почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
19
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 января 1994 года


Иски и заявления прокурора в суде,
арбитражном суде

(Методические рекомендации по подготовке исков и
заявлений, участию прокурора в их рассмотрении)


1. Общие положения

    При выявлении в ходе проверок нарушений прав граждан, интересов общества и государства и необходимости обращения прокурора в суд, арбитражный суд с требованиями об их защите руководствоваться положениями статей 21 и 31 Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации", нормами материального и процессуального законодательства, приказами Генерального прокурора Российской Федерации N 20 от 28 мая 1992 года "Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации" и N 32 от 29 июля 1992 года "О разграничении компетенции территориальных и специализированных прокуратур", а также указанием Генерального прокурора Российской Федерации N 48/8 от 16 ноября 1992 года "Об участии прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве".

    Следует также использовать информационные письма "О практике обращения прокуроров в суды с заявлениями о признании правовых актов противоречащими закону" N 8-14а-92 от 19.08.92, "О практике подготовки и направления прокурорами исковых заявлений в арбитражные суды" N 8-13-93 от 23.01.93 и другие методические материалы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации.


2. Предмет исков, заявлений прокурора

    Инициатива в предъявлении исков и заявлений необходима прежде всего для защиты интересов граждан, особо нуждающихся в подобной помощи, - несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, многодетных и одиноких родителей и др.

    Вопрос о предъявлении исков в интересах юридических лиц должен решаться в каждом конкретном случае. Определяющими моментами здесь являются: выявленное нарушение затрагивает государственные, общественные интересы или интересы значительной части населения, крупных трудовых коллективов; отсутствует другой орган, правомочный предъявить требование о защите общественных и государственных интересов; устранение нарушения иными правовыми средствами невозможно (в случае отклонения протеста, представления, отказа возместить ущерб или восстановить нарушенное право во внесудебном порядке или предъявить иск в пределах компетенции должностного лица и т.п.).

    Предъявление регрессных требований о возмещении ущерба целесообразно, в первую очередь, в случаях причинения его в результате хищений государственного и общественного имущества, возмещения государством убытков, причиненных собственнику преступлением, нарушений законодательства о поставках продукции и товаров для государственных нужд, об охране природы, о защите жизни и здоровья граждан, увольнении работников и т.д.

    Не следует подменять в этих вопросах кооперативные и частные предприятия, предпринимателей, если в результате правонарушений не затрагиваются интересы общества или государства.

    В некоторых законодательных актах особо выделено право прокурора на обращение в суд (например, ст.7 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", ст.30 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статьи 59, 63 Кодекса о браке и семье РСФСР, ст.258 Гражданского процессуального кодекса РСФСР*).

----------------

    * Далее - ГПК.

    К искам, предъявляемым в арбитражный суд прокурором, могут быть отнесены, например, иски о признании недействительными актов государственных и иных органов, учредительных документов предприятий, договоров о применении мер имущественной ответственности к нарушителям природоохранительного законодательства; в отдельных случаях прокурор может предъявить иск в интересах организации и гражданина-предпринимателя, если ответчиками, к которым предъявлены исковые требования, допущены нарушения, затрагивающие государственные и общественные интересы (п. 1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 11 от 23 июня 1992 года "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").


3. Условия предъявления исков, заявлений

    По некоторым делам законом установлен порядок предварительного внесудебного разрешения (например, ч.1 ст.210 КЗоТ Российской Федерации, ст.41 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей).

    Прокурор, обращаясь в суд в интересах другого лица либо с учетом предоставленных законом полномочий - самостоятельно, также должен соблюдать этот порядок.

    Так, согласно статье 94 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и статье 61 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" обращению прокурора в суд с заявлением о признании незаконными правовых актов соответствующих Советов и администрации должно предшествовать принесение протеста в адрес Совета или должностного лица, издавших такой акт.

    В других случаях, специально не предусмотренных законом, прокурор, исходя из конкретных обстоятельств, вправе сам выбрать, обращаться ли ему вначале с протестом, а затем, в случае его отклонения либо несвоевременного рассмотрения, - в суд с заявлением о признании правового акта незаконным либо - сразу в суд с таким заявлением (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 27 апреля 1993 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону").

    Как разъяснено в пункте 2.2 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 4 от 15 апреля 1992 года "О вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", прокурор при предъявлении иска в защиту государственных и общественных интересов не должен представлять доказательств принятия мер к непосредственному урегулированию спора.


4. Формы взаимодействия органов прокуратуры

    Вопросы взаимодействия территориальных и специализированных прокуроров, а также районных и вышестоящих прокуроров при подготовке, направлении в суд исков и заявлений и участии в их рассмотрении регулируются пунктом 3 приказа N 32, пунктами 3-5 указания N 48/8 и, кроме того, нормами процессуального законодательства.

    Поскольку проверки на основании статьи 20 Закона о прокуратуре осуществляют районные, городские прокуроры и приравненные к ним военные, транспортные и иные специализированные прокуроры, а также отделы по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратур республик, краев, областей (и соответствующие им подразделения в специализированных прокуратурах), которые располагают данными о выявленных нарушениях закона, на них возлагается ответственность за качество и сроки подготовки заявлений и документов для обращения в суд, арбитражный суд.

    Если дела подсудны районному (городскому), военному суду, то подготовленные заявления и другие материалы направляют в суд районные, городские прокуроры, приравненные к ним военные, транспортные и иные специализированные прокуроры; они могут быть направлены и вышестоящими прокурорами.

    При подсудности дел краевому, областному суду, краевому и областному арбитражному суду, соответствующему им военному суду, а также суду и арбитражному суду автономной области и автономного округа подготовленные вышеуказанными прокурорами и отделами соответствующих прокуратур документы (проекты заявлений, документы и иные материалы) должны передаваться в отделы прокуратур по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским и арбитражным делам.

    Работники этих отделов, с учетом требований материального и процессуального законодательства, судебной и арбитражной практики, а также практики участия прокуроров в рассмотрении дел судом, должны осуществлять окончательное оформление заявлений и прилагаемых к ним документов. Решение о направлении заявлений в суд принимает соответствующий прокурор или его заместитель.

    Аналогичным образом передаются в отделы по надзору за законностью постановлений судов по гражданским и арбитражным делам прокуратур республик для окончательного оформления подготовленные материалы и проекты заявлений, подсудные Верховным судам республик и Высшим арбитражным судам республик в составе Российской Федерации.


5. Подведомственность и подсудность исков, заявлений

    Необходимо прежде всего правильно определить подведомственность дела суду или арбитражному суду.

    При этом следует руководствоваться, в частности, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 12/12 от 18 августа 1992 года "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам", Пленума Верховного суда Российской Федерации N 6 от 22 апреля 1992 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе" и др.

----------------

    * Далее - АПК.
    
    Для дел некоторых категорий законами установлена подсудность не районному (городскому) народному суду, а краевому, областному либо иному суду (например, ст.61 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", ст.9 п. "б" Закона СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)"). Поэтому с заявлениями по такого рода делам в указанные суды должны обращаться не районные (городские) прокуроры, а прокуроры соответствующего уровня.

    Установив, что дело подведомственно арбитражному суду, прокурор должен правильно, в соответствии со статьями 24 и 24 АПК, определить подсудность дела (Высшему арбитражному суду Российской Федерации, Высшему арбитражному суду республики в составе Российской Федерации, краевому, областному, городскому арбитражному суду, арбитражному суду автономной области или автономного округа).

    В зависимости от того, какому арбитражному суду подсуден тот или иной спор, решается вопрос о правомочности прокурора направить исковое заявление в арбитражный суд. Здесь необходимо учитывать особенности арбитражного процессуального законодательства.

    В отличие от норм гражданского судопроизводства, которые не ограничивают право прокурора соответствующего уровня на предъявление заявлений в любой территориальный суд, статья 34 АПК предусматривает определенные условия для такого обращения.

    Только Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям предоставлено право направлять исковые заявления в Высший арбитражный суд Российской Федерации и любой другой арбитражный суд.

    В краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов исковые заявления вправе направлять соответствующие прокуроры и их заместители, а также прокуроры специализированных прокуратур, приравненных к прокуратурам областей, и их заместители, независимо от территориального местонахождения арбитражного суда.

    Что касается Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, то право направления исковых заявлений в эти суды принадлежит прокурорам данных республик и их заместителям; прокуроры других республик, краев, областей таким правом не обладают.

    Поэтому при выявлении нарушений, для устранения которых требуется обращение в арбитражный суд, и отсутствии у прокурора права на непосредственное обращение необходимо своевременно направлять материалы вышестоящему прокурору, правомочному предъявить исковое заявление в арбитражный суд.


6. Требования, предъявляемые к искам и заявлениям

    Направляемые прокурорами в суды заявления, исковые заявления должны быть мотивированными, содержать ссылки на нормы материального и процессуального права и доказательства, подтверждающие заявленные требования.

    Органы прокуратуры освобождаются от уплаты государственной пошлины в суде по искам, подаваемым в интересах юридических и физических лиц (подп. "щ" п.1 ст.4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине"), и при обращении в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов (подп. "о" п. 2 ст.4 того же Закона).

    Форма и содержание заявления прокурора в суд должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 126 ГПК. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в статье 127 ГПК.

    Если прокурором предъявлено требование по спору о праве гражданском (возникшему из гражданских, семейных, трудовых, жилищных и других отношений), оно оформляется как исковое заявление и рассматривается по правилам искового судопроизводства. После наименования суда, в который подается заявление, указывается, от какого прокурора оно исходит. Поскольку сам прокурор не является истцом, а выступает в защиту интересов гражданина или организации, в качестве истца указывается лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.

    Необходимо избегать распространенной ошибки предъявления исковых заявлений по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Эти дела предусмотрены Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года, по жалобам граждан на наложение административных взысканий, а также дела о признании противоречащими закону правовых актов, изданных органами и должностными лицами, указанными в части 1 статьи 20 Закона о прокуратуре. Для возбуждения указанных дел в суде прокурор предъявляет в суд заявление, а не исковое заявление и не протест.

    Заявление подается прокурором в суд и по делам особого производства (главы 26-33 ГПК), в том числе о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным.

    Лицо, в интересах которого прокурор подает заявление, указывается им в качестве заинтересованного лица.

    При оформлении исковых заявлений в арбитражный суд необходимо руководствоваться статьями 79-81 АПК.

    Следует учитывать, что к исковому заявлению в арбитражный суд должны прилагаться документы, подтверждающие направление ответчикам копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые отсутствуют у ответчика. Поскольку предъявление прокурором иска в интересах организации и гражданина-предпринимателя может иметь место лишь в случаях, когда ответчиками допущены нарушения, затрагивающие государственные и общественные интересы, в каждом исковом заявлении необходимо указывать, что оно предъявляется в защиту государственных и общественных интересов и в чем конкретно выражается нарушение.


7. Участие прокуроров в суде, арбитражном суде
при рассмотрении исков, заявлений

    Дело, возбужденное по инициативе прокурора, должно быть рассмотрено с участием прокурора. В арбитражном суде должны участвовать, как правило, работники отдела по надзору за законностью постановлений судов по гражданским и арбитражным делам.

    При направлении заявления, искового заявления в другой, с точки зрения территориальности, суд, арбитражный суд или направлении заявления специализированным прокурором предъявивший заявление прокурор может сам участвовать в его рассмотрении. При отсутствии такой возможности копии заявления и наиболее важных документов направляются прокурору, к компетенции которого относится участие в рассмотрении дел данным судом, арбитражным судом, с просьбой обеспечить участие прокурора в рассмотрении дела. Копия письма направляется также в соответствующий суд, арбитражный суд для последующего уведомления прокурора о дате рассмотрения дела. В подобном случае повышаются гарантии рассмотрения заявления с участием прокурора.

    Права и обязанности прокурора, участвующего в рассмотрении дела арбитражным судом, регулируются статьями 27, 28, 32, 34, 78 и другими статьями АПК, а прокурора, участвующего в рассмотрении гражданского дела, - статьями 29, 30, 41 и другими статьями ГПК.

    Особенности участия в судебном разбирательстве гражданского дела прокурора, предъявившего иск или заявление, состоят в следующем: после доклада дела прокурор первым дает объяснения (ч. 1 ст.166 ГПК); лица, участвующие в деле, вправе задавать вопросы прокурору (ст.30 ГПК); прокурор участвует в судебных прениях первым (ст.185 ГПК); после судебных прений прокурор высказывает мнение по существу дела в целом (ст.187 ГПК).

    Следует иметь в виду, что участвующий в судебном разбирательстве гражданского или арбитражного дела прокурор не связан доводами заявления, искового заявления и вправе самостоятельно определить свою позицию на основании требований закона, материалов дела и внутреннего убеждения.

    Позиция участвующего в деле прокурора не зависит и от мнения лица, в интересах которого возбуждено гражданское дело, поскольку это лицо не лишено права требовать рассмотрения дела по существу (ч.3 ст.41 ГПК).

    Если от требований отказалось лицо, в интересах которого они были заявлены прокурором, такой отказ не лишает прокурора права поддерживать их, если отказ истца, заинтересованного лица противоречит закону или нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы (ст.34 ГПК).


8. Принесение протестов на судебные решения,
не вступившие в законную силу

    Незаконные и необоснованные судебные решения и определения по искам и заявлениям прокуроров подлежат опротестованию в кассационный срок.

    Согласно части 2 статьи 282 ГПК прокурор или заместитель прокурора приносит протест на незаконное или необоснованное решение по гражданскому делу независимо от того, участвовал ли он в данном деле. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и отделов могут приносить протесты только по делам, в рассмотрении которых они участвовали.

    В соответствии со статьей 117 АПК кассационный протест на решение арбитражного суда может быть принесен только тем прокурором, который предъявил иск, или его заместителем. В случае если участие по арбитражному делу обеспечивалось не прокурором, предъявившим иск, участвовавший в деле прокурор обязан незамедлительно информировать его об отказе в удовлетворении исковых требований для своевременного опротестования незаконного решения.

    Срок для кассационного опротестования решения или определения суда по гражданскому делу составляет 10 дней (ст.284 ГПК), а по арбитражному делу - один месяц (ст.122 АПК) со дня вынесения решения.

    При пропуске кассационного срока по уважительной причине прокурор может обратиться в суд, постановивший решение по делу, с ходатайством о восстановлении срока, указав причину пропуска и приложив к ходатайству кассационный протест (ст.105 ГПК, ст.78 АПК).

    Кассационный протест прокурора по гражданскому делу должен соответствовать требованиям, изложенным в статье 286 ГПК, а по арбитражному делу - в статье 120 АПК.

    К кассационному протесту могут быть приложены новые письменные доказательства, не исследовавшиеся судом первой инстанции, которые принимаются во внимание кассационной инстанцией при оценке законности и обоснованности судебного решения. Указанные дополнительные материалы могут быть положены в основу отмены решения и направления дела на новое рассмотрение.

    Кассационный протест представляется в суд, вынесший решение по гражданскому делу, с копиями по числу лиц, участвующих в деле (ст.287 ГПК).

    Кассационный протест по арбитражному делу направляется в арбитражный суд, вынесший решение, если в нем образована коллегия по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу. При отсутствии такой коллегии протест подается в Высший арбитражный суд Российской Федерации через арбитражный суд, принявший решение. К кассационному протесту необходимо приложить документ, подтверждающий направление его копии лицам, участвующим в деле.

    В соответствии с пунктом 7.2 приказа N 20 от 28.05.92 при кассационном рассмотрении протеста должен участвовать прокурор, его принесший, а если он не воспользуется этим правом - вышестоящий прокурор.

    Поддержание кассационного протеста в Высшем арбитражном суде республики в составе Российской Федерации, краевом, областном, городском арбитражном суде целесообразно осуществлять работникам отдела по надзору за законностью постановлений судов по гражданским и арбитражным делам соответствующей прокуратуры.

    Поскольку согласно статье 33 Закона о прокуратуре протест на решение, определение и постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван только прокурором, принесшим протест, участвующий в суде кассационной инстанции прокурор может не поддерживать кассационный протест и высказать собственное мнение в отношении опротестованного судебного постановления, руководствуясь законом, материалами дела и внутренним убеждением.


9. Принесение протестов на судебные решения,
вступившие в законную силу

    Решая вопрос о наличии оснований для принесения протеста на вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу, необходимо руководствоваться правилами, предусмотренными статьей 330 ГПК, а по арбитражному делу - правилами, установленными статьей 140 АПК.

    При наличии таких оснований по гражданскому делу протест направляется в соответствующий суд прокурором в пределах компетенции, установленной статьями 320, 321 ГПК.

    В соответствии со статьей 133 АПК Генеральный прокурор Российской федерации и его заместители обладают правом принесения протестов на вступившие в законную силу решения всех арбитражных судов, а прокурор республики в составе Российской Федерации (с учетом правил ст.133 АПК в редакции Закона от 7 июля 1993 года) - на решения Высшего арбитражного суда республики в составе Российской Федерации.

    Если прокурор не имеет самостоятельного права принесения протеста на вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, он может внести представление об этом вышестоящему прокурору, наделенному соответствующими правомочиями.

    Исходя из особенностей арбитражного судопроизводства представление о принесении протеста на решение арбитражного суда следует направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокурорам республик, краев, областей, автономной области и автономных округов. При этом необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 135 АПК протест не может быть принесен по истечении года со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

    Решая вопрос о принесении протеста, прокурор не вправе приостановить исполнение судебного постановления по арбитражным делам (ст.34 Закона о прокуратуре, ст.135 АПК).

    При составлении и подаче протеста по гражданскому делу применяются правила статьей 324, 286 ГПК, а по арбитражному делу статьи 120 АПК. Указанным правилам должно соответствовать и представление прокурора о принесении протеста на решение суда, арбитражного суда, вступившее в законную силу.


10. Опротестование судебных определений
в стадии исполнения решений

    Работа по предъявлению прокурором исков, заявлений в интересах граждан, государства и общества может считаться завершенной лишь в случае исполнения судебных решений на добровольной основе или путем принудительного исполнения.

    Следует иметь в виду, что производство по некоторым делам заканчивается стадией судебного разбирательства. В частности, решения, которые констатируют наличие или отсутствие определенных правоотношений (о признании недействительными сделок, правовых актов, признании гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным и т.д.), указывают на необходимость осуществления определенных функций должностными лицами (удостоверение сделки нотариусом, назначение опекунов, попечителей и др.), предусматривают осуществление регистрации в соответствующих органах (жилого строения, юридических фактов и т.п.), не требуют принудительного исполнения. Так, признание судом правового акта противоречащим закону свидетельствует о недействительности акта с момента его издания, в связи с чем не требуется отмены такого акта издавшим его органом или должностным лицом.

    Вопросы исполнения решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, а также в предусмотренных законом случаях решений арбитражного суда - регулируются правилами, установленными главой 38 ГПК.

    Исполнительными документами по гражданским делам являются исполнительные листы (п.1 ст.339 ГПК), а по арбитражным делам приказы арбитражного суда, выдаваемые в предусмотренных законом случаях (п.3 ст.339 ГПК).

    Особенности исполнения решений арбитражного суда регулируются статьями 148-157 АПК.

    Следует иметь в виду, что возможность принудительного исполнения решения ограничена сроком предъявления исполнительного документа к исполнению.

    Согласно статье 345 ГПК решение суда по делу, в котором хотя бы одной из сторон является гражданин, может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления его в законную силу, а по всем остальным делам - в течение одного года, если законодательством не установлены иные сроки.

    В соответствии со статьей 150 АПК выданный взыскателю приказ арбитражного суда может быть предъявлен к исполнению не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения решения, либо со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления приказа к исполнению.

    При нарушении прав и законных интересов граждан, общества и государства в процессе исполнения судебных решений, вынесенных по искам, заявлениям прокурора, последний вправе в соответствии со статьей 428 ГПК принести протест на действия судебного исполнителя по исполнению решения или на отказ в совершении таких действий. Протест приносится в суд, при котором состоит судебный исполнитель, в течение 10 дней со дня совершения им действия или со дня, когда прокурору, не извещенному о времени и месте совершения действия, стало о нем известно. Прокурор должен участвовать в рассмотрении своего протеста судьей. Он вправе принести протест на определение судьи по вопросу о действиях судебного исполнителя.

    В случаях, предусмотренных процессуальным законодательством (статьи 343, 347, 350, 366 и др. ГПК, а также статьи 153, 155 АПК), прокурором могут быть опротестованы и определения суда по вопросам исполнительного производства.

    Порядок принесения и рассмотрения протестов на определения суда по гражданским делам регулируется статьями 315-318 ГПК, а по арбитражным делам - статьей 132 АПК.


11. Образцы исков, заявлений, протестов*

Арбитражный суд Курской области

Коллегия по разрешению дел по экономическим
спорам и спорам в сфере управления
Прокурора Курской области
в защиту государственных и общественных
интересов,
в интересах комитета по управлению имуществом
г.Курска (адрес, номер расчетного счета,
наименование банка);
    

ответчики:
    

Фонд имущества г.Курска
(адрес, номер расчетного счета, наименование
банка);
малое предприятие "Салон мод "Геппа"
(адрес, номер расчетного счета, наименование
банка)
    

о признании сделки о приватизации
недействительной
(цена иска 1 000 000 руб.)

----------------

    * При подготовке образцов использованы фабулы конкретных дел.


ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
(в порядке статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации)

    Планом приватизации муниципального предприятия ателье "Маргарита", согласованным с городским Советом народных депутатов и утвержденным 25 сентября 1992 года комитетом по управлению имуществом г.Курска, в качестве способа приватизации был предусмотрен конкурс.

    13, а затем 19 октября 1992 года, состоялся инвестиционный конкурс по продаже ателье "Маргарита", в котором в качестве покупателя участвовало лишь одно малое предприятие "салон мод "Геппа", которое и оказалось победителем конкурса.

    23 октября 1993 года между фондом имущества г.Курска и малым предприятием "Салон мод "Геппа" была заключена сделка о приватизации муниципального предприятия ателье "Маргарита".

    Указанная сделка произведена с нарушением Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 года.

    При совершении сделки не были соблюдены предусмотренные законодательством условия приобретения муниципального имущества по конкурсу, необоснованно занижена начальная цена ателье, покупателю малому предприятию "Салон мод "Геппа" - предоставлены незаконные льготы и преимущества перед другими покупателями.

    В частности, вопреки требованиям, изложенным в названной Государственной программе, комитетом по управлению имуществом г.Курска не был определен конкретный способ приватизации ателье "Маргарита". В плане приватизации ателье в качестве способа приватизации обозначен конкурс, однако не указано, какой именно: коммерческий или инвестиционный. В связи с этим фонд имущества г.Курска произвольно назвал конкурс инвестиционным. Между тем инвестиционным конкурс не являлся, поскольку продавцом не балы разработана и предложена участникам инвестиционная программа, а покупателем не представлена информация о направленности, сроках и объемах инвестиций, которые он намерен произвести в приватизированный объект. Вследствие этого неизвестны критерии, которыми руководствовалась комиссия при определении победителя конкурса. Заложенные в план приватизации условия о сохранении профиля предприятия и рабочих мест в течение шести месяцев не могут расцениваться в качестве инвестиционной программы продавца и обязательны для любого конкурса (как коммерческого, так и инвестиционного).

    Приватизация ателье проводилась на основании Временного положения о приватизации государственных и муниципальных предприятий по инвестиционному курсу, утвержденного 9 октября 1992 года председателем фонда имущества г.Курска, вопреки статье 5 Государственной программы приватизации, которая предусматривает, что Положение об инвестиционных конкурсах должно утверждаться Госкомимуществом России.

    Поскольку Временное положение принято неуполномоченным органом, с превышением компетенции и в противоречии с законодательством Российской Федерации, оно согласно статье 11 АПК не может быть применено для оценки законности совершенной сделки.

    При проведении конкурса были ущемлены интересы трудового коллектива ателье "Маргарита", вследствие чего он был лишен возможности участвовать в конкурсе.

    Согласно пункту 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" условия конкурса должны быть опубликованы не позднее чем за 30 дней до даты проведения конкурса.

    Несмотря на отсутствие решения комитета по управлению имуществом г.Курска о сокращении этого срока, фонд имущества 3 октября 1992 года опубликовал сообщение о проведении конкурса 15 октября. Фактически конкурсная комиссия приступила к работе 13 октября, т.е. раньше объявленного срока. Заявка ателье "Маргарита" на участие в конкурсе была безмотивно отклонена, а затем дата конкурса была перенесена на 19 октября без сообщения об этом в печати. Таким образом, потенциальные покупатели были лишены возможности подать в столь ограниченный срок заявки на участие в конкурсе, а предприятию "Салон мод "Геппа" были предоставлены незаконные преимущества.

    Кроме того, на основании постановления Правительства Российской Федерации N 595 от 14 августа 1992 года "О переоценке основных фондов (средств) в Российской Федерации" все предприятия независимо от форм собственности должны были в срок до 1 октября 1992 года произвести переоценку основных фондов в соответствии с Порядком проведения переоценки основных фондов Российской Федерации, утвержденным Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. Несоблюдение указанных требований привело к тому, что начальная цена трехэтажного кирпичного здания площадью 1335,8 кв. м вместе с технологическим оборудованием, иными основными и оборотными средствами была определена по состоянию на 1 июля 1992 года в размере 374200 руб., а продано ателье за 1000000 руб. Это значительно ниже действительной рыночной стоимости приватизированного объекта.

    Приватизация муниципального предприятия по заниженной стоимости существенно нарушила государственные и общественные интересы. Указанная сделка как не соответствующая требованиям закона должна быть признана недействительной на основании статьи 48 ГК РСФСР.

    С учетом изложенного, руководствуясь статьями 3, 34, 72 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 31 Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации",

прошу:

    1. Признать недействительной сделку о приватизации муниципального предприятия ателье "Маргарита", заключенную 23 октября 1992 года между фондом имущества г.Курска и малым предприятием "Салон мод "Геппа".

    2. Обязать каждую из сторон возвратить другой стороне все полученное по сделке.

    3. Решить вопрос о взыскании с ответчиков государственной пошлины.

    Приложение: копии писем о направлении сторонам копий искового заявления, материалы проверки на 76 листах.


   

  Прокурор Курской области
(подпись)



Текст документа сверен по:
рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование