почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
18
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Утвержден
указанием МПС России
от 22.03.2000 N К-685у



Стандарт отрасли ОСТ 32.142-99

ТЕПЛОВОЗЫ НА ГАЗОВОМ ТОПЛИВЕ
Требования взрывобезопасности

    
    

Дата введения 2000-07-01
    

1. Область применения

    
    Настоящий стандарт устанавливает общие требования к техническим системам тепловоза, работающего на газовом топливе (газотепловоза), его составным частям (сборочным единицам), служащим для выполнения рабочих, информационных, управляющих, контрольных, защитных и других функций обеспечения взрывобезопасности.
    
    Требования стандарта подлежат реализации через систему регламентируемых технических и организационных мероприятий на всех стадиях жизненного цикла газотепловоза.
    
    

2. Нормативные ссылки

    
    В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
    
    ГОСТ 2.501-88 ЕСКД. Правила учета и хранения
    
    ГОСТ 2.503-90 ЕСКД. Правила внесения изменений
    
    ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования
    
    ГОСТ 12.1.010-76 ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования
    
    ГОСТ 12.1.011-78 ССБТ. Смеси взрывоопасные. Классификация и методы испытаний
    
    ГОСТ 12.1.018-93 ССБТ. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования
    
    ГОСТ 12.1.044-89 ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
    
    ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
    
    ГОСТ 12.2.020-76 ССБТ. Электрооборудование вэрывозащищенное. Термины и определения. Классификация. Маркировка
    
    ГОСТ 12.2.021-76 ССБТ. Электрооборудование взрывозащищенное. Порядок согласования технической документации, проведения испытаний, выдачи заключений
    
    ГОСТ 12.2.056-81 ССБТ. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности
    
    ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности
    
    ГОСТ 19.601-78 ЕСПД. Общие правила дублирования, учета и хранения
    
    ГОСТ 19.603-78 Общие правила внесения изменений
    
    ГОСТ 356-80 Арматура и детали трубопроводов. Давления условные, пробные и рабочие. Ряды
    
    ГОСТ 949-73 Баллоны стальные малого и среднего объема для газов на 19,6 Mпa (200 кгс/см). Технические условия
    
    ГОСТ 9544-93 Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов
    
    ГОСТ 9731-79 Баллоны стальные бесшовные большого объема для газов на Р24,5 Мпа (250 кгс/см). Технические условия
    
    ГОСТ 12247-80 Баллоны стальные бесшовные большого объема для газов на Р = 31,4 и 39,2 МПа (320 и 400 кгс/см). Технические условия
    
    ГОСТ 12997-84 Государственная система промышленных приборов и средств автоматизации. Общие технические условия
    
    ГОСТ 18311-80 Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий
    
    ГОСТ 22782.5-78 Электрооборудование взрывозащищенное с видом защиты "Искробезопасная электрическая цепь". Технические требования и методы испытаний
    
    ГОСТ 25463-82 Тепловозы магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические требования
    
    ГОСТ 27577-87 Газ природный сжатый для газобаллонных автомобилей. Технические условия
    
    ГОСТ 28338-89 Соединения трубопроводов и арматура. Проходы условные (размеры номинальные). Ряды
    
    ГОСТ 28388-89 Система обработки информации. Документы на магнитных носителях данных. Порядок выполнения и обращения
    
    СНиП 2.09.02-85 Производственные здания
    
    ОСТ 32.53-96 Система испытаний подвижного состава. Организация и порядок проведения приемочных и сертификационных испытаний тягового подвижного состава
    
    ОСТ 32.55-96 Система испытаний подвижного состава. Требования к составу, содержанию, оформлению и порядку разработки программ и методик испытаний и аттестации методик испытаний
    
    

3. Определения     

    
    В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
    
    Тепловоз на газовом топливе (газотепловоз) - тяговая железнодорожная подвижная единица с автономной энергетической установкой, в составе которой применен двигатель внутреннего сгорания, использующий частично или полностью газовое топливо. Газотепловоз может состоять из локомотива и тендера со сжатым или сжиженным природным газом или только из локомотива с размещением на нем возимого запаса газового топлива в виде сжатого или сжиженного природного газа.
    
    Газодизель - двигатель внутреннего сгорания с воспламенением рабочей газовоздушной смеси за счет впрыска в камеру сгорания двигателя запальной дозы жидкого топлива при сохранении возможности работы этого же двигателя только на жидком топливе.
    
    Взрывобезопасность - по ГОСТ 12.1.010.
    
    Концепция взрывобезопасности - совокупность положений, содержащих сведения о назначении, об аналогах, условиях эксплуатации, структурной схеме взрывобезопасности, об опасных состояниях, методах взрывобезопасного функционирования и целевых мероприятий по его достижению, в соответствии с которыми осуществляется построение системы взрывобезопасности конкретного технического средства.
    
    Программа обеспечения взрывобезопасности (ПОВ) - документ, устанавливающий комплекс взаимосвязанных технических требований, организационных мероприятий и процедур, обеспечивающих заданный уровень взрывобезопасности на всех стадиях жизненного цикла газотепловоза.
    
    Доказательство взрывобезопасности - результат, показывающий степень реализации программы обеспечения взрывобезопасности.
    
    Жизненный цикл изделия - совокупность взаимоувязанных процессов последовательного изменения состояния изделия конкретного типа от начала исследования и обоснования разработки до окончания эксплуатации изделия.
    
    Стадия жизненного цикла изделия - часть жизненного цикла, характеризующаяся определенным состоянием изделия конкретного типа, совокупностью видов предусмотренных работ и их конечными результатами.
    
    Условное давление - по ГОСТ 356.
    
    Пробное давление - по ГОСТ 356.
    
    Рабочее давление - по ГОСТ 356.
    
    Сосуд - герметически закрытая емкость, предназначенная для ведения химических, тепловых и других технологических процессов, а также для хранения и транспортирования газообразных, жидких и других веществ. Границей сосуда являются входные и выходные штуцеры [1].
    
    Сосуд передвижной - сосуд, предназначенный для временного использования в различных местах или во время его перемещения [1].
    
    Техническое освидетельствование - проверка соответствия технического состояния объекта требованиям, установленным его документацией, и определение возможности дальнейшей эксплуатации.
    
    Пожаровзрывоопасность - по ГОСТ 12.1.044.
    
    Нижний концентрационный предел распространения пламени (НКПР) - по ГОСТ 12.1.044.
    
    Взрывозащищенное электротехническое изделие - по ГОСТ 18311.
    
    Взрывобезопасное электротехническое изделие - по ГОСТ 18311.
    
    Система контроля концентрации газа - комплекс приборов и оборудования, обеспечивающий измерение концентрации метана и вырабатывающий сигнал о возникновении предельно допустимой концентрации с возможностью использования этого сигнала в системе управления газотепловозом и предупреждения локомотивной бригады.
    
    

4. Требования взрывобезопасности
и порядок их реализации

         
    4.1. Общие требования
    
    4.1.1. Взрывобезопасность газотепловоза должна формироваться на начальном этапе его разработки, в первую очередь в техническом задании (ТЗ), и обеспечиваться реализацией принятых разработчиком и согласованных с заказчиком:
    
    - концепцией взрывобезопасности;
    
    - программой обеспечения взрывобезопасности;
    
    - доказательством взрывобезопасности.
    
    4.1.2. Концепция взрывобезопасности газотепловоза должна предусматривать перечень технических и организационных решений по обеспечению взрывобезопасности на всех стадиях жизненного цикла.
    
    4.1.3. ПОВ должна устанавливать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на выполнение заданных в конструкторской и эксплуатационной документации на газотепловоз требований по взрывобезопасности, а также состав отчетных документов, отражающих результаты выполнения таких мероприятий. ПОВ должна устанавливать перечень работ по обеспечению взрывобезопасности на всех стадиях жизненного цикла газотепловоза.
    
    4.1.4. Доказательство взрывобезопасности должно быть разработано для следующих стадий жизненного цикла газотепловоза: разработки, производства и эксплуатации и включать обоснование принятых решений.
    
    4.1.5. Оценку взрывобезопасности газотепловоза следует проводить по ГОСТ 12.1.044 по параметру "безопасная концентрация газа" -
    
    Для газотепловоза принимать 2,0.
    
    4.1.6. Конструкторская, технологическая, эксплуатационная и ремонтная документация, включая электрические схемы, программное обеспечение и т.д., регламентирующая реализацию обеспечения требований взрывобезопасности, должна быть защищена от возможности несанкционированного внесения в нее изменений. Учет, хранение и внесение изменений в технические документы по ГОСТ 2.501, ГОСТ 2.503, ГОСТ 19.601, ГОСТ 19.603, ГОСТ 28388.
    
    4.1.7. Техническая документация на электрооборудование, как основной источник искроопасности, должна быть согласована в части взрывозащищенности в порядке, установленном ГОСТ 12.2.021.
    
    В случае применения взрывозащищенного электрооборудования с видом взрывозащиты "искробезопасная электрическая цепь" комплект конструкторской документации должен быть дополнен в соответствии с приложением 8 ГОСТ 22782.5.
    
    4.1.8. Назначение маркировки взрывозащиты электрооборудования по ГОСТ 12.2.020 с дополнением по ГОСТ 22782.5, при необходимости, должно учитывать категории пожаровзрывоопасности помещений газотепловоза (машинного, кабины машиниста, тамбуров, проходов) и всего газотепловоза в целом по НПБ 105 [2] и ВНТП 05 [3].
    
    4.1.9. Мероприятия по обеспечению электростатической искробезопасности газотепловоза должны учитывать значение минимальной энергии электрического разряда, зажигающего взрывоопасную газовоздушную смесь, и соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, ГОСТ 12.1.018 и ГОСТ 12.1.044, включая требования обеспечения заземления газовых агрегатов и газотепловоза в целом.
    
    4.1.10. Конструкция газотепловоза и его отдельных помещений (машинного, кабины машиниста, тамбуров, проходов) должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.2.056, ПБ 03-108 [4], ЦРБ/162 [5].
    
    Газификатор системы подачи газа на газотепловозе, использующим сжиженный природный газ, должен соответствовать требованиям ПБ 10-115 [6].
    
    4.1.11. Для привода арматуры должны быть использованы источники энергии, имеющиеся на газотепловозе.
    
    Запорная газовая и криогенная арматура должны обеспечивать возможность закрытия ее вручную или должны быть продублированы арматурой с ручным управлением.
    
    4.1.12. Расположение всех агрегатов газовой системы должно обеспечивать необходимый доступ к ним в процессе обслуживания и ремонта.
    
    4.1.13. Вероятность образования опасной концентрации газа в помещениях газотепловоза не должна превышать значения, установленного ГОСТ 12.1.010, вероятность возникновения пожара на газотепловозе не должна превышать значения, установленного ГОСТ 12.1.004.
    
    4.1.14. Объем, методы и периодичность технических освидетельствований сосудов, работающих под давлением, должны соответствовать требованиям таблицы 7 Инструкции ЦРБ-477 [1] и разделов 6.3 и 10.3 ПБ 10-115 [6].
    
    В случае если для хранения газа применяются специальные сосуды, порядок их технического освидетельствования должен быть определен изготовителем, согласован с Госгортехнадзором и изложен в эксплуатационной документации на газотепловоз.
    
    4.2. Требования к конструкции и параметрам защитных средств
    
    4.2.1. Защитные средства и мероприятия на газотепловозе должны быть разработаны и применены исходя из необходимости обеспечения нормативной вероятности возникновения взрыва не более чем установленной по ГОСТ 12.1.010 или исключить возможность возникновения взрывоопасных ситуаций путем:
    
    - исключения утечек газа через неплотности соединений трубопроводов, подсоединений контрольно-измерительных приборов или устройств регулирования параметров и дозирования подачи газа;
    
    - снижения концентрации газа ниже НКПР с учетом коэффициента безопасности в замкнутых взрывоопасных помещениях газотепловоза при наличии в них инициаторов воспламенения газовоздушной смеси;
    
    - применения в необходимых случаях разделительных перегородок во взрывоопасных помещениях;
    
    - применения электрооборудования во взрывозащищенном исполнении и соблюдением требований к конструкции исходя из установленной ГОСТ 12.1.011 категории и группы взрывоопасности для метан-воздушной смеси ПА-Т1;
    
    - оборудования устройств и элементов газовой сети предохранительными защитными средствами (мембранами, обратными и предохранительными клапанами и т.п.).
    
    4.2.2. Исключение утечек газа через неплотности соединений трубопровода должно быть обеспечено преимущественным применением ниппельных или других самоуплотняющихся соединений, обеспечивающих герметичность и надежность в эксплуатации без использования сварки, а также соединений по стандарту СТА ГТО-1 [7].
    
    Для газовых трубопроводов диаметром 20 мм и более (DN i 20 по ГОСТ 28338) допускается применять сварные соединения с присоединительными штуцерами в соответствии с ПБ 03-108 [4] и ПБ 10-115 [6].
    
    4.2.3. Трубопроводы и запорно-регулирующая аппаратура системы подачи газа должны быть преимущественно расположены вне кузова (капота) газотепловоза. Протяженность трубопроводов подачи газа внутри дизельного помещения должна быть минимальной. Коллектор газа на двигателе, элементы газовой аппаратуры и подводящих к цилиндрам газопроводов должны закрываться коробами с вентиляцией.
    
    4.2.4. Газовое оборудование, включая трубопроводы, должно быть расположено на газотепловозе или тендере таким образом, чтобы исключить или свести к минимуму возможность механического повреждения элементов и устройств системы. Для защиты от механических повреждений должны использоваться защитные кожухи, ограждения и т.п. в соответствии со СТА ГТО-3 [9].
    
    Применяемые в системе подачи газа приборы и средства автоматики должны быть устойчивы по отношению к вибрационным нагрузкам в соответствии с группой исполнения N 2 по ГОСТ 12997.
    
    В случае навесного монтажа системы подачи газа полностью или частично вне оборудования или защитных кожухов, ее элементы должны устанавливаться таким образом, чтобы их повреждение исключалось.
    
    4.2.5. Трубопроводы системы подачи газа в части применяемых марок материалов и испытания после их монтажа должны удовлетворять требованиям ПБ 03-108 [4].
    
    Для монтажа контрольной и измерительной аппаратуры могут использоваться трубы из нержавеющей стали, а также трубы из цветных металлов и сплавов.
    
    4.2.6. Баллоны для хранения сжатого газа должны удовлетворять требованиям ПБ 10-115 [6], по конструктивному исполнению соответствовать ГОСТ 949, ГОСТ 9731, ГОСТ 12247. На газотепловозе допускается применять баллоны, изготовленные из черных металлов, легированной стали или из композитных материалов. Пробное давление для опрессовки баллонов должно устанавливаться в соответствии с требованиями ПБ 10-115 [6].
    
    На газотепловозах могут применяться баллоны, изготовленные по специальному проекту, исходя из условий рационального использования пространства кузова или под рамой.
    
    Баллоны и емкости для хранения сжатого газа, устанавливаемые на газотепловозе, должны быть оборудованы разрывными клапанами и предохранительными мембранами, срабатывающими при разрывах соединительных трубопроводов и повышении температуры более 120°С.
    
    4.2.7. Узлы крепления криогенного оборудования, а также установка баллонов и емкостей со сжатым газом должны быть выполнены таким образом, чтобы показатели их прочности соответствовали "Нормам для расчета и оценки прочности несущих элементов, динамических качеств и воздействия на путь экипажной части локомотивов железных дорог МПС РФ колеи 1520 мм" [7].
    
    Надежность крепления должна быть подтверждена экспериментально.
    
    4.2.8. Проверка систем и линий подачи газа, а также соединений на плотность должна выполняться с использованием сжатого воздуха. Допускается проводить проверку плотности сжатым газом после их дегазации.
    
    Испытания на герметичность трубопроводной арматуры и деталей трубопроводов, затворов необходимо проводить сжатым воздухом с учетом требований ГОСТ 356. Максимально допустимые протечки - по классу герметичности А ГОСТ 9544.
    
    4.2.9. Расположение, монтаж и конструкция системы подачи газа и ее элементов должны обеспечивать возможность проверок качества сборки, регулировок, испытаний и периодического контроля параметров в эксплуатации, возможность выполнения ремонтных работ, а также выполнение работ по выпуску газа из элементов и частей системы и проведению ее дегазации без образования взрывоопасных концентраций газовоздушной смеси.
    
    4.2.10. В системе подачи газа на газотепловозе должны быть предусмотрены штуцеры, пробки и т.п., обеспечивающие присоединение контрольных и измерительных приборов и оборудования в соответствии с требованиями по 4.2.8.
    
    4.2.11. Присоединительные заправочные элементы системы подачи газа (штуцеры и разъемы) не должны допускать утечек сжатого и (или) сжиженного газа как при заправке газотепловоза, так и в условиях эксплуатации.
    
    Основные размеры заправочных элементов для сжатого природного газа должны соответствовать СТА ГТО-2 [10], для сжиженного газа определяются заводом-изготовителем.
    
    4.2.12. Блок газовых баллонов или система подачи газа при использовании сжиженного природного газа должны иметь устройства (запорный магистральный вентиль) для отключения газовых емкостей. Устройство (вентиль) должно обеспечивать контроль фактического положения запирающего элемента.
    
    При применении вентилей с дистанционным управлением должно быть предусмотрено дублирующее ручное управление.
    
    4.2.13. Места возможного образования взрывоопасной газовой смеси должны быть оборудованы естественной и (или) принудительной вентиляцией.
    
    Принудительная вентиляция должна осуществляться кратковременно перед пуском газодизеля и постоянно при работе с применением газового топлива в машинном помещении, высоковольтной камере, помещениях размещения газового оборудования.
    
    4.2.14. Принудительная вентиляция кузовного (подкапотного) помещения должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.056 и выполняться, как правило, приточной с кратностью обмена:
    
    - для машинных помещений газотепловоза (расположение газодизеля, компрессора, охлаждающего устройства, блока газового оборудования и т.п.) - не менее 10 объемов в час при работающем газодизеле (газовом двигателе);
    
    - для кабины машиниста, аккумуляторных отсеков и других, неподверженных прямому попаданию в них газа, - не менее 3 объемов в час при работающем газодизеле.
    
    Для помещений, оборудованных в закрытых криогенных тендерах (отсеков газификации, регулирования, подогрева газа и т.п.), принудительная вентиляция должна выполняться приточной с кратностью обмена не менее 10 объемов в час.
    
    4.2.15. Приточная вентиляция в высоковольтной камере (ВВК) газотепловоза (или в распределительном электрическом шкафе управления, блоках электронного управления газотепловозами и т.п.) должна обеспечить избыточное давление в ней. Величина этого давления должна быть не менее 0,03 кПа (3 мм вод.ст.) при минимальной частоте вращения коленчатого вала газодизеля.
    
    4.2.16. Забор воздуха для вентиляции кузовного (подкапотного) помещения газотепловоза должен осуществляться снаружи газотепловоза в зоне с наименьшей вероятностью попадания газа в систему вентиляции. Подаваемый для вентиляции воздух должен быть очищен от механических примесей и влаги. Степень очистки воздуха должна соответствовать степени очистки, предусмотренной ГОСТ 25463 для вентиляции тяговых электрических машин газотепловозов.
    
    4.2.17. Для вентиляции кузовных помещений, кабины, аккумуляторного отсека (ниши) и др., а также помещений криогенного тендера, должны применяться вентиляторы с механическим приводом или с электродвигателями во взрывобезопасном исполнении применительно к эксплуатации в условиях взрывоопасных смесей категории IIA-T1 по ГОСТ 12.1.011.
    
    4.2.18. Для вентиляции рабочих помещений под кузовом (капотом) газотепловоза допускается использовать имеющиеся на газотепловозе вентиляторы для тяговых электрических машин путем отбора части нагнетаемого ими воздуха.
    
    4.2.19. Выброс воздуха, используемого для вентиляции, из ВВК и из кузовного (подкапотного) помещения газотепловоза должен осуществляться через крышу или оборудованные закрываемыми створками жалюзийные решетки, расположенные в верхней части кузова (капота), на высоте не менее 2/3 общей высоты стенки.
    
    4.2.20. Организация системы вентиляции помещений, находящихся в криогенном тендере газотепловоза, осуществляется по техническим условиям на тендер.
    
    4.2.21. Подкапотное пространство газотепловоза с кузовом капотного типа должно быть разделено перегородками на отдельные помещения (отсеки), преимущественно по их функциональному назначению (отсек газодизеля, отсек тягового генератора и отсек компрессора, отсек охлаждающего устройства и т.п.).
    
    Установка разделительных перегородок в кузовном помещении газотепловозов с кузовом вагонного типа в необходимых случаях должна проводиться с учетом обеспечения условий для обслуживания силовой установки, обеспечения пожарной безопасности с соблюдением требований к размерам проходов по ГОСТ 12.2.056.
    
    4.2.22. Разделительные перегородки должны выполняться преимущественно в виде огнезадерживающих конструкций. Предел огнестойкости перегородок должен быть не менее 15 мин и препятствовать прохождению пламени в течение 30 мин.
    
    Места прохода трубопроводов через разделительные перегородки должны также обеспечивать указанную огнестойкость.
    
    4.2.23. Газовое оборудование системы подачи газа должно размещаться на газотепловозе преимущественно в отдельном отсеке (камере), сообщающемся с атмосферой через жалюзийную решетку. Отсек должен иметь приточную вентиляцию и быть изолирован от пространства кузовного (подкапотного) помещения.
    
    На газотепловозах, использующих сжиженный природный газ, редуцирующее и дозирующее оборудование должно преимущественно размещаться в (или на) криогенном тендере.
    
    4.2.24. В системах электрического контроля и управления газотепловозами должны применяться электрические аппараты, устройства и оборудование во взрывозащищенном исполнении категории повышенной надежности против взрыва группы II с видом взрывозащиты "взрывонепроницаемая оболочка" или (и) "искробезопасная электрическая цепь" температурного класса до 200 °С (2ExiII T3, 2Exdll T3, или 2Exdill T3 по ГОСТ 12.2.020).
    
    4.2.25. На боковых стенках кузова (капота) газотепловозов должны быть предусмотрены легкосбросные конструкции. Усилие их сброса определяется безопасным для обслуживающего персонала давлением, возникающим в кузовном (подкапотном) пространстве при воспламенении или взрыве газовоздушной смеси. Площадь поверхности легкосбросных конструкций определяется в соответствии с рекомендациями СНиП 2.09.02, но не менее 0,05 м на 1 м свободного объема помещения.
    
    4.2.26. Предохранительные предельные клапаны должны предусматриваться в системе подачи газа на каждой ступени редуцирования давления газа и быть отрегулированы на величину, превышающую установленное в этой ступени рабочее давление газа по ГОСТ 356 не более чем на 10%.
    
    Допускается не устанавливать предохранительные клапаны на участке системы газоподачи непосредственно перед входом в двигатель внутреннего сгорания.
    
    4.2.27. Не допускается установка какой-либо запорной арматуры на участке системы подачи газа непосредственно перед предохранительным клапаном и после него (на сбросной трубе) в соответствии с СТА ГТО-3 [9].
    
    4.2.28. Отсечные клапаны должны устанавливаться непосредственно на выходе газа из газовых баллонов или криогенной емкости и предотвращать утечку газа в окружающую среду при разрыве или повреждении газовой магистрали, соединяющей баллоны (криогенную емкость) с другими элементами или устройствами системы подачи газа.
    
    4.2.29. Газотепловоз должен быть оборудован безопасными дренажными устройствами (БДУ) для сброса избыточного давления сжатого газа или паров сжиженного газа в атмосферу.
    
    4.2.30. Выброс газа из системы подачи газа при срабатывании предохранительных клапанов, отсечных клапанов, а также дренажных устройств и дегазационных устройств должен осуществляться по специальным отводным трубкам в зону над крышей кузова (капота) газотепловоза с исключением возможности возникновения эколого-, пожаро- и взрывоопасных ситуаций.
    
    4.2.31. Применение на газотепловозе оборудования, не согласованного для работы в среде природного газа и заимствованного из других отраслей техники, должно быть согласовано с изготовителем и головной организацией по газотопливному оборудованию "Национальной межотраслевой ассоциацией производителей газотопливного оборудования для транспорта" в установленном порядке с учетом требований ГОСТ 27577.
    
    Установка заимствованного оборудования, применение которого не согласовано в указанном порядке, не допускается.
    
    4.2.32. На щитах и дверях, ограничивающих доступ в помещения и отсеки капота (кузова) газотепловоза, должны наноситься знаки категории взрывоопасности помещения по ГОСТ 12.4.026.
    
    4.2.33. Надежность и долговечность приборов и специального газового оборудования, примененных в системе подачи газа, должны быть рассчитаны на срок службы без ремонтов и замены элементов до текущего ремонта третьего объема газотепловоза. Ресурс газового оборудования должен соответствовать сроку службы до капитального ремонта первого объема газотепловоза.
    
    Уровень требований по надежности применяемого газорегулирующего и газоподающего оборудования должен быть не ниже предусмотренного СТА ГТО-2 [10].
    
    4.2.34. Настройка, испытания и периодический контроль газотопливного оборудования газотепловоза, систем подачи газа, блокировок и сигнализации в эксплуатации должны проводиться в соответствии с "Руководством по эксплуатации газотепловоза", инструкциями по эксплуатации и проверке технического состояния газового оборудования.
    
    Отдельные агрегаты и системы, в том числе криогенный тендер для сжиженного газа, сигнализатор взрывоопасных концентраций газа (включая его датчики) должны обслуживаться в соответствии с нормативной и технической документацией на эти устройства, утвержденной в установленном порядке.
    
    4.3. Требования к элементам систем обнаружения взрывоопасных концентраций, предупреждения и блокировок
    
    4.3.1. Газотепловозы, использующие в качестве моторного топлива природный газ, должны оборудоваться системой контроля концентрации природного газа в местах возможного образования газовоздушной смеси взрывоопасной концентрации, и связанных с этой системой подсистемами предупреждения и блокировок управления.
    
    4.3.2. Система контроля концентрации газа должна обеспечивать непрерывный автоматический контроль воздушной среды в подкапотном (кузовном) помещении газотепловоза.
    
    4.3.3. Система контроля концентрации газа должна обеспечивать при достижении концентрации природного газа 20% НКПР выработку предупредительного сигнала для последующего ввода в подсистему предупреждения и при достижении концентрации 40% НКПР исполнительного сигнала для срабатывания подсистемы блокировок управления.
    
    Абсолютная (приведенная ко входу сигнализатора) погрешность срабатывания системы контроля концентрации газа должна быть не более 1% НКПР.
    
    4.3.4. Выходные сигналы системы контроля концентрации метана в подсистемах предупреждения и блокировок должны обеспечивать:
    
    - в подсистеме предупреждения (при наличии хотя бы в одном из мест установки датчиков - анализаторов газовоздушной смеси с концентрацией 20% НКПР) включение звукового и светового сигналов в кабине машиниста;
    
    - в подсистеме блокировок управления (при наличии хотя бы в одном из мест установки датчиков-анализаторов газовоздушной смеси с концентрацией 40% НКПР):
    
    1) автоматическое прекращение подачи газа от газификатора жидкой фазы или от газовых баллонов в систему подачи газа;
    
    2) автоматический перевод газодизеля на работу на жидком топливе или остановка газового двигателя;
    
    3) включение аварийной вентиляции;
    
    4) блокирование цепей запуска газового двигателя.
    
    4.3.5. Для маневровых газотепловозов мощностью до 1000 кВт допускается применение системы контроля концентрации с установкой предупредительного и исполнительного сигналов на один и тот же уровень концентрации газовоздушной смеси - 20% НКПР.
    
    4.3.6. Каналы и датчики системы контроля концентрации газа должны иметь маркировку и индексацию по месту их установки для определения места возникновения взрывоопасной ситуации.
    
    В кабине машиниста газотепловоза и в руководстве по эксплуатации должны находиться схемы, соответствующие размещению датчиков и их привязки к каналам контрольных приборов.
    
    4.3.7. Приборы контроля концентрации газовоздушной смеси по возможности должны иметь период задержки выработки предупреждающего и исполнительного сигналов не более 10 с с момента возникновения предельного значения контролируемой концентрации газа. Период задержки должен быть установлен в техническом задании на эти приборы.
    
    4.3.8. Количество и размещение датчиков обнаружения взрывоопасных концентраций газовоздушной смеси должно соответствовать местам наиболее вероятного появления таких концентраций.
    
    4.3.9. Надежность и требуемый уровень безотказности системы контроля концентрации газовоздушной смеси и подсистем предупреждения и блокировок должен обеспечиваться путем соответствующего выбора исполнительных электрических приборов, применяемых в этих системах.
    
    Для повышения надежности и безотказности цепей подсистемы блокировок допускается их дублирование.
    
    4.3.10. Установка блоков и устройств системы контроля концентрации должна выполняться в соответствии с техническими условиями и руководством по эксплуатации устройства (прибора) в кабине машиниста и быть доступна для технического обслуживания, регулировочных и поверочных работ.
    
    4.3.11. Установка датчиков системы контроля концентрации газовоздушной смеси должна производиться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность проведения поверочных и регулировочных работ системы контроля взрывоопасных концентраций газовоздушной смеси, как правило, без демонтажа датчиков.
    
    4.3.12. Проверку технического состояния и работоспособности системы контроля концентрации газа выполняют при каждом виде технического обслуживания и текущих ремонтов газотепловоза.
    
    Проверку работоспособности системы контроля концентрации газа выполняют согласно руководству по эксплуатации газотепловоза и инструкции по эксплуатации приборов контроля концентрации газа.
    
    Возможность проверки подсистем предупреждения и блокировок обеспечивает разработчик газотепловоза. При этом преимущественно должен использоваться метод контроля, исключающий демонтаж цепей или приборов, входящих в подсистемы.
    
    4.3.13. Приборы контроля концентрации метана должны подвергаться обязательной периодической государственной поверке в соответствии с инструкцией по эксплуатации и техническими условиями на эти приборы.
    
    Приборы, не прошедшие обязательную периодическую государственную поверку, не должны допускаться к эксплуатации на газотепловозе.
    
    4.4. Требования к персоналу, эксплуатирующему газотепловоз
    
    4.4.1. К эксплуатации газотепловоза могут быть допущены лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение по соответствующей программе и имеющие удостоверение на право такой эксплуатации.
    
    4.4.2. Проверку знаний персонала, допущенного к эксплуатации газотепловоза, проводят при приеме на работу, затем не реже одного раза в три года, а также при изменении технической документации.
    
    4.4.3. В случае внесения изменений в эксплуатационную документацию проводят внеочередной инструктаж и проверку знаний эксплуатирующим персоналом этих изменений.
    
    4.4.4. Эксплуатирующий персонал (машинист и помощник машиниста газотепловоза) обязан:
    
    - поддерживать исправное состояние газового оборудования и систем газотепловоза;
    
    - эксплуатировать газовое оборудование и системы контроля газотепловоза в соответствии с инструкциями и руководством по эксплуатации;
    
    - предпринимать меры по выяснению причин срабатывания сигнализации о предельных концентрациях газовоздушной смеси и прекращению утечек газа, в том числе путем выключения подачи газового топлива и перевода двигателя на работу на жидком топливе;
    
    - при аварийных ситуациях вывести газотепловоз из эксплуатации и заглушить двигатель. По решению технических служб и руководства депо отправить газотепловоз для проведения ремонтных работ.
    
    4.4.5. Локомотивным бригадам запрещается заниматься в условиях эксплуатации ремонтными работами по восстановлению работоспособности вышедшего из строя газового оборудования, трубопроводов, агрегатов и электрических цепей системы контроля концентрации газовоздушной смеси и подсистем предупреждения и блокировок.
    
    4.5. Требования к обеспечению взрывобезопасности при столкновениях, сходах и опрокидываниях
    
    4.5.1. Взрывобезопасность при аварийных ситуациях (столкновение подвижного состава, сход с рельсов, опрокидывание) должна обеспечиваться:
    
    - выполнением требований по прочности и надежности крепления резервуаров - емкостей с газовым топливом по 4.2.7;
    
    - надежным срабатыванием отсечных клапанов и закрытием каналов утечки газа;
    
    - защитой газового оборудования и газовых баллонов от механического повреждения.
    
    4.5.2. Конструкция установки газовых баллонов под газотепловозом должна обеспечивать такой зазор между уровнем головки рельса и нижней точкой газовых баллонов, чтобы исключить удар баллонов о рельс при сходе одной из тележек газотепловоза.
    
    4.5.3. При опрокидывании газотепловоза или тендера со сжатым (сжиженным) газом должна автоматически включаться система пожаротушения на газотепловозе и (или) на тендере сжатого (сжиженного) природного газа, если газотепловоз и тендер оборудованы такой системой.
    
    4.5.4. Конструкция криогенной секции должна обеспечивать прочность оборудования тендера и его крепления при положении тендера на боку (в условиях опрокидывания или аварии), а также возможность слива или ускоренного испарения сжиженного газа из резервуара в этом положении. Время аварийного слива полного запаса сжиженного газа при рабочем давлении в резервуаре должно быть не более 15 минут.
    
    Продолжительность аварийного сброса давления газа в резервуарах от момента срабатывания предохранительных клапанов до давления 0,002 МПа не должна превышать 20 минут.
    
    5. Основные положения о проверке и контроле взрывобезопасности
    
    5.1. Проверка взрывобезопасности состоит из:
    
    - проверки взрывобезопасности разработчиком;
    
    - технической экспертизы конструкторской документации согласно ТЗ;
    
    - авторского надзора при постановке на производство, изготовлении и эксплуатации;
    
    - технической проверки при эксплуатации;
    
    - авторского надзора в эксплуатации.
    
    5.1.1. Проверка системы обеспечения взрывобезопасности газотепловоза и ее технических средств разработчиком должна проводиться на этапе разработки. Такая проверка, как правило, должна складываться из:
    
    - анализа информации об отечественных и зарубежных аналогах с учетом режимов работы и условий эксплуатации;
    
    - выбора способов защиты от внешних воздействующих факторов;
    
    - составления перечней возможных видов отказов и выявление лимитирующих элементов;
    
    - расчетного определения вероятности возникновения взрывоопасной ситуации;
    
    - составления перечня критериев отказов и предельных состояний;
    
    - анализа влияния последствий отказов технических средств обеспечения взрывобезопасности;
    
    - определения технических характеристик, подлежащих диагностированию и контролю;
    
    - определения состава запасных частей, инструментов, принадлежностей и материалов, необходимых для технического обслуживания и ремонта;
    
    - разработки программ (разделов программ) и методик испытаний на взрывобезопасность в составе приемочных испытаний по ОСТ 32.55.
    
    Состав документов, подлежащих разработке, определяется ТЗ. Результат проверки взрывобезопасности отражают в документе "Доказательство взрывобезопасности", который разработчик включает в полный комплект конструкторских документов.
    
    5.1.2. Техническая экспертиза может проводиться на всех стадиях жизненного цикла газотепловоза независимыми компетентными организациями в порядке, согласованном с МПС России. Результаты экспертизы оформляют в виде экспертных заключений.
    
    5.1.3. Авторский надзор на всех стадиях проводит разработчик в порядке, согласованном с МПС России. На стадии испытаний и доводки опытных образов обязательно должно быть получено экспериментальное подтверждение основных параметров характеристик конструкторских решений системы защиты.
    
    5.1.4. Техническую проверку в части взрывобезопасности при эксплуатации газотепловоза проводят в соответствии с требованиями, установленными в руководстве по эксплуатации. Результаты проверки отражают в производственно-технологической документации, установленной этим руководством.
    
    5.1.5. Авторский надзор в эксплуатации проводится с целью подтверждения надежности работы системы взрывобезопасности и стабильности параметров элементов этой системы за установленный период работы газотепловоза, выявления и своевременного внесения необходимых изменений в конструкторские и эксплуатационные документы на основе анализа производственно-технологической и другой документации на газотепловоз.
    
    5.2. Контроль взрывобезопасности состоит из:
    
    - технического освидетельствования газотепловоза на предмет взрывобезопасности его составных частей, в том числе и емкостей для хранения газового топлива;
    
    - лицензирования деятельности разработчика и изготовителя;
    
    - подтверждения взрывобезопасности газотепловоза при его сертификации;
    
    - инспекционного контроля процесса эксплуатации.
    
    5.3. Подтверждение взрывобезопасности газотепловоза при его сертификации проводят в порядке, установленном нормативными документами системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации (ССФЖТ), в том числе П ССФЖТ 17 [11] и ОСТ 32.53.
    
    5.4. Инспекционный контроль МПС России проводит в порядке, установленном П ССФЖТ 12 [12].
    
    

Приложение А
(справочное)


    
Библиография

         

[1] ЦРБ-477

Инструкция по монтажу, содержанию, ремонту и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Утв. МПС РФ

 

 

[2] НПБ 105-95

Нормы Государственной противопожарной службы МВД России. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности. Утв. МВД РФ

 

 

[3] ВНТП 05-97

Ведомственные нормы технологического проектирования. Определение категорий помещений и зданий предприятий и объектов железнодорожного транспорта по взрывопожарной и пожарной опасности. Утв. МПС РФ

 

 

[4] ПБ 03-108-96

Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов. Утв. Госгортехнадзором РФ

 

 

[5] ЦРБ/162

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утв. МПС РФ

 

 

[6] ПБ 10-115-96

Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Утв. Госгортехнадзором РФ

[7]

Нормы для расчета и оценки прочности несущих элементов, динамических качеств и воздействия на путь экипажной части локомотивов железных дорог МПС РФ колеи 1520 мм. Утв. МПС РФ

[8] СТА ГТО-1-97

Газобаллонное оборудование для транспортных средств, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива. Технические требования. Утв. Национальной межотраслевой ассоциацией производителей газотопливного оборудования

 

 

[9] СТА ГТО-3-97

Баллоны высокого давления для хранения компримированного природного газа, используемого в качестве моторного топлива на транспортных средствах. Общие технические требования и методы испытаний. Утв. Национальной межотраслевой ассоциацией производителей газотопливного оборудования

 

 

[10] СТА ГТО-2-97

Агрегаты и устройства газотопливной аппаратуры для транспортных средств, использующих компримированный природный и сжиженный нефтяной газы в качестве моторного топлива. Общие технические требования по безопасности и методы испытаний. Утв. Национальной межотраслевой ассоциацией производителей газотопливного оборудования

 

 

[11] П ССФЖТ 17-98

Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Порядок сертификации серийно выпускаемого подвижного состава и других железнодорожных технических средств. Утв. МПС РФ

 

 

[12] П ССФЖТ 12-97

Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Порядок организации и проведения надзора и контроля в Системе сертификации. Утв. МПС РФ

 

 

УДК 629.424.1-62(083.76) Д 50 ОКП 31 8100
Ключевые слова: взрывобезопасность, газотепловоз, газ, компримированный, сжиженный, концепция взрывобезопасности, программа обеспечения взрывобезопасности, доказательство взрывобезопасности, защита, управление, лицензирование, коэффициент безопасности, концентрация, вентиляция.

    
    
    

Текст документа сверен по:
"Экономика железных дорог",
N 5, 2000 год

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование