почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
1
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 30 июня 2006 года N 0100/7168-06-32

    
    
О расследовании острых профессиональных
отравлений в Российской Федерации

    
    
    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав материалы о состоянии расследования острых профессиональных отравлений в Российской Федерации за 2001-2005 годы, сообщает.
    
    За период с 2001 по 2005 годы было зарегистрировано 396 случаев острых профессиональных отравлений, из них 30 со смертельным исходом и 674 пострадавшими, из них 162 - женщины. Указанные отравления зарегистрированы в 56 субъектах Российской Федерации.
    
    Наибольшее число случаев острых отравлений и пострадавших зарегистрировано: в Республике Татарстан (23 случая и 35 пострадавших), Алтайском крае (соответственно 19 и 22), Красноярском крае (10 и 23), Пермской области (46 и 51), Свердловской области (28 и 67), Нижегородской области (20 и 21), Самарской области (18 и 24), Архангельской области (16 и 38), Астраханской области (15 и 25), Иркутской области (14 и 39), Липецкой области (14 и 19), Кемеровской области (13 и 25), Челябинской области (11 и 17), Тульской области (10 и 20), г.Москве (12 и 20).
    
    От воздействия химических веществ острые отравления регистрировались, в основном, у работников химической промышленности, цветной и черной металлургии, жилищно-коммунального хозяйства (на водопроводно-канализационных системах), сельского хозяйства.
    
    Групповые случаи (с числом пострадавших 2 и более человек) острых отравлений ежегодно регистрируются в цветной металлургии, жилищно-коммунальном хозяйстве, химической, газовой промышленности, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении. За анализируемый период зарегистрировано 83 групповых случая с числом пострадавших 284 человека.
    
    Основные вещества, послужившие причиной отравлений - углерода оксид, хлор, двуокись углерода, сероводород, аммиак, формальдегид, диоксид серы, фенол, формальдегид, кислоты, гербициды и фунгициды.
    
    Возрастной состав пострадавших свидетельствует о большой частоте случаев острых отравлений у работников активного трудоспособного возраста: до 20 лет - 12 человек, 20-29 лет - 116, 30-39 лет - 121, 40-49 лет - 173, 50-59 лет - 71, 60 лет и старше - 14 человек.
    
    Возникновение острых профзаболеваний (отравлений) обусловлено нарушением правил техники безопасности (28,8 - 37,2%), авариями (14,4 - 25,8%), несовершенством технологических процессов (5,1 - 14,4%), отступлениями от технологического регламента (6,4 - 13,5%), неприменением средств индивидуальной защиты (6,3 - 7,8%).
    
    Следует отметить серьезные нарушения порядка извещения, расследования и учета острых профессиональных отравлений.
    
    Так, в учреждения Роспотребнадзора были направлены извещения по отмененным формам, утвержденных Минздравом СССР в 1980, 1978 и даже в 1954 году (Пермская, Иркутская, Калужская, Самарская, Курганская, Кемеровская области, Республика Чувашия, Хабаровский край и др.). Кроме того, использовались бланки "Об острозаразном заболевании", "О реакции на прививку", форма N 58-1/у "Экстренное извещение о случае острого отравления химической этиологии", утвержденная приказом N 460 от 29.12.2000 "Об утверждении учетной документации токсикологического мониторинга" (Пермская, Оренбургская, Свердловская, Мурманская, Самарская, Иркутская области), часть извещений оформлена небрежно, без заполнения всех пунктов.
    
    В соответствии с действующим порядком, в течение первых суток, в территориальные органы Роспотребнадзора из лечебно-профилактических учреждений поступили извещения лишь на 43,6% пострадавших (294 человека). В остальных случаях извещения были получены в срок: от 2 до 7 дней - 122 человека, от 8 дней до 1 месяца - на 72 человека, 1 месяц и более - на 17 человек (Республика Татарстан, Вологодская, Самарская области, Приморский, Красноярский край, г.Москва.). В 25% случаев срок поступления извещения не указан.
    
    В 181 акте о случаях острых профессиональных заболеваний не указано наименование учреждения, направившего извещение, что повлекло нарушение сроков расследования или невозможность расследования, недостоверность учета случаев профессиональных отравлений.
    
    Основными недостатками составления санитарно-гигиенических характеристик и актов о случаях профессиональных заболеваний являются: противоречивость приводимых в характеристиках и актах данных; неполное изложение обстоятельств и условий возникновения заболеваний (отравлений), отступления от установленных требований оформления и несвоевременное составление этих документов.
    
    30% актов расследования острых профессиональных заболеваний, оформленных за анализируемый период, составлены с нарушениями законодательства Российской Федерации (Ставропольский, Красноярский, Приморский край и др.).
    
    В большинстве случаев при проведении расследований, не в полной мере проводятся необходимые лабораторно-инструментальные исследования уровней производственных факторов, не проводится их объективная оценка.
    
    По вине работодателей, в ряде случаев, в работе комиссий по расследованию и оформлению актов профзаболеваний участвовали только представители Роспотребнадзора, без привлечения других заинтересованных организаций.
    
    Без привлечения в необходимых случаях представителей заинтересованных лечебно-профилактических учреждений, территориальных органов Роструда, Росздравнадзора, Ространснадзора, судебно-медицинской экспертизы и других, оформлено 80% актов, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года N 967. Представители территориальных органов Роструда приняли участие в расследовании лишь 17,5% случаев.
    
    Работа по переоформлению или восстановлению утраченных санитарно-гигиенических характеристик условий труда работника, актов о случае профессионального заболевания, проводимая территориальными управлениями Роспотребнадзора и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по жалобам работников, работодателей, органов социальной защиты, свидетельствует о серьезных нарушениях законодательства Российской Федерации.
    
    Учитывая изложенное, в целях обеспечения установленного порядка расследования и учета острых профессиональных заболеваний в субъектах Российской Федерации:
    
    1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, предлагаю:
    
    1.1. Усилить контроль за мероприятиями по государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, применяемых в подведомственных организациях и предприятиях;
    
    1.2. Выдавать санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию в субъектах Российской Федерации при безусловном их соответствии действующему санитарному законодательству;
    
    1.3. Усилить надзор и контроль, в пределах компетенции службы, за организацией и проведением обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, сроками их проведения при использовании на производствах потенциально опасных химических и биологических веществ;
    
    1.4. Обеспечить контроль за своевременным направлением извещений учреждениями здравоохранения об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления); об установлении, изменении или отмене заключительного диагноза; качеством и полнотой оформления извещений;
    
    1.5. Повысить оперативность при организации расследования обстоятельств и причин возникновения у работника острого профессионального заболевания, формировании комиссии по расследованию и оформлению акта расследования;
    
    1.6. Проводить в необходимом объеме санитарно-эпидемиологические экспертизы, лабораторно-инструментальные и другие гигиенические исследования с целью оценки условий труда на рабочем месте при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;
    
    1.7. Своевременно и в полном объеме оформлять акт о случае профессионального заболевания с указанием обстоятельств и причин профессионального заболевания, допущенные нарушения санитарного законодательства, иных нормативных актов;
    
    1.8. Оперативно решать вопросы устранения разногласий при постановке диагноза профессионального заболевания и его расследования;
    
    1.10 Обеспечивать сохранность и учет документации по расследованию случаев острых профессиональных заболеваний;
    
    1.12. Оказывать содействие работникам в решении особо сложных случаев, касающихся вопросов установления связи заболевания с профессией, нерешенные на уровне субъектов Российской Федерации, в ГУ "НИИ медицины труда РАМН" и Координационном центре профпатологии Минздравсоцразвития России;
    
    1.13. Обеспечить хранение актов о случае профессионального заболевания и материалов расследования случаев профессиональных заболеваний в соответствии с действующим законодательством;
    
    1.14. Инициировать (совместно с территориальными органами Роструда, Росздравнадзора, Ространснадзора, судебно-медицинской экспертизы и другими) разработку документа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о порядке координации и взаимодействия заинтересованных организаций по вопросам организации профилактических мероприятий, экспертизы связи заболевания с профессией и расследования причин острых и хронических профессиональных заболеваний;
    
    1.15. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, применять к работодателям, нарушающим санитарные правила и гигиенические нормативы в вопросах гигиены труда и профилактики профессиональной заболеваемости работников, меры воздействия, препятствующие возникновению острых профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.
    
    2. Главному врачу ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора" усилить информационное, юридическое и нормативное обеспечение территориальных управлений Роспотребнадзора по вопросам профилактики и расследования профессиональных заболеваний (отравлений); усилить контроль приема статистических форм, совершенствовать методы анализа профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.
    
    О результатах проведенной работы прошу доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1 декабря 2006 года.
    
    

Руководитель
Г.Г.Онищенко



Текст документа сверен по:
рассылка


    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование