможностей для поддержания уровня профессиональной подготовленности работников Министерства, необходимой для исполнения должностных полномочий по указанным вопросам, должно стать непосредственным предметом и основной задачей новой системы повышения квалификации работников учреждений и организаций Минприроды России.

    Объективный характер необходимости перемен в системе повышения квалификации работников Министерства, не изменяя главное содержание этой системы (восполнение недостаточности базового образования и ранее приобретенного практического опыта для квалифицированного выполнения служебных функций), существенно меняет ее целевую ориентацию.

    Конечной целью формирования системы повышения квалификации работников учреждений и организаций Минприроды России следует считать постоянное и гарантированное обеспечение профессионального уровня работников, достаточное для исполнения каждым из них определенной государственной должности в соответствии с нормативными требованиями к профессиональной квалификации работников в конкретной сфере деятельности Министерства и мотивированное жесткой связью уровня профессиональной квалификации и переподготовки работников с самим процессом поступления, прохождения и оставления государственной службы.

    При этом "законченность" следует понимать как создание системы, содержащей все необходимые элементы для самостоятельного решения поставленных задач (общепризнанную официальную концепцию, нормативную базу, организационную структуру и кадры, стабильное материально-техническое и финансовое обеспечение, стимулы для обучающихся и т.д.), способной к саморазвитию и к самоперестройке, постоянному обновлению процесса повышения квалификации и подготовки кадров в соответствии с изменяющимися требованиями.

    Естественно, необходим некоторый период собственно формирования системы, ее адаптации к реальным условиям и адаптации к ней работников Министерства, отработки, в том числе экспериментальной, отдельных элементов этой системы и т.д. Нужно также определенное время на стабилизацию внешних условий, в первую очередь, на упорядочение самой государственной службы, которое только еще начато. Это позволяет рассматривать конечную цель скорее как принципиальный целевой ориентир, как некую критериально-целевую основу для формирования промежуточных этапов последовательного приближения к конечной цели: предполагается, что первый этап (два-три года) должен быть направлен на организацию активного, программного формирования новой системы профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников учреждений и организаций Минприроды России с тем, чтобы в середине указанного срока наиболее существенные элементы этой системы уже начали действовать.

    Для достижения поставленных целей формирование системы профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников учреждений и организаций Минприроды России должно основываться на определенных принципах. К их числу относятся:

    - неразрушающий характер перемен; Новые элементы системы повышения квалификации государственных служащих следует сначала вводить как дополнительные, и только после отработки и получения положительных результатов отменять ныне действующие; максимальное использование возможностей формирования новой системы повышения квалификации работников Министерства на базе имеющейся системы, ее финансовых, кадровых, организационных и иных ресурсов;

    - максимальное использование возможностей (особенно, финансовых и методических), которые для рассматриваемых целей может предоставить общегосударственная система профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников учреждений и организаций Минприроды России;

    - обязательность переподготовки работников как неотъемлемой части процесса прохождения государственной службы;

    - разделение обязательных и дополнительных программ профессиональной переподготовки (повышения квалификации);

    - различие форм финансирования и организации профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников при обучении по обязательным и дополнительным программам (например, допустимость осуществления последнего на коммерческой основе);

    - дифференциация обязательных программ профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников как государственных служащих с учетом различных должностных уровней;

    - строго целевое повышение квалификации государственных служащих Министерства по непосредственному предмету их деятельности в рамках обязательных программ;

    - обязательность квалификационных испытаний по результатам всех видов повышения квалификации государственных служащих Министерства (экзамен, квалификационная работа и т.д.);

    - разнообразие форм повышения квалификации государственных служащих, сочетание общегосударственного и внутриминистерского, коллективного и индивидуального обучения и т.д.

    Сформулированные выше цели и задачи формирования системы профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников учреждений и организаций Минприроды в полной мере должны соответствовать и исходить из общей концепции реформирования государственной службы Российской Федерации.

    Важнейшим элементом этого механизма должна стать такая система, которая наряду с выполнением функции обучения должна также давать и официально признаваемое и документально оформленное заключение об уровне квалификации, полученном работником в результате успешного прохождения соответствующего курса профессиональной подготовки.

    Квалификационный уровень работников учреждений и организаций, с одной стороны, их общей профессиональной подготовкой как государственных служащих органов государственной исполнительной власти, а с другой стороны, уровнем их специальной компетентности в вопросах, составляющих предметную специализацию Министерства и его подразделений как органов, осуществляющих государственное управление в специфической области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

    Необходимо максимально строго регламентировать эти квалификационные требования, что предопределяет целесообразность разработки и утверждения специальных квалификационных требований. Каждый работник должен точно знать объем и содержание предъявляемых к нему квалификационных требований. Система же повышения квалификации государственных служащих и специалистов должна ориентироваться на вышеуказанные стандарты как на необходимый минимум соответствующих знаний и умений.

    В рамках единой системы профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников должны быть определены категории обучающихся и должен быть обеспечен дифференцированный подход к обучению различных категорий или контингентов министерских работников и разработаны соответствующие учебные программы. Такой подход может быть реализован путем:

    - фактического отнесения работников Министерства к официально установленным типам (категориям, группам и т.п.) государственных служащих и получения полного представления о реальной структуре государственных должностей в Министерстве;

    - уточнения и конкретизации квалификационно-профессиональных требований по каждой государственной должности в Министерстве;

    - приведения в соответствие нормативно закрепленных и фактических обязанностей, полномочий и ответственности государственных служащих;

    - проведения целевой аттестации работников Министерства, фактического определения на основе ее итогов структуры и уровня кадровых потребностей Министерства;

    - формирования персонально определенных групп с учетом дифференцированных целей повышения квалификации работников Министерства;

    - формирования в Министерстве кадрового резерва для государственной службы.

    В современных условиях активного обновления всей совокупности хозяйственных, социальных, общественно-политических, правовых и иных отношений, определяющих внешние условия функционирования Министерства, а также постоянного расширения и обновления знаний по предмету его деятельности (государственное регулирование отношений в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов), в условиях строгого ранжирования квалификации и иных должностных соответствий каждой ступени прохождения государственной службы, в условиях постоянного совершенствования и обновления технологии работы в государственных учреждениях (компьютеризация и т.п.) "поддержание" квалификации не может трактоваться иначе как систематическая профессиональная переподготовка (повышение квалификации).

    Предполагается, что принцип обязательности профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников Министерства будет реализовываться в трех направлениях: установление конкретных ситуаций прохождения службы, немыслимых без квалификационных оценок работников; установление необходимого и достаточного перечня обязательных программ повышения квалификации; установление порядка предоставления работникам возможностей для обязательного поддержания квалификации.

    Принцип обязательности профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников Министерства понимается как установление некоторых квалификационных границ принятия на государственную службу и прохождения этой службы. Иначе говоря, необходимо четко обозначить определенные ситуации, при которых официальное подтверждение своей квалификации абсолютно необходимо.

    Обязательность профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников Министерства требует введения ряда формализованных процедур, закрепляющих взаимную ответственность Министерства и его работников в связи с новыми отношениями по этому поводу. В настоящее время информационно-методическое обеспечение становится одним из самых ответственных и сложных элементов системы профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников Министерства. Это связано, в первую очередь, с коренным изменением целевой направленности этой системы, с постоянным обновлением, а по некоторым направлениям деятельности Министерства и с фундаментальным пересмотром нормативной базы, наконец, с удорожанием информации, которая все более становится предметом коммерции. Сейчас стоимость информационно-методическое обеспечение переподготовки руководящих работников ряда организаций, осуществляемой зарубежными фирмами, достигало 30% от общей стоимости обучения и при этом пакеты информационного обеспечения (новейшие инструкции, комментарии специалистов, алгоритмы решения типовых ситуаций и т.д.) рассматривались самими обучающимися как наиболее важная часть переподготовки.

    Организация информационно-методического обеспечения - одна из самых сложных задач формирования системы профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников Министерства. Возможности индивидуального получения необходимой информации сейчас крайне ограничены, и здесь необходим достаточно высокий уровень централизации. К числу наиболее приемлемых организационных форм можно отнести:

    - создание специального подразделения в составе Министерства или целевой переориентации деятельности имеющихся подразделений (библиотеки, информационно-аналитических центров и т.п.) на подготовку квалифицированных информационно-аналитических материалов;

    - введение практики подготовки содержательных аналитических отчетов подразделениями Министерства по тематике своей деятельности;

    - налаживание рабочих контактов с информационно-аналитическими службами Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, а также федеральных министерств и ведомств;

    - организация систематической подготовки целевых информационно-аналитических материалов соответствующими службами Роскомстата и статистических управлений субъектов Федерации;

    - обеспечение максимально возможной открытости по вопросам получения и наличия информационно-аналитических материалов.

    Вышеизложенные концептуально-методологические положения по ряду объективных обстоятельств не могут быть реализованы быстро и применительно ко всем без исключения работникам Министерства. Здесь нужна достаточно сложная организационная трансформация действующей системы профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников, требуется также определенное время, в течение которого будут сформированы некоторые важные внешние условия перехода к новой системе. Таковы, например, создаваемые по распоряжению Правительства Российской Федерации единые требования к учебным программам переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и мн.др.

    В этой связи представляется необходимым своевременно регламентировать на уровне Министерства ту часть нормативно закрепляемых организационных положений, которые, во-первых, уже достаточно определены и вряд ли будут пересмотрены в ближайшее время, во-вторых, укладываются в структуру вышеизложенных концептуально-методологических подходов и, в-третьих, представляются вполне реальными для их выполнения силами и в пределах компетенции самого Министерства. В качестве регламентирующего акта предлагается принять "Положение о дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации) специалистов Минприроды России, территориальных природоохранных органов и подведомственных организаций".



Приложение 2
к приказу Минприроды России
от 20.11.95 N 467


ПОЛОЖЕНИЕ
о профессиональной переподготовке (повышения квалификации)
работников центрального аппарата, учреждений и организаций
Минприроды России


1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение определяет цель, принципы, предмет, содержание, организацию и порядок дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), (далее: "Повышение квалификации") государственных служащих и специалистов (далее: "Работники") центрального аппарата и подведомственных организаций Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (далее: "Министерство").

    1.2. Повышение квалификации работников осуществляется в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в части, касающейся прохождения государственной службы и повышения квалификации работников.

    В связи и по мере изменения действующего российского законодательства в части, касающейся вопросов прохождения государственной службы, повышения квалификации работников, приказом Министерства соответствующие изменения вносятся и в настоящее Положение.


2. Цель и принципы дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации)

    2.1. Целью повышения квалификации работников является постоянное и гарантированное обеспечение уровня их профессиональной подготовки, соответствующего содержанию и объему полномочий определенной государственной должности.

    2.2. Повышение квалификации работников организуется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

    - обязательность повышения квалификации работников как неотъемлемой части исполнения должностных обязанностей;

    - строго целевое повышение квалификации работников по непосредственному предмету их должностных обязанностей или для формирования кадрового резерва Министерства;

    - использование обязательных и дополнительных программ повышения квалификации работников;

    - разнообразие форм финансирования и организации повышения квалификации работников при обучении по обязательным и дополнительным программам;

    - дифференциация обязательных программ повышения квалификации работников в зависимости от групп государственных должностей и профессиональной специализации;

    - обязательность квалификационных испытаний по результатам всех видов повышения квалификации работников (экзамен, аттестация и т.д.);

    - наличие и максимальное использование возможностей повышения квалификации работников на базе имеющейся в Министерстве системы, ее финансовых, кадровых, организационных и иных ресурсов;

    - разнообразие форм повышения квалификации работников, сочетающих общегосударственное и отраслевое, коллективное и индивидуальное обучение;

    - максимальное пользование возможностей (особенно, финансовых и методических) общегосударственной системы повышения квалификации работников.


3. Предмет и содержание дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации)

    3.1. Повышение квалификации работников представляет три основных вида специально организуемого и правообеспеченного пополнения и обновления профессиональных знаний кадрового потенциала Министерства. Эти виды отличаются по назначению, содержанию и организации. Они осуществляются за счет средств федерального и местного бюджетов, в т.ч. средств, специально выделяемых Министерству. Все остальные виды пополнения и обновления профессиональных и иных знаний осуществляются в рамках производственной учебы, а также в инициативном порядке за счет самих специалистов или на общественных началах.

    3.2. Профессиональная переподготовка работников есть правообеспеченная система получения дополнительных знаний, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки работников получают диплом установленного образца.

    3.3. Переподготовка работников есть специально организуемая правообеспеченная система получения дополнительных профессиональных знаний (на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования), достаточных для перехода на федеральную государственную должность иного профиля в тех случаях, когда этот переход признается руководством Министерства необходимым.

    3.4. Повышение квалификации работников есть специально организуемая, постоянно действующая и правообеспеченная система представления каждому работнику возможности пополнения и обновления профессиональных знаний, необходимых для занятия соответствующей государственной должности или для продвижения по службе по профилю своей работы. Объем и содержание этих знаний определяются индивидуальными и групповыми (по категориям обучающихся) квалификационно-образовательными требованиями (см. раздел 7).

    3.5. Повышение квалификации работников представляет систему мер по:

    - разработке и постоянному обновлению профессиональных знаний, учитывающих общие требования к работникам Министерства как государственным служащим и специальные требования в связи с профилем их деятельности или профилем кадрового резерва;

    - определению сроков и форм повышения квалификации;

    - определению и организационному оформлению объема повышения квалификации, осуществляемого в специально установленных образовательных учреждениях;

    - разработке квалификационно-образовательных требований;

    - разработке учебных программ и сопутствующих материалов;

    - организации учебного процесса;

    - информационно-методическому обеспечению повышения квалификации;

    - финансовому и материально-техническому обеспечению;
    - организации аттестационной деятельности.


4. Обязательный характер дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации)

    4.1. Обязательность повышения квалификации работников Министерства вытекает из установления обязательных квалификационных условий назначения на должность и выполнения должностных обязанностей.

    4.2. Каждый гражданин, претендующий на занятие должности, должен иметь образование и подготовку, соответствующую содержанию и объему полномочий по этой должности. Каждый претендент обязан либо подтвердить такое образование и подготовку, либо получить ее дополнительно.

    4.3. Каждый работник может реализовать свое право продвижения по службе только с учетом повышения квалификации до уровня, соответствующего новой должности.

    4.4. Предусматриваются испытания для впервые поступающих на службу или для переходящих на иную должность или иную службу. В ходе подобных испытаний могут стать обязательными повышение квалификации.

    4.5. Предусмотрены периодические аттестации работников, по результатам которых им может быть предложено либо пройти переподготовку, либо перейти на низшую должность.

    4.6. Успешное повышение квалификации является обязательным условием для гарантированной и стабильной работы в системе Министерства. Оно создает основу для продвижения по службе, устраняя квалификационные препятствия, позволяет работникам участвовать в конкурсах на замещение должностей по квалификационным основаниям и создает определенные гарантии для продолжения службы в занимаемой должности.


5. Основания для получения дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации)

    5.1. Основанием (поводом) для направления работников на повышение квалификации могут служить:

    - наступление очередного срока прохождения курса специального обучения работника в соответствии с утвержденными планами подготовки кадров;

    - поступление впервые на работу;

    - обеспечение возможности поддерживать уровень квалификации работника, достаточного для исполнения должностных полномочий;

    - признание аттестационной комиссией несоответствия работника занимаемой должности;

    - предстоящий перевод работника на должность другой группы, либо иного профиля;

    - инициатива работника, обоснованно претендующего на продвижение по службе или на увеличение размера денежного содержания;

    - инициатива руководства при зачислении работника в резерв на продвижение по службе;

    - увольнение из Министерства в связи с реорганизацией или сокращением штата.

    5.2. Направление работника (группы работников) на повышение квалификации оформляется отдельным приказом по Министерству с обязательным указанием основания (повода), срока, места и формы обучения, а также денежного содержания на время обучения и, при необходимости, компенсации дополнительных расходов (приобретение учебных пособий и т.д.). Копии приказов хранятся в личных делах работников.


6. Обеспечение дифференцированного подхода к дополнительному
профессиональному образованию (повышению квалификации)

    6.1. В рамках единой системы повышения квалификации работников к поддержанию необходимого профессионально-квалификационного уровня обеспечивается дифференцированный подход по:

    - категориям специалистов;

    - предметной специализации (содержанию) должностных обязанностей;

    - уровню индивидуальной квалификации и базовому образованию;

    - формам обучения;

    - целям прохождения повышения квалификации;

    - другим устанавливаемым руководством Минприроды России основаниям.

    6.2. К государственным должностям относятся группы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 11.01.95 N 33.

    6.3. Реализация дифференцированного подхода к повышению квалификации работников обеспечивается путем формирования персонально определенных специализированных групп обучающихся и разработки соответствующих учебных программ.


7. Квалификационно-образовательные требования

    7.1. Квалификационные требования определяются как необходимостью решения профессиональных задач работников органов государственной исполнительной власти, так и необходимостью специальной компетентности в вопросах, составляющих компетенцию Министерства и его подразделений как органов, осуществляющих государственное управление в специфической области - охрана окружающей среды и природных ресурсов. Квалификационные требования дифференцируются по группам государственных должностей и по профессиональной специализации работников.

    7.2. Работники обязаны иметь квалифицированные знания Конституции Российской Федерации и действующего российского законодательства. Они должны обладать необходимой профессиональной подготовкой, определяемой их местом и ролью в осуществлении функций государственного управления, т.е. знаний в области организации управления, подготовки, принятия и контроля за исполнением управленческих решений, межведомственной координации, делопроизводства, современных технологий сбора и обработки информации и т.д. Полный свод таких квалификационных требований определяется общегосударственным нормативным актом. Квалификационные требования для высших и главных государственных должностей устанавливаются актами Президента Российской Федерации, в остальных группах государственных должностей эти требования определяются решениями Правительства Российской Федерации или по его поручению соответствующим государственным органом.

    7.3. Работники должны профессионально ориентироваться в вопросах, отнесенных действующим российским законодательством к компетенции Министерства. Конкретный перечень квалификационных требований утверждается Министерством.

    7.4. Квалификационные требования включают применительно к различным группам государственных должностей и профессиональной ориентации работников Министерства формулы важнейших вопросов в соответствии с п.7.2 и 7.3.

    Организация разработки квалификационно-образовательных требований осуществляется Научным и учебно-методическим центром Минприроды России. Требования вводятся, обновляются и уточняются руководством Министерства.


8. Формы повышения квалификации

    8.1. Повышение квалификации работников осуществляется в форме обучения с отрывом от государственной службы и без отрыва от службы. Продолжительность этих форм обучения регламентируется пп.10.2. и 10.4 настоящего "Положения".

    8.2. Конкретная форма повышения квалификации работников устанавливается индивидуально для каждого в соответствии с задачами Министерства, основаниями для повышения квалификации (см. раздел 5 настоящего "Положения") и уровнем индивидуальной квалификации.

    8.3. Повышение квалификации работников с отрывом и без отрыва от государственной службы проводится на базе образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).


9. Планы повышения квалификации
и справки об их выполнении

    9.1. Научный и учебно-методический центр Минприроды России (далее: НУМЦ) ежегодно, не позднее 1 февраля текущего года подготавливает, выпускает и доводит до сведения работников справку о результатах повышения квалификации работников в истекшем году.

    9.2. Руководство Минприроды России ежегодно, не позднее 1 декабря текущего года выпускает и доводит до сведения работников подготовленное Департаментом распоряжение о мерах по повышению квалификации работников на следующий год.

    9.3. Распоряжение о мерах по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих включает:

    - основанные на расчетах потребности в обучении списки кадров, которые должны проходить повышение квалификации или переподготовку с указанием формы и места обучения, а также его задачи (подтверждение квалификации, перевод на другую должность, изменение профиля работы);

    - указание на сохранение или изменение квалификационных требований;

    - персональный состав аттестационной (квалификационной) комиссии;

    - периодичность ее работы;

    - порядок оплаты труда обучающихся и прохождения ими службы в период обучения;

    - задания о материально-техническом обеспечении;

    - задания о финансовом обеспечении;

    - перечень ответственных лиц и служб;

    - меры контроля.

    9.3. Все дополнительные меры и все изменения персонального, содержательного и иного характера в выпущенном распоряжении "О мерах по повышению квалификации работников оформляются только как дополнения и изменения к вышеуказанному распоряжению.

    9.4. Справка о результатах повышения квалификации работников в истекшем году включает:

    - данные о формах и методах повышения квалификации, о персональном составе обучавшихся, о затратах средств и времени;

    - сведения о результатах переподготовки и повышения квалификации: персональные итоги аттестаций, квалификационных экзаменов и последующих перемещений по службе;
    - анализ недостатков и предложения по их устранению.


10. Организация дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации)

    10.1. Повышение квалификации каждого работника проводится в соответствии с имеющимися потребностями, но не реже одного раза в пять лет, и осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального или дополнительного образования.

    10.2. В зависимости от категорий работников устанавливаются следующие формы обучения:

    - повышение квалификации (не менее 72 часов) по профилю профессиональной деятельности;

    - стажировка работников в Российской Федерации и за рубежом, как самостоятельный вид дополнительного профессионального образования или раздела учебного плана при повышении квалификации;

    - профессиональной переподготовки работников для выполнения нового вида профессиональной деятельности с выдачей диплома государственного образца;

    - переподготовка работников для получения новой квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования, с выдачей соответствующего диплома.

    10.3. Повышение квалификации для всех лиц, впервые принятых на должность, в течение первого года работы является обязательным.

    10.4. Организация всех видов работ и научно-методическое обеспечение повышения квалификации работников возлагается на Научный и учебно-методический центр Минприроды России под непосредственным руководством Департамента.

    10.5. Департамент организует:

    - ежегодную подготовку и представление руководству Министерства проекта распоряжения "О мерах по организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих" в соответствии с п.9.2 настоящего "Положения";

    - представление в установленные сроки в Министерство труда Российской Федерации предложений по объемам и структуре государственного заказа на повышение квалификации работников своего ведомства, имея в виду, что для лиц, впервые принятых на государственную службу, повышение квалификации в течение первого года работы является обязательным;

    - внесение в трудовые контракты специалистов взаимных обязательств и ответственности сторон за прохождение и результаты повышения квалификации.

    10.6. НУМЦ организует ежегодную подготовку "Справки о результатах переподготовки и повышения квалификации государственных служащих" в соответствии с п.9.4 настоящего "Положения";

    10.7. НУМЦ организует:

    - лицензирование, аттестацию и аккредитацию региональных центров и образовательных учреждений, ведущих эколого-образовательную деятельность;

    - сертификацию учебных планов и программ, представленных образовательными учреждениями;

    - стажировку преподавателей региональных эколого-образовательных центров;


    - разработку проектов квалификационно-образовательных требований к работникам, занимающим или претендующим на занятие соответствующих должностей (см. п.7.4 настоящего "Положения");

    - разработку проектов учебных программ и планов повышения квалификации работников, и согласование с соответствующими структурными подразделениями Министерства;

    - информационно-методическое обеспечение повышения квалификации работников в соответствии с разделом 12 настоящего "Положения";

    - привлечение на договорной основе квалифицированных работников для научно-методического и организационного обеспечения повышения квалификации специалистов;

    - подготовку и заключение договоров с образовательными учреждениями высшего профессионального или дополнительного образования в соответствии с перечнем таких учреждений, осуществляющих повышение квалификации работников;

    - ведение всей необходимой отчетности по вопросам переподготовки и повышении квалификации работников;

    - ежегодное обоснование потребностей Министерства в повышении квалификации работников по формам и направлениям обучения.

    10.8. Финансовое и материально-техническое обеспечение отраслевой системы повышения квалификации работников Министерства проводится за счет бюджетных средств, выделяемых по соответствующей целевой статье расходов бюджетной классификации Российской Федерации, а также бюджетных средств субъектов Российской Федерации, выделяемых его территориальным органам.


11. Результаты дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации)

    11.1. Результаты повышения квалификации работников учитываются при принятии решений о соответствии с занимаемыми ими конкретным государственным должностям, о продвижении по службе, об увеличении размера денежного содержания, о переводе на государственную должность другой группы либо иного профиля.

    11.2. Результаты повышения квалификации должны быть документально удостоверены образовательными учреждениями, имеющими аккредитацию (п.10.10)*, осуществляющими повышение квалификации работников.

----------------

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование