почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
23
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ГОСТ Р 22.3.01-94

Группа Т58


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Общие требования

Safety in emergencies. Human life support in emergencies.
General requirements

    
    
ОКСТУ 0022

Дата введения 1996-01-01


Предисловие

    
    1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС), доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизация ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
    
    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
    
    2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. N 328
    
    3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
    
    

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    
    Настоящий стандарт устанавливает общие требования к жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях (ЧС), причиной возникновения которых являются стихийные (природные) бедствия или техногенные аварии и катастрофы.
    
    Положения настоящего стандарта применяются органами государственной власти и управления всех уровней, организациями, учреждениями и предприятиями, независимо от формы собственности, осуществляющими планирование, организацию и проведение мероприятий Российской системы предупреждения и действий в ЧС по защите и жизнеобеспечению населения в ЧС.
    
    

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

    
    В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.
    
    

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

    
    В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
    
    3.1 жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС): Совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени действий территориальных и ведомственных органов управления, сил, средств и соответствующих служб, направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах отселения пострадавшего населения.
    
    3.2 система жизнеобеспечения населения в ЧС: Совокупность органов управления, организаций, учреждений и предприятий с их связями, создающих и поддерживающих условия для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в зоне ЧС, включающая территориальные, функциональные и ведомственные звенья Российской системы предупреждения и действий в ЧС на местном, региональном и государственном (федеральном) уровнях.
    
    3.3 первоочередные виды жизнеобеспечения населения в ЧС: Жизненно важные материальные средства и услуги, сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам, используемые для удовлетворения минимально необходимых потребностей пострадавшего в ЧС населения в воде, продуктах питания, жилье, предметах первой необходимости, медицинском и санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном и коммунально-бытовом обеспечении.
    
    3.4 период жизнеобеспечения населения в ЧС: Время, ограниченное началом и окончанием удовлетворения жизненно важными материальными средствами и услугами пострадавшего населения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
    
    3.5 первоочередные потребности населения в ЧС: Объемы (количество) жизненно важных материальных средств и услуг, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего в ЧС населения в течение всего периода жизнеобеспечения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
    
    3.6 возможности системы жизнеобеспечения населения в ЧС: Объемы (количества) жизненно важных материальных средств и услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему в ЧС населению системой жизнеобеспечения данного региона (отраслевого звена) в течение всего периода ЖОН по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
    
    3.7 чрезвычайная ситуация (ЧС) - по ГОСТ 22.0.02.
    
    3.8 российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) - по ГОСТ Р 22.0.02.
    
    

4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    
    4.1 Жизнеобеспечение населения в ЧС осуществляют с целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах их отселения.
    
    4.2 Жизнеобеспечение населения в условиях ЧС должно обеспечивать создание условий для выживания пострадавшего в ЧС населения на основе удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах материальных средств и услуг.
    
    4.3 При создании и поддержании условий жизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения должны соблюдаться следующие его основные принципы:
    
    - приоритетность функции государства в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по ЖОН ЧС;
    
    - рациональное распределение функций по ЖОН ЧС между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;
    
    - территориально-производственная (отраслевая) организация ЖОН ЧС;
    
    - персональная ответственность должностных лиц за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по ЖОН ЧС,
    
    - заблаговременность подготовки страны (региона) к ЖОН ЧС;
    
    - обеспечение социальной защищенности и психологической поддержки всех граждан в зоне ЧС;
    
    - обеспечение физиологической и энергетической достаточности норм ЖОН в зонах ЧС;
    
    - первоочередное ориентирование системы ЖОН ЧС на местные ресурсы и возможности с последующим (при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и масштаба ЧС;
    
    - открытость процесса ЖОН ЧС за счет использования ресурсов от непострадавших регионов страны и зарубежной помощи;
    
    - способность к быстрому восстановлению системы ЖОН ЧС после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС.
    
    4.4 Удовлетворение первоочередных потребностей населения в жизненно важных видах материальных средств и услуг осуществляют:
    
    - обеспечением водой, продуктами питания, жильем, предметами первой необходимости;
    
    - информационным, медицинским и санитарно-эпидемиологическим, транспортным и коммунально-бытовым обеспечением.
    

    4.4.1 Обеспечение водой населения в ЧС должно предусматривать удовлетворение:
    
    - потребностей в воде лечебно-медицинских мероприятий, санитарно-гигиенической обработки и профилактики населения;
    
    - хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения и личного состава спасателей.
    
    4.4.2 Обеспечение продуктами питания пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение потребностей в зерне, муке, хлебобулочных и макаронных изделиях, мясе и мясопродуктах (консервах), молоке и детском питании, рыбе и рыбопродуктах (консервах), картофеле и овощах, соли, сахаре и чае, а также фураже для животноводства.
    
    4.4.3 Обеспечение жильем пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать развертывание и сооружение при необходимости в зоне ЧС временных жилищ (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.), а также использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, пансионатов, военных городков, детских лагерей и т.п.) для размещения пострадавшего населения в местах его отселения и эвакуации.
    
    4.4.4 Обеспечение предметами первой необходимости пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение его потребностей в верхней одежде, обуви, головных уборах, постельных принадлежностях, простейшей бытовой посуде, минимуме предметов галантереи и парфюмерии (нитки, иголки, мыло и т.п.) и прочих товарах (табачные изделия, спички, примусы, керосин и т.п.).
    
    4.4.5 Информационное обеспечение населения в ЧС должно предусматривать своевременное оповещение его и органов управления всех уровней о возможности и факте возникновения бедствия, возможных его последствиях, правилах поведения в зоне ЧС.
    
    4.4.6 Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения в ЧС должно предусматривать оказание первой помощи пострадавшему в зоне ЧС населению, обеспечение его простейшими медикаментами и медицинским имуществом, сортировку пораженных и оказание им квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи подвижными формированиями службы "Медицина катастроф" в зоне ЧС с последующей (при необходимости) эвакуацией пострадавших в лечебные учреждения для стационарного лечения, а также выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
    
    4.4.7 Транспортное обеспечение населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению потребностей в транспортных средствах для решения задач эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения и подвоза материальных ресурсов ЖОН в зону ЧС.
    
    4.4.8 Обеспечение коммунально-бытовыми услугами населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению его минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном, ритуальном обслуживании.
    
    4.5 Создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в ЧС, обеспечивают на основе устойчивого функционирования системы его жизнеобеспечения с учетом необходимости снижения ее потребностей и повышения возможностей.
    
    4.5.1 Устойчивое функционирование системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивают:
    
    - соблюдением основополагающих принципов ЖОН ЧС, указанных в п.4.3;
    
    - заблаговременным планированием и проведением в установленном порядке мероприятий, обеспечивающих защищенность и стойкость системы, подсистем и объектов ЖОН ЧС от воздействия дестабилизирующих факторов природных бедствий и техногенных катастроф, характерных для данного региона;
    
    - способностью сохранять свойства системы на заданном уровне в течение всего периода ЖОН ЧС;
    
    - созданием защищенных запасов ресурсов ЖОН ЧС в потенциально опасных зонах (регионах) с учетом рациональных соотношений между объемами государственных, региональных и местных фондов;
    
    - созданием в регионах защищенных запасов ресурсов для восстановления ослабленной бедствием системы ЖОН ЧС, а также обеспечением способностей к восстановлению основной ее части за время, не превышающее периода ЖОН ЧС;
    
    - взаимодействием с силами (органами), участвующими в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также с силами поддержания общественного порядка;
    
    - подготовкой в установленном порядке системы и объектов ЖОН ЧС в районах эвакуации к функционированию в случае отселения и эвакуации населения из зоны ЧС;
    
    - разработкой (наличием) норм и нормативов решения задач ЖОН ЧС в зависимости от различных видов ЧС, природно-климатических, социально-экономических и других условий в потенциально опасных зонах и регионах;
    
    - устойчивостью управления системой ЖОН ЧС в регионе (зоне ЧС);
    
    - подготовкой в установленном порядке транспортных средств к работе в условиях ЧС;
    
    - своевременностью и полнотой информирования населения и органов управления о характере возможной опасности, об угрозе возникновения ЧС, о правилах поведения и порядке действий в зоне ЧС;
    
    - соблюдением требований законодательных, правовых и нормативных актов по ЖОН ЧС;
    
    - созданием условий для маневрирования внешними и внутренними ресурсами сил, средств и услуг.
    
    4.5.2 Снижение потребностей системы жизнеобеспечения населения в ресурсах обеспечивают:
    
     - заблаговременной подготовкой региона РСЧС к возможным природным и техногенным ЧС;
    
    - повышением эффективности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;
    
    - отселением пострадавшего населения в часть региона, не подвергшуюся воздействию ЧС;
    
    - эвакуацией пострадавшего населения в сопредельные непострадавшие регионы;
    
    - заблаговременным планированием мероприятий по восстановлению нарушенного в ЧС сельскохозяйственного производства, защите, спасению, ветеринарному обеспечению, обеспечению водой и фуражом сельскохозяйственных животных, по их эвакуации (перегону), в случае необходимости, в безопасные районы.
    
    4.5.3 Повышение возможностей системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивают:
    
    - формированием ресурсов ЖОН ЧС (денежного и материально-вещевого фондов) путем государственного и целевого страхования, налогообложения и взимания квоты с ведомств, отраслей экономики, коммерческих структур и предприятий за риск возникновения ЧС, а также за счет государственных резервов, региональных и местных резервов республик, краев и областей, входящих в состав Российской Федерации;
    
    - перераспределением ресурсов ЖОН ЧС страны в пользу пострадавшего региона РСЧС;
    
    - ввозом ресурсов ЖОН ЧС из сопредельных регионов РСЧС.
    
    
    
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1995

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование