почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
2
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от  26 апреля 2005 года N 14319/04



[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания ТУ МАП о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как элементы изобразительного и графического оформления наружной рекламы совпадают с аналогичными элементами этикетки водки "Ваш Выбор", что вызывает интерес потребителей к этой водке и заставляет воспринимать информацию, содержащуюся на щите рекламоносителя, как рекламу водки, а не предприятия]

    
    
    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Арифулина А.А.; членов Президиума: Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Козловой А.С., Козловой О.А., Новоселовой Л.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Финогенова В.И. - рассмотрел заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.08.2004 по делу N А65-25074/2003-СА1-32 Арбитражного суда Республики Татарстан.
    
    В заседании приняли участие представители:
    
    от заявителя - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Цышевская Е.В.;
    
    от открытого акционерного общества "Татспиртпром" - Валетов Р.Д., Мазитова Д.И.
    
    Заслушав и обсудив доклад судьи Финогенова В.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
    
    Государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Производственное объединение "Татспиртпром" (в настоящее время - ОАО "Татспиртпром"; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Татарстанского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в настоящее время - Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан; далее - антимонопольный орган) от 09.12.2003 по делу N 053.
    
    Заявление предприятия принято и возбуждено производство по делу, которому присвоен N А65-25074/2003-СА1-32.
    
    Впоследствии предприятие обратилось с заявлением о признании недействительным предписания антимонопольного органа от 09.12.2003 по делу N 053 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    
    Данное заявление предприятия также принято и возбуждено производство по делу, которому присвоен N А65-25809/2003-СА2-11.
    
    По ходатайству предприятия оба дела объединены в одно производство. Делу присвоен N А65-25074/2003-СА1-32.
    
    Решением суда первой инстанции от 26.02.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
    
    Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.05.2004 решение оставлено без изменения.
    
    Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 10.08.2004 кассационную жалобу предприятия удовлетворил - названные судебные акты отменил.
    
    В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции антимонопольный орган ссылается на неправильное толкование судом норм материального права, содержащихся в статьях 2, 10 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и статье 17 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон о государственном регулировании), на нарушение единообразия в толковании и применении норм права, а также на нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц и просит отменить оспариваемый судебный акт, оставив без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
    
    В отзыве на заявление предприятие возражает против его удовлетворения и отмены оспариваемого судебного акта.
    
    Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.
    
    Из материалов дела видно, что в течение ноября и декабря 2003 года предприятие разместило в городе Казани на рекламоносителях форматом 6 на 3 метра наружную рекламу. В центральной части рекламного щита указано наименование предприятия - "Татспиртпром", над которым изображен его товарный знак; непосредственно под наименованием предприятия расположено словосочетание "Это Ваш Выбор". В нижней части щита фраза: "Отличная компания - Отличное качество".
    
    По факту данной рекламы антимонопольным органом принято решение от 09.12.2003, которым предприятие признано нарушившим требования статьи 10 Закона о рекламе и пункта 1 статьи 17 Закона о государственном регулировании. На основании этого решения антимонопольным органом выдано предписание от 09.12.2003 о прекращении до 22.12.2003 размещения и распространения во всех средствах массовой информации, в том числе способом наружной рекламы, скрытой рекламы водки "Ваш Выбор".
    
    Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая предприятию в удовлетворении требования о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, исходили из того, что информация, содержащаяся на щите рекламоносителя, ассоциируется у потребителей с определенным товаром, а именно с водкой "Ваш Выбор", производителем которой является предприятие.
    
    Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций, сделал вывод, что указанная реклама является не скрытой рекламой водки "Ваш Выбор", а рекламой предприятия как юридического лица.
    
    Однако этот вывод не соответствует законодательству о рекламе и противоречит материалам дела.
    
    Согласно статье 2 Закона о рекламе под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
    
    Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, в силу статьи 10 Закона о рекламе не допускается.
    
    Из наружной рекламы видно, что в словосочетании "Это Ваш Выбор" начальные буквы в словах "ваш" и "выбор" заглавные, так же как и на этикетке водки "Ваш Выбор", производимой предприятием.
    
    Элементы изобразительного и графического оформления наружной рекламы совпадают с аналогичными элементами этикетки водки "Ваш Выбор", что вызывает интерес потребителей к этой водке и заставляет воспринимать информацию, содержащуюся на щите рекламоносителя, как рекламу водки, а не предприятия.
    
    Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали вывод о том, что изображение, распространяемое предприятием, является скрытой рекламой водки "Ваш Выбор", поскольку призвано привлекать интерес потребителей именно к алкогольной продукции.
    
    Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о государственном регулировании реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
    
    Поэтому наружная реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов не допускается, в связи с чем предприятие обоснованно признано нарушившим требования законодательства о рекламе.
    
    Следовательно, вывод суда кассационной инстанции о том, что распространяемая реклама является рекламой предприятия, сделан неправомерно.
    
    При таких обстоятельствах постановление суда кассационной инстанции в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
    
постановил:
    
    Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.08.2004 по делу N А65-25074/2003-СА1-32 Арбитражного суда Республики Татарстан отменить.
    
    Решение суда первой инстанции от 26.02.2004 и постановление суда апелляционной инстанции от 07.05.2004 по данному делу оставить без изменения.
    
    

Председательствующий
А.А.Арифулин

    
    
Текст документа сверен по:

"Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации",
N 8, 2005 год


    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование