почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
12
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

 
Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

    
ПИСЬМО

    
от 22 ноября 2007 года N 0100/11983-07-32

    
    
О реализации территориальными органами Роспотребнадзора
Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ

    
    
    С 12 декабря 2007 года вступает в силу Федеральный закон от 25.10.2007 N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 234-ФЗ). В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях формирования единообразной правоприменительной практики считает необходимым обратить внимание территориальных органов Роспотребнадзора на нижеследующие отдельные положения указанного законодательного акта.
    
    1. Подпунктом а) пункта 3 статьи 1 Закона N 234-ФЗ в абзац третий пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) внесено соответствующее дополнение, императивно закрепляющее основание для указания в обязательном порядке в отношении продуктов питания информации о наличии в них компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО), - "в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента".
    
    Таким образом, с учетом объективной необходимости определения порядка соответствующего маркирования пищевых продуктов, полученных из ГМО, как формы реализации права потребителя на своевременное получение необходимой и достоверной информации о составе пищевых продуктов, обеспечивающей возможность их правильного выбора, Закон N 2300-1 был гармонизирован с требованиями Европейского Союза по этикетированию пищевых продуктов, полученных из ГМО, установленными Директивой Европейского Парламента и Совета от 22.09.2003 N 1829/2003 о генетически модифицированной пище и кормах, которая с апреля 2004 года ввела 0,9% пороговый уровень для маркировки пищевых продуктов, полученных из ГМО.
    
    Ранее аналогичный показатель, характеризующий точку отсчета наличия в пищевых продуктах компонентов ГМО, был закреплен санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.3.2.2227-07 "Дополнения и изменения N 5 к санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (зарегистрированы в Минюсте России 16.06.2007, регистрационный номер 9852), установившими с 01.09.2007, что содержание в пищевых продуктах 0,9% и менее компонентов, полученных с применением ГМО, является случайной или технически неустранимой примесью и пищевые продукты, содержащие указанное количество таких компонентов, не относятся к категории пищевых продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО.
    
    2. Подпунктом б) пункта 3 статьи 1 Закона N 234-ФЗ абзац четвертый пункта 2 статьи 10 Закона N 2300-1, определяющий в числе обязательной информации о товарах (работах, услугах) их цену в рублях и условия приобретения, дополнен положениями, согласно которым при предоставлении кредита является обязательным предоставление сведений о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы.
    

    При этом указанная новация в контексте взаимосвязанных положений статей 8 и 10 Закона N 2300-1 касается не как таковых условий договора, заключаемого сторонами в установленном порядке, а именно информации, доводимой до потребителей при заключении договора в наглядной и доступной форме (пункт 2 статьи 8 Закона N 2300-1).
    
    Обязанной стороной по своевременному доведению этой информации в целях обеспечения возможности правильного выбора товара (работы, услуги) потребителем (пункт 1 статьи 10 Закона N 2300-1) является тот, кто на практике фактически предоставляет потребителю соответствующий кредит, т.е. либо продавец - в рамках договора купли-продажи товара в кредит, в том числе с рассрочкой платежа (статьи 488, 489 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), либо исполнитель (банк или иная кредитная организация) - в рамках кредитного договора (статья 819 ГК РФ).
    
    Нарушение продавцом (исполнителем) права потребителя на получение указанной информации будет определять для виновного лица состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
    
    3. Подпунктом в) пункта 3 статьи 1 Закона N 234-ФЗ изменена редакция абзаца восьмого пункта 2 статьи 10 Закона N 2300-1, что связано с необходимостью устранения ранее существовавшего двоякого толкования его содержания относительно определения в качестве обязательной той части информации, которая содержалась в скобках после слова "изготовителя" (в части информации об уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
    
    С учетом внесенного изменения следует исходить из того, что наличие в наглядной и доступной форме информации об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера по общему правилу является обязательным. Однако обязанность по ее предоставлению в любом случае будет находиться в прямой зависимости от факта того - есть или нет в отношении конкретного товара уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель или импортер (в этой связи очевидным является лишь то, что в отношении любого импортного товара наличие соответствующей информации об импортере будет по определению обязательным).
    
    Непредоставление такой информации может порождать для продавца как гражданско-правовую ответственность перед потребителем в соответствии со статьей 12 Закона N 2300-1, так и определять состав соответствующего административного правонарушения. Причем, поскольку сама по себе эта информация в числе прочих сведений отнесена законодателем именно к информации о товаре, ее непредоставление продавцом может служить основанием для его привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
    

    4. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования общественных отношений с участием потребителей взаимосвязанными положениями пункта 4 статьи 1 и пункта 3 статьи 2 Закона N 234-ФЗ внесены изменения соответственно в статью 18 Закона N 2300-1 и статью 503 ГК РФ. При этом то обстоятельство, что статья 503 ГК РФ (в редакции Закона N 234-ФЗ) с учетом содержания ее пункта 6 в целом стала носить диспозитивный характер по отношению к статье 18 Закона N 2300-1, свидетельствует о том, что дальнейшая гармонизация названных актов гражданского законодательства между собой идет по пути все возрастающего приоритета норм Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
    
    В этой связи особое внимание обращают на себя изменения, касающиеся правовых аспектов предъявления потребителями соответствующих требований в отношении технически сложных товаров с недостатками (при том, что существующие в настоящее время особенности реализации потребителями своих прав в отношении дорогостоящих товаров с недостатками, после вступления в силу Закона N 234-ФЗ специального правового регулирования, отличного от общих правил, вообще иметь не будут).
    
    При этом следует иметь в виду, что вновь вводимые пунктом 1 статьи 18 Закона N 2300-1 основания для предъявления потребителями соответствующих требований в отношении технически сложных товаров касаются лишь тех из них, которые входят в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (см. постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.97 N 575).
    
    Кроме того, обращаем внимание на положения подпункта д) пункта 4 статьи 1 Закона N 234-ФЗ, согласно которым в абзаце третьем пункта 5 статьи 18 Закона N 2300-1 определены сроки проведения соответствующей экспертизы товара и закреплено право потребителя на присутствие при ее проведении.
    
    5. Новая редакция пункта 1 статьи 20 Закона N 2300-1 (согласно подпункту а) пункта 5 статьи 1 Закона N 234-ФЗ) призвана минимизировать издержки потребителей, вызываемые необоснованным затягиванием сроков устранения недостатков в товаре, и усилить ответственность соответствующих хозяйствующих субъектов за ненадлежащее исполнение обязательств.
    
    В этой связи законодателем фактически введено определение незамедлительного срока устранения недостатков; установлен предельный срок для устранения недостатков, изначально определяемый соглашением сторон (45 дней); определены основания, согласующиеся в этой части с соответствующими положениями пункта 3 статьи 401 ГК РФ, не являющиеся поводом для возможного заключения соглашения о новом сроке устранения недостатков товара и не освобождающие от ответственности за нарушение срока, определенного первоначальным соглашением сторон. При этом как таковая допустимость дополнительного соглашения предполагает его безусловную добровольность и наличие выраженного согласия потребителя.
    

    Кроме того, в целях установления механизма реализации тех положений пункта 1 статьи 18 Закона N 2300-1 (в редакции Закона N 234-ФЗ), которые касаются определения в качестве оснований для предъявления соответствующих требований потребителя в отношении технически сложных товаров "невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков", пункт 3 статьи 20 Закона N 2300-1 дополнен императивными положениями о предоставлении потребителю в письменной форме информации о дате его обращения с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара, что должно предполагать, в первую очередь, со стороны уполномоченных организаций и уполномоченных индивидуальных предпринимателей (на практике осуществляющих соответствующую деятельность через всякого рода гарантийные, сервисные и т.п. центры) упорядочение их отношений с потребителями в части обязательного формализованного наличия вышеперечисленных реквизитов в документе, подтверждающем факт нахождения товара в гарантийном ремонте.
    
    6. Содержание вновь вводимой в Закон N 2300-1 статьи 23_1 (пункт 8 статьи 1 Закона N 234-ФЗ) в целом следует рассматривать в причинно-следственной связи с соответствующими нормами статей 456, 457, 463 и пункта 3 статьи 492 ГК РФ, а положения ее пункта 3 (в части установления неустойки за просрочку исполнения обязанности по передаче предварительно оплаченного товара) - в контексте с соответствующими изменениями, вносимыми пунктом 1 статьи 2 Закона N 234-ФЗ в пункт 4 статьи 487 ГК РФ, и статьями 330 и 332 ГК РФ.
    
    7. Признание пунктами 10 и 14 статьи 1 Закона N 234-ФЗ утратившими силу соответственно статьи 26 и статьи 38 Закона N 2300-1 означает, что таким образом в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей" было исключено дублирование нормами этих статей соответствующих положений ее статьи 1, закрепляющей полномочия Правительства Российской Федерации по правовому регулированию отношений в области защиты прав потребителей.
    
    8. Новая редакция статьи 497 ГК РФ (пункт 2 статьи 2 Закона N 234-ФЗ), а также изменение, внесенное в пункт 1 статьи 26_1 Закона N 2300-1 (пункт 11 статьи 1 Закона N 234-ФЗ), позволили окончательно выделить дистанционный способ продажи товаров в область самостоятельного правового регулирования и устранить имевшие место коллизии, связанные с смешением данного понятия с продажей товаров по образцам. Таким образом, нормы статьи 497 ГК РФ и статьи 26_1 Закона N 2300-1 были гармонизированы не только между собой, но и с Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612.
    

    В целом Роспотребнадзор отмечает, что все изменения в Закон N 2300-1, внесенные в него Законом N 234-ФЗ, направлены на усиление защиты прав и законных интересов потребителей, а также на совершенствование механизмов реализации этих прав.
    
    Дополнительно обращаем внимание, что иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения с участием потребителей и имеющие положения, взаимосвязанные с нормами Закона N 234-ФЗ, до приведения их в установленном порядке в соответствие с названным законодательным актом, действуют с соблюдением требований, закрепленных пунктами 5 и 6 статьи 3 ГК РФ, а практическая реализация Закона N 234-ФЗ в целом после вступления его в силу должна вестись с учетом общих принципов действия актов гражданского законодательства во времени, установленных статьей 4 ГК РФ.
    
    

Руководитель
Г.Г.Онищенко

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование