почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
10
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать

    
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 26 сентября 2000 года  N ГКПИ2000-704, 1043


[В удовлетворении требований о признании недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 года N 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок" отказано]

___________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 ноября 2000 года N КАС00-431 данное решение оставлено без изменения.
___________________________________________________________________

    

    Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Зайцева В.Ю.,  при секретаре Дончило В.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Благотворительного фонда поддержки правовых обычаев в экономике "Общественный договор", Редекопа В.П. и Денисовой В.В. о признании недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 года N 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок", установил:
    
    Благотворительный фонд поддержки правовых обычаев в экономике "Общественный договор", Редекоп В.П. и Денисова В.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 года N 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок".
    
    В обоснование жалобы заявители ссылались на то, что оспариваемый ими правовой акт не соответствует действующему федеральному законодательству и принят по вопросу, не входящему в компетенцию Правительства Российской Федерации.
    
    В судебном заседании заявители Редекоп В.П. и Денисова В.В., представители Благотворительного фонда поддержки правовых обычаев в экономике "Общественный договор" Орлова Л.А., Сорк Д.М., Козлов О. Д. поддержали заявленные требования и просили суд об их удовлетворении.
    
    Представители Правительства Российской Федерации Стариков А.Ю., Корнюхина Г.В., Рахманов М.Л., Жуков А.И. и Ерофеев С.И. требования заявителей не признали и просили отказать в их удовлетворении за необоснованностью.
    
    Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации находит, что требования заявителей о признании недействительным оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
    
    Согласно части 2 статьи 239-7 ГПК РСФСР, установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного органа, общественной организации или должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.
    

    При рассмотрении дела судом не установлено, что оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации вынесено за пределами его полномочий по регулированию правоотношений в сфере сертификации, защиты прав потребителей и противоречит действующему федеральному законодательству.
    
    Так, в соответствии со статьей 2 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" отношения в области сертификации регулируются данным Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации. К таким "актам законодательства" относятся и постановления Правительства Российской Федерации, поскольку в вышеназванном Законе нет правовой нормы, запрещающей Правительству Российской Федерации регулировать отношения в области сертификации.
    
    Кроме того, в преамбуле оспариваемого постановления отмечено, что оно издано, в том числе, в целях охраны интересов и прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества. Пунктом 4 статьи 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что, если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке, в частности стандартами, установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению их соответствия указанным требованиям, утверждаются Правительством Российской Федерации.
    
    Оспариваемым постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень первой группы товаров и продукции, подлежащих обязательному маркированию знаками соответствия, защищенными от подделок.
    
    С учетом вышеизложенного суд полагает необоснованными доводы заявителей о том, что Правительство Российской Федерации не вправе было принимать оспариваемый правовой акт.
    
    В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 года N 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок" с 1 апреля 1999 года на территории Российской Федерации при маркировании товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации, введены знаки соответствия с учетной информацией к ним, защищенные от подделок (далее - знаки соответствия).
    
    Обосновывая доводы жалобы, заявители ссылаются на то, что введенное в оспариваемом постановлении понятие знака соответствия не соответствует законодательству, поскольку постановление содержит ряд дополнительных ограничений для его использования, в частности устанавливает необходимость защиты знака соответствия и учетной информации к нему от подделок и закрепляет принцип реализации их за плату. Однако приведенные доводы суд не может признать состоятельными.
    

    Согласно пункту 2* Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. В приведенном положении Закона действительно не указано, что знак соответствия должен быть защищен от подделок. Вместе с тем Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" не содержит и запрета относительно защиты знака соответствия от подделок.
________________
    * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "пункту 2 статьи 6". - Примечание .     
         
    В связи с этим Правительство Российской Федерации в оспариваемом постановлении вправе было закрепить положение о том, что при маркировании товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации, знак соответствия должен быть защищен от подделок.
    
    Данный вывод подтверждается и тем, что термин "знак соответствия, защищенный от подделок" употребляется и в иных законодательных актах федерального уровня, например в статье 171-1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
    
    Суд полагает, что не противоречит законодательству и положение оспариваемого постановления о введении учетной информации к знаку соответствия, поскольку учетная информация позволяет не только осуществлять учет товаров и продукции, но и их контроль в целях безопасности потребителей (статья 1 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг").
    
    В силу пункта 2 статьи 16 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.
    
    С учетом вышеприведенных положений Федерального Закона суд полагает, что реализация знаков соответствия с учетной информацией к ним за плату является правомерной и является одним из условий, определяющих предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов, занимающихся реализацией товаров и продукции, подлежащих обязательному маркированию знаками соответствия. Такой вывод подтверждается и положениями пункта 4 статьи 7, пунктов 1, 4 статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей".
    

    Следовательно, нельзя признать обоснованным и довод заявителей о том, что плата за знак соответствия является налоговым сбором.
    

    Не усматривает суд и несоответствия оспариваемого заявителями постановления статье 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", поскольку правила маркирования товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации, знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок, обязательны для применения всеми хозяйствующими субъектами и не создают дискриминирующих либо благоприятствующих условий деятельности отдельным субъектам.
    
    Другие доводы заявителей о незаконности оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации также не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
    
    Руководствуясь ст.191-197, 231, 232, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
    

решил:

    
    Благотворительному фонду поддержки правовых обычаев в экономике "Общественный договор", Редекопу В.П. и Денисовой В.В. в удовлетворении требований о признании недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 года N 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок" - отказать.
    
    
    

Текст документа сверен по:
рассылка


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование