почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
24
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


КОНВЕНЦИЯ N 162
об охране труда при использовании асбеста*


Ратифицирована
Федеральным законом РФ
N 50-ФЗ от 8 апреля 2000 года


________________
    * Дата вступления в силу: 16 июня 1989 года.
      


    Генеральная конференция Международной организации труда,

    созванная В Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся на свою 72-ю сессию 4 июня 1986 года,

    отмечая соответствующие международные конвенции и рекомендации по труду и, в частности, Конвенцию и Рекомендацию 1974 года о профессиональных раковых заболеваниях, Конвенцию и Рекомендацию 1977 года о производственной среде (загрязнение воздуха, шум и вибрация), Конвенцию и Рекомендацию 1981 года о безопасности и гигиене труда, Конвенцию и Рекомендацию 1985 года о службах гигиены труда, пересмотренный в 1980 году список профессиональных заболеваний, прилагаемый к Конвенции 1964 года о пособиях в случаях производственного травматизма, а также "Свод практических правил по охране труда при использовании асбеста", опубликованный Международным бюро труда в 1984 году, в котором установлены принципы национальной политики и деятельности на национальном уровне,

    постановив принять ряд предложений об охране труда при использовании асбеста, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,

    решив придать этим предложениям форму международной конвенции,

    принимает сего двадцать четвертого дня июня месяца тысяча девятьсот восемьдесят шестого года следующую Конвенцию, которая будет именоваться Конвенцией 1986 года об асбесте.


РАЗДЕЛ I.
Сфера применения и определения

Статья 1

    1. Настоящая Конвенция охватывает все виды деятельности, связанные с воздействием асбеста на трудящихся в процессе работы.

    2. Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, может после консультации с соответствующими наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся и на основании оценки опасностей для здоровья и принятых мер безопасности исключать из сферы применения некоторых положений Конвенции отдельные отрасли экономической деятельности или отдельные предприятия, если он убежден, что в их применении к этим отраслям или предприятиям нет необходимости.

    3. Компетентный орган, принимая решение об исключении отдельных отраслей экономической деятельности или отдельных предприятий, принимает во внимание частоту, продолжительность и уровень воздействия, а также вид работы и условия труда на рабочем месте.


Статья 2

    Для целей настоящей Конвенции:

    а) термин "асбест" означает волокнистую форму минералов из класса силикатов, принадлежащую к горным минералам группы серпентина, т.е. хризотил (белый асбест) и группы амфибола, т.е. актинолит, амозит (коричневый асбест, куммингтонит-грунерит), антофиллит, крокидолит (голубой асбест), термолит, или любые иные соединения, содержащие один или более из этих элементов;

    b) термин "асбестовая пыль" означает содержащиеся в воздухе частицы асбеста или осевшие частицы асбеста, которые могут подняться в воздух производственной среды;

    с) термин "содержащаяся в воздухе асбестовая пыль" означает, в целях измерения, частицы пыли, измеряемые гравиметрическим или иным эквивалентным методом;

    d) термин "респирабельные асбестовые волокна" означает асбестовые волокна, диаметр которых менее 3 мкм, а отношении длины волокна к его диаметру более чем 3 : 1. Только волокна, длина которых более 5 мкм, принимаются во внимание в целях измерения;

    е) термин "воздействие асбеста" означает воздействие на производстве находящихся в воздухе респирабельных асбестовых волокон или асбестовой пыли, источником которых является асбест или минералы, материалы или асбестосодержащие изделия;

    f) термин "трудящиеся" включает в себя членов производственных кооперативов;

    g) термин "представители трудящихся" означает представителей трудящихся, которые признаны как таковые национальными законодательством или практикой в соответствии с Конвенцией 1971 года о представителях трудящихся.


РАЗДЕЛ II.
Общие принципы

Статья 3

    1. Национальными законодательством или правилами предписываются меры, которые следует принимать для предупреждения, контроля и защиты трудящихся в связи с воздействием опасных для здоровья факторов, возникающих при работе с асбестом.

    2. Национальные законодательство и правила, разработанные во исполнение пункта 1 настоящей статьи, периодически пересматриваются с учетом технического прогресса и достижений в области научных знаний.

    3. Компетентный орган может санкционировать временные частичные изъятия из мер, предписанных во исполнение пункта 1 настоящей статьи, на условиях и в пределах сроков, определяемых после консультаций с наиболее представительными соответствующими организациями предпринимателей и трудящихся.

    4. Разрешая частичные изъятия из мер во исполнение пункта 3 настоящей статьи, компетентный орган обеспечивает принятие необходимых мер предосторожности для охраны здоровья трудящихся.


Статья 4

    Компетентный орган консультируется с наиболее представительными заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся относительно мер, которые следует принять для приведения в действие положений настоящей Конвенции.


Статья 5

    1. Соблюдение законодательства и правил, принятых в исполнение статьи 3 настоящей Конвенции, обеспечивается надлежащей и соответствующей системой инспекции.

    2. Национальные законодательство или правила предусматривают необходимые меры, включая соответствующие санкции с целю обеспечения эффективного соблюдения и выполнения положений настоящей Конвенции.


Статья 6

    1. Предприниматели несут ответственность за выполнение предписанных мер.

    2. В случае, когда двое или более предпринимателей одновременно осуществляют свою деятельность в одной рабочей зоне, они сотрудничают в целях выполнения предписанных мер, не уменьшая ответственности каждого предпринимателя за охрану здоровья и безопасность труда работающих у него трудящихся. Компетентный орган власти предписывает, в случае необходимости, общие принципы такого сотрудничества.

    3. Предприниматели в сотрудничестве со службами безопасности и гигиены труда после консультаций с соответствующими представителями трудящихся разрабатывают порядок действий на случай аварийных ситуаций.


Статья 7

    Трудящиеся обязаны, в рамках своей ответственности, выполнять инструкции по безопасности и гигиене труда, касающиеся предупреждения, контроля и защиты от воздействия вредных для здоровья факторов, возникающих при работе с асбестом.


Статья 8

    Предприниматели и трудящиеся или их представители осуществляют, по возможности, самое тесное сотрудничество на всех уровнях на предприятии при осуществлении мер, предписанных настоящей Конвенцией.


РАЗДЕЛ III.
Защитные и профилактические меры

Статья 9

    Национальные законодательство или правила, принятые во исполнение статьи 3 настоящей Конвенции, предусматривают предупреждение воздействия асбеста или защиты от него с помощью одной или более из следующих мер:

    а) установление для работы, при которой может иметь место воздействие асбеста, правил, предписывающих соответствующие инженерные методы защиты и методы работы, включая гигиену рабочего места;

    b) установление специальных правил и процедур, включая разрешение на использование асбеста или некоторых его разновидностей, или некоторых асбестосодержащих изделий, или проведение некоторых производственных процессов.


Статья 10

    В тех случаях, когда необходимо защитить здоровье трудящихся и это технически осуществимо, национальные законодательство или правила предусматривают одну или более из следующих мер:

    а) замену асбеста или некоторых его разновидностей, или асбестосодержащих изделий там, где это возможно, другими материалами или изделиями, или альтернативными технологическими процессами, которые компетентный орган считает на основе научной оценки как безвредные или представляющие меньшую опасность для здоровья;

    b) полное или частичное запрещение использования асбеста или некоторых его разновидностей, или асбестосодержащих изделий в некоторых производственных процессах.


Статья 11

    1. Применение крокидолита и изделий, содержащих это волокно, запрещается.

    2. Компетентный орган имеет полномочия разрешать, после консультации с соответствующими наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся, частичные изъятия из предусмотренного в пункте 1 настоящей статьи запрета, если замена практически неосуществима, при условии, что принимаются меры, обеспечивающие, чтобы здоровье трудящихся не ставилось под угрозу.


Статья 12

    1. Распыление всех видов асбеста запрещается.

    2. Компетентный орган власти имеет полномочия разрешать, после консультации с соответствующими наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся, частичные исключения из предусмотренного в пункте 1 настоящей статьи запрета, если применение альтернативных методов практически неосуществимо, при условии, что принимаются меры, обеспечивающие, чтобы здоровье трудящихся не ставилось под угрозу.


Статья 13

    Национальные законодательства и правила предусматривают, что предприниматели в соответствии с порядком и в пределах, определенных компетентным органом, извещают его об определенных видах работ, связанных с воздействием асбеста.


Статья 14

    Предприятия, добывающие и поставляющие асбест, а также производящие и поставляющие содержащие его изделия, несут ответственность за должную маркировку тары и, если необходимо, изделия, причем эта маркировка должна, согласно предписаниям компетентного органа, производиться на таком языке и таким способом, чтобы заинтересованные трудящиеся и потребители легко понимали ее.


Статья 15

    1. Компетентный орган предписывает предельно допустимые уровни воздействия на трудящихся асбеста или другие критерии воздействия для оценки производственной среды.

    2. Предельно допустимые уровни или другие критерии воздействия устанавливаются, периодически пересматриваются и обновляются в свете технического прогресса и расширения научно-технических знаний.

    3. На всех рабочих местах, где трудящиеся подвергаются воздействию асбеста, предприниматель принимает все соответствующие меры, чтобы предотвратить или контролировать попадание асбестовой пыли в воздух и обеспечивать, чтобы соблюдались предельно допустимые уровни или другие критерии воздействия, а также сократить воздействие до уровня настолько низкого, насколько это практически осуществимо.

    4. Если меры, принимаемые во исполнение положений пункта 3 настоящей статьи, не приводят к снижению воздействия асбеста до предельно допустимых уровней или не отвечают другим критериям воздействия, указанным во исполнение пункта 1 настоящей статьи, предприниматель обеспечивает, эксплуатирует и заменяет, если необходимо, без расходов со стороны трудящихся должную респираторную защитную технику и специальную защитную одежду, в зависимости от обстоятельств. Респираторная защитная техника соответствует нормам, установленным компетентным органом, и используется только как дополнительная, временная, крайне необходимая или исключительная мера, а не как альтернатива техническому контролю.


Статья 16

    Каждый предприниматель несет ответственность за разработку и осуществление практических мер по предупреждению и контролю за воздействием асбеста на работающих на предприятии его трудящихся, а также о защите от вредных факторов, возникающих при работе с асбестом.


Статья 17

    1. Снос оборудования или сооружения, содержащих хрупкие асбестосодержащие изоляционные материалы, а также очистка от асбеста зданий или сооружений, где асбест может оказаться в воздухе, осуществляются только предпринимателями или подрядчиками, которые признаны компетентным органом, как имеющие квалификацию для выполнения такой работы в соответствии с положениями настоящей Конвенции, и которые получили полномочия для выполнения такой работы.

    2. Предприниматель или подрядчик обязаны до начала работ по сносу подготовить рабочий план, уточняющий меры, которые необходимо принять, включая меры, направленные на:

    а) обеспечение трудящихся всей необходимой защитой;

    b) ограничение выделения асбестовой пыли в воздух; и

    с) обеспечение удаления асбестосодержащих отходов в соответствии со статьей 19 настоящей Конвенции.

    3. С трудящимися или их представителями проводятся консультации относительно рабочего плана, указанного в пункте 2 настоящей статьи.


Статья 18

    1. В случаях, когда личная одежда трудящихся может оказаться загрязненной асбестовой пылью, предприниматель, в соответствии с национальными законодательством или правилами и после консультаций с представителями трудящихся, выдает соответствующую рабочую одежду, которую нельзя носить вне рабочего места.

    2. Обработка и чистка использованной рабочей и специальной защитной одежды осуществляются, согласно требованию компетентного органа, в контролируемых условиях в целях предупреждения выделения асбестовой пыли.

    3. Национальные законодательство или правила запрещают уносить домой рабочую и специальную защитную одежду и средства индивидуальной защиты.

    4. Предприниматель несет ответственность за чистку, поддержание в надлежащем состоянии и хранение рабочей одежды, специальной защитной одежды и средств индивидуальной защиты.

    5. Предприниматель предоставляет, по мере возможности, трудящимся, подвергшимся воздействию асбеста, возможности для умывания, принятия ванны или душа в рабочей зоне.


Статья 19

    1. В соответствии с национальными законодательством и практикой предприниматели удаляют асбестосодержащие отходы таким образом, чтобы не ставилось под угрозу здоровье соответствующих трудящихся, включая тех, кто обрабатывает асбестосодержащие отходы, или населения, проживающего вблизи предприятия.

    2. Компетентные органы и предприниматели принимают соответствующие меры для предотвращения загрязнения окружающей среды асбестовой пылью, выделяющейся в результате производственного процесса.


РАЗДЕЛ IV.
Наблюдение за производственной средой
и за состоянием здоровья трудящихся

Статья 20

    1. В случае необходимости защиты здоровья трудящихся предприниматель измеряет концентрацию содержащейся в воздухе рабочей зоны асбестовой пыли и контролирует воздействие асбеста на трудящихся через промежутки времени и применяя методы, указанные компетентным органом власти.

    2. Результаты контроля за производственной средой и за воздействием асбеста на трудящихся хранятся в течение предписанного компетентным органом срока.

    3. Соответствующие трудящиеся и их представители, а также службы инспекции имеют доступ к этим данным.

    4. Трудящиеся или их представители имеют право требовать проведения контроля за окружающей средой и обращаться к компетентному органу в связи с результатами контроля.


Статья 21

    1. Трудящиеся, подвергающиеся или подвергшиеся воздействию асбеста, в соответствии с национальными законодательством и практикой, проходят такие медицинские осмотры, которые необходимы для наблюдения за состоянием их здоровья в связи с воздействием этого вредного производственного фактора и для диагностики профессиональных заболеваний, вызванных воздействием асбеста.

    2. Контроль за состоянием здоровья трудящихся в связи с использованием асбеста не влечет за собой потери в заработках для них. Он осуществляется бесплатно и, по мере возможности, проводится в рабочее время.

    3. Трудящиеся должным и соответствующим образом информируются о результатах медицинских осмотров и получают индивидуальные консультации относительно состояния их здоровья в связи с производственной деятельностью.

    4. Если продолжение работы, связанной с воздействием асбеста, считается с медицинской точки зрения нежелательным, предпринимаются, в соответствии с национальными практикой и условиями, все меры для обеспечения соответствующим трудящимся других средств сохранения их дохода.

    5. Компетентный орган разрабатывает систему уведомления о профессиональных заболеваниях, вызываемых асбестом.


РАЗДЕЛ V.
Информирование и обучение

Статья 22

    1. Компетентный орган после консультации и в сотрудничестве с заинтересованными наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся проводит соответствующие мероприятия с целью содействия распространению информации и просвещения всех соответствующих лиц о вредных для здоровья факторах, возникающих при контакте с асбестом, и о методах их предупреждения и контроля за ними.

    2. Компетентный орган обеспечивает, чтобы предприниматели имели в письменном виде основные принципы и процедуры, касающиеся мер относительно обучения и периодического инструктажа трудящихся по вопросам опасного воздействия асбеста, методов его предупреждения и борьбы с ним.

    3. Предприниматель обеспечивает, чтобы все трудящиеся, которые подвергаются или могут подвергаться воздействию асбеста, были информированы о вредных факторах, связанных с их работой, получали инструкции относительно профилактических мер и правильных методов работы и получали постоянное обучение в этих областях.


РАЗДЕЛ VI.
Заключительные положения

Статья 23

    Официальные грамоты о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации.


Статья 24

    1. Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех членов Международной организации труда, ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором.

    2. Она вступит в силу через двенадцать месяцев после даты регистрации Генеральным директором ратификационных грамот двух членов Организации.

    3. Впоследствии настоящая Конвенция вступит в силу для каждого члена Организации через двенадцать месяцев после даты регистрации его ратификационной грамоты.


Статья 25

    1. Каждый член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, по истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсировать ее заявлением о денонсации, направленным Генеральному директору Международного бюро труда и зарегистрированным им. Денонсация вступает в силу через год после даты ее регистрации.

    2. Для каждого члена Организации, который ратифицировал настоящую Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовался предусмотренным в настоящей статье правом на денонсацию, Конвенция будет оставаться в силе на следующие десять лет, и впоследствии он сможет денонсировать ее по истечении каждого десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.


Статья 26

    1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает всех членов Международной организации труда о регистрации всех ратификационных грамот и заявлений о денонсации, направленных ему членами Организации.

    2. Извещая членов Организации о регистрации полученной им второй ратификационной грамоты, Генеральный директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.


Статья 27

    Генеральный директор Международного бюро труда направляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций исчерпывающие сведения о всех ратификационных грамотах и заявлениях о денонсации, зарегистрированных им в соответствии с положениями предыдущих статей.


Статья 28

    В случаях, когда Административный совет Международного бюро труда считает это необходимым, он представляет Генеральной конференции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает целесообразность включения в повестку дня Конференции вопроса о ее полном или частичном пересмотре.


Статья 29

    1. Если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:

    а) ратификация каким-либо членом Организации новой, пересматривающей конвенции влечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 25, незамедлительную денонсацию настоящей Конвенции при условии, что новая, пересматривающая конвенция вступила в силу;

    b) со дня вступления в силу новой, пересматривающей конвенции настоящая Конвенция закрыта для ратификации членами Организации.

    2. Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и содержанию для тех членов Организации, которые ратифицировали ее, но не ратифицировали пересматривающую конвенцию.


Статья 30


    Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.
    


РЕКОМЕНДАЦИЯ
об охране труда
при использовании асбеста

    Генеральная конференция Международной организации труда,

   созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся на свою 72-ю сессию 4 июня 1986 года,
    
    отмечая соответствующие международные конвенции и рекомендации по труда и, в частности, Конвенцию и Рекомендацию 1974 года о профессиональных раковых заболеваниях, Конвенцию и Рекомендацию 1977 года о производственной среде (загрязнение воздуха, шум и вибрация), Конвенцию и Рекомендацию 1981 года о безопасности и гигиене труда, Конвенцию и Рекомендацию 1985 года о службах гигиены труда, пересмотренный в 1980 году список профессиональных заболеваний, прилагаемый к Конвенции 1964 года о пособиях в случаях производственного травматизма, а также Свод практических правил по охране труда при использовании асбеста, опубликованный Международным бюро труда в 1984 году, в котором установлены принципы национальной политики и деятельности на национальном уровне,

    постановив принять ряд предложений об охране труда при использовании асбеста, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,

    решив придать этим предложениям форму рекомендации, дополняющей Конвенцию 1986 года об асбесте,
    
    принимает сего двадцать четвертого дня июня месяца тысяча девятьсот восемьдесят шестого года следующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1986 года об асбесте.
    


I. Сфера применения и определения

    1. 1) Положения Конвенции 1986 года об асбесте и настоящей Рекомендации следует применять ко всем видам деятельности, связанным с опасностью воздействия на трудящихся асбеста в процессе работы.

    2) В соответствии с национальными законодательством и практикой следует принимать меры, предоставляющие лицам, работающим не по найму, защиту, аналогичную той, которая предусмотрена в Конвенции 1986 года об асбесте и в настоящей Рекомендации.

    3) Особое внимание следует уделять найму лиц моложе 18 лет на работу, связанную с опасностью воздействия производственных факторов, вызываемых асбестом, как это предусматривается компетентным органом.

    2. Виды деятельности, связанные с опасностью воздействия производственных факторов, вызываемых асбестом, должны включать, в частности:

    a) добычу и обработку асбестосодержащих минералов;

    b) изготовление материалов или изделий, содержащих асбест;
    
    c) использование или применение асбестосодержащих изделий;
   

    d) очистку от асбеста, ремонт или поддержание в надлежащем состоянии асбестосодержащих изделий;
    
    e) снос или ремонт установок или сооружений с асбестосодержащими материалами;
    
    f) транспортировку, хранение и обработку асбеста или асбестосодержащих материалов;
    
    g) другие операции, связанные с опасностью воздействия содержащейся в воздухе асбестовой пыли.


    3. Для целей настоящей Рекомендации:
    

    a) термин "асбест" означает волокнистую форму минералов из класса силикатов, принадлежащую к горным минералам группы серпентина, т.е. хризолит (белый асбест), и группы амфибола, т.е. актинолит, амозит ( коричневый асбест, куммингтонит - грунерит), антофиллит, крокидолит (голубой асбест), тремолит или любые иные соединения, содержащие один или более этих элементов;
    
    b) термин "асбестовая пыль" означает содержащиеся в воздухе частицы асбеста или осевшие частицы асбеста, которые могут подняться в воздух производственной среды;
    
    c) термин "содержащаяся в воздухе асбестовая пыль" означает, в целях измерения, частицы пыли, измеряемые гравиметрическим или эквивалентным ему методом;
         

    d) термин "респирабельные асбестовые волокна" означает асбестовые волокна, диаметр которых менее 3 мкм, а отношение длины волокна к его диаметру более 3:1. Только волокна, длина которых более 5 мкм, принимаются во внимание в целях измерения;
    
    e) термин "воздействие асбеста" означает воздействие на производстве находящихся в воздухе респирабельных асбестовых волокон или асбестовой пыли, источником которых является асбест или минерал, материалы или асбестосодержащие изделия;
    
    f) термин "трудящиеся" включает в себя членов производственных кооперативов;     

    g) термин " представители трудящихся" означает представителей трудящихся, которые признаны как таковые национальными законодательством или практикой в соответствии с Конвенцией 1971 года о представителях трудящихся.
    


II. Общие принципы

    4. Меры, предписанные согласно статье 3 Конвенции 1986 года об асбесте, должны разрабатываться таким образом, чтобы охватывать разнообразие вредных производственных факторов, связанных с использованием асбеста во всех видах экономической деятельности, и должны разрабатываться с должным учетом статей 1 и 2 Конвенции 1974 года о профессиональных раковых заболеваниях.

    5. Компетентный орган должен периодически пересматривать предписанные меры, учитывая опубликованный Международным бюро труда Свод практических правил по охране труда при использовании асбеста, другие своды практических правил или руководства, которые могут быть подготовлены Международным бюро труда, а также заключения совещаний экспертов, которые МБТ может созвать, и информацию, поступающую от других компетентных органов, относительно асбеста и заменяющих его материалов.

    6. Компетентный орган, применяя положения настоящей Рекомендации, должен осуществлять свою деятельность после консультаций с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся.

    7. 1) Предприниматель, после консультаций и в сотрудничестве с заинтересованными трудящимися или их представителями, а также с учетом рекомендаций компетентных органов, в том числе служб гигиены труда, должен принимать все соответствующие меры для предупреждения воздействия асбеста или контроля за ним.

    2) В соответствии с национальными законодательством и практикой консультации и сотрудничество между предпринимателем и работающими у него трудящимися могли бы осуществляться через:
    
    a) делегатов трудящихся по охране труда;
   
     b) комитеты по охране и гигиене труда трудящихся или объединенные комитеты по охране и гигиене труда;
    
    с) других представителей трудящихся.

    8. Трудящиеся, работающие с асбестом или асбестосодержащими изделиями, обязаны в рамках своих обязанностей выполнять предписанные инструкции по безопасности и гигиене, включая использование надлежащих средств защиты.

    9. 1) Трудящийся, удалившийся с места работы, которое, как он обоснованно считает, представляет для его жизни или здоровья серьезную опасность, должен:
    
    a) предупредить об этом своего непосредственного руководителя;
  
 b) быть огражден от санкций или дисциплинарных мер, в соответствии с национальными условиями и практикой.


    2) Против трудящегося не должно приниматься наносящих ему ущерб мер в связи с добросовестно поданной им жалобой на то, что, по его мнению, является нарушением предусмотренных законом требований или серьезной неэффективностью мер, принятых предпринимателем в отношении безопасности и гигиены труда и производственной среды.

    

III. Защитные и профилактические меры

    10. 1) Компетентный орган должен обеспечить предупреждение и защиту от воздействия асбеста, предписывая инженерные меры защиты и методы работы, включая гигиену рабочего места, которые обеспечивают максимальную защиту трудящихся.

    2) Компетентный орган должен периодически определять, исходя из уровня воздействия, обстоятельств и условий, превалирующих в производственной среде, а также в свете научных исследований и технического прогресса:
    
    a) те разновидности асбеста и асбестосодержащих изделий, на использование которых следует давать разрешение, а также те производственные процессы, применение которых требует разрешения;
    
    b) те разновидности асбеста и асбестосодержащих изделий, использование которых следует полностью или частично запретить, а также производственные процессы, в которых использование асбеста или некоторых разновидностей асбестосодержащих изделий следует запретить.


    3) В основе запрещения или разрешения на использование определенных разновидностей асбеста и асбестосодержащих изделий и их замены другими веществами должна лежать научная оценка их опасности для здоровья.

    11. 1) Компетентный орган должен поощрять исследования технических и медицинских проблем, относящихся к воздействию асбеста, материалам-заменителям и альтернативным технологиям.

    2) Компетентный орган должен поощрять исследования и разработку асбестосодержащих изделий, других материалов-заменителей или безвредных и менее вредных альтернативных технологий в целях ликвидации или уменьшения риска для трудящихся.

    12. 1) Компетентный орган должен требовать, если вызывается необходимостью защита трудящихся, замены, по мере возможности, асбеста материалами-заменителями.

    2) Все потенциальные материалы-заменители, до их внедрения в какой-либо процесс, должны тщательно оцениваться с точки зрения их возможной опасности для здоровья. Если будет сочтено необходимым, следует постоянно следить за состоянием здоровья трудящихся, работающих с этими материалами.

    13. 1) В целях эффективного соблюдения национальных законодательства и правил компетентный орган должен указывать, какую информацию следует включать в уведомления о работах, связанных с использованием асбеста, предусмотренные в статье 13 Конвенции 1986 года об асбесте.

    2) Эта информация должна, в частности, включать:

    a) разновидность и количество используемого асбеста;

    b) выполняемые виды работ и операции;
    
    c) производимые изделия;
   
    d) численность подвергающихся воздействию асбеста трудящихся и степень и частоту его воздействия на них;
    
    e) профилактические и защитные меры, принимаемые для соблюдения национальных законодательства и правил;
    
    f) любую другую информацию, необходимую для защиты здоровья трудящихся.


    14. 1) Снос тех частей оборудования или сооружений, в которых использованы крошащиеся асбестосодержащие изоляционные материалы, а также очистка от асбеста зданий и сооружений, где асбест может оказаться в воздухе, должны производиться с разрешения, которое следует выдавать только тем предпринимателям или подрядчикам, которые признаны компетентным органом, как имеющие квалификацию для выполнения такой работы в соответствии с положениями настоящей Рекомендации.

    2) Предприниматель или подрядчик обязаны до начала работ по сносу или очистке подготовить рабочий план, уточняющий меры, которые необходимо принять до начала работ, включая меры, направленные на:

    a) обеспечение трудящихся всей необходимой защитой;
    
    b) ограничение выделения асбестовой пыли в воздух;
  
    c) информирование трудящихся, на которых может воздействовать возможный выброс асбестовой пыли в воздух, о том, какие общие процедуры и оборудование следует использовать и какие меры предосторожности следует принимать; и
    
    d) обеспечение удаления асбестосодержащих отходов в соответствии с пунктом 28 настоящей Рекомендации.
    
    3) С трудящимися или их представителями следует консультироваться относительно рабочего плана, указанного в подпункте 2 настоящего пункта.

    15. 1) Каждый предприниматель должен, с участием работающих у него трудящихся, разработать и осуществлять программу профилактики и контроля за воздействием асбеста на трудящихся. Эту программу следует регулярно пересматривать с учетом изменений в производственных процессах и используемом оборудовании или изменений в технологии и методах профилактики и контроля.

    2) Компетентный орган должен в соответствии с национальной практикой осуществлять деятельность с целью содействия, в частности мелким предприятиям, которые могут не располагать техническими знаниями или средствами, в разработке профилактических программ на случай возможного воздействия асбеста.

    16. Следует применять технические средства защиты и надлежащие методы работы для предупреждения выделения асбестовой пыли в воздух рабочей зоны. Даже если допустимые уровни или другие категории оценки воздействия соблюдаются, следует принимать такие меры, которые уменьшили бы воздействие до уровня настолько низкого, насколько это практически достижимо.

    17. Меры, которые следует принимать, с тем чтобы предупреждать или контролировать воздействие асбеста на трудящихся и избежать воздействия, должны включать, в частности, следующее:
    
    a) асбест следует использовать только в том случае, если можно предупредить или защитить от опасности его воздействия; в противном случае он должен быть, по мере технических возможностей, заменен другими материалами или должны использоваться альтернативные технологические процессы, в отношении которых имеются научно обоснованные оценки как безопасных или представляющих меньшую опасность;
    
    b) число лиц, направляемых на работу, связанную с воздействием асбеста, и продолжительность такого воздействия следует сводить до минимума, необходимого для безопасного выполнения этой работы;

   

   c) следует использовать такие механизмы, оборудование и производственные процессы, которые устраняют или сводят к минимуму образование асбестовой пыли и особенно ее выделение в воздух производственной и общей окружающей среды;
    
    d) рабочие места, где использование асбеста может привести к выделению в воздух асбестовой пыли, следует изолировать об общей производственной среды, чтобы избежать возможного воздействия асбеста на других трудящихся;
    
    e) рабочие зоны, где существует возможность воздействия асбеста, должны быть четко разграничены и обозначены предупредительными знаками, ограничивающими доступ посторонних;
    
    f) местонахождение асбеста, используемого в сооружении объектов, следует регистрировать.


    18. 1) Применение крокидолита и изделий, содержащих это волокно, должно запрещаться.

    2) Компетентный орган должен иметь полномочия разрешать, после консультации с соответствующими наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся, частичные исключения из предусмотренного в подпункте 1) настоящего пункта запрета, если замена практически неосуществима, при условии, что принимаются меры, обеспечивающие, чтобы здоровье трудящихся не становилось под угрозу.

    19. 1) Следует запретить распыление всех видов асбеста.

    2) Следует запретить установку изоляционных материалов из хрупкого асбеста.

    3) Компетентный орган должен иметь полномочия разрешать, после консультаций с соответствующими наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся, частичные исключения из предусмотренного в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта запрета, если применение альтернативных методов практически неосуществимо, при условии, что принимаются меры, обеспечивающие, чтобы здоровье трудящихся не ставилось под угрозу.

    20. 1) Предприятия, добывающие и поставляющие асбест, а также производящие и поставляющие содержащие его изделия, должны нести ответственность за должную и соответствующую маркировку тары или изделий.

    2) В национальных законодательстве или правилах следует предусмотреть, чтобы этикетка была напечатана на более распространенном в соответствующей стране языке или языках, и указать, что тара или изделие содержит асбест, что вдыхание асбестовой пыли опасно для здоровья и что следует принимать соответствующие защитные меры.

    3) Национальные законодательство или правила должны предусматривать, чтобы предприятия, добывающие и поставляющие асбест, а также производящие и поставляющие содержащие его изделия, готовили и представляли ведомости, показывающие содержание асбеста, опасности для здоровья и соответствующие защитные меры по материалу или изделию.

    21. Система инспекции, предусмотренная в статье 5 Конвенции 1986 года об асбесте, должна быть основана на положениях Конвенции 1947 года об инспекции труда. Инспекция должна проводиться квалифицированным персоналом. Службы инспекции должны иметь возможность получать от предпринимателя информацию, предусмотренную в пункте 13.

    22. 1) Предельно допустимые уровни должны устанавливаться на основе средневзвешенной во времени концентрации содержащейся в воздухе асбестовой пыли, обычно выражаемой исходя из восьмичасового рабочего дня и сорокачасовой рабочей недели, а также с учетом признанного метода отбора проб и замеров.

    2) Предельно допустимые уровни следует периодически пересматривать и обновлять в свете технического прогресса и достижений в области техники и медицины.

    23. Установки, системы вентиляции, оборудование и средства защиты от воздействия асбестовой пыли следует регулярно проверять и поддерживать в хорошем рабочем состоянии.

    24. Рабочие места следует убирать безопасным методом так часто, как это необходимо для предупреждения скопления асбестовой пыли на поверхностях. Положения Конвенции 1986 года об асбесте и настоящей Рекомендации должны распространяться на осуществляющий уборку персонал.

    25. 1) При невозможности предупредить или защитить от опасности воздействия содержащейся в воздухе асбестовой пыли иным образом предприниматель должен обеспечивать, поддерживать в должном состоянии и заменять бесплатно для трудящихся надлежащую респираторную защитную технику и специальную одежду. В таких условиях трудящиеся обязаны использовать такое оборудование.

    2) Респираторная защитная техника должна соответствовать нормам, установленным компетентным органом, и применяться только как дополнительная, временная, крайне необходимая или исключительная мера, а не как альтернатива техническим средствам защиты.

    3) Если требуется использование респираторной защитной техники, следует предусматривать должные перерывы в соответствующих местах для отдыха с учетом физической нагрузки , связанной с использованием такое техники.

    26. 1) В случаях, когда личная одежда трудящихся может оказаться загрязненной асбестовой пылью, предпринимателю следует, в соответствии с национальным законодательством или правилами и по консультации с представителями трудящихся, выдавать бесплатно для трудящегося соответствующую рабочую одежду, которую нельзя носить вне рабочего места.

    2) Предприниматели должны предоставлять трудящимся в соответствующей форме должную информацию о вредных для здоровья членов их семей или других лиц факторах, которые могут возникнуть в результате того, что домой может быть принесена загрязненная асбестовой пылью одежда.

    3) Обработка и чистка использованной рабочей и специальной защитной одежды должны осуществляться в контролируемых условиях в целях предупреждения выделения асбестовой пыли в воздух, согласно требованию компетентного органа.

    27. 1) Для трудящихся, подвергающихся воздействию асбеста, следует предусмотреть, в случае необходимости, двойные помещения для смены одежды, умывальные и душевые помещения и комнаты отдыха.

    2) Следует предусмотреть в рабочие часы достаточное время для смены одежды, принятия душа или для умывания после рабочей смены, в соответствии с национальной практикой.

    28. 1) В соответствии с национальными законодательством и практикой предприниматели должны удалять асбестосодержащие отходы таким образом, чтобы не ставилось под угрозу здоровье заинтересованных трудящихся, включая тех, кто обрабатывает асбестосодержащие отходы, или населения, проживающего вблизи предприятия.

    2) Компетентный орган и предприниматели должны принимать соответствующие меры для предотвращения окружающей среды асбестовой пылью, выделяющейся в результате производственного процесса.

    

IV. Наблюдение за производственной средой и за
состоянием здоровья трудящихся

    29. В случаях, определяемых компетентным органом, предприниматель должен принимать меры в целях систематического наблюдения за концентрацией содержащейся в воздухе рабочей зоны асбестовой пыли и за продолжительностью и уровнем воздействия асбеста на трудящихся и наблюдения за состоянием здоровья трудящихся.

    30. 1) Уровень воздействия асбеста на трудящихся должен измеряться или рассчитываться, исходя из средневзвешенной во времени концентрации за определенный отрезок времени.

    2) Отбор проб и замеры концентрации содержащейся в воздухе асбестовой пыли должны проводиться квалифицированным персоналом, используя методы, одобренные компетентным органом.

    3) Частота и пределы отбора проб и замеров должны соответствовать уровню риска, изменениям в производственном процессе или другим соответствующим условиям.

    4) Оценивая риск, компетентный орган должен принимать во внимание риск, вызываемый асбестовыми волокнами всех размеров.

    31. 1) Для предупреждения заболевания и функционального нарушения, вызываемых воздействием асбеста, все трудящиеся, направляемые на работу, связанную с воздействием асбеста, должны проходить, по мере необходимости:
    
    a) предварительный медицинский осмотр;
   

    b) периодические медицинские осмотры через соответствующие промежутки времени;
    
    с) другие проверки и обследования, в частности, рентгенографию грудной клетки и функциональные пробы легких, которые могут потребоваться для наблюдения за состоянием их здоровья в связи с воздействием производственной опасности и выявления ранних признаков заболевания, вызванного асбестом.


    2) Интервалы между медицинскими осмотрами должны определяться компетентным органом с учетом степени воздействия и состояния здоровья трудящихся в связи с влиянием опасного производственного фактора.

    3) В соответствии с национальными законодательством и практикой компетентный орган должен обеспечить, чтобы трудящиеся имели возможность продолжать находиться под соответствующим медицинским наблюдением после прекращения работы, связанной с воздействием асбеста.

    4) Предусмотренные подпунктах 1) и 3) осмотры, анализы и обследования следует, по мере возможности, проводить в рабочее время, и они должны быть бесплатными для трудящихся.

    5) Если результаты медицинских анализов или обследований обнаруживают клинические или доклинические нарушения, должны приниматься меры с целью предупреждения или уменьшения воздействия производственных опасностей на данных трудящихся и прекращения дальнейшего ухудшения состояния их здоровья.

    6) Результаты медицинских осмотров должны использоваться для определения состояния здоровья в связи с воздействием асбеста и не должны использоваться для дискриминации трудящегося.

    7) Результаты медицинских осмотров должны использоваться для содействия трудоустройству трудящегося на рабочее место, соответствующее состоянию его здоровья.

    8) Трудящиеся, за чьим здоровьем ведется наблюдение, должны пользоваться:
   

    a) правом на конфиденциальность личной и медицинской информации;
    
    b) правом на получение полных и подробных объяснений относительно целей и результатов наблюдения;
    
    c) правом не давать согласие на оперативное медицинское вмешательство, которое нарушает целостность организма.


    32. Трудящихся следует информировать соответствующим и надлежащим образом, в соответствии с национальной практикой, о результатах медицинских осмотров, и они должны получать индивидуальные консультации относительно состояния их здоровья в связи с трудовой деятельностью.

    33. Если при наблюдении за состоянием здоровья обнаружено вызванное асбестом профессиональное заболевание, следует, в соответствии с национальными законодательством и практикой, уведомлять об этом компетентный орган власти.

    34. Если продолжение работы, связанной с воздействием асбеста, считается противопоказанным с медицинской точки зрения, следует, согласно национальным условиям и практике, обеспечить соответствующих трудящихся другими средствами сохранения их дохода.

    35. В национальных законодательстве или правилах следует, в соответствии с Конвенцией 1964 года о пособиях в случаях производственного травматизма, предусмотреть компенсацию трудящимся, которые получили заболевание или у которых обнаружены функциональные нарушения в связи с воздействием асбеста на производстве.

    36. 1) Данные контроля за состоянием производственной среды следует хранить не менее 30 лет.

    2) Данные контроля за воздействием асбеста на трудящихся, а также отдельные разделы из их медицинских карт, касающиеся воздействия асбеста на здоровье, и рентгеновские снимки грудной клетки должны храниться не менее 30 лет после прекращения работы, связанной с воздействием асбеста.

    37. Заинтересованные трудящиеся, их представители и службы инспекции должны иметь доступ к записям контроля за производственной средой.

    38. В случаях закрытия предприятия или после прекращения с трудящимися трудовых отношений записи и информацию, хранимые в соответствии с пунктом 36 настоящей Рекомендации, следует сдавать в архив согласно указаниям компетентного органа.

    39. В соответствии с принятой Административным советом Международного бюро труда Трехсторонней декларации о принципах, касающихся многонациональных предприятий и социальной политики, национальная и многонациональная компания, имеющая более чем одно предприятие, обязана осуществлять меры безопасности, касающиеся предупреждения, ограничения и защиты от вредных для здоровья факторов, связанных с производственным воздействием асбеста, охватывающие без дискриминации трудящихся на всех ее предприятиях, независимо от места или страны, где они расположены.

    

V. Информирование и обучение

    40. Компетентный орган должен принимать меры с целью содействия обучению и информированию всех соответствующих лиц относительно предупреждения, ограничения и защиты от вредных для здоровья факторов, связанных с воздействием на производстве асбеста.

    41. Компетентный орган должен, после консультации с заинтересованными наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся готовить соответствующие методические руководства для предпринимателей, трудящихся и других лиц.

    42. Предприниматели должны обеспечить, чтобы трудящиеся, которые могли находиться под воздействием асбеста, получали бесплатно периодическую подготовку и инструкции на языке и методами, легко воспринимаемыми трудящимися, относительно влияния такого воздействия на здоровье, мер, которые необходимо принимать, чтобы предотвратить и ограничить воздействие асбеста, особенно относительно правильных методов работы, предупреждающих и ограничивающих образование и выделение в воздух асбестовой пыли, а также относительно использования предоставленных трудящимся общих и индивидуальных средств защиты.

    43. При проведении мер обучения внимание следует обращать на особую опасность для здоровья трудящихся, вызываемую сочетанием курения и воздействия асбеста.

    44. Организации предпринимателей и трудящихся должны принимать конструктивные меры по осуществлению сотрудничества и участию в выполнении программ профессиональной подготовки, информирования, предупреждения, контроля и защиты в том, что касается профессиональных опасностей, вызываемых воздействием асбеста.

    

Текст документа сверен по:
"Конвенции и рекомендации,
принятые МКТ. 1957-1990 гг.,
Женева, 1991". Том 1.
Неофициальный перевод

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование