почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
15
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    
Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 20 декабря 2007 года N 0100/13268-07-32


Оценка санэпидблагополучия учебных заведений начального
профессионального образования РФ и качества надзора
за условиями обучения и организацией питания в них

    
    
    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав материалы по оценке санитарно-эпидемиологического благополучия учебных заведений начального профессионального образования Российской Федерации, представленные управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, сообщает следующее.
    
    Доля учреждений начального профессионального образования (далее -УНПО) в системе профессионального образования составляет 15,9%. Большая часть из них является государственными, хотя имеются и ведомственные учреждения.
    
    Всего в УНПО Российской Федерации в 2006-2007 учебном году обучалось 1222994 подростка, из них в возрасте до 18 лет 66,2%. Среди учащихся 113118 человек - это выпускники специальных коррекционных учреждений, из них имеют инвалидность 2246 человек.
    
    В большинстве регионов разработаны и реализуются программы, направленные на развитие и поддержание системы начального профессионального образования в новых социально-экономических условиях, создание социального партнерства и участия работодателей в подготовке квалифицированных кадров (Республика Башкортостан, Мордовия, Амурская, Брянская, Белгородская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Челябинская, Ярославская области и др.).
    
    Нет программ по развитию системы УНПО в Карачаево-Черкесской Республике, Калужской и Саратовской областях.
    
    Перспективным является воссоздание на новых условиях статуса базовых предприятий. Так, в Ивановской области разработано и находится на рассмотрении Правительства области Положение о базовом предприятии УНПО.
    
    Заслуживает внимания и распространения практика организации надзора за условиями прохождения производственного обучения учащихся УНПО на базовых предприятиях. В Амурской области выбор рабочих мест осуществляется администрацией УНПО при наличии заключения специалистов Роспотребнадзора и специалистов по охране труда и технике безопасности предприятий. В Республике Мордовия, Мурманской области обучающиеся в УНПО промышленного профиля проходят производственное обучение на промышленных предприятиях на наиболее безопасных участках работы по согласованию с органами Роспотребнадзора и при организации лабораторно-инструментального контроля.
    
    Несмотря на меры, принимаемые управлениями Роспотребнадзора к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях начального профессионального образования, их состояние вызывает крайнюю обеспокоенность.
    
    Высокой остается доля учебных заведений начального профессионального образования, относящихся ко второй (65,5%) и третьей (6,7%) группе санэпидблагополучия.
    
    Материально-техническая база многих УНПО на протяжении ряда лет остается неудовлетворительной. Общее число УНПО, требующих полного или частичного капитального ремонта в Российской Федерации составляет более 30%. В отдельных регионах больше половины учебных заведений нуждается в ремонте, чаще в сельских районах (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Камчатский край, Красноярский край, Сахалинская область и др.).
    
    Размещение учреждений в приспособленных зданиях с недостаточным набором и площадью помещений является основной причиной нарушений санитарного законодательства. В приспособленных помещениях, не отвечающих требованиям санитарного законодательства, расположено почти 20% УНПО. В Республике Ингушетия все учебные заведения размещены в приспособленных помещениях, в Республике Марий Эл, в Ульяновской и Томской областях половина учреждений расположены в приспособленных помещениях.
    
    Не имеют полного набора помещений 12,9% учебных заведений Российской Федерации. Наиболее неблагоприятное положение отмечается в Камчатском крае, где в половине учреждений нет полного набора помещений для общеобразовательной деятельности, во всех городских учреждениях нет полного набора помещений для организации профессиональной подготовки.
    
    Из-за недостатка помещений в части регионов организована двухсменная работа учебных заведений (Свердловская область, Нижегородская область). В ряде областей отмечается превышение наполняемости групп, что ухудшает условия обучения. Так, например, в Красноярском крае и Архангельской области наполняемость групп превышает допустимую в трети городских УНПО, в Курской, Кемеровской, Липецкой областях, Санкт-Петербурге - в 20-24% УНПО.
    
    Материально-техническая база учебных заведений не всегда обеспечивает возможность организации полноценного учебно-производственного процесса и обеспечения условий, отвечающих всем нормативным требованиям. В большинстве регионов отмечается недостаточная материально-техническая база УНПО, необходимость замены устаревшего оборудования (Алтайский край, Амурская, Брянская, Владимирская, Московская, Воронежская, Калужская, Рязанская область, Республика Карелия и др.).
    
    До сих пор остается нерешенным вопрос укомплектования необходимой мебелью и оборудованием. В целом по Российской Федерации в 15,1% УНПО отмечено несоответствие мебели ростовозрастным показателям учащихся (Ульяновская, Челябинская, Сахалинская, Ярославская, Калужская, Амурская, Рязанская, Ленинградская области).
    
    Особенно неблагополучная ситуация сложилась в Республике Северная Осетия - Алания, Пензенской области, где мебель не соответствует нормативам в 50% учреждений.
    
    Оборудование учебных мастерских не соответствует требованиям в 7,5% учебных заведений Российской Федерации. В Камчатском крае - во всех городских УНПО, в Сахалинской области - в 38%) УНПО, в Псковской области -28,6%, в Республике Хакасия - в 25%), Орловской области в 19%, Ульяновской области в 18%, в Свердловской - в 10%.
    
    Информация по оценке воздуха рабочей зоны, шума, вибрации дана лишь в ограниченном числе материалов, представленных управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Необходимо отметить активную работу в этом направлении в Республике Башкортостан, Республике Мордовия, Республике Коми, Республике Марий Эл, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Липецкой, Мурманской, Орловской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Сахалинской областях, г.Санкт-Петербурге.
    
    Результаты оценки параметров освещенности показали значительное число нарушений гигиенических норм по этому показателю. Несоответствие параметров искусственной освещенности было выявлено в Республике Калмыкия, Республике Коми, Белгородской, Саратовской, Кировской, Нижегородской Смоленской, Рязанской областях.
    
    Однако в большинстве регионов результаты лабораторно-инструментального контроля за условиями обучения, в том числе и условиями прохождения производственной практики, сводятся главным образом к замерам параметров микроклимата, уровней освещенности, ЭМП.
    
    Отсутствие объективных данных параметров производственной среды на рабочих местах, выделяемых для производственной практики, не позволяет обеспечить безопасные условия обучения.
    
    По-прежнему в ряде регионов имели место перебои в поставках топлива в УНПО, некачественная подготовка их к отопительному сезону, что привело к несоответствию параметров микроклимата гигиеническим нормативам и росту заболеваемости. Нарушения микроклимата в холодное время года были отмечены в Республике Дагестан, в Сахалинской, Кировской, Амурской, Московской областях.
    
    В 5% учреждений РФ было отмечено несоответствие технических средств обучения гигиеническим нормативам (Республика Коми, Сахалинская, Псковская, Ульяновская область).
    
    Проведение надзорных мероприятий по контролю за режимом обучения позволило выявить различные по объему нагрузки - от 32 до 40 часов. Превышение объема учебных нагрузок имело место в Липецкой, Курской, Пензенской областях, Республике Ингушетия и др.
    
    При оценке нагрузки и режимов обучения не учтены особенности организации обучения подростков, поступивших на профессиональное обучение после окончания 7-8-х классов общеобразовательных школ, обучавшихся в классах коррекции, также учащихся с ограниченными возможностями.
    
    Организация физического воспитания с объемом 2 часа в неделю (Брянская, Липецкая, Самарская, Сахалинская и Ярославская область, Республика Дагестан), не обеспечивает необходимой двигательной активности и не соответствует требованиям действующего законодательства.
    
    Часто отмечается недостаточность спортивного инвентаря, тренажеров, наличие устаревшего спортивного оборудования (Смоленская и Владимирская области, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Коми, Республика Карелия, г.Санкт-Петербург).
    
    Организация полноценного питания для всех обучающихся остается одной из наиболее сложных и острых проблем, учитывая, что в УНПО до 50% учащихся происходят из социально незащищенных семей. Питание учащихся организовано, в основном, на базах собственных столовых и осуществляется в соответствии с типовыми рационами, согласованными с управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Стоимость питания различна: от 10-20 рублей в Ивановской, Воронежской, Брянской, Камчатской областях до 39-40 рублей в Белгородской области, г.Санкт-Петербурге. Следует отметить, что дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются бесплатным питанием. Суммы на питание зависят от уровня финансирования и различны по регионам.
    
    В Московской области в большинстве учреждений организовано 100% питание за счет средств областного и муниципального бюджетов: 2-разовое для учащихся проживающих дома, для учащихся, проживающих в общежитиях, - 3-4-разовое на сумму 100-112 руб. В Амурской области все учащиеся охвачены 2-разовым питанием на сумму 60-75 руб. В Томской и Челябинской областях охват питанием составляет от 84 до 100%, на сумму 16-18 руб.
    
    В ряде областей специалисты Роспотребнадзора не использовали в достаточной степени административный ресурс для привлечения внимания законодательных и исполнительных органов к проблеме питания обучающихся в УНПО. В Саратовской области охват обучающихся горячим питанием составляет 50%. В Республике Мордовия учащиеся получают питание за свои деньги, за исключением 4 учебных заведений, находящихся на федеральном бюджете. В Самарской области не выделяются бюджетные средства на питание учащихся, единственным источником финансирования являются средства родителей. В Смоленской, Астраханской и Сахалинской областях отсутствует финансирование для организации горячего питания основной категории обучающихся, финансируется питание лишь для учащихся-сирот. Не организовано горячее питание учащихся в Республике Дагестан.
    
    Медицинское обслуживание осуществляется, в основном, детскими (до 18 лет) и взрослыми поликлиниками (учащиеся старше 18 лет), подростковыми кабинетами ЦРБ в сельских районах. В отдельных случаях медицинские осмотры организуются на базе физкультурных диспансеров и в поликлиниках для студенческой молодежи (Ингушетия, Томская область ,Республика Северная Осетия - Алания).
    
    Охват учащихся медицинскими осмотрами с участием узких специалистов составляет 80-100%.
    
    В среднем 15,5% УНПО не имеют оборудованных медицинских кабинетов. В отдельных регионах эта цифра намного выше (республиках - Карелия, Коми, Калмыкия, областях - Калужской, Саратовской, Орловской). При отсутствии медицинских кабинетов, в основном, это имеет место в сельской местности, учащиеся обслуживаются ЛПУ по территориальному принципу.
    
    Недостаточная укомплектованность УНПО кадрами средних медицинских работников не позволяет в полном объеме осуществлять медицинское обслуживание учащихся в Ивановской, Челябинской, Самарской, Владимирской, Московской областях, г.Москве.
    
    Отмечается слабая оснащенность медицинских кабинетов оборудованием и медикаментами во Владимирской, Воронежской, Брянской, Ивановской областях и др.
    
    В целях повышения уровня санэпидблагополучия в учебных заведениях начального профессионального образования руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации предлагается:
    
    1. Повысить качество надзора за:
    
    1.1. Условиями обучения в УНПО (объем учебно-производственной нагрузки учащихся при освоении разных программ подготовки, лабораторно-инструментальный контроль за условиями теоретического и производственного обучения в классах, кабинетах, учебных мастерских), в том числе за:
    
    - условиями производственного обучения и практики на рабочих местах предприятий и учреждений;
    
    - организацией физического воспитания в соответствии с действующими нормативно-методическими документами при обеспечении профессиональной направленности занятий, раздельном проведении занятий для лиц подготовительной и специальной групп.
    
    1.2. Организацией медицинского обслуживания, обратив особое внимание на проведение предварительных и периодических осмотров и организацией оздоровительных и профилактических мероприятий.
    
    1.3. Питанием учащихся, в том числе за:
    
    - увеличением охвата обучающихся горячим питанием;
    
    - расширением перечня лиц, нуждающихся в обязательном финансировании питания;
    
    - улучшением качества питания по объективным данным лабораторно-инструментального контроля;
    
    - использованием продуктов для профилактики витаминной и микронутриентной недостаточности.
    
    2. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации:
    
    - проанализировать материально-техническое состояние учреждений начального профессионального образования и разработать планы мероприятий, предусмотрев в них реконструкцию и строительство УНПО, обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным инвентарем, условиями для организации полноценного питания и медицинского обеспечения;
    
    - подготовить и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения, направленные на улучшение материально-технической базы УНПО, сохранения здоровья контингента обучающихся и развитие системы общего и начального профессионального образования.
    
    3. О проделанной работе сообщить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок до 15.11.2008.
    
    

Руководитель
Г.Г.Онищенко

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование