почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
24
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ГОСТ Р 22.8.01-96

Группа Т58


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    
    
Безопасность в чрезвычайных ситуациях

    
ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Общие требования

Safety in emergencies.
Elimination оf emergencies.
General requirements

    
    
ОКС 13.020
ОКСТУ 0022

Дата введения 1998-01-01



Предисловие

    
    
    1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
    
    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
    
    2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. N 654
    
    3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
    
    4 Стандарт разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О пожарной безопасности"
    
    ВНЕСЕНО Изменение N 1, принятое постановлением Госстандарта России от 31.05.2000 N 148-ст, введенное в действие с 01.01.2000 и опубликованное в ИУС N 8, 2000 г.
    
    Изменение N 1 внесено юридическим бюро по тексту ИУС N 8, 2000 г.
    
    

    1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    
    
    Настоящий стандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
    
    Положения настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
    
    Настоящий стандарт применяется совместно с ГОСТ Р 22.2.04, ГОСТ Р 22.2.05, ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р 22.3.02, ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ Р 22.6.01, ГОСТ Р 22.9.02, ГОСТ Р 22.9.04.
    

    2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

    
    
    В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
    
    ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
    
    ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
    
    ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
    
    ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
    
    ГОСТ Р 22.2.04-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила
    
    ГОСТ Р 22.2.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристики средств контроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры их метрологического обслуживания. Основные положения и правила
    
    ГОСТ Р 22.3.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования
    
    ГОСТ Р 22.3.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования
    
    ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения
    
    ГОСТ Р 22.6.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования
    
    ГОСТ Р 22.9.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования
    
    ГОСТ Р 22.9.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования
    
    

    3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    
    
    3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
    
    3.1.1 биологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне ЧС.
    
    3.1.2 инженерная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС.
    
    3.1.3 медицинская разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС.
    
    3.1.4 радиационная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС.
    
    3.1.5 химическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС.
    
    3.1.6 санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.
    
    3.1.7 пожарная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС.
    
    3.1.8 санитарно-эпидемиологические мероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС, проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения, канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением средств экстренной профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ по дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или ограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотий.
    
    3.1.9 дезинфекция: Процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.
    
    3.1.10 детоксикация: Разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного происхождения.
    
    3.1.11 дератизация: Профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или экономического ущерба от них.
    
    3.1.12 дезинсекция: Процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.
    
    3.1.13 Остальные термины - по ГОСТ Р 22.0.02 - ГОСТ Р 22.0.05.
    

    

    4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    
    
    4.1 Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
    
    4.2 Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:
    
    - разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС;
    
    - анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;
    
    - принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ;
    
    - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
    
    - обеспечение процесса ликвидации ЧС;
    
    - жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    

    5 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    
    
    5.1 Разведка в зоне ЧС
    
    5.1.1 Основными видами разведки являются:
    
    - биологическая;
    
    - инженерная;
    
    - медицинская;
    
    - радиационная;
    
    - санитарно-эпидемиологическая;
    
    - химическая;
    
    - пожарная.
    
    5.1.2 Общие требования к разведке, наблюдению и контролю:
    
    - непрерывность;
    
    - своевременность;
    
    - полнота и достоверность данных.
    
    5.1.3 Биологическая разведка должна:
    
    - определить масштабы и границы зон заражения;
    
    - выявить источники, определить вид и характер заражения;
    
    - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.
    
    5.1.4 Инженерная разведка должна:
    
    - определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
    
    - определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;
    
    - определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;
    
    - установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;
    
    - установить нахождение пострадавших.
    
    5.1.5 Медицинская разведка должна:
    
    - выявить пораженных, их численность и состояние;
    
    - наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;
    
    - определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.
    
    5.1.6 Радиационная разведка должна:
    
    - выявить источники радиоактивного загрязнения;
    
    - определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
    
    - определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации;
    
    - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;
    
    - предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.
    
    5.1.7 Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:
    

    - определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;
    
    - предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);
    
    - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.
    
    5.1.8 Химическая разведка должна:
    
    - выявить источники химического загрязнения;
    
    - определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
    
    - определить обходы участков химического заражения;
    
    - предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;
    
    - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.
    
    5.1.9 Пожарная разведка должна:
    
    - определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров;
    
    - оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров;
    
    - определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
    
    - выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;
    
    - определить состояние систем противопожарного водоснабжения.

    5.2 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС
    
    5.2.1 Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.
    
    К аварийно-спасательным работам относят:
    
    - поисково-спасательные работы;
    
    - горно-спасательные работы;
    
    - противофонтанные работы;
    
    - работы, связанные с тушением пожаров;
    

    - работы по ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС.

    
    5.2.2 Неотложные работы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
    
    5.2.3 Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию территории.
    
    (5.2, 5.2.1-5.2.3. Измененная редакция, Изм. N 1).
                    
    5.2.4 Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают:
    
    - разведку в интересах проведения указанных работ;
    
    - инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;
    
    - локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;
    
    - поиск, спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;
    
    - создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.01;
    
    - обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;
    
    - мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.
    
    5.2.5 Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния.
    
    Экстренная медицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.
    
    Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают:
    
    - проведение биологической и медицинской разведок;
    
    - определение состояния пораженных, их диагностирование и сортировку;
    
    - оказание пораженным первой медицинской помощи;
    
    - оказание пораженным первой врачебной помощи;
    
    - оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
    
    - создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее;
    
    - лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р 22.3.02.
    

    5.2.6 Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают:
    
    - проведение санитарно-эпидемиологической разведки;
    
    - установление характера инфекционной патологии;
    
    - активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС;
    
    - предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;
    
    - выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними;
    
    - соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выноса инфекционных болезней из зоны ЧС;
    
    - введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина);
    
    - проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС;
    
    - осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям;
    
    - проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний.
    
    5.2.7 Охрана общественного порядка в зоне ЧС.
    
    Охрану общественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулирования движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в зоне ЧС.
    
    Мероприятия по охране общественного порядка предусматривают:
    
    - организацию регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием;
    
    - контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС;
    
    - пресечение массовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов;
    
    - охрану материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения;
    
    - учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей;
    
    - учет эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.
    
    5.3 Жизнеобеспечение населения в ЧС - по ГОСТ Р 22.3.01.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    5.4 Обеспечение процесса ликвидации ЧС
    

    5.4.1 Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.
    
    5.4.2 Основными видами обеспечения являются:
    
    - инженерное;
    
    - медицинское;
    
    - противопожарное;
    
    - радиационное и химическое;
    
    - транспортное;
    
    - дорожное;
    
    - материальное;
    
    - техническое;
    
    - финансовое;
    
    - метрологическое;
    
    - гидрометеорологическое.
    
    5.4.3 Требования к обеспечению:
    
    - высокая готовность;
    
    - надежность;
    
    - гибкость.
    
    5.4.4 Инженерное обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.
    
    5.4.5 Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС.
    
    5.4.6 Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.
    
    5.4.7 Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население.
    
    5.4.8 Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.
    
    5.4.9 Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.
    
    5.4.10 Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС.
    
    5.4.11 Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС.
    

    5.4.12 Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС.
    
    5.4.13 Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.
    
    5.5 Организация и руководство ликвидацией ЧС
    
    5.5.1 Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:
    
    - в соответствии с планом предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими объектах и территориях;
    
    - в соответствии с планом взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;
    
    - установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;
    
    - по решению уполномоченных на то должностных лиц в соответствии с законодательными актами и субъектов Российской Федерации.
    
    5.5.2 Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ. Их решения, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
    
    5.5.3 Руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
    
    - о проведении эвакуационных мероприятий;
    
    - об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
    
    - о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;
    
    - об ограничении доступа людей в зону ЧС.
    
    
    
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1997
    
    
Юридическим бюро в
текст документа внесено Изменение N 1,
принятое постановлением
Госстандарта России
от 31.05.2000 N 148-ст

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование