почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
20
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТРОЙСТВУ ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОКРЫТИЙ
С ПРИМЕНЕНИЕМ БЕЛИТОВОГО ШЛАМА
В НЕФТЕГАЗОНОСНЫХ РАЙОНАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

     
     
     УТВЕРЖДЕНЫ зам. директора Союздорнии канд. техн. наук В.М.Юмашевым
     
     ОДОБРЕНЫ научно-техническим советом Минтрансстроя СССР (решение к протоколу N 1 (1561) от 26 февраля 1985 г.)
     
     
     Приведена область применения белитового шлама при строительстве дорожных одежд в нефтегазоносных районах Западной Сибири.
     
     Изложены сведения о белитовом шламе и требования к нему; требования к обрабатываемым и обработанным белитовым шламом каменным материалам и грунтам; даны расчетные характеристики белитового шлама и обработанных им материалов; изложены требования к слоям дорожных одежд, устраиваемых с применением белитового шлама; приведены рекомендации по подбору составов смесей и технологии строительства оснований и переходных покрытий, а также рекомендации по контролю качества производства работ. В работе использовано авт. свид. N 960348.     
     
     

Предисловие

     
     Освоение нефтегазоносных районов Западной Сибири требовало ускоренного развития сети автомобильных дорог в этих районах. Одним из путей успешного решения задач по ускорению темпов дорожного строительства явилось широкое внедрение безвыторфовочных методов сооружения земляного полотна, что позволило значительно сократить объемы земляных работ, а следовательно, и повысить темпы дорожного строительства.
     
     Устройство "плавающих" насыпей повлекло за собой необходимость устройства дорожных одежд в две стадии. На стадии строительства для обеспечения временного (рабочего) движения автотранспорта, с целью ускорения обустройства буровых скважин, на неполностью консолидированном земляном полотне укладывают сборные покрытия из плит типа ПАГ-14. Впоследствии такие покрытия перестраивают: плиты перекладывают и частично их заменяют, предварительно устраивая основание.
     
     Исследования, проведенные в Омском филиале Союздорнии, показали, что на первой стадии строительства взамен сборных покрытий можно устраивать переходные покрытия из белитового шлама или каменных материалов, им обработанных, что позволяет укладывать плиты только на второй стадии, которые, следовательно, не подвержены предварительному износу, и тем самым увеличивать срок их службы. Кроме того, было установлено, что белитовые шламы и материалы, им обработанные, можно использовать для устройства оснований и монтажного слоя под сборные покрытия, а также для укрепления обочин, что позволяет экономить дефицитный цемент и повышать темпы строительства.
     
     Экономические расчеты показывают, что применение белитового шлама взамен песчано-гравийной смеси и цементогрунта позволяет снизить стоимость строительства на 8 тыс.руб. и сэкономить до 1100 м песчано-гравийной смеси, до 240 т цемента и сократить трудозатраты на 125 чел.-дней в расчете на 1 км дорожной одежды.
     
     Настоящие "Методические рекомендации" разработали сотрудники Омского филиала Союздорнии: канд. техн. наук Б.В.Белоусов и В.М.Бескровный, инженеры А.А.Лыткин, Т.А.Трусов и Ю.В.Петешов.
     
     Замечания и предложения по данной работе просьба направлять по адресу: 644080, Омск-80, проспект Мира, 3, Омский филиал Союздорнии или 143900, Московская обл., Балашиха-6, ш.Энтузиастов, 79, Союздорнии.
     
     

1. Общие положения

     
     1.1. Настоящие "Методические рекомендации по устройству дорожных оснований и переходных покрытий с применением белитового шлама в нефтегазоносных районах Западной Сибири" разработаны в развитие и дополнение "Технических указаний по устройству оснований дорожных одежд из каменных материалов, не укрепленных и укрепленных неорганическими вяжущими" ВСН 184-75 (М.: Транспорт, 1976), "Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов" СН 25-74 (М.: Стройиздат, 1975) и "Методических рекомендаций по применению нефелинового шлама Ачинского глиноземного комбината при устройстве оснований дорожных одежд в районах Западной и Восточной Сибири" (М., 1980).
     
     1.2. "Методическими рекомендациями" следует руководствоваться при проектировании и строительстве автомобильных дорог в районе добычи нефти и газа Западной Сибири; они распространяются на устройство оснований дорожных одежд и переходных покрытий из белитового шлама и материалов, обработанных белитовым шламом.
     
     Переходные покрытия устраивают на первой стадии строительства вместо железобетонных плит, чтобы предохранить последние от преждевременного разрушения и сохранить высокие темпы ввода автомобильных дорог в эксплуатацию. При устройстве переходных покрытий предпочтение следует отдавать покрытиям из каменных материалов, обработанных белитовым шламом.
     
     1.3. Белитовый шлам, являющийся отходом переработки нефелиновых и бокситовых руд при производстве глинозема, подразделяют в зависимости:
     
     от вида исходного сырья на нефелиновый и бокситовый;
     
     от содержания вяжущего компонента (белита) на высокоактивный - свыше 55% (нефелиновый шлам), активный - 40-55% и малоактивный - 30-40% (бокситовый шлам);
     
     от сроков хранения на шлам текущего производства - до одного года, характеризуемый потерями при прокаливании менее 10%, и на лежалый шлам - от 1 года до 10 лет, характеризуемый потерями при прокаливании 10% и выше.
     
     1.4. Белитовый шлам текущего производства, представляющий собой пескообразный продукт (с модулем крупности 1-2,2, с включением схватившихся комьев, влажностью 15-30%, истинной плотностью 2,7-3 г/см, насыпной плотностью 0,9-1,2 т/м), используется без дополнительной переработки.
     
     Лежалый шлам, представляющий собой монолитный материал с прочностью при сжатии до 6 МПа, используется после предварительного рыхления и последующего дробления.
     
     При уплотнении во влажном состоянии белитовый шлам текущего производства и дробленый лежалый шлам обладают способностью к консолидации в монолитный водостойкий материал и дальнейшему набору прочности во времени.
     
     1.5. Белитовый шлам высокоактивный и активный допускается применять как материал для монолитных оснований и переходных покрытий, малоактивный - только для оснований. Как самостоятельное вяжущее для обработки каменных материалов и грунтов, а также для укрепления щебеночных (гравийных) оснований и переходных покрытий в верхней части рекомендуется применять высокоактивный шлам, как текущего производства, так и лежалый, и активный шлам текущего производства. Для устройства монтажного слоя под сборные покрытия следует использовать шламы только текущего производства.
     
     1.6. При конструировании, расчете и строительстве дорожных одежд со слоями из белитового шлама и материалов, обработанных белитовым шламом, следует руководствоваться "Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа" ВСН 46-83* (М., 1986), "Инструкцией по проектированию жестких дорожных одежд" ВСН 197-83** (М., 1983), главами СНиП III-40-78, СНиП III-4-80, а также положениями настоящих "Методических рекомендаций".
______________
     * На территории Российской Федерации действуют ОДН 218.046-01;     
     ** Заменены на ВСН 197-91***.     
     *** На территории Российской Федерации действуют "Методические рекомендации по проектированию дородных одежд жесткого типа";    
       На территории Российской Федерации действуют СНиП 3.06.03-85. Здесь и далее по тексту;        
     На территории Российской Федерации действуют СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002, здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.
     
      

2. Требования к материалам и расчетные характеристики

     
     2.1. Белитовый шлам должен отвечать требованиям ТУ 48-0114-19-84 "Шламы нефелиновые (белитовые) глиноземного производства", ТУ 48-2853-3/0-85 "Отвальный красный шлам для дорожного строительства" и нижеследующим требованиям.
     
     2.2. Размер схватившихся комьев в белитовом шламе текущего производства, используемом в качестве материала оснований и переходных покрытий, не должен превышать 100 мм, а в качестве самостоятельного вяжущего - 40 мм. При этом содержание комьев размером 40-100 мм в шламе, как материале для оснований и переходных покрытий, и размером 20-40 мм в шламе, как самостоятельном вяжущем, должно быть не более 25%.
     
     2.3. Лежалый шлам допускается применять после его рыхления и последующего дробления до получения комьев размером 0-100 мм при использовании шлама в качестве материала оснований и переходных покрытий и до размера 0-20 мм при использовании в качестве самостоятельного вяжущего.
     
     2.4. Образцы из белитового шлама через 90 сут нормального твердения должны иметь следующие показатели предела прочности:
     

Высокоактивный шлам

Свыше 5 МПа

Активный шлам

2,5-5 МПа

Малоактивный шлам

1-2,5 МПа

          
     Активность белитового шлама может быть повышена введением добавок извести (3-4%), портландцемента (2-4%) или цементной пыли (16-20%).
     
     2.5. Белитовый шлам допускается перевозить всеми видами транспорта, предназначенными для перевозки грузов навалом. Хранить его разрешается на открытых площадках, но при обязательном проведении мероприятий, предотвращающих загрязнение шлама.
     
     2.6. Щебеночные, гравийные и песчаные материалы, применяемые для устройства дорожных оснований и переходных покрытий, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 23558-79, а все виды и разновидности крупнообломочных, песчаных, пылеватых и глинистых грунтов соответствовать классификации, установленной ГОСТ 25100-82, за исключением глин с числом пластичности более 20.
     
     2.7. Каменные материалы, применяемые для устройства щебеночных (гравийных) оснований и покрытий, укрепленных в верхней части белитовым шламом методом перемешивания или пропитки-вдавливания, должны соответствовать требованиям ГОСТ 25607-83.
     
     2.8. Физико-механические свойства образцов каменных материалов, обработанных белитовым шламом, после 90 сут нормального твердения должны соответствовать требованиям табл.7 "Технических указаний" ВСН 184-75. Морозостойкость белитового шлама и обработанных им каменных материалов не нормируется вследствие наличия у шлама способности к гидратации и набору прочности в течение нескольких лет; снижение прочности материала от морозного воздействия компенсируется нарастанием прочности в теплый период года.
     
     2.9. Расчетные значения модуля упругости и предела прочности на растяжение при изгибе белитового шлама в зависимости от его активности следует принимать по табл.1, а каменных материалов, обработанных им, - по табл.2.
     
     

Таблица 1

     

Шлам

Расчетные характеристики белитового шлама

Модуль упругости, МПа

Предел прочности на растяжение при изгибе, МПа

Высокоактивный

1000

1,2

Активный

1000

1,0

Малоактивный

300

0,3

     
     
Таблица 2

     

Материал

Расчетные характеристики укрепленного материала, МПа, при расходе шлама, % массы сухой смеси

Условия, при которых приведенные значения расчетных характеристик соответствуют меньшим дозировкам шлама

15-20

20-25

25-30

Песок





очень мелкий

-

175
0,06

250
0,18

При использовании дробленых песков, содержащих не более 3% пылеватых, глинистых и илистых частиц, определяемых отмучиванием, и не более 0,5% глины в комках по массе

мелкий

-

235
0,17

340
0,24

То же

средней крупности

-

290
0,20

430
0,30

    "

крупный

-

350
0,26

520
0,67

    "

Песчано-гравийная смесь

325
0,33

460
0,61

635
0,87

При содержании в смеси частиц крупнее 5 мм более 50% и частиц мельче 0,05 мм менее 7%

Песчано-гравийно-щебеночная смесь*

350
0,38

490
0,66

665
0,90

То же

Песчано-щебеночно-гравийная смесь**

380
0,44

520
0,72

690
0,98

При содержании в смеси частиц крупнее 5 мм более 50% и частиц мельче 0,05 мм менее 7%

Песчано-щебеночная смесь и рядовой шлаковый щебень

410
0,48

550
0,76

725
1,03

При содержании в смеси частиц крупнее 5 мм более 50% и частиц мельче 0,05 мм менее 7% и при использовании высокоактивного и активного шлака

Шлаковый щебень с подобранным зерновым составом

590
0,70

665
0,90

780
1,09

При использовании высокоактивного и активного шлака

________________

     * Содержание гравия в крупной составляющей - более 50% массы.
     
     ** Содержание щебня в крупной составляющей - более 50% массы.
     
     Примечания: 1. Над чертой - значения модуля упругости, под чертой - предел прочности на растяжение при изгибе.
     
     2. Расчетные характеристики даны при использовании высокоактивного белитового шлама. В случае использования активного шлама расчетные характеристики уменьшают на 15%.

     
     
     2.10. Расчетные значения модуля упругости щебеночных (гравийных) оснований и покрытий, обработанных в верхней части белитовым шламом, следует принимать в зависимости от глубины обработки и обрабатываемого материала. При толщине обработанной части 0,25 общей толщины слоя модуль упругости должен составлять 350-400 МПа, при толщине 0,5 - 450-500 МПа, 0,75 - 550-600 МПа.
     
     Большие значения модуля упругости рекомендуется принимать при обработке щебня карбонатных пород марки по прочности 600 и выше, меньшие - щебня прочих пород марки 600 и выше и карбонатных пород марки по прочности ниже 600.
     
     При обработке гравия значения модуля упругости следует снижать на 25%.
     
     2.11. Расчетные значения модуля упругости грунтов, укрепленных 20-25% белитового шлама, принимают в пределах 70-150 МПа, а расчетные значения прочности на растяжение при изгибе - 0,3-0,06 МПа; при этом большие значения - при укреплении супесей, меньшие - глин.
     
     

3. Требования к конструкциям

     
     3.1. Переходные покрытия из белитового шлама или каменных материалов, укрепленных белитовым шламом, следует устраивать, как правило, серповидного профиля. На переходных покрытиях из шлама необходимо устраивать защитный слой толщиной 3-5 см из дресвы или отходов камнедробления и подобных им материалов. Переходные покрытия из шлама допускается устраивать только на дорогах 1Уп категории.
     
     3.2. Толщина щебеночного (гравийного) основания, обработанного в верхней части белитовым шламом, основания из белитового шлама или из материалов, укрепленных им, должна быть не менее 15 см. Толщина переходного покрытия из белитового шлама должна быть не менее 20 см без учета защитного слоя. Для покрытий серповидного профиля наименьшая толщина в пределах проезжей части должна быть не менее 15 см. Максимальная толщина слоя, укладываемого за один прием, зависит от уплотняющих средств, но не должна превышать 25 см в уплотненном состоянии.
     
     3.3. При устройстве щебеночных (гравийных) оснований и переходных покрытий с белитовым шламом в верхней части максимальная глубина обработки слоя методом пропитки с использованием кулачкового катка должна быть не более 18 см, методом перемешивания с использованием кирковщика автогрейдера - не более 15 см, а при обработке поверхностным давлением с использованием катков на пневматических шинах и методом вибрации - не более 7 см.
     
     3.4. Толщину слоя укрепления обочин из каменных материалов, обработанных белитовым шламом, или из шлама без учета защитного слоя принимают не менее 10 см.
     
     3.5. При проектировании устройств по осушению дорожных конструкций следует учитывать, что слой дорожной одежды из белитового шлама уменьшает приток воды в дренирующий слой во II и в III дорожно-климатических зонах на 40%, а при укреплении обочин белитовым шламом или при устройстве других водонепроницаемых обочин - еще на 20% при 1-м типе местности, на 15% - при 2-м типе и на 12% - при 3-м типе местности по условиям увлажнения.
     
     3.6. При расчете дорожных конструкций на морозоустойчивость коэффициент теплопроводности белитового шлама необходимо принимать равным 0,5 Вт/(м·К) в талом и 0,6 Вт/(м·К) - в мерзлом состояниях.
     
     

4. Проектирование составов смесей

     
     4.1. Оптимальная влажность белитового шлама находится в пределах 20-26% и уточняется при лабораторном подборе оптимального количества воды в шламе по результатам определения показателей прочности при сжатии образцов после 90 сут нормального твердения. Изготовление, хранение и испытание образцов производят согласно прил.3 "Инструкции" СН 25-74, при этом нагрузку, необходимую для уплотнения образцов, принимают 15 МПа.
     
     На образцах, уплотненных при оптимальной влажности, определяют их наибольшую плотность и плотность сухого шлама. Полученное значение плотности сухого шлама принимают за стандартное и используют для контроля качества уплотнения на дороге. Ориентировочно наибольшая плотность белитового шлама должна быть 1800-1900 кг/м.
     
     4.2. При проектировании составов смесей каменных материалов, укрепленных белитовым шламом, количество шлама рекомендуется назначать по табл.2, а влажность смеси - по табл.3; уточняют его при лабораторном подборе составов смесей по результатам определения показателей предела прочности при сжатии образцов после 90 сут нормального твердения. Изготовлять, хранить и испытывать образцы необходимо по методике, изложенной в "Технических указаниях" ВСН 184-75, при этом нагрузку уплотнения образце в следует принимать 15 МПа.
     
     

Таблица 3

     

Материал, обработанный 15-30% шлама от массы сухой смеси

Ориентировочное значение оптимальной влажности смеси, %

Песок

очень мелкий

12-15

мелкий

11-14

средний

10-13

крупный

9-12

Песчано-гравийная смесь

8-11

Песчано-гравийно-щебеночная смесь

6-9

Песчано-щебеночно-гравийная смесь

7-10

Песчано-щебеночная смесь и рядовой шлаковый щебень

8-12

Шлаковый щебень с подобранным зерновым составом

9-12

     
     
     Для получения ориентировочных значений показателей предела прочности укрепленных каменных материалов допускается испытывать образцы в возрасте 28 сут. Полученные при этом показатели должны составлять не менее 50% значений, указанных в табл.7 "Технических указаний" ВСН 184-75.
     
     На образцах подобранного состава, уплотненных при оптимальной влажности, рекомендуется определять их наибольшую плотность во влажном и сухом состояниях. Плотность в сухом состоянии, принимаемую за стандартную, следует использовать при контроле качества уплотнения на дороге. Ориентировочно плотность каменных материалов, укрепленных белитовым шламом, должна составлять 1950-2200 кг/м (меньшие значения для песков, большие для щебня магматических пород).
     
     4.3. Необходимое для обработки щебеночных (гравийных) оснований и переходных покрытий в верхней части количество белитового шлама рекомендуется назначать в зависимости от требуемой толщины обработанной части слоя и уточнять опытным путем при начале производства работ. Ориентировочно расход шлама (, т на 1 м) обрабатываемого слоя допускается определять по формулам:
     
     при обработке пропиткой-вдавливанием
     

;

     
     при обработке перемешиванием
     

,

     
где  - плотность шлама, уплотненного при оптимальной влажности, т/м;
     
       - толщина обработанной части слоя, м;
     
       - коэффициент раздвижки зерен щебня (гравия), который принимают равным 1 при обработке щебня карбонатных пород марки по прочности 600 и выше и равным 1,3 при обработке щебня прочих пород марки по прочности 600 и выше, карбонатных пород марки ниже 600 и гравия.
     
     

5. Устройство оснований и переходных покрытий из белитового шлама

     
     5.1. Основания и переходные покрытия из белитового шлама при температуре воздуха не ниже минус 5 °С рекомендуется устраивать по приведенной ниже технологии; при более низких температурах следует руководствоваться "Методическими рекомендациями по укреплению грунтов и других материалов медленнотвердеющими вяжущими при пониженных положительных и отрицательных температурах" (М., 1985).
     
     5.2. Технологический процесс устройства оснований и переходных покрытий из белитового шлама состоит из следующих операций:
     
     вывозка шлама на подготовленное земляное полотно;
     
     распределение шлама;
     
     увлажнение шлама до оптимальной влажности;
     
     планировка шлама;
     
     уплотнение;
     
     уход за устроенным слоем.
     
     Длину участка укладки белитового шлама (технологическую захватку) в зависимости от имеющихся механизмов необходимо назначать в пределах 300-600 м.
     
     5.3. Земляное полотно, на которое укладывают шлам, должно соответствовать требованиям главы СНиП III-40-78.
     
     5.4. Для распределения шлама по земляному полотну следует использовать бульдозер или автогрейдер, которые обычно полностью разрушают содержащиеся в шламе комья схватившегося материала.
     
     При использовании белитового шлама, не отвечающего требованиям пп.2.2 и 2.3 по содержанию и размеру схватившихся комьев, для усиления эффекта размельчения комьев шлама целесообразно использовать кулачковый каток. Неподдающиеся размельчению комья, размер которых превышает проектную толщину устраиваемого слоя, необходимо удалять.
     
     Толщину распределяемого слоя белитового шлама рекомендуется назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение, который ориентировочно принимают равным 1,35-1,5 и уточняют при пробном уплотнении.
     
     Продолжительность разрыва во времени между вывозкой шлама на дорогу и его распределением не регламентируется.
     
     5.5. Увлажнение белитового шлама до оптимальной влажности разрешается осуществлять с помощью поливочно-моечной машины, сопла которой устанавливают таким образом, чтобы обеспечивалось отвесное падение струй воды. Отклонение влажности шлама от оптимальной по толщине и площади слоя допускается не более 1% в меньшую сторону и 2% - в большую.
     
     5.6. Непосредственно после распределения и увлажнения шлама необходимо провести его планировку с помощью профилировщика или автогрейдера, а затем немедленно приступить к уплотнению.
     
     5.7. Уплотнять белитовый шлам следует катками на пневматических шинах массой 16 т и более ориентировочно за 16-20 проходов по одному следу. Количество проходов уточняют по результатам пробного уплотнения при начале производства работ. Уплотнение начинают от краев к середине с перекрытием следа предыдущего прохода не менее чем на 20 см. Плотность шлама после уплотнения должна быть не менее 0,98 от стандартной.
     
     5.8. По уплотненному основанию из белитового шлама разрешается сразу открывать движение транспортных средств (кроме гусеничных) с условием ограничения скорости до 20 км/ч и регулирования движения по всей ширине слоя, а также устраивать вышележащий слой дорожной одежды.
     
     В сухую погоду во избежание высыхания поверхности такого основания необходимо проводить его поливку водой не реже 1 раза в сутки при расходе 1,5-2 л на 1 м.
     
     5.9. Непосредственно после окончания уплотнения переходного покрытия из белитового шлама на нем устраивают защитный слой, для чего вывозят на переходное покрытие дресву, отходы камнедробления и им подобные материалы, распределяют вывезенный материал слоем 3-5 см, увлажняют до оптимальной влажности и уплотняют гладковальцовым катком за 3-5 проходов по одному следу, после чего открывают движение.
     
     5.10. В случае нарушения ровности основания или переходного покрытия в результате длительной работы слоя под нагрузкой от транспортных средств перед устройством вышележащего слоя дорожной одежды шламовый слой необходимо увлажнить до влажности, превышающей на 1-3% оптимальную, и с помощью автогрейдера исправить неровности, при необходимости заполняя впадины свежим шламом оптимальной влажности, а затем уплотнить катками на пневматических шинах.
     
     

6. Устройство оснований и переходных покрытий из каменных материалов
 и грунтов, укрепленных белитовым шламом

     
     6.1. При устройстве оснований и переходных покрытий из каменных материалов, укрепленных белитовым шламом, смесь целесообразно приготавливать способом смешения в установке или способом смешения на дороге при температуре воздуха не ниже 0 °С. При более низких температурах производства работ следует руководствоваться "Методическими рекомендациями по укреплению грунтов и других материалов медленнотвердеющими вяжущими при пониженных положительных и отрицательных температурах" (М., 1985).
     
     Для устройства оснований из грунтов (супесей, суглинков, глин), укрепленных белитовым шламом, смесь рекомендуется приготавливать способом смешения на дороге при положительных температурах воздуха.
     
     6.2. Технологический процесс устройства оснований и переходных покрытий из смесей, приготовленных способом смешения в установке, состоит из следующих операций:
     
     приготовление смеси;
     
     вывозка смеси на подготовленное земляное полотно;
     
     распределение и планировка смеси;
     
     уплотнение смеси.
     
     6.3. Приготавливать смесь следует в смесительных установках принудительного перемешивания в соответствии с требованиями главы СНиП III-40-78.
     
     6.4. Продолжительность транспортирования смеси на дорогу не регламентируется.
     
     6.5. Распределение и планировку вывезенной на дорогу смеси необходимо вести универсальным укладчиком или щебнеукладчиком, профилировщиком или автогрейдером непосредственно перед уплотнением и не позднее чем через 2 сут после приготовления.
     
     6.6. Немедленно после окончания планировки смеси следует уплотнить слой в соответствии с требованиями п.5.7. В случае потери влаги смесью (более 1%) при транспортировании и нахождении на дороге до начала уплотнения ее необходимо увлажнить до оптимальной влажности.
     
     6.7. Технологический процесс устройства оснований и переходных покрытий из смесей, приготовленных способом смешения на дороге, состоит из следующих операций:
     
     вывозка каменного материала или грунта на подготовленное земляное полотно;
     
     распределение каменного материала или грунта по ширине слоя универсальным укладчиком, щебнеукладчиком, профилировщиком или автогрейдером и прикатка слоя катком на пневматических шинах за 2-4 прохода по одному следу;
     
     вывозка белитового шлама и его распределение по слою каменного материала (грунта) вышеуказанными механизмами;
     
     перемешивание каменного материала или грунта со шламом дорожной фрезой за 1-2 прохода по одному следу или однопроходной грунтосмесительной машиной и одновременное увлажнение смеси через распределительную систему машин; при крупности зерен каменного материала свыше 25 мм перемешивание следует осуществлять с помощью автогрейдера или профилировщика, а увлажнение смеси - с помощью поливочно-моечной машины (см. п.5.5);
     
     планировка смеси с помощью автогрейдера или профилировщика;
     
     уплотнение слоя в соответствии с требованиями п.5.7.
     
     6.8. Стыковку смежных участков укладки смесей осуществляют в соответствии с требованиями главы СНиП III-40-78.
     
     6.9. По уплотненному основанию или переходному покрытию разрешается немедленно открывать движение транспортных средств (кроме гусеничных). Уход необходимо проводить в соответствии с требованиями главы СНиП III-40-78 и п.5.10 настоящих "Методических рекомендаций".
     
     

7. Устройство щебеночных (гравийных) оснований и переходных покрытий,
 обработанных в верхней части белитовым шламом

     
     7.1. Щебеночные (гравийные) основания и переходные покрытия, обработанные в верхней части белитовым шламом, разрешается устраивать при температуре воздуха не ниже минус 5 °С; при более низких температурах следует руководствоваться "Методическими рекомендациями по укреплению грунтов и других материалов медленнотвердеющими вяжущими при пониженных положительных и отрицательных температурах".
     
     7.2. Метод обработки назначают в зависимости от фракционного состава щебня (гравия): при использовании щебня (гравия) фракций 70-120 мм или 40-70 либо 20-40 мм рекомендуется метод пропитки-вдавливания; щебня (гравия) фракции 5-40 (70) мм - метод перемешивания.
     
     7.3. При методе пропитки-вдавливания технологический процесс устройства оснований и переходных покрытий состоит из следующих операций:
     
     вывозка щебня на подготовленное земляное полотно;
     
     распределение и планировка щебня;
     
     увлажнение щебня;
     
     вывозка белитового шлама и выгрузка на слой щебня;
     
     распределение шлама по поверхности слоя щебня;
     
     увлажнение шлама до оптимальной влажности;
     
     вдавливание (пропитка) шлама в слой щебня;
     
     уплотнение слоя.
     
     7.4. Для распределения и планировки вывезенного щебня (гравия) по поверхности земляного полотна целесообразно использовать универсальный укладчик, щебнеукладчик, профилировщик или автогрейдер. При необходимости, для обеспечения проезда строительного транспорта, следует прикатать щебень (гравий) гладковальцовым катком массой 6-8 т за 1-2 прохода по одному следу. Перед укаткой щебень (гравий) необходимо увлажнить (расход воды - 4-6 л на 1 м).
     
     7.5. Белитовый шлам рекомендуется завозить и распределять теми же механизмами, что и щебень (гравий). Влажность шлама должна быть оптимальной. При меньшей влажности его доувлажняют согласно п.5.5 настоящих "Методических рекомендаций".
     
     7.6. Пропитку-вдавливание шлама в слой щебня (гравия) осуществляют:
     
     вибрацией (с использованием виброплит укладочных машин);
     
     вибрацией и давлением (вибрационными катками);
     
     глубинным давлением (кулачковыми катками)*;
     
     поверхностным давлением (катками на пневматических шинах).
________________
     * Авт. свид. N 960348.
     
     7.7. Пропитку-вдавливание вибрацией и поверхностным давлением применяют при использовании щебня (гравия) фракций 40-70 и 70-120 мм, вибрацией и давлением - 20-40, 40-70 и 70-120 мм, глубинным давлением - 20-40 и 40-70 мм.
     
     7.8. При обработке щебня (гравия) вибрацией следует использовать укладчики марок ДС-151, ДС-54 и Д-345, оснащенные вибрационными уплотняющими органами. В этом случае одновременно за один проход машины происходят распределение и проникание в щебеночный (гравийный) слой белитового шлама.
     
     7.9. При обработке щебня (гравия) вибрацией и давлением рекомендуется применять вибрационные катки марок ДУ-52, ДУ-54, ДУ-47А, ДУ-47В и др.: для проникания распределенного шлама в пустоты щебеночного (гравийного) слоя достаточно 3-4 проходов катка по одному следу. Обработку слоя надлежит начинать от обочин с последующим перемещением к оси дороги и с перекрытием следа каждого предыдущего прохода не менее чем на 20 см.
     
     7.10. При обработке щебня (гравия) глубинным давлением используют кулачковые катки типов ДУ-26, ДУ-3А или ДУ-32А: в процессе их работы увеличиваются зазоры между отдельными щебенками, что способствует увеличению глубины проникания шлама в щебеночный (гравийный) слой при скорости движения катка 4-6 км/ч.
     
     7.11. При требуемой толщине обработанной части слоя не более 13 см вдавливание шлама в щебень (гравий) рекомендуется проводить последовательными проходами кулачкового катка, а при толщине более 13 см - чередуя проходы кулачкового катка и гладковальцового или катка на пневматических шинах. Число проходов кулачкового катка назначают в соответствии с табл.4 и уточняют по результатам пробной пропитки-вдавливания в начале производства работ.
     
     

Таблица 4

     

Способ вдавливания шлама в щебень (гравий)

Толщина требуемой обработанной части слоя, см

Число проходов кулачкового катка по одному следу

Последовательные проходы кулачкового катка

8-10

4-6

11-13

7-13

Чередование проходов кулачкового катка и гладковальцового или катка на пневматических шинах

14-18

8-12

     
     
     Вдавливание в щебеночный (гравийный) слой белитового шлама кулачковым катком рекомендуется начинать от обочин, перемещая его при последующих проходах к оси дороги и перекрывая след каждого предыдущего прохода не менее чем на 20 см.
     
     7.12. Обработку слоя щебня (гравия) методом поверхностного давления производят катками на пневматических шинах, пропуская его 2-3 раза по одному следу. Укатку ведут в соответствии с п.7.9.
     
     7.13. Уплотнение слоя следует выполнять в соответствии с п.5.7. Признаком окончания уплотнения считают отсутствие следа от прохода катка.
     
     При проведении пропитки-вдавливания чередованием проходов кулачкового катка и гладковальцового или катка на пневматических шинах число проходов последнего при уплотнении снижают до 5-8.
     
     7.14. При обработке щебеночного (гравийного) слоя методом перемешивания после распределения шлама по поверхности щебеночного (гравийного) слоя и его увлажнения необходимо перемешать щебень (гравий) верхней части слоя со шламом на заданную глубину с помощью фрезы или шнека профилировщика. Максимальная глубина перемешивания для профилировщика не должна превышать 15 см. Перемешивание допускается выполнять на рабочей скорости 5 м/мин фрезой при максимальном числе оборотов и шнеком; при этом отвалы фрезы и шнека поднимают в транспортное положение, а фрезу и шнек устанавливают на отметку глубины обработки. При необходимости полученную смесь доувлажняют до оптимальной влажности и вторично перемешивают. Отклонение влажности смеси от оптимальной по толщине и площади слоя допускается не более 1% в меньшую сторону и 2% в большую.
     
     По окончании перемешивания слой планируют за один проход профилировщика. При этом фрезу и отвал фрезы поднимают; отвал шнека устанавливают на проектную отметку с запасом на уплотнение; шнек поднимают на 2,0-2,5 см выше режущей кромки отвала. Скорость движения профилировщика - 7-8 м/мин.
     
     Допускается производить перемешивание шлама со щебнем (гравием) с помощью кирковщика автогрейдера. В этом случае делают 6-10 проходов кирковщика по одному следу и затем профилируют слой. Для увеличения ширины обрабатываемой полосы на кирковщике могут быть установлены дополнительные зубья. По окончании профилирования слой незамедлительно уплотняют в соответствии с требованиями п.5.7.
     
     7.15. Уход за построенным слоем и открытие движения по нему осуществляют в соответствии с п.6.9.
     
     

8. Контроль качества производства работ

     
     8.1. При строительстве оснований и переходных покрытий необходимо контролировать:
     
     качество исходных материалов и правильность их хранения;
     
     готовность земляного полотна;
     
     качество приготовленных смесей;
     
     распределение материалов и уплотнение слоя;
     
     уход за построенным слоем.
     
     8.2. При контроле качества исходных материалов и правильности их хранения следует проверять соответствие условий их хранения и соответствие каждой партии требованиям действующих ГОСТ, СНиП , ТУ и настоящих "Методических рекомендаций".
     
     8.3. При контроле готовности земляного полотна проверяют соответствие его качества требованиям главы СНиП III-40-78.
     
     8.4. При контроле качества приготовления смесей рекомендуется проверять точность дозирования составляющих не реже двух раз в смену; путем испытания образцов не реже одного раза в смену следует проверять соответствие физико-механических свойств укрепленных каменных материалов "Техническим указаниям" ВСН 184-75 и настоящим "Методическим рекомендациям".
     
     8.5. В процессе распределения материалов и уплотнения слоя необходимо систематически контролировать:
     
     толщину слоя путем промера на оси и на расстоянии 1 м от краев в трех поперечниках на 1 км и ширину слоя в этих же поперечниках;
     
     соблюдение технологии уплотнения;
     
     плотность готового слоя в трех точках на одном поперечнике через каждые 100 м, но не менее чем в трех поперечниках на захватке, методом режущих колец для слоя из шлама и методом лунки для слоя из каменных материалов, обработанных белитовым шламом;
     
     ровность и поперечные уклоны через каждые 100 м с помощью соответственно трехметровой рейки и шаблона.
     
     8.6. Готовый слой должен быть однородным, плотным, иметь ровную поверхность и поперечный уклон, соответствующий проектному уклону. Отклонения ширины и толщины от проектных должны соответствовать требованиям главы СНиП III-40-78.
     
     
     

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование