почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
15
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


УТВЕРЖДЕНО
приказом министра
морского флота
от 29.12.89 N 118


ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ


1.Общие положения

    
    1.1. Настоящее Положение определяет порядок классификации, расследования и учета аварийных случаев (АС) с судами во время плавания или на стоянке.
    
    1.2. В Положении приняты следующие понятия и определения:
    
    1.2.1. "Аварийный случай" - случай с судном, приведший его к бедствию в результате воздействия непреодолимых стихийных явлений природы или экстремально тяжелых гидрометеорологических условий плавания;
    
    - различные повреждения судна (корпуса, устройств, судовых технических средств), смещение перевозимого груза и/или изменение его физико-химических свойств в процессе морской перевозки, посадки судна на грунт, касание грунта, препятствующие нормальной эксплуатации (плаванию) судна;
    
    - повреждение судном берегового сооружения, средств навигационного оборудования (СНО), другого судна (судов), потеря буксируемого объекта, палубного груза, намотка троса и/или сетей на гребной винт.
    
    Под повреждением судна следует понимать различные повреждения корпуса, конструкций, механизмов, устройств установок, оборудования и снабжения, подлежащих техническому надзору Регистра или другого классификационного общества.
    
    К береговым сооружениям следует относить причалы, пристани, пирсы, терминалы, эстакады, молы, набережные, волноломы (брекватеры), шлюзы, мосты, палы, сваи, ледорезы и тому подобные устройства с их стационарным и технологическим оснащением и оборудованием (трубопроводы, железнодорожные и подкрановые пути, краны и средства механизированной обработки судов и т.п.), а также плавучие доки, мастерские, платформы, станции и дебаркадеры, если они установлены на своих штатных местах.
    
    Факт смещения груза и/или изменение его физико-химических свойств в процессе морской перевозки и создавший препятствия для нормальной эксплуатации (плавания) судна является АС. Если при этом присутствует признак утраты мореходных качеств судна, то такой АС классифицируется по п.2.4.4. При других условиях АС классифицируется по п.2.5.1.
    
    Повреждение судном рыболовных сетей (снастей, тралов) АС не считается и под действие ПРАС-90 не подпадает, исключая случаи намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты).
    
    АС, связанный с повреждением лихтера (лихтеров) в период его (их) нахождения на борту лихтеровоза, под действие ПРАС-90 не подпадает.
    
    1.2.2 . "Судно" - управляемые экипажем морские, озерные, речные, грузовые, пассажирские, ледокольные, рыбопромысловые, технические, гидрографические, экспедиционные, нефтегазоразведочные и другие суда, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие перегружатели, подводные аппараты, системы сбора океанских данных (ССОД), дебаркадеры, плавучие буровые установки, плавучие доки, плавучие мастерские, платформы и другие плавучие объекты.
    
    1.2.3. "Мореходные качества" - совокупность нормируемых в соответствии с правилами Морского регистра или другого признанного классификационного общества (имеющее с Морским регистром соглашение о взаимном признании) прочности, плавучести и непотопляемости судна.
    
    1.2.4. "Эксплуатационные ограничения" - выставленные Морским регистром или другим признанным классификационным обществом определенных ограничений в условия эксплуатации судна с учетом снижения уровня технического состояния и/или ухудшения мореходных качеств, появления недостатков в оборудовании, некомплектности снабжения, наступивших в результате аварийного случая.
    
    1.2.5. "Навигационная безопасность" - это степень точности и достаточности нагрузки навигационных карт и пособий для плавания, своевременности оперативной навигационной информации о смещении СНО со штатных мест и изменении их характеристик, полноты и надежности гидрографического обследования района плавания, стабильности характеристик РНС, качества прогнозируемой погоды и рекомендаций о безопасных путях плавания и другие факторы, повышающие безопасность судоходства.
    
    1.3. Определению и учету подлежат убытки по АС, представляемые судовладельцем:
    
    - в случае гибели судна - его балансовая стоимость (за вычетом износа) на первое число предшествующего кораблекрушению месяца;
    
    - стоимость исправления повреждений, полученных в результате АС (сметная калькуляция на выполнение ремонтных работ по устранению повреждений составляется по отраслевым унифицированным калькуляционным нормативам (УКН) и единым нормам времени (ЕНВ);
    
    - расходы, затраченные на восстановление мореходных качеств судна;
    
    - стоимость спасательных операций или буксировки аварийного судна;
    
    - стоимость утраченного и/или убытки от повреждения груза в результате АС.
    
    Для определения стоимости устранения повреждений, полученных в результате АС, следует использовать сметную калькуляцию на выполнение работ по устранению аварийных повреждений, которая составляется в соответствии с действующем в отрасли положением о порядке ценообразования в судоремонте, либо счета предприятия (российского или иностранного), выполнившего эти работы. В сметную калькуляцию входят затраты на рабочую силу, использованные материалы, накладные расходы судоремонтного предприятия и стоимость докования. Предварительную оценку убытков производят техническая, коммерческая и бухгалтерская службы судовладельца.
    
    Если убытки по АС выражены в СКВ, то ее сумма переводится в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату аварийного случая.
    
    1.4. Действие настоящего Положения распространяется.
    
    1.4.1. На поднадзорные Морскому регистру или другому классификационному обществу суда, принадлежащие судовладельцам Российской Федерации, независимо от форм собственности и подчиненности, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, АС с которыми произошел во время их эксплуатации, ремонта или отстоя в морском или приравненном к нему районе плавания, исключая участки внутренних судоходных путей (ВСП), где навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов осуществляется органами речного транспорта.
    
    Когда АС имел место во время ремонта судна на судоремонтном предприятии, при решении вопроса об утрате мореходных качеств, факт нахождения судна на ремонте, а также не действующие в связи с этим судовые документы не должен приниматься во внимание. Заключение об утрате мореходных качеств в таких случаях производится на основании результатов освидетельствования судна классификационным обществом.
    
    1.4.2. На суда, плавающие под иностранным флагом в случаях, предусмотренных разделом 6 настоящего положения.
    
    1.4.3. На плавучие доки, мастерские, платформы, станции и дебаркадеры только на период их перегона.
    
    Основываясь на положениях Правил классификации и постройки морских судов (изд. 1985 года), устанавливается нижний предел области распространения ПРАС-50 на суда:
    
    - самоходные с мощностью СЭУ 55 квт (кроме пассажирских, наливных судов и судов, предназначенных для перевозки горючих и других опасных грузов, а также буксиров);
    
    - несамоходные с валовой вместимостью 80 рег.тонн.
    
    1.5. Действие настоящего Положения не распространяется:
    
    1.5.1. На корабли и суда Военно-Морского Флота Российской Федерации, погранвойск МБ Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
    
    1.5.2. На маломерные суда, неподнадзорные Морскому регистру или другому признанному классификационному обществу (самоходные с мощностью СЭУ 55 кВт и менее, кроме пассажирских, наливных и судов, предназначенных для перевозки горючих и других опасных грузов, а также буксиров; несамоходные с валовой вместимостью 80 рег.тонн и менее).
    
    1.5.3. На суда, находящиеся в постройке.
    
    1.5.4. На судовые баржи и плоты леса.
    
    1.6. Целями расследования аварийного случая является его классификация, установление обстоятельств, причин, последствий, убытков, оценка действий причастных лиц, а также разработка профилактических мер по предупреждению аварийности.
    
    

2. Классификация АС

    
    2.1. AC классифицируется как:
    
    2.1.1. Кораблекрушение;
    
    2.1.2. Авария;
    
    2.1.3. Аварийное происшествие;
    
    2.1.4. Эксплуатационное повреждение.
    
    2.2. Кораблекрушением считается:
    
    2.2.1. AC, в результате которого произошла гибель судна или его полное конструктивное разрушение, после чего проведение восстановительного ремонта нецелесообразно.
    
    2.2.2. АС, в результате которого потерян буксируемый судном объект.
    
    2.3. Аварией считается:
    
    2.3.1. АС (пункт 1.2.1 настоящего Положения), повлекший гибель человека. (Случай гибели и/или травмирования человека (людей) расследуется в установленном порядке независимо от проведения расследования АС).
    
    Случай классифицируется аварией, если гибель человека явилась следствием АС. Погибшим считается лицо, скончавшееся на месте аварийного случая или умершее от последствий такового.
    
    2.3.2. AC с пассажирским судном, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.
    
    2.4. Аварийным происшествием считается:
    
    2.4.1. AC, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствие для производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.
    
    Появление хотя бы одного какого-либо эксплуатационного ограничения в результате АС (например, снижение мощности СЗУ, скорости, ограничение района плавания, изменение режима перевозки грузов и т.д.) является одним из учитываемых признаков при классификации АС.
    
    2.4.2. АС, в результате которого произошло повреждение судном подводного кабеля, подводного трубопровода, СНО, берегового сооружения, приведшее к выводу их из эксплуатации.
    
    2.4.3. АС, в результате которого судно находилось на мели 24 часа и более, независимо от размера и характера полученных и/или нанесенных повреждений.
    
    В случае обнаружения при доковании судна повреждений корпуса, не выявленных водолазным осмотром, проведенным в результате посадки на грунт или после плавания судна во льдах, независимо от времени, прошедшего после указанных событий, необходимо провести расследование по вновь вскрытым фактам, дополнительно характеризующим аварийный случай.
    
    2.4.4. АС, в результате которого на судне произошло смещение перевозимого груза и/или изменение его свойств, приведшее к утере хотя бы одного из мореходных качеств.
    
    Классификация производится при утрате мореходных качеств судна в результате смещения груза или изменения его физико-химических свойств в процессе морской перевозки (нагревание, возгорание, выделение ОВ сверх предельно допустимых концентраций, разжижение и др.).
    
    Повреждение груза, потеря палубного груза (каравана леса) без повреждения корпуса и утраты мореходных качеств судна относятся к коммерческому браку.
    
    2.4.5. АС, в результате которого произошла намотка тросов и/или сетей на гребной винт или руль, повреждение судном другого судна, создавшие препятствия в производственной деятельности судна (судов) в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.
    
    2.5. Эксплуатационным повреждением считается:
    
    2.5.1. AC, в результате которого произошло повреждение судна или другого судна, или смещение перевозимого груза и/или изменение его физико-химических свойств, не подпадающие под признаки, указанные в пп.2.4.1, 2.4.4, 2.4.5 настоящего Положения.
    
    При отсутствии утраты мореходных качеств судна и/или создания препятствий в производственной деятельности в связи с появлением эксплуатационных ограничений - АС относится к классу эксплуатационных повреждений.
    
    Планируемые остановки САУ в открытом море для осуществления технического обслуживания или устранения возникшего дефекта, другие мелкие повреждения корпуса, его конструкций, механизмов, систем, устройств и оборудования, не создавшие препятствий для производственной деятельности судна и устраненные силами судового экипажа, к классу эксплуатационных повреждений не относятся.
    
    2.5.2. АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время плавания в ледовых условиях независимо от утраты мореходных качеств.
    
    2.5.3. АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время плавания в районах или условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность независимо от утраты мореходных качеств.
    
    2.5.4. АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения аварийно-спасательных операций независимо от утраты мореходных качеств.
    
    Классификация АС по пп.2.5.2-2.5.4 означает, что независимо от последствий АС экипажем были предприняты действия, отвечающие требованиям нормативных документов и соответствующие хорошей морской практике, а сам АС произошел в силу объективных причин. В противном случае классификация АС производится в зависимости от факта потери мореходных качеств.
    
    При применении п.2.5.3. ПРАС-90 причина АС должна согласовываться с определением навигационной безопасности, указанной в п.1.2.5. ПРАС-90.
    
    Для возможности четкой дифференциации эксплуатационных повреждений (ЭП) при классификации АС орган расследования должен отразить, при каких конкретных условиях произошло повреждение судна. Например, при классификации по п.2.5.2 ПРАС-90 в заключении необходимо указать: "эксплуатационное повреждение, связанное с плаванием судна в ледовых условиях".
    
    2.5.5. АС, в результате которого судном нанесено повреждение СНО, не приведшее к выводу его из эксплуатации.
    
    2.5.6. АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения швартовных и/или бункеровочных операций в море, не подпадающее под признаки, указанные в п.2.4.1 настоящего Положения.
    
    Применяется при условии, что:
    
    - операции происходили в местах (открытое море, залив, пролив, рейд и т.д.) без участия береговых организаций (лоцманское, буксирное обеспечение);
    
    - АС не вызвал повреждений, приведших к потере мореходных качеств судна (судов).
    
    2.5.7. АС, в результате которого судно находилось на мели менее 24 часов и при этом не получило повреждений, приведших к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавших препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.
    
    В этом случае капитан судна не освобождается от необходимости предъявить судно Регистру или иностранному классификационному обществу для освидетельствования.
    
    2.5.8. АС, связанный с незначительным повреждением судном подводного кабеля, подводного трубопровода, берегового сооружения, не приведшим их к выводу из эксплуатации.
    
    2.6. Классификация АС в соответствии с настоящем Положением осуществляется капитаном судна и капитаном морского порта.
    
    2.7. Для определения органа расследования капитан судна производит предварительную классификацию АС.
    
    Предварительная классификация АС, осуществляемая капитаном судна, становится окончательной, если она подтверждена капитаном порта.
    
    В порядке осуществления надзора за расследованием капитанами судов эксплуатационных повреждений (п.3.3 ПРАС-90) судовладелец может потребовать от капитана судна передать необходимые документы капитану порта, для окончательной классификации АС. При этом решение об утрате силы действия судовых документов принимается только инспекцией Регистра или другого классификационного общества по результатам освидетельствования судна.
    
    2.8. На основе документальных данных капитан порта производит окончательную классификацию АС, подпадающих под признаки, указанные в пп.2.2-2.4, а также в пп.3.6-3.8 настоящего Положения.
    
    2.9. После АС (пп.2.3.2, 2.4.1, 2.4.3- 2.4.5, 2.5.2-2.5.4, 2.5.7) свидетельство о годности судна к плаванию, международные свидетельства, классификационное свидетельство и другие судовые документы Морского регистра или другого классификационного общества утрачивают силу, в связи с чем для возобновления их действия судно должно быть предъявлено к освидетельствованию Морскому регистру или по его поручению иностранному классификационному обществу с целью определения технического состояния, условий дальнейшей эксплуатации и/или ремонта.
    
    Освидетельствование судов должно производиться после каждого аварийного случая в целях определения характера, объема и причин повреждения, а также условий устранения последствий и/или дальнейшей эксплуатации.
    
    Судовладелец обязан предъявить судно к внеочередному освидетельствованию Регистру в порту, где произошел аварийный случай, или в первом российском порту захода.
    
    Если аварийный случай произошел в иностранном порту или таковым является первый порт захода, в котором нет возможности предъявления Регистру, то судно должно быть предъявлено иностранному классификационному обществу.
    
    2.10. Классификация АС по видам и причинам выполняется в соответствии с классификационной таблицей (приложение 1 к Положению).
    
    

3. Органы расследования

    
    3.1.Основным органом расследования АС является Морская администрация порта. Расследование АС осуществляет капитан порта, который в необходимых случаях под своим председательством организует комиссию по расследованию или же принимает участие в комиссии по расследованию, образованной министерством (ведомством), а после завершения расследования направляет соответствующие материалы судовладельцу, министерству, ведомству) по принадлежности судна и транспортному прокурору.
    
    Как правило, все классы АС расследуются капитаном порта кроме некоторых видов эксплуатационных повреждений, исключая случаи, затрагивающие иностранные интересы, возникшие при проведении аварийно-спасательных работ, плавании в ледовых условиях, а также условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность.
    
    Если АС классифицируется как эксплуатационное повреждение, не подлежащее под расследованию капитаном порта, последний возвращает материалы капитану судна, который должен провести расследование в соответствии с установленным ПРАС-90 правилом.
    
    Капитан порта под своим председательством может создать комиссию для расследования АС в составе представителей инспекции государственного надзора, судовладельца, других специалистов-экспертов для изучения обстоятельств и условий возникновения АС, производства опросов причастных к АС лиц и свидетелей, установления и оценки их действий и, в целом, решения вопросов, предусмотренных в п.5.11 ПРАС-90.
    
    В порядке осуществления контроля за ходом расследований кораблекрушений и аварий, аварийных происшествий (п.3.4 ПРАС-90) в работе комиссии может принимать участие представитель Госморинспекции Департамента морского транспорта Минтранса России.
    
    3.2. Предварительное расследование АС осуществляет капитан судна.
    
    3.3. АС, повлекший повреждения, подпадающие под признаки, указанные в п.2.5 за исключением событий, вытекающих из пп.3.6-3.3 настоящего Положения, расследуются и классифицируются капитаном судна самостоятельно, надзор за расследованием таких АС осуществляется судовладельцем.
    
    Капитан судна может провести расследование АС по произвольной форме, придерживаясь в общем случае рекомендованной схемы.
    
    В случае несогласия с заключением капитана судна по классификации АС судовладелец должен предложить капитану судна направить материалы по АС на рассмотрение капитану порта, который выносит решение о классификации.
    
    При разногласии в определении причин АС и причастных к нему лиц судовладелец должен составить заключение с изложением своих выводов и оценок.
    
    3.4. АС, подпадающий под признаки, указанные в пп.2.2-2.4, а также  пп.3.6-3.8 настоящего Положения, расследуется капитаном порта. Надзор за расследованием перечисленных АС осуществляется министерством (ведомством) по подчиненности порта.
    
    3.5. АС, связанный со столкновением судов, принадлежащих разным судовладельцам, а также АС, происшедший на акватории морского торгового пора Российской Федерации, расследуется капитаном морского торгового порта с участием представителей судовладельца аварийного судна;
    
    АС, происшедший на акватории морского рыбного порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского рыбного порта с участием представителей судовладельца аварийного судна. (В Департаменте морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации органом, осуществляющим контроль за расследованием АС, является Главная государственная морская инспекция, в Комитете Российской Федерации по рыболовству - Управление безопасности мореплавания, портов и охраны труда).
    
    Отказ судовладельцев от участия в расследовании не может быть препятствием в проводимом капитаном порта расследовании и не должен влиять на его качество.
    
    3.6. АС, происшедший из-за недостатков навигационно-гидрографического обеспечения, расследуется капитаном порта с участием представителей Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации, Гидрографического предприятия Департамента морского транспорта Минтранса России или управления пути, в зависимости от того, чьи интересы затронул АС.
    
    При отказе ГУНиО МО от участия в расследовании АС капитан порта вправе такое расследование провести самостоятельно с направлением материалов расследования заинтересованным сторонам.
    
    3.7. АС, затрагивающий иностранные интересы, повреждение судна, полученные при плавании в ледовых условиях, при проведении аварийно-спасательных работ, при плавании в районах или условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность, расследуется капитаном порта.
    
    Если в результате указанных событий произошла посадка судна на грунт либо касание грунта, независимо от повреждений при этом, такой АС подлежит расследованию капитаном порта.
    
    В случае причинения ущерба иностранным организациям и/или гражданам (включая смерть или повреждение здоровья) в результате АС следует считать, что такой АС затрагивает иностранные интересы и поэтому подлежит расследованию капитаном порта.
    
    3.8. Если АС имел место в зоне внутренних судоходных путей (ВСП), расследование проводит с участием представителя судовладельца тот орган управления ВСП (соответствующие структурные подразделения Минтранса России, на которые возложен надзор за безопасностью плавания, ВСП), который осуществляет в районе происшествия навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов.
    
    

4. Порядок донесения

    
    4.1. Капитан (шкипер) судна о происшедшем АС обязан донести судовладельцу (по рыбопромысловым судам - также капитану порта регистрации). Если АС произошел на акватории российского порта, донесение направляется также и капитану данного порта.
    
    4.2. Об АС, затрагивающем иностранные интересы, имевшем место в иностранных территориальных и внутренних водах, капитан судна обязан сообщить судовладельцу, представителю департамента морского транспорта Минтранса России, торгпредству, консульству или посольству России и обратиться к ним за оказанием содействия и помощи, а капитаны рыбопромысловых судов должны действовать в соответствии с "Руководством по оформлению документов при происшествиях между рыбопромысловыми судами России и иностранными судами (фирмами)". О происшедшем случае также информируется представитель Ингосстраха или Клуба взаимного страхования по данному риску.
    
    4.3. О всех случаях повреждения СНО судовладелец обязан немедленно сообщить территориальному подразделению Главного управления навигации и океанографии Минобороны Российской Федерации, Гидрографического предприятия Департамента морского транспорта Минтранса России, органа управления морского или судоходного пути, капитану порта в зависимости от того, в чьем, ведении находилось поврежденное оборудование.
    
    В случае повреждения судном СНО капитан обязан немедленно информировать об этом судовладельца, капитана порта, агента в объеме перечня сведений, изложенных в приложении 2 к ПРАС-90.
    
    4.4. О всех кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях, а также АС, затрагивающих иностранные интересы, и повреждениях судна, полученных при проведении аварийно-спасательных работ, во время плавания в ледовых условиях, а также при условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность, судовладелец сообщает соответствующему министерству (ведомству). Одновременно о кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях судовладелец сообщает транспортному прокурору независимо от тяжести последствий конкретного случая.
    
    О кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях, связанных с гидрометеорологическими условиями, судовладелец (в дополнение адресатов, предусмотренных в п.4.4 ПРАС-90) также сообщает Роскомгидромету.
    
    4.5. Сообщение об АС должно содержать сведения, указанные в приложениях 2, 3 к Положению, при необходимости министерство (ведомство) может устанавливать дополнительный объем сведений и порядок их передачи.
    
    

5. Порядок расследования

    
    5.1. Капитан (шкипер) судна, с которым произошел АС, составляет судовой технический акт о случившемся по установленной министерством (ведомством) форме.
    
    Рекомендуемая форма судового технического акта об аварийном случае приведена в форме 1.
    
    5.2. При получении повреждений, указанных в п.3.3 настоящего Положения, капитан судна получает объяснения у причастных лиц, составляет заключение о происшедшем, при необходимости издает приказ по судну. При несогласии с выводами капитана судна по АС судовладелец выносит свое заключение.
    
    Приказ капитана по судну должен содержать необходимые профилактические мероприятия по предупреждению подобных АС в будущем. По завершении расследования АС материалы направляются на рассмотрение начальника пароходства, руководителя предприятия, организации.
    
    5.3. В случаях, предусмотренных пп.3.4-3.8 настоящего Положения, капитан после прибытия судна либо его экипажа в первый российский порт представляет или направляет в течение суток капитану порта захода письменное заявление о случившемся и технический акт для регистрации АС.
    
    Рекомендуемая форма заявления капитана судна об аварийном случае, предусмотренного событиями, указанными в пунктах 3.4-3.8 ПРАС-90, приведена в форме 2.
    
    5.4. На основании заявления и технического акта капитан порта регистрирует АС и контролирует представление капитаном судна в установленные сроки необходимых для расследования случая документов.
    
    Капитан порта регистрирует АС на день получения документов, перечисленных в п.5.3.
    
    (Подача органу расследования документов об АС не освобождает капитана судна от обязанности оформить в соответствии с Кодексом торгового мореплавания морской протест).
    
    5.5. Срок расследования АС капитаном порта исчисляется с момента его регистрации, о чем сообщается в министерство (ведомство) по подчиненности.
    
    5.6. Капитан судна в течение трех суток после прибытия судна либо его экипажа в первый российский порт представляет капитану порта:
    
    - подробное донесение об АС, выписки из судовых документов, объяснения причастных лиц и свидетелей;
    
    - при необходимости - ленты самописцев, их расшифровку, путевую карту с прокладкой, схему маневрирования, радиолокационные планшеты, таблицы маневренных характеристик, графики теневых секторов РЛС, схемы и чертежи повреждений, другие необходимые документы.
    
    Донесение капитана (шкипера) судна об аварийном случае составляется в произвольной форме с указанием обстоятельств, причин, последствий АС и причастных к нему лиц, а также сведений в объеме акта о расследовании аварийного случая (форма 4).
    
    Текст донесения должен начинаться со сведений о выходе судна из последнего порта захода, наличия на отход груза, топлива, пресной воды, балласта, снабжения, данных об осадках штевней и миделя, пункте назначения и других сведений, которые могут способствовать анализу условий и обстоятельств плавания, предшествовавших аварийному случаю.
    
    Описывая обстоятельства АС, необходимо указать характер действий (операций) на судне непосредственно перед возникновением АС, подробно осветить события, происшедшие в момент наступления АС,переписать прогноз погоды и ее фактическое состояние, дать профессиональную оценку действиям вахтенной службы, экипажа, в том числе по борьбе за живучесть судна, устранению последствий АС и аварийно-спасательным операциям.
    
    Если АС произошел при плавании в ледовых условиях, необходимо указать категорию ледовых усилений корпуса судна, характеристику ледяного покрова (сплоченность, торосистость, сжатие и т.д.), фактическую скорость движения во льдах и другие особенности ледовой обстановки и плавания.
    
    При указании причин АС, необходимо использовать классификационную таблицу (приложение 1 к ПРАС-90), уточняя формулировку последствий. В конце донесения об АС перечисляются причастные к нему лица, как из состава экипажа, так и береговых служб и других судов, действия которых, по аргументированному мнению капитана, привели к АС или способствовали созданию и развитию аварийной ситуации. В донесении также указывается об имевших место письменных распоряжениях и рекомендациях (с приложением их копии), указываются другие сведения, которые имеют отношение к АС и способствуют установлению его причин.
    
    5.7. В процессе расследования капитан судна по требованию капитана порта представляет необходимые дополнительные документы, позволяющие оценить полученные в результате АС повреждения:
    
    - акт водолазного осмотра и/или докового осмотра и/или сюрвейерского осмотра;
    
    - акт осмотра инспекции Морского регистра судоходства или другого признанного классификационного общества;
    
    - фотографии повреждений;
    
    - предварительную калькуляцию ремонта;
    
    - счета специализированных предприятий, производивших устранение аварийных повреждений и др.
    
    Перечень дополнительно необходимых документов определяет капитан порта, расследующий АС. В число документов входит справка о размере убытков по АС, которая, как правило, подготавливается судовладельцем с участием его технической, коммерческой, финансовой и юридической служб. Документ подписывается руководством пароходства (предприятия, организации). В отдельных случаях судовладелец может поручить составление и подписание такой справки капитану судна.
    
    Рекомендуемая форма справки о размере убытков по аварийному случаю приведена в форме 3.
    
    В случае невозможности по объективным причинам представить капитану порта справку о размере убытков по аварийному случаю по форме 3, капитан судна самостоятельно или же с помощью независимого сюрвейера, взамен указанного документа, должен доставить и представить ориентировочный расчет убытков по АС.
    
    5.8. После рассмотрения представленных капитаном судна документов капитан порта классифицирует АС. Если АС классифицируется как эксплуатационное повреждение, капитан порта возвращает материалы капитану судна, который проводит расследование в соответствии с условиями пункта 5.11 настоящего Положения.
    
    5.9. Капитан порта в течение 20 суток со дня регистрации АС должен его расследовать, составить заключение и копию материалов расследования направить судовладельцу, соответствующему ведомству по принадлежности судна и транспортному прокурору.
    
    Копию материалов расследования, включая заключение по аварийному случаю, капитан порта направляет судовладельцу, соответствующему ведомству по принадлежности судна (в Департамент морского транспорта - Госморинспекции) и транспортному прокурору по месту приписки судна.
    
    5.10. По каждому обоснованному представлению капитана порта министерство (ведомство) может продлить срок расследования на 10 суток.
    
    Вопрос о разрешении продления срока расследования АС решает Госморинспекция Департамента морского транспорта.
    
    5.11. В результате расследования АС капитаном порта должны быть установлены:
    
    - соответствие судна, экипажа, снабжения, оборудования конвенционным и национальным требованиям;
    
    - навигационный фактологический анализ плавания;
    
    - условия и обстоятельства, при которых произошел АС;
    
    - причинно-следственные связи, обстоятельства и условия, причины, приведшие к АС, его последствия и классификация (определение степени виновности причастных к АС сторон является прерогативой арбитражных или судебных органов);
    
    - оценка действий причастных к АС лиц с учетом воздействия на них внешних факторов, их психологического состояния, степени усталости;
    
    - перечень должностных лиц, действия которых привели и/или способствовали возникновению АС с указанием, кем и какие нормативные требования нарушены, не выполнены, не соблюдены;
    
    - соответствие совершенных действий национальным и конвенционным требованиям, регламентирующих безопасность мореплавания с учетом оправданного профессионального или хозяйственного риска.
    
    Рекомендуемая форма акта о расследовании аварийного случая приведена в форме 4.
    
    Навигационный фактологический анализ плавания, проводимый при расследовании навигационных АС, должен содержать профессиональную оценку конкретно подтвержденных материалами расследования действий судоводителей, направленных на обеспечение безопасности плавания, их увязку и логическую взаимосвязь, сопряженность с необходимыми расчетами, схематическими построениями, подтверждающими эффективность или же ошибочность предпринятых мер, выполненных решений и конкретно тех, которые привели к созданию аварийной ситуации.
    
    При выяснении вопросов радиолокационного наблюдения следует установить, какая (какие) РЛС находились в работе на излучение, какая шкала (шкалы) использовались, какими были режим, диапазон и стабилизация изображения, накладываемые помехи и ограничения, подробности работы навигационного комплекса и других навигационных приборов.
    
    5.12. Риском в мореплавании применительно к настоящему Положению признается такое действие управляющего судном лица, которое совершено с учетом всех опасных обстоятельств плавания, профессиональных знаний и опыта для избежания возможно большего вреда судну, грузу и людям. При этом нанесенный ущерб по своим размерам должен быть значительно меньше стоимости сохраненного имущества и/или приобретенной выгоды, а лицо, допустившее в своих действиях риск, предприняло все необходимые меры для предотвращения наступления вреда.
    
    В процессе мореплавания нередко возникают элементы неопределенности, стимулирующие формирование и развитие аварийной ситуации, нейтрализация которой обычно требует неоднозначного решения, при выборе которого возникает риск, снижающий вероятность благополучного выхода из создавшейся ситуации. Как правило, многовариантный выбор решения возникшей задачи усложняет риск, снижая при этом уровень безопасности плавания.
    
    В итоге, при наличии риска, деятельность капитана судна сопровождается рядом особенностей, к основным из которых можно отнести:
    
    - возникновение неопределенности при выборе решения;
    
    - необходимость принятия и осуществления решения для снятия неопределенности;
    
    - быстротечность развития аварийной ситуации;
    
    - многовариантность выбора решения и стремление принять единственно правильное решение для выхода из аварийной ситуации при жестком, как правило, дефиците времени для этого.
    
    5.13. Риск признается оправданным лишь при одновременном наличии следующих условий:
    
    а) риск должен соответствовать цели, для которой он предпринимается;
    
    б) цель не может быть достигнута обычными, не связанными с риском действиями;
    
    в) риск не должен переходить в заведомое причинение ущерба;
    
    г) предметом риска должны являться материальные объекты, но не жизнь людей.
    
    В процессе расследования АС при обосновании допущенного риска необходимо показать, что предпринятые капитаном судна действия являлись намеренно-осознанными с целью избежания в данной конкретной аварийной ситуации более тяжелых последствий, кроме того, согласовывались с опытом хорошей морской (речной) практики и не вступали в противоречие с законными интересами судовладельца, а также являлись в данных конкретных условиях наиболее рациональными и полными.
    
    Материалы расследования подшиваются в отдельную папку (скоросшиватель), листы нумеруются, составляется перечень документов. Папка именуется "Аварийное дело".
    
    Рекомендуемая форма аварийного дела приведена в форме 6.
    
    5.14. В процессе расследования, проводимого капитаном порта, к работе могут привлекаться соответствующие специалисты, проводиться лабораторные и иные анализы или экспертизы. Расходы, связанные с привлечением специалистов и производством анализов и экспертиз при расследовании АС, возмещаются cvдовладельцем.
    
    Необходимость привлечения соответствующих специалистов к расследованию, проведению лабораторных или иных анализов и экспертиз с целью установления причин АС в целом определяет руководитель органа расследования. При расследовании кораблекрушений, аварий и аварийных происшествий, связанных с гидрометеорологическими условиями, в состав комиссии органа расследования включается также представитель Роскомгидромета.
    
    5.15. При несогласии судовладельца с заключением капитана порта судовладелец может в 10-дневный срок после получения материалов расследования направить свои возражения в министерство (ведомство), которому подчинен капитан порта, расследовавший данный АС. Копия письма с возражениями направляется также капитану порта.
    
    5.16. Министерство (ведомство) рассматривает заключение капитана порта и материалы по АС, после чего выносит по нему окончательное решение с учетом возражений судовладельца и/или дополнительного расследования, если таковые имели место.
    
    Решение Госморинспекции может содержать требование о необходимости проведения дополнительного расследования. В этом случае ставятся конкретные вопросы, которые необходимо выяснить в ходе дополнительного расследования, а также какими документами дополнить первоначальное расследование. В случае, если установлено, что расследование АС проведено неудовлетворительно, содержит неверные выводы и необъективные оценки, Госморинспекция вправе отменить заключение органа расследования и вынести свое решение, которое является окончательным. Это может относиться к классификации, причинам и выводам по АС. Когда вскрыты новые существенные факторы, дополнительно характеризующие обстоятельства АС, материалы, как правило, должны быть возвращены органу расследования на новое расследование. Получив заключение Госморинспекции, орган расследования в течение установленного в ПРАС-90 срока проводит дополнительное расследование и материалы направляет адресатам.
    
    5.17. Судовладелец после получения заключения и приложенных к нему материалов по АС должен разработать и осуществить профилактические мероприятия, предупреждающее повторение подобных случаев в будущем, а также привлечь к дисциплинарной и/или материальной ответственности лиц, действия которых привели и/или способствовали возникновению АС.
    
    О принятых мерах по заключению органа расследования АС судовладелец информирует его и Госморинспекцию.
    
    5.18. Контроль за осуществлением решений, принятых судовладельцем по результатам расследования АС, осуществляют министерства (ведомства).
    
    5.19. По итогам расследования АС судовладельцем заполняется аварийная карта, форма которой прилагается. По АС с рыбопромысловыми судами аварийная карта заполняется органом расследования.
    
    После завершения расследования AС судовладельцем заполняется аварийная карта, форма которой прилагается. Копия аварийной карты вместе с материалами расследования направляется в Госморинспекцию. Для накопления банка данных по аварийности копия аварийной карты также направляется в ЦНИИ морского флота.
    
    

6. Порядок расследования АС с иностранными судами

    
    6.1. AC с иностранными судами в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, независимо от их вместимости и мощности СЭУ, подлежат расследованию капитаном российского порта в соответствии с настоящим Положением.
    
    6.2. АС с иностранными судами за пределами территориальных вод Российской Федерации расследуется капитаном российского порта только по просьбе капитана аварийного судна, судовладельца или консула страны, под флагом которой плавает аварийное судно.
    
    6.3. Задержание причастного к АС иностранного судна может производиться только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
    
    6.4. Судовладелец иностранного судна или консул страны флага могут в двухмесячный срок до дня получения заключения по АС обжаловать его в министерство, которому подведомственен капитан порта.
    
    6.5. Расходы, связанные с расследованием АС с иностранным судном, возмещаются капитаном или судовладельцем.
    
    

7. Учет аварийных случаев

    
    7.1. Документы об АС, расследованном капитаном судна, подлежат хранению на судне в течение двух лет, после чего сдаются в архив судовладельца.
    
    7.2. Сведения об аварийных повреждениях вносятся в судовые документы (формуляры, паспорта, чертежи, журналы и т.д.).
    
    7.3. Капитан судна учитывает все расследованные им АС по установленной министерством (ведомством) форме.
    
    Рекомендуемая форма учета аварийных случаев судовладельцами и капитанами портов приведена в форме 7.
    
    7.4. Документы об АС, расследованных капитаном порта, подлежат хранению до завершения дела, но не менее 3 лет, после чего сдаются в архив порта.
    
    7.5. Судовладелец учитывает все АС с его судами, расследованные капитанами судов и капитанами портов.
    
    7.6. Министерство (ведомство) учитывает АС с подведомственными судами, расследованные капитаном порта. По рыбопромысловым судам - в соответствии с порядком, установленным Комитетом Российской Федерации по рыболовству.
    
    7.7. Порядок отнесения АС на статистический учет.
    
    7.7.1. АС, в который вовлечены суда и/или береговые сооружения разных министерств (ведомств) или иностранных организаций, учитывает та сторона, виновность которой признана большей. При равной виновности сторон АС учитывают обе стороны.
    
    7.7.2. АС, в который вовлечены суда и/или береговые сооружения разных предприятий и организаций одного министерства (ведомства), учитывает та сторона, виновность которой признана большей. При равной виновности сторон решение об отнесении АС на учет принимает орган, осуществляющий контроль за расследованием АС в министерстве (ведомстве).
    
    7.7.3. АС, происшедший в период заводских испытаний, гарантийного срока или экспериментальной эксплуатации судна (отдельных узлов, устройств, механизмов, приборов, установленных на судне), а также от применения взрывчатых устройств и другого оружия, при правомерных действиях экипажа, не подлежит включению в статистическую отчетность.
    
    7.8. Форма учета и отчетности по АС устанавливаются министерствами (ведомствами) по согласованию с Госкомстатом Российской Федерации. По судам флота рыбной промышленности Российской Федерации - в соответствии с порядком, установленным Комитетом Российской Федерации по рыболовству.
    
    

Отдельные инструктивные указания и некоторые методические особенности процесса расследования АС

    
    1. Ответственность за правильное отнесение АС к классу эксплуатационных повреждений, подпадающих под признаки, указанные в пп.2.5.1, 2.5.6, 2.5.7, 2.5.8 ПРАС-90, возлагается на капитана судна в случаях, когда он их самостоятельно классифицирует и расследует.
    
    2. Расследование крупных кораблекрушений и особо тяжелых аварий с массовой гибелью людей проводится, как правило, комиссией Департамента морского транспорта Минтранса России, образуемой решением руководства Департамента. Участие капитана порта в работе такой комиссии является обязательным. Если указанный АС затрагивает интересы другого ведомства, для участия в расследовании приглашаются его представители.
    
    3. В порядке надзора за расследованием аварийных случаев Госморинспекция вправе поручить расследование АС любому капитану порта, независимо от того, является ли такой порт первым пунктом захода судна после АС.
    
    4. Орган расследования, на основании соответствующего разрешения Госморинспекции (по телеграфу) может приостановить расследование аварийного случая при отсутствии необходимых для этого документов, материалов, лиц, причастных к АС, и по другим обоснованным объективным причинам.
    
    5. Расследование АС, затрагивающего интересы двух и более судов, последовавших в разные порты, производит тот капитан порта, на которого такие обязанности возложит Госморинспекция. При этом судовладелец обязан принять все возможные меры для оперативного направления материалов по АС указанному капитану порта в соответствии с требованиями ПРАС-90 и настоящей инструкции. При необходимости поиска доказательств по АС капитаны портов, куда прибыли вовлеченные в АС суда, обязаны принять участие в сборе необходимой информации.
    
    6. После аварийного случая, до представления материалов органу расследования, капитан судна должен выяснить все обстоятельства, непосредственно предшествовавшие и сопутствовавшие АС. При этом следует учитывать, что навигационные АС обычно формируются в следующей ситуационной последовательности:
    
    а) появление факторов, усложняющих условия плавания (сложная ситуация);
    

    б) накладывание потенциальноопасных явлений на сложный процесс плавания (опасная ситуация);
    
    в) возникновение обстоятельств, создающих реальную угрозу безопасности плавания (аварийная ситуация).
    
    Сложная ситуация возникает в процессе обычного плавания или во время стоянки судна при появлении факторов, вынуждающих капитана принять дополнительные меры безопасности.
    
    Опасная ситуация образуется в процессе сложного плавания при появлении потенциальноопасных явлений (гидрометеорологических, навигационных, эксплуатационных, технических).
    
    Аварийная ситуация формируется постепенно или же быстротечно перед наступлением АС в результате непринятия во внимание командованием судна потенциальноопасных явлений, сопровождающих плавание судна, или же под воздействием непреодолимых сил природы, непредвиденных обстоятельств при дефиците времени для принятия решения по нейтрализации возникшей угрозы безопасности плавания. Для облегчения ведения расследования АС,кaпитaн судна должен проанализировать процесс формирования АС по указанным ситуациям и отразить это в своем письменном донесении.
    
    В свою очередь, орган расследования АС должен тщательно проверить достоверность данных и сведений, указанных капитаном судна, составить ситуационный анализ АС с отражением его в своем заключении по аварийному случаю.
    
    7. При сборе доказательств, характеризующих АС, необходимо учитывать, что определенные виды документов (судовые журналы, фотографии, видеозаписи), различные предметы и др. имеют  важное значение при рассмотрении АС в судебных и арбитражных органах. Своевременно собранные на судне доказательства могут в значительной степени облегчить процесс расследования AC. В связи с .этим весьма важно, чтобы судовые журналы всегда заполнялись в строгом соответствии с правилами их ведения. Указанные в донесении капитана судна обстоятельства АС, различные сведения должны корреспондироваться с записями в журналах, другими документами расследования. Каждый документ должен дополнять или подтверждать данные другого документа, не допуская противоречий.
    
    8 - 11.*
___________________     
    * Пункты 8 - 11 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.
        

    
    12. Орган расследования при необходимости должен организовать за счет судовладельца проведение специальных экспертиз, лабораторных анализов, выполнение различных расчетов и других мероприятий в целях качественного расследования и установления истинно причин АС, для чего привлекаются соответствующее специалисты.
    
    13. При необходимости проверки и/или подтверждения обстоятельств какого-либо события, характеризующего АС, орган расследования должен организовать и провести соответствующий эксперимент (при реальной возможности сделать это без ущерба). При этом присутствуют соответствующие специалисты, об эксперименте составляется акт.
    
    14. По материалам расследования АС судовладелец (если возникает необходимость) издает в установленный срок приказ с кратким изложением обстоятельств, причин и последствий АС, предусмотрев в нем необходимые профилактические мероприятия для предупреждения аналогичных аварийных случаев в будущем, а также дисциплинарные меры воздействия к виновным. Копия приказа направляется органу расследования и Госморинспекции.
    
    15. Судовладелец обязан оказывать всемерное содействие капитану порта в производстве расследования АС, обеспечивая оперативное решение возникающих в процессе расследования вопросов.
    
    16. Классификация, данная органом управления внутренних судоходных путей (ВСП) в ходе расследования АС, подлежит переклассификации в соответствии с ПРАС-90.
    
    17. За небрежное и недобросовестное расследование аварийного случая, преднамеренное искажение его обстоятельств, причин и последствий виновные привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
    
    

Приложение

    
    
Классификационная таблица аварийных случаев (АС).
(По рыбопромысловым судам классификационная таблица АС устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству)

    
    

NN

Виды, причины, последствия АС

Учетный индекс

1

2

3

1.

Виды AC

 

 

При определении вида АС за основу принимается его первопричина, независимо от характера и размера последствий.

 

1.1.

Навигационные АС:

 

1.1.1.

Посадка на грунт - посадка судна на мель, касание грунта и подводных препятствий; выброска на берег.

П

1.1.2.

Столкновение - контакт или соприкосновение судов между собой в процессе их движения или одного из них; контакт с судном, стоящим на якоре или на мели; контакт с любым плавающим в море объектом или предметом, являющимся судном в контексте МППСС-72; контакт с отдельно стоящим в море сооружением (нефте-буровые платформы, вышки и др.)

С

1.1.3.

Навал - контакт судна со стационарным или временным гидротехническим сооружением, предназначенным для стоянки судов (причалы, пирсы, молы, доки и т.д.) или ограждением акватории портов; контакт судна с другим судном, происшедший в процессе выполнения швартовных операций, а также в результате неблагоприятных гидрометеорологических условий погоды (дрейф судна, обрыв цепей и тросов и др.); контакт судна со средством навигационного оборудования.

Н

1.1.4.

Потеря остойчивости, плавучести - образование аварийного крена судна из-за недостаточной остойчивости, опрокидывание, затопление.

О

1.1.5.

Штормовые повреждения - повреждения корпуса, механизмов, систем, устройств и других элементов судна в результате воздействия штормового ветра и волнения.

Ш

1.1.6.

Ледовые повреждения - повреждения корпуса, механизмов, систем, устройств и других элементов судна при плавании во льдах.

Л

1.1.7.

Прочие - все остальные повреждения, связанные с работой судоводителей и влиянием внешних условий (намотка троса или сетей на гребной винт, повреждение подводного кабеля, трубопровода, удар о притопленный предмет и др.)

Х

1.2.

Технические АС:

 

1.2.1.

Повреждение главного двигателя - повреждение механизмов, обеспечивавших движение судна (судовой энергетической установки, ее трубопроводов, центральных постов управления, электрооборудования и др.)

Д

1.2.2.

Повреждение вало-винтового комплекса - повреждение валопроводов, дейдвудов, гребных винтов, ВРШ и др.

В

1.2.3.

Повреждение вспомогательных механизмов, обеспечивающих нормальную эксплуатацию судна (двигателей судовых злектростанций, механизмов, обслуживающих СЭУ, устройств, систем, а также их электрооборудования).

М

1.2.4.

Повреждения корпуса - возникновение дефектов корпуса судна и его элементов в результате физического износа и др.

К

1.2.5.

Повреждение судовых устройств - повреждение якорного, рулевого, шлюпочного, грузового и прочих судовых устройств, их электрооборудования.

У

1.2.6.

Прочие - все остальные технические повреждения, связанные с работой судомехаников.

Ф

1.3.

Взрывы горючих газов при искрообразовании, разрядов статистического и атмосферного электричества и др. с подразделами:

З

1.3.1.

По службе эксплуатации.

ЗС

1.3.2.

По службе технической эксплуатации.

ЗМ

1.4.

Пожары от небрежного обращения с открытым огнем, с электронагревательными приборами, в результате неисправности электрооборудования, освещения и нарушения правил эксплуатации, неудовлетворительного состояния в машинных отделениях судов защиты горячих поверхностей от попадания на них масла и топлива, а также защиты топливных трубок высокого давления, предотвращающей попадание топлива на источники воспламенения; от искрообразования при работе котлов камбуза; от самовозгорания и самовоспламенения грузов; нарушение правил проведения огневых работ и др. с подразделами:

Ж

1.4.1.

По службе эксплуатации.

ЖС

1.4.2.

По службе технической эксплуатации.

ЖМ

1.5.

Повреждение судна - повреждение корпуса, механизмов, систем, устройств и других элементов судна, затопление судовых помещений от применения снарядов, мин, ракет и другого оружия.

Р

2.

Причины АС (по вине экипажа)

 

2.1.

Нарушение МППСС и местных правил плавания - нарушение правил, регламентирующих режим плавания и расхождение судов.

АС

2.2.

Нарушение правил судовождения - нарушение положений о подготовке перехода, предварительной и исполнительной прокладки, определениях места судна, использовании технических средств навигации, использовании картографической и гидрометеорологической информации, неудовлетворительный контроль за положением судна во время якорной стоянки, игнорирование основ судовождения.

БС

2.3.

Несоблюдение общепринятых практических приемов и способов управления судном - нарушение положений о взаимоотношениях с лоцманом, неучет или неверный учет маневренных элементов, неиспользование якорей, неверный выбор скорости при маневрировании, допущение ошибок и просчетов при управлении судном и др.

ВС

2.4.

Нарушение нормативных документов по безопасности морской перевозки грузов - нарушение технологического режима безопасности погрузки, размещения, крепления, перевозки и выгрузки грузов и др.

ТС

2.5.

Неоправданный риск - ошибочный выбор пути, риск плавания по которому превышает ожидаемый эффект, пренебрежение усилением вахты в сложных условиях плавания, необоснованный отказ от лоцманского, буксирного, ледокольного обеспечения, нарушение практики при плавании во льдах, неоправданный выход в море с неполным экипажем или неработающими техническими средствами и др.

РС

2.6.

Нарушение трудовой дисциплины - грубое пренебрежение служебными обязанностями, сон на вахте, исполнение обязанностей в нетрезвом состоянии, игнорирование приказов и распоряжений с подразделами:

ТД

2.6.1.

По службе эксплуатации.

ТДС

2.6.2.

По службе технической эксплуатации.

ТДМ

2.7.

Нарушение правил технической эксплуатации - нарушение положений о технической эксплуатации судна, корпуса, систем и устройств, СЭУ, вспомогательных, механизмсв, судового электрооборудования и др. с подразделами:

ЭК

2.7.1.

По службе эксплуатации.

ЭКС

2.7.2.

По службе технической эксплуатации.

ЭКМ

2.8.

Нарушение правил пожаровзрывобезопасности - нарушение режима, регламентирующего пожаробезопасность и взрывобезопасность судов с подразделами:

ПВ

2.8.1.

По службе эксплуатации.

ПВС

2.8.2.

По службе технической эксплуатации.

ПВМ

3.

Причины АС (без вины экипажа)

 

3.1.

Недостатки навигационно-гидрографического обеспечения - неточность карт и лоций, задержка оперативной навигационной информации, смещение СНО со штатных мест и необъявленные изменения их характеристик, неполное гидрографическое обследование районов, необъявленные перерывы и изменения характеристик РНС и др.

ГО

3.2.

Конструктивный недостаток - неверные расчеты и конструктивные решения по прочности узлов и блоков судовых конструкций, машин, механизмов и других технических средств, прочие конструктивные просчеты; работа технических средств в закритических режимах и др.

КН

3.3.

Скрытый дефект - наличие полей непроваренного металла, скрытые пороки литья, другие скрытые дефекты заводского характера.

СД

3.4.

Недоброкачественный ремонт - выполнение судоремонтных работ с нарушениями и отступлениями от технологии, нарушение стандартов только по вине судоремонтных предприятий.

НР

3.5.

Изношенность - возрастная усталость конструкционных материалов, скрытые коррозийные очаги и др.

ИЗ

3.6.

Непредсказуемые обстоятельства - случай, который невозможно было заблаговременно предвидеть, чтобы предпринять соответствующие профилактические меры по предупреждению АС.

НО

3.7.

Преднамеренные действия - намеренно-осознанные  вынужденные действия, приведшие к АС с тем, чтобы избежать более тяжелых последствий.

ПД

3.8.

Стихийные условия - непреодолимые обстоятельства, приведшие к АС (ураган, цунами, сложные ледовые условия и др.).

СУ

3.9.

Не установлено - расследование не выявило причины АС.

НУ

4.

В процессе выяснения

ПЯ

5.

Последствия АС:

 

5.1.

Гибель людей - если это явилось следствием АС.

ГЛА

5.2.

Кораблекрушение - затопление судна и невозможность или нецелесообразность его подъема; полное конструктивное разрушение судна вследствие посадки на мель, псжара, взрыва и др., исключающие возможность или целесообразность его восстановления.

ККА

5.3.

Повреждение судна с потерей мореходных качеств, повреждение подводного кабеля, трубопровода, берегового сооружения, приведшие к выводу их из эксплуатации.

МУА

5.4.

Эксплуатационное повреждение судна.

МУЭ

5.5.

Смещение, изменение свойств груза, приведшее к потере мореходных качеств судна в соответствии с правилами Морского Регистра.

СИГ

5.6.

Нахождение судна на мели, независимо от повреждений, возникших в результате посадки.

НСМ

5.6.1.

24 часа и более.

НСМБ

5.6.2.

Менее 24 часов.

НСМИ

5.7.

Загрязнение окружающей среды.

ЗОС

5.8.

Потеря времени - непроизводительный простой судна вследствие АС (не повлекшего повреждений судна или других объектов, сооружений).

НПС

    
    Примечание: совместно с последствиями указываются убытки.
    
    

Приложение 2

    
    
Перечень передаваемых судовладельцу сведений по аварийному случаю.
(По рыбопромысловым судам классификационная таблица АС устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству)

    
    
    При наступлении АС капитан судна обязан немедленно сообщить судовладельцу информацию о случившемся.
    
    1.1. Дата, судовое и московское время.
    
    1.2. Район (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние или территориальные воды, открытое море), координаты.
    
    1.3. Откуда и куда следует.
    
    1.4. В грузу или балласте, род груза (если наливное судно, то сведения о дегазации, системе инертных газов).
    
    1.5. Условия погоды (направление и сила ветра, волнение, зыбь, течение, видимость), прогноз.
    
    1.6. Присутствие на борту судна лоцмана, использование буксиров.
    
    1.7. Сведения о случившемся, наличие повреждений у судов, объектов и сооружений.
    
    1.8. Название другого судна (при столкновении или навале), национальность, порт приписки, название (номер) поврежденного причала, объекта или сооружения.
    
    1.9. Загрязнение окружающей среды.
    
    1.10. Осадка носа или кормы до и после происшествия, крен, курс, потеря осадки, число тонн на 1 см осадки, количество и размещение груза в помещениях и на палубе, количество на борту топлива, пресной воды и балласта.
    
    1.11. Есть ли жертвы и пострадавшие люди, их фамилии и должность.
    
    1.12. Сведения, позволяющие оценить АС и привлечь необходимые средства для оказания помощи аварийному судну.
    
    По мере выяснения других обстоятельств АС капитан судна информирует судовладельца об этом.
    
    

Приложение 3

    
    
Перечень передаваемых министерству (ведомству) сведений по аварийному случаю.
(По рыбопромысловым судам классификационная таблица АС устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству)

    
    
    О всех АС с судами, которые по предварительной оценке могут быть впоследствии классифицированы кораблекрушением, аварией или аварийным происшествием, независимо от объема имеющейся первичной информации, судовладельцы независимо от форм собственности и подчиненности обязаны немедленно передавать имеющуюся информацию по следующим адресам:
    
    1. Начальнику Государственного морского спасательно-информационного центра (позывной ГКЦ).
    
    2. Начальнику Главной государственной морской инспекции (позывной ЦММ).
    
    3. Начальнику Отдела технической политики (позывной ЦУМ) - при техническом АС.
    
    4. Начальнику Отдела специализированной общестрелковой и пожарно-технической службы ВОХР морского транспорта (позывной ЦМПМ) - в случае пожара и/или взрыва.
    
    5. Начальнику Администрации Северного морского пути (позывной АСП), - в случае, происшедшем при плавании судна в ледовых условиях.
    
    Если АС произошел на акватории морского торгового порта России, то наряду с судовладельцем соответствующий капитан порта также должен немедленно информировать о происшедшем АС в указанное подразделение Департамента морского транспорта Минтранса России.
    
    После передачи первичной информации об АС следует выяснить и дополнительно сообщить следующее сведения:
    
    1. Название судна, позывные, тип (серия), год и место постройки. При ледовом АС указать фактическую категорию ледовых усилений корпуса.
    
    2. Дата, судовое и московское время.
    
    3. Район (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние или территориальные воды, открытое море), координаты.
    
    4. Откуда, куда следует.
    
    5. В грузу или балласте, род груза (если наливное судно, то сведения о дегазации, системе инертных газов).
    
    6. Гидрометеорологические условия (направление и сила ветра, волнение моря, зыбь, течение, видимость, характеристика ледяного покрова, прогноз погоды).
    
    7. Присутствие на борту лоцмана, использование буксиров.
    
    8. Обстоятельства АС.
    
    8.1. При столкновении: курс, скорость, состав вахты, кто управлял судном, ситуация (обгон, следование встречным, пересекающимся курсом).
    
    8.2. При посадке на мель: характер грунта, осадка (носом, кормой) до и после АС, потеря осадки, крен, курс, величина прилива, число тонн на 1 см осадки, размещение груза по трюмам, танкам, палубный груз, наличие и размер буксирного троса и троса для браги.
    
    9. Название судов, вовлеченных в АС, их флаг, порт приписки, сведения о владельцах.
    
    10. Потеря мореходных качеств судами, вывод причала (объекта) из эксплуатации.
    
    11. Количество пострадавших людей с указанием фамилий, имени, отчества, должностей.
    
    12. Загрязнение волной среды, объем, место, предполагаемая причина, вид и количество сброшенных с судна нефтепродуктов и других вредных веществ.
    
    13. Принимаемые меры по оказанию помощи и спасению людей, ликвидации повреждений и последствий загрязнения моря. Количество и тип спасательных средств, спущенных на воду.
    
    14. Координаты действий по борьбе за живучесть, связь с судами и береговыми станциями.
    
    15. Фамилия, имя, отчество капитана, год рождения, образование, стаж работы в должности капитана, время работы на данном судне.
    
    16. Другие сведения, характеризующие и уточняющие обстоятельства АС и его последствий.
    
    

Форма 1

    
    
"Утверждаю"
Капитан т/х
    
    

Технический акт

    
    

"    " ____________ 199 г.

Место

 

Борт т/х

    
    


Настоящий акт составлен ____________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

(должность, фамилии лиц, составивших акт)

в том, что в результате ____________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

(вид, место и дата аварийного случая)

нанесен ущерб ___________________________________________________________

________________________________________________________________________

(подробное описание повреждений и перечисление ущерба)


 

Приложение: _______________________________________________________

________________________________________________________________________

(списки пострадавших людей, перечень утраченного и/или

________________________________________________________________________

поврежденного груза, имущества, инвентаря, оборудования,

________________________________________________________________________

снабжения, копии радиограмм и т.д.)

Подписи лиц, составивших акт

    
    Примечание: Акт составляется при первой возможности, утверждается капитаном судна и прилагается к заявлению капитана об АС. При составлении двустороннего акта каждая из сторон обязана подписать акт. В случае несогласия одной из сторон с какой-либо формулировкой, в акт вносится соответствующая оговорка.
    
    

Форма 2

    
    

Капитану ______________ морского

торгового порта

от капитана ____________________

 

(название судна, судо-

______________________________

владелец, Ф.И.О. капитана)

Дата

    
    
Заявление об аварийном случае
----------------------------------------------------

    
    


Прошу расследовать аварийный случай ________________________________

________________________________________________________________________

(вид аварийного случая)

происшедший ____________________________________________________________

________________________________________________________________________

(с кем произошел АС, дата, время, место случая)

 

Приложение: _______________________________________________________

________________________________________________________________________

(перечень прилагаемых документов, фотографий,

________________________________________________________________________

вещественных доказательств и др.)

Подпись капитана судна

    
    
Форма 3

    
    
Справка
о размере убытков по аварийному случаю

    
    

________________

______________

(название судна)

(судовладелец)

    
    

________________________________________________________________________

(дата и место аварийного случая)

    
    

Общая сумма убытков по аварийному случаю _____________________________ руб.

 

(в рублях с точностью до
одной десятой тысячи)

в том числе:

- стоимость устранения аварийных повреждений для восстановления мореходных качеств судна________________________________________________________ руб.

- стоимость спасательных операций и/или буксировки аварийного судна и/или его сопровождения _______________________________________________________ руб.

- стоимость утраченного груза и/или убытки от его повреждения, переукладки, перегрузки в результате АС ____________________________________________ руб.

Подпись руководителя пароходства
(предприятия, организации)
Дата

Примечание: 1. Если убытки выражены в СКВ, то ее сумма переводится в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату аварийного случая.

 

2. В   случае   гибели   судна   указывается   его   балансовая   стоимость  (за

вычетом износа) на первое число предшествующего кораблекрушению месяца.

 

3. В случае невозможности по объективным причинам представить  капитану

порта справку о размере убытков по аварийному случаю по форме 3 капитан судна самостоятельно или же с помощью независимого сюрвейера, взамен указанного документа, должен составить и представить ориентировочный расчет убытков по АС.

    
    
Форма 4


"Утверждаю"

Руководитель органа расследования

Подпись и дата

    
    

Дата и место расследования _______________________________________________

Орган расследования _____________________________________________________

    
    
Акт
о расследовании аварийного случая

    
    

Рейс судна ______________________________________________________________

(откуда и куда)

Ф.И.О. капитана судна _____________________________________________________

1. Вид АС _______________________________________________________________

2. Время АС _____________________________________________________________

(число, месяц, год, часы, минуты)

3. Место АС _____________________________________________________________

(порт, канал, пролив, залив, море, океан, координаты)

4. Краткие данные по судну:

4.1. тип, название _________________________________________________________

4.2. порт приписки и N регистрации __________________________________________

4.3. флаг ________________________________________________________________

4.4. судовладелец и его почтовый адрес ______________________________________

4.5. место и год постройки _________________________________________________

4.6. наибольшие размерения судна __________________________________________

4.7. вместимость (брутто/нетто) _____________________________________________

4.8. род и мощность СЭУ __________________________________________________

4.9. число и конструкция гребных винтов _____________________________________

4.10. конструкция руля, сведения о ПУ _______________________________________

4.11. скорость полного хода (маневренного/морского в узлах) ____________________

4.12. осадка на момент АС (нос, корма, средняя) _______________________________

4.13. число пассажиров ____________________________________________________

4.14. количество и род груза, его размещение по трюмам _______________________

4.15. численность экипажа _________________________________________________

4.16. штатный комплект спасательных средств ________________________________

4.17. мощность PC и радиус ее действия _____________________________________

4.18. электронавигационные приборы ________________________________________

4.19. число и мощность водоотливных средств ________________________________

4.20. противопожарные средства ____________________________________________

4.21. категория ледовых усилений корпуса (класс Регистра) _____________________

5. Краткие сведения об осмотре судна Регистром

 

или другим классификационным обществом ______________________________

 

Сроки действия конвенционных документов, Свидетельства
о годности к плаванию, Классификационного свидетельства ___________________

6. Краткое описание АС ____________________________________________________

 

______________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________

7. Приложение:

 

выписки из судовых журналов, выкопировка карт, планов, схемы  маневрирования,

столкновения, РЛ планшет, копии графиков теневых секторов РЛС, актов Регистра или другого классификационного общества, судовых документов, таблиц маневренных элементов, схематический чертеж АС, протоколы спроса, объяснений членов экипажа, радиограммы, телексы, справки, счета судоремонтных предприятий, калькуляция аварийного ремонта, ленты самописцев, акты осмотров, планшеты глубин, схемы заводки буксирных тросов, браг, лабораторные анализы, технические экспертизы, фотографии, а также другие необходимые документы, подтверждающие события АС.

8. Последствия АС:

8.1. гибель (людей, груза, судна и др.) ________________________________________

8.2. повреждения (корпуса, механизмов, систем, устройств,

 

оборудования, груза и др.) ______________________________________________

8.3. простой судна (часов, суток), связанный с производством

 

аварийного ремонта ___________________________________________________

8.4. убытки (тыс.руб.) ______________________________________________________

9. Краткие сведения о должностных лицах судового и берегового состава, причастных к АС:

    
    

N

Ф.И.О.

Долж-

Год

Образо-

Стаж работы

Диплом,

п/п

 

ность

рож-
де-
ния

вание
(когда
и что
окон-
чил)

всего
на мор-
ском
тр-те

на дан-
ном
судне

в пос-
ледней
долж-
ности

свидетельство, на какое звание, N, кем и когда выданы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

    
    

10. Заключение органа, производившего расследование АС:

10.1. Условия и сбстоятельства, при которых произошел АС _____________________

 

___________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________

10.2. Причины АС _________________________________________________________

 

___________________________________________________________________

10.3. Лица, причастные к АС ________________________________________________

 

___________________________________________________________________

10.4. Классификация АС ___________________________________________________

 

___________________________________________________________________

Подписи должностных лиц, производивших расследование


 

Примечание: 1. При определении вида, причины и последствий АС необходимо

применять данные, указанные в классификационной таблице АС (приложение 1 к ПРАС-90).

 

2. Если убытки выражены в СКВ, то ее сумму необходимо перевести в рубли по

курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации.

    
    
Форма 5

    
Протокол опроса

    
    

1. Дата (число, месяц, год) _________________________________________________

2. Место опроса __________________________________________________________

3. Ф.И.О. ________________________________________________________________

4. Год рождения __________________________________________________________

5. Занимаемая должность __________________________________________________

6. Стаж работы, в т.ч. _____________________________________________________

6.1. по специальности _____________________________________________________

6.2. в последней должности ________________________________________________

6.3. на данном судне ______________________________________________________

7. Специальное образование (какое учебное заведение и когда окончил) __________

 

______________________________________________________________________

8. Морское звание (номер диплома, когда и кем выдан) _________________________

9. Домашний адрес _______________________________________________________

10. Кто проводил спрос ____________________________________________________

11. Опрашиваемый показал (показания, ответы на вопросы) _____________________

 

______________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________


 

Примечание: 1. Подписи опрашиваемого и опрашивающего проставляются в конце каждой страницы. В начале следующей страницы должны быть проставлены слова - "продолжение опроса от " _ " ____ 199 _ г."

 

2. Прерывание   и   возобновление   опроса скрепляются   подписями

опрашиваемого и опрашивающего.

 

3. При участии экспертов протокол подписывается и ими.

    
    
Форма 6

    
    

________________________________________________________________________

(наименование органа расследования аварийного случая)

    
    
АВАРИЙНОЕ ДЕЛО N

    

1. Название судна ________________________________________________________

2. Судовладелец, его почтовые реквизиты ____________________________________

3. Дата АС _______________________________________________________________

4. Вид АС _______________________________________________________________

5. Начато ________________________________________________________________

(число, месяц, год)

6. Окончено ______________________________________________________________

(число, месяц, год)

7. Количество листов ______________________________________________________

    
    
Форма 7

    

(предприятие, организация-судовладелец)

    
    
Журнал учета аварийных случаев

    

Начат ____________________

 

(число, месяц, год)

Окончен __________________

 

(число, месяц, год)

    
    
Часть 1

    
(ведется органом расследования АС - капитаном порта и судовладельцем)

    
    

N

 

п/п

Перечень фиксируемых сведений об АС

1.

N аварийного дела

2.

Тип и название судов, вовлеченных в АС

3.

Судовладелец

4.

Ф.И.О. капитанов судов

5.

Число, месяц, год и время АС

6.

Место АС

7.

Классификация АС

8.

Вид АС

9.

Причина АС

10.

Последствия АС

11.

Убытки

12.

Причастные к АС лица

13.

Учет (на кого отнесен)

14.

Орган расследования

15.

Начало расследования

16.

Окончание расследования

17.

Сведения о продлении срока расследования

18.

Профилактические меры

19.

Другие сведения

    
    
    Примечание:
    
    1. Регистрации подлежат все без исключения АС. В случае вовлечения в АС двух и более судов в журнал учета АС заносятся их реквизиты, независимо от того, чье судно признано виновным в большей степени. Указывается, на какое из судов отнесен аварийный случай.
    
    2. Первичная запись производится сразу после получения донесения об АС (графы 1-6). Заполнение последующих граф производится после завершения расследования.
    
    3. Графы 8-10 заполняются в соответствии с классификационной таблицей (приложение 1 к ПРАС-90).
    
    4. В графе 18 указываются наряду с принятыми организационно-техническими мероприятиями также меры дисциплинарного характера со ссылкой на номер и дату приказа руководителя предприятия, организации.
    
    

Часть 2

    
(ведется судовладельцем)

    

Виды АС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итого

Прим.

1. Посадка на грунт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Столкновение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Навал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Потеря остойчивости, плавучести

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Штормовое повреждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Ледовое повреждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Прочие (навигационные)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Повреждение ГД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Повреждение ВВК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Повреждение вспомогательных механизмов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Повреждение корпуса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Повреждение судовых устройств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Прочие (технические)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Взрыв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 Пожар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    
    
Всего за год:
    
    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование