почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
2
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от  11 мая 2005 года N 16507/04



[Суд отказал в удовлетворении иска в части признания недействительным решения ИМНС об отказе налогоплательщику в списании недоимки и задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог и по земельному налогу, признания незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, выразившегося в отказе списать указанные суммы, и об обязании инспекции исключить из лицевого счета налогоплательщика безнадежные к взысканию суммы, так как должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы]

    
    
    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Тумаркина В.М. - рассмотрел заявление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Самары (ныне - Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району города Самары) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2004 по делу N А55-4606/04-6 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2004 по тому же делу.
    
    В заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Самарский завод котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов" - Мартынов В.Е.
    
    Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
    
    Закрытое акционерное общество "Самарский завод котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Самары (далее - инспекция) о признании недействительным ее решения от 22.03.2004 N 02-16/206 об отказе в списании 4363351 рубля 6 копеек просроченной для взыскания недоимки по налогу на имущество, налогу на пользователей автомобильных дорог, земельному налогу и задолженности по пеням, о признании незаконным бездействия должностных лиц инспекции, выразившегося в отказе списать этот долг, об обязании исключить из лицевого счета общества 4363351 рубль 6 копеек как безнадежные к взысканию и о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 29.03.2004 N 4267, 4268, 4269, 4270 о взыскании 1715323 рублей.
    
    Решением суда первой инстанции от 08.06.2004 заявление общества удовлетворено частично: признано недействительным решение инспекции от 22.03.2004 N 02-16/206 об отказе в списании просроченной для взыскания недоимки и задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 2420778 рублей 52 копеек и по земельному налогу в сумме 746303 рублей 70 копеек.
    
    Бездействие налогового органа, выразившееся в отказе списать указанные суммы, признано незаконным. Суд обязал инспекцию исключить их из лицевого счета налогоплательщика как безнадежные к взысканию и признал не подлежащими исполнению инкассовые поручения от 29.03.2004 N 4267, 4268, 4269 и 4270.
    

    Суд отказал обществу в списании 1127592 рублей 51 копейки недоимки по налогу на имущество предприятий и задолженности по пеням, поскольку эта сумма включена в график погашения задолженности по налогам и сборам, утвержденный инспекцией на основании заявления общества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
    
    Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 26.08.2004 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
    
    Удовлетворяя требования общества в части списания недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог и земельному налогу, суды на основании статей 87 и 88 (сроки проведения проверки) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статей 46, 47 и 70 Кодекса (порядок взыскания недоимки по налогам), статьи 113 Кодекса (срок давности привлечения к ответственности) признали долг по налогам и пеням, сложившийся на 01.01.2001, нереальным для взыскания в силу причин юридического характера, так как к моменту обращения общества в инспекцию последняя утратила право на его взыскание как во внесудебном, так и в судебном порядке, и обязали инспекцию списать с лицевого счета спорные суммы как безнадежные к взысканию, признав тем самым незаконным бездействие ее должностных лиц.
    
    Довод инспекции об отсутствии у нее права удовлетворить требования общества по основаниям иным, отличным от предусмотренных в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам", были отвергнуты судами, поскольку статья 59 Кодекса не содержит ограниченного перечня оснований для списания долгов.
    
    В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений статьи 59 Кодекса.
    
    Общество в отзыве просит оставить названные судебные акты без изменения со ссылкой на статьи 45, 46, 48, 70 Кодекса и пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
    

    Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении инспекции, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, Президиум считает, что судебные акты в части удовлетворения требований истца подлежат отмене с принятием нового решения в отмененной части - об отказе обществу в удовлетворении его требований - по следующим основаниям.
    
    Как видно из материалов дела, общество 17.03.2004 обратилось в инспекцию с заявлением о списании с лицевого счета налогоплательщика 4363351 рубля 6 копеек долга, образовавшегося в период с 01.01.97 до 01.01.2001.
    
    Из содержания заявления и данных налогового учета следует, что за обществом числится недоимка по федеральному налогу (налог на пользователей автомобильных дорог), региональному налогу (налог на имущество предприятий) и местному налогу (земельный налог), а также задолженность по пеням, начисленным по этим налогам. Недоимка по налогу на пользователей автомобильных дорог и земельному налогу образовалась в 2000 году.
    
    Инспекция решением от 22.03.2004 N 02-16/206 отказала обществу в списании сумм недоимки и задолженности со ссылкой на пункт 1 статьи 59 Кодекса и постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам".
    
    В соответствии со статьей 59 Кодекса недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
    
    по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
    
    по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
    
    Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
    
    Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло постановление от 12.02.2001 N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    
    Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному названным постановлением.
    

    Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
    
    В месте нахождения общества списание долгов налогоплательщиков осуществлялось на основании постановления губернатора Самарской области от 16.11.2001 N 407 и постановления главы города Самары от 14.05.2002 N 215, которыми предусмотрено списание недоимки по региональным и местным налогам и задолженности по пеням в случае ликвидации организации.
    
    Таким образом, нормативная база по вопросу о применении статьи 59 Кодекса в данном случае определена названными постановлениями Правительства Российской Федерации, губернатора Самарской области и главы города Самары.
    
    Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).
    
    Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
    
    Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
    
    Поэтому у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.
    
    Судебные акты в части понуждения инспекции исключить из лицевого счета налогоплательщика суммы недоимки и задолженности по пеням также являются ошибочными. Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
    

    Таким образом, при разрешении спора по настоящему делу судами допущено ошибочное применение законодательства Российской Федерации о налогах, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены оспариваемых судебных актов.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
    
постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2004 по делу N А55-4606/04-6 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2004 по тому же делу в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Самары от 22.03.2004 N 02-16/206 об отказе налогоплательщику в списании недоимки и задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 2420778 рублей 52 копеек и по земельному налогу в сумме 746303 рублей 70 копеек, признания незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, выразившегося в отказе списать указанные суммы, и об обязании инспекции исключить из лицевого счета налогоплательщика безнадежные к взысканию суммы 2420778 рублей 52 копейки и 746303 рубля 70 копеек отменить.
    
    В указанной части требований закрытому акционерному обществу "Самарский завод котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов" отказать.
    
    В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
    
    

Председательствующий
А.А.Иванов

    
    
    
Текст документа сверен по:

"Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации",
N 8, 2005 год


    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование