почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
19
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 11 октября 2001 года N ГКПИ01-1184, 1467



Пункт 3 Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций
гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие
чернобыльской катастрофы, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455, в части слов
"исходя из суммы 700 рублей в месяц"
признан недействительным

(Извлечение)

____________________________________________________________________
Кассационной коллегией Верховного Суда РФ 31 января 2002 года данное решение оставлено без изменения.
____________________________________________________________________

         

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455 был утвержден Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы (далее - Порядок).
    
    В Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из суммы 700 рублей в месяц в зависимости от степени утраты трудоспособности.
    
    Кировская и Псковская областные организации общероссийской общественной организации инвалидов "Союз "Чернобыль" России обратились в Верховный Суд РФ с жалобами о признании п.3 Порядка недействительным (незаконным) с момента принятия, ссылаясь на то, что ограничение заработка, из которого должно производиться возмещение вреда, причиненного здоровью, суммой, равной 700 руб. в месяц, не соответствует закону и нарушает права на возмещение вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
    
    В судебном заседании представители заявителей требование уточнили и просили признать недействительным п.3 оспариваемого Порядка в части слов "исходя из суммы 700 рублей в месяц".
    
    Верховный Суд РФ жалобы заявителей 11 октября 2001 года удовлетворил по следующим основаниям.
    
    Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" абз.4 подп.1 п.23 ст.1 данного Закона в части, касающейся лишения военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, причиненного их здоровью, был признан противоречащим чч.1 и 2 ст.19, ст.42 и ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации и утратил силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного постановления.
    
    В п.3 резолютивной части названного постановления также отмечено, что Федеральному Собранию в течение шести месяцев надлежит внести изменения в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года, вытекающие из данного постановления.
    
    Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения, согласно которым военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п.25 ч.1 ст.14 этого Закона.
    
    Кроме того, в ст.3 упомянутого Федерального закона установлено, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001-2003 годов Исчисление указанных денежных компенсаций осуществляется со 2 июня 1998 года в соответствии с п.3 резолютивной части упомянутого постановления.
    
    Порядок и условия возврата гражданам недополученных денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.
    
    Анализ приведенных положений ст.3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ позволяет суду прийти к следующим выводам.
    
    Во-первых, законодатель признал, что военнослужащие, получающие пенсию за выслугу лет и ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью, начиная со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года (с момента вступления в силу указанного Федерального закона).
    
    Во-вторых, законодатель не установил для этих лиц какого-либо особого порядка исчисления денежных сумм, подлежащих выплате в возмещение вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, и не ограничил семьюстами рублями сумму месячного заработка, из которого исчисляется сумма возмещения вреда (денежная компенсация).
    
    В-третьих, законодатель поручил Правительству Российской Федерации разработать и принять акт лишь о порядке и условиях возврата гражданам недополученных за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года сумм в возмещение вреда здоровью (денежных компенсаций), но не уполномочил его заниматься вопросами порядка исчисления этих сумм, в том числе определением предельного размера месячного заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда здоровью.
    
    Следовательно, закрепив в п.3 Порядка предписание о том, что выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, должна производиться за прошлое время из суммы 700 руб. в месяц, Правительство Российской Федерации вышло за пределы полномочий, предоставленных ему в ч.2 ст.3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ.
    
    При этом порядок исчисления сумм в возмещение вреда здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, получающих пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", приведенный в п.3 оспариваемого акта, не соответствует действовавшим в период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года положениям п.25 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
    
    Согласно названной норме Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I в редакции от 24 ноября 1995 года инвалидам из числа военнослужащих гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчислялась сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.
    
    Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ в данную норму внесены изменения: слова "семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда" заменены словами "700 рублей".
    
    С 6 января 2000 года порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
    
    В силу ст.12 данного Закона размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
    
    Средний месячный заработок застрахованного подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного), на 12.
    
    Если до наступления страхового случая застрахованный работал менее 12 месяцев, средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, на число этих месяцев. При подсчете среднего месячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.
    
    По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
    
    По существу, аналогичный порядок исчисления размера возмещения вреда, причиненного работнику увечьем, был закреплен в ст.ст.13-15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей (утративших силу с 6 января 2000 года).
    
    Таким образом, при возмещении вреда, причиненного здоровью работника при исполнении обязанностей по трудовому договору, в период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года, законодатель не ограничивал предельным размером - 700 руб. в месяц - сумму заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты.
    
    Установив такое ограничение, Правительство Российской Федерации фактически уменьшило размер недополученных денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью, лицам, перечисленным в п.3 оспариваемого Порядка.
    
    Между тем в силу п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
    
    Согласно ст.1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других установленных в законе обязанностей, возмещается по правилам главы 59 данного Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
    
    С учетом вышеизложенного п.3 оспариваемого Порядка в части слов "исходя из суммы 700 рублей в месяц" не соответствует ст.ст.1064, 1084-1086 ГК РФ, поскольку ограничивает по сравнению с этими нормами размер возмещения вреда военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, согласно которой военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет, по смыслу ст.42 Конституции Российской Федерации, должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы.
    
    Так как при рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемое заявителями предписание нормативного акта не соответствует закону и нарушает права на возмещение вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, оно должно быть признано недействительным.
    
    Верховный Суд РФ жалобы заявителей удовлетворил: признал недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455, в части слов "исходя из суммы 700 рублей в месяц".
    
    Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 31 января 2002 года решение оставила без изменения.
    
    
    

Текст документа сверен по:

"Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации",
N 5, 2002 год


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование