- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ВСН 417-81
--------------------
ММСС СССР
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ ПО НОРМИРОВАНИЮ
РАСХОДА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, БЕНЗИНА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
Дата введения 1981-07-01
ВНЕСЕНЫ Всесоюзным конструкторско-технологическим институтом по механизации монтажных и специальных строительных работ
УТВЕРЖДЕНЫ Зам. министра монтажных и специальных строительных работ СССР К.К.Липодатом 27 февраля 1981 г.
ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Настоящая инструкция разработана Всесоюзным конструкторско-технологическим институтом по механизации монтажных и специальных строительных работ (ВКТИмонтажстроймеханизация) и предназначена для организаций Минмонтажспецстроя СССР с целью определения норм расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов.
СОСТАВИТЕЛИ: Ю.Н.Щелкин, А.А.Рокотянский
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для определения норм расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов при производстве монтажных и специальных строительных работ, а также для определения эксплуатационных затрат с целью упорядочения взаимоотношений между трестами (управлениями) механизации и строительно-монтажными организациями, переведенными на новую систему планирования и экономического стимулирования, в соответствии с "Методическими рекомендациями по расчету за работу машин в строительстве" Госстроя СССР.
1.2. Инструкция составлена в соответствии с "Методическими указаниями по разработке норм для определения сметной стоимости машино-смен строительных машин и оборудования", разработанными Научно-исследовательским институтом экономики строительства (НИИЭС) Госстроя СССР и одобренными Госстроем СССР.
1.3. Предлагаемый расчетно-аналитический метод расчета норм основан на использовании основных технических характеристик строительно-монтажных машин и механизмов, ЕНиР, данных хронометража работы строительно-монтажных машин и механизмов, технических характеристик двигателей внутреннего сгорания и электрооборудования этих машин и механизмов.
1.4. Основные понятия, используемые в инструкции:
норма расхода топлива и электроэнергии - плановый показатель расхода этих ресурсов на единицу работы;
индивидуальная норма - норма расхода топлива и электроэнергии на единицу работы, которая устанавливается на каждый тип или отдельные топливо- и электропотребляющие механизмы применительно к определенным условиям работ;
групповая норма - норма расхода топлива и электроэнергии на планируемый объем работы согласно установленной номенклатуре по уровням планирования: министерство (ведомство), главное управление, объединение, организация (предприятие).
Размерность нормы расхода дизельного топлива и бензина (кг/маш.-ч), электроэнергии (кВт·ч/маш.-ч) - это расход топлива и электроэнергии на единицу работы (маш.-ч.).
1.5. Индивидуальность рассчитываемых норм по предлагаемой методике обеспечивается, во-первых, применением коэффициентов, выбор которых зависит от конкретных условий работы строительно-монтажных машин и механизмов, во-вторых, применением разработанной НИИЭС методики расчета этих коэффициентов, учитывающей технические характеристики и условия работы конкретных строительно-монтажных машин и механизмов.
1.6. Предлагаемая методика расчета норм расхода предусматривает полную техническую исправность машин и механизмов и не имеет поправочных коэффициентов на отступления от требований к их техническому состоянию.
1.7. Предлагаемая методика не предусматривает: расход энергоресурсов на внутригаражные нужды (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателя и машин после ремонта), расход бензина на запуск дизельных двигателей, расход энергоресурсов на подачу машин к объекту работ и обратно.
1.8. Индивидуальные нормы расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов, рассчитанные по предлагаемой методике, должны стать основой для расчетов групповых норм расхода энергоресурсов на всех уровнях планирования.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
2.1. Нормы расхода топлива и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов наиболее распространенных марок разрабатывает ВКТИмонтажстроймеханизация.
Указанные нормы ежегодно пересматриваются, согласовываются с Главстроймеханизацией и утверждаются приказом по Минмонтажспецстрою СССР.
2.2. Нормы расхода для машин и механизмов, не включенных в приказ, разрабатываются в организациях (на предприятиях) и утверждаются вышестоящей организацией.
2.3. Ответственность за разработку и внедрение в производство норм расхода возлагается на главного инженера и руководителя энергослужбы организации (предприятия).
2.4. Для контроля за выполнением норм расхода в организациях (на предприятиях) должен быть организован учет этих расходов.
2.5. Систематический контроль за выполнением норм расхода осуществляется энергослужбой и руководителями организаций (предприятий).
Периодический контроль за выполнением этих норм осуществляется министерством, а также специальными контролирующими организациями.
3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
3.1. Для строительно-монтажных машин и механизмов, работающих от двигателей внутреннего сгорания, расход дизельного топлива, бензина за смену определяется по формуле*:
, (1)
где - время работы за смену;
- номинальная мощность двигателя, л.с.;
- коэффициент использования времени работы двигателя, представляющий собой отношение времени работы двигателя в течение смены к средней продолжительности рабочей смены;
- средний коэффициент использования мощности двигателя, представляющий собой отношение мощности двигателя в процессе работы к его номинальной мощности;
- удельный расход топлива на 1 л.с. номинальной мощности за 1 ч при нормальной нагрузке;
- удельный расход топлива на 1 л.с. номинальной мощности за 1 ч при холостой работе двигателя.
_______________
* Формула предложена докт. экон. наук С.Е.Канторером.
Расчет индивидуальных норм расхода топлива на работу строительно-монтажных машин за 1 ч производится по упрощенной формуле:
, (2)
где , , , принимаются по табл.1, 2.
Таблица 1
КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ И МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
Машины |
Коэффициенты использования | |
времени работы, двигателей, |
мощности двигателей, | |
Автогудронаторы и автогрейдеры |
0,5 |
0,6 |
Агрегаты для вибропогружения фундаментов |
0,6 |
0,3 |
Агрегаты и аппараты сварочные: |
||
с двигателем внутреннего сгорания |
0,8 |
0,4 |
с электродвигателем |
0,5 |
0,4 |
Бетономешалки производственной емкостью, л: |
||
до 250 |
0,6 |
0,4 |
более 250 |
0,75 |
0,5 |
Бетононасосы, используемые |
||
на всех видах строительства, кроме гидротехнического |
0,5 |
0,5 |
на гидротехническом строительстве |
0,65 |
0,5 |
Бульдозеры с трактором |
0,6 |
0,5 |
Катки самоходные |
0,6-0,7 |
0,65 |
Краны автомобильные |
0,3-0,4 |
0,2-0,3 |
Краны башенные грузоподъемностью на максимальном вылете, т: |
||
до 3 |
0,1-0,12 |
0,6 |
до 5 |
0,08-0,1 |
0,5 |
более 5 |
0,08-0,1 |
0,4 |
Краны мачтово-стрелочные с лебедками: |
||
многобарабанными |
0,15-0,2 |
0,4 |
однобарабанными |
0,08-0,1 |
0,6 |
Краны переносные грузоподъемностью до 1 т (типа ДИП, "Пионер" и др.) |
0,11-0,13 |
0,45 |
Краны погрузочные с двигателями внутреннего сгорания |
0,5-0,6 |
0,2 |
Краны портально-стреловые |
0,08-0,11 |
0,65 |
Краны стреловые с двигателем внутреннего сгорания (кроме автомобильных), краны-трубоукладчики, краны рельсораскладочные, краны плавучие |
0,04-0,6 |
0,2-0,3 |
Краны кабельные |
- |
0,25 |
Краны стреловые с электродвигателями, одномоторные |
0,3 |
0,3 |
Компрессоры передвижные |
0,6 |
0,4 |
Лебедки электрические |
0,08 |
0,4 |
Машины балластировочные |
0,4 |
0,3 |
Мотовозы нормальной и узкой колеи |
0,6 |
0,4 |
Мотодомкраты |
0,4 |
0,2 |
Платформы моторные |
0,4 |
0,15 |
Плавучие средства (кроме плавучих кранов) |
0,6 |
0,55 |
Подъемники обыкновенные (мачтовые, скиповые, шахтные) |
0,1 |
0,7 |
Путеподъемники самоходные |
0,4 |
0,2 |
Растворомешалки производственной емкостью барабана, л: |
||
до 325 |
0,6 |
0,4 |
более 325 |
0,75 |
0,5 |
Растворонасосы конструктивной производительностью, м/ч: |
||
до 1,5 |
0,6 |
0,5 |
более 1,5 |
0,5 |
0,5 |
Скреперы самоходные |
0,7 |
0,5 |
Скреперы тракторные |
0,7 |
0,6 |
Станции компрессорные для насосных работ при количестве рабочих компрессоров: |
||
до двух |
0,65 |
0,7 |
более двух |
0,5 |
0,7 |
Тракторы гусеничные, используемые |
||
с тракторными прицепами |
0,7 |
0,35 |
со скреперами |
0,7 |
0,6 |
с прицепными дорожными машинами |
0,7 |
0,5 |
Транспортеры ленточные звеньевые |
0,8 |
0,6 |
Транспортеры ленточные передвижные и переносные (питатели) |
0,6 |
0,5-0,7 |
Шпалозабойники электрические |
0,4 |
0,6 |
Экскаваторы многоковшовые |
0,65 |
0,5 |
Экскаваторы одноковшовые дизельные |
0,7-0,8 |
0,3-0,5 |
Экскаваторы одноковшовые электрические |
0,4-0,6 |
0,25-0,35 |
Электростанции передвижные |
0,9 |
0,5 |
Таблица 2
УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Вид топлива |
Нагрузка |
Удельный расход топлива в кг на 1 л.с./ч | ||||
до 15 |
16-40 |
41-80 |
81-150 |
более 150 | ||
Бензин |
Нормальная () |
0,34 |
0,3 |
0,29 |
0,29 |
- |
Холостая работа () |
0,12 |
0,1 |
0,1 |
0,09 |
- | |
Керосин |
Нормальная |
0,4 |
0,32 |
0,32 |
0,32 |
- |
Холостая работа |
0,16 |
0,14 |
0,14 |
0,13 |
- | |
Дизельное топливо |
Нормальная |
0,23 |
0,22 |
0,21 |
0,2 |
0,18 |
Холостая работа |
0,08 |
0,08 |
0,07 |
0,07 |
0,06 |
3.2. Для строительно-монтажных машин и механизмов, работающих от электросети, расход электроэнергии на работу одного электродвигателя за 1 ч определяется по формуле*
, (3)
где - номинальная мощность двигателя, кВт;
- коэффициент использования мощности двигателя;
- коэффициент использования времени работы двигателя;
- коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в сети и расход на вспомогательные нужды (принимается в пределах 1,05-1,1);
- коэффициент полезного действия двигателя при принятой средней его нагрузке.
________________
* Формула предложена докт. экон. наук С.Е.Канторером.
Коэффициент полезного действия с уменьшением нагрузки двигателя, характеризующийся величиной коэффициента , уменьшается. Величина этого коэффициента определяется по формуле
, (4)
где - коэффициент полезного действия двигателя при нормальной его нагрузке, определяемой по технической характеристике двигателя;
- поправочный коэффициент, учитывающий снижение коэффициента использования мощности двигателя - . Значение принимается по табл.3.
Таблица 3
ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОЧНОГО КОЭФФИЦИЕНТА
Значения |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
Значения |
0,98 |
0,97 |
0,95 |
0,93 |
0,9 |
0,86 |
При наличии на строительно-монтажной машине или механизме нескольких электродвигателей расчет расхода электроэнергии производится для каждого электродвигателя отдельно.
Индивидуальная норма расхода электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов определяется как сумма расходов электроэнергии на работу электродвигателей за 1 ч, установленных на данной машине или механизме:
. (5)
В приложении приведены примеры расчета норм расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов.
4. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ И МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ ( и ).
Расчет производят исходя из технических характеристик машин и механизмов, конкретных условий их работы, характера поднимаемых грузов (выполняемых работ), норм времени на выполнение работ, принятых за единицу измерения.
Пример 1
Требуется определить коэффициент использования времени работы и мощности двигателя мачтового подъемника Т-37. Мощность двигателя 4,3 кВт, скорость подъема и опускания груза 0,75 м/с или 45 м/мин.
Решение
Принимаем среднюю высоту подъема груза равной 8 м. При указанной высоте подъема норма времени на подъем 1000 шт. кирпича составляет 0,8 маш.-ч (по §1-6 ЕНиР 1960 г.).
При подъеме за один раз одной тачки с кирпичом в количестве 35 шт. продолжительность цикла подъема составит
мин.
Время на подъем и опускание груза за цикл составляет
мин.
Учитывая необходимость подъема и опускания груза на дополнительную высоту, время на разгон и замедление, а также холостую работу двигателя, принимаем = 1,5. Исходя из указанного, коэффициент использования времени работы двигателя с учетом работы по производственным нормам составит
.
С учетом переходного коэффициента от производственных норм выработок к сметным, равным 0,5 (табл.4), коэффициент использования времени работы двигателя по режиму, предусмотренному сметными нормами, составит
.
Таблица 4
ПЕРЕХОДНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НОРМ К СМЕТНЫМ
Строительные машины и оборудование |
Переходные коэффициенты | |
по выработке |
по времени | |
Автопогрузчики |
0,75 |
1,33 |
Краны автомобильные |
0,75 |
1,33 |
Краны башенные с поворотной башней максимальной грузоподъемностью, т: |
||
до 2 |
0,65 |
1,54 |
до 5 |
0,75 |
1,33 |
до 10 |
0,75 |
1,33 |
Краны башенные с неповоротной башней максимальной грузоподъемностью, т: |
||
до 2 |
0,65 |
1,54 |
до 5 |
0,75 |
1,33 |
до 10 |
0,75 |
1,33 |
более 10: |
||
используемые на всех видах строительства, кроме гидротехнического |
0,75 |
1,33 |
используемые на гидротехническом строительстве |
0,85 |
1,18 |
Краны козловые, используемые: |
||
а) на всех видах строительства, кроме гидротехнического |
0,75 |
1,33 |
б) на гидротехническом строительстве |
|
|
на строительно-монтажных работах |
0,85 |
1,18 |
на монтаже технологических конструкций и оборудования |
0,85 |
1,18 |
в) на строительстве мостов |
0,75 |
1,33 |
Краны мачтово-стреловые, используемые: |
||
на всех видах строительства, кроме гидротехнического |
0,75 |
1,33 |
на гидротехническом строительстве |
0,75 |
1,33 |
на строительстве мостов |
0,75 |
1,33 |
Краны на гусеничном ходу |
0,75 |
1,33 |
Краны железнодорожные |
0,75 |
1,93 |
Краны на пневмоколесном ходу |
0,75 |
1,33 |
Краны переносные грузоподъемностью до 1 т (ДИП, "Пионер" и др.) |
0,65 |
1,54 |
Подъемники обыкновенные мачтовые, шахтные и др. |
0,65 |
1,54 |
Бульдозеры |
0,75 |
1,33 |
Экскаваторы многоковшовые цепные и роторные |
0,75 |
1,33 |
Экскаваторы одноковшовые |
0,75 |
1,33 |
Буровые машины ударно-вращательного бурения с пневмоударником |
0,8 |
1,25 |
Буровые машины шарошечного бурения |
0,8 |
1,25 |
Автогрейдеры |
0,75 |
1,33 |
Катки самоходные |
0,75 |
1,33 |
Для определения величины коэффициента использования мощности двигателя рассчитываем величину необходимой мощности двигателя по формуле
, (6)
где - общая масса груза, равная 265 кг (платформа 100 кг и тачка с кирпичом 165 кг);
102 - количество кгм/с, приходящееся на 1 кВт;
- скорость подъема груза, равная 0,75 м/с;
- коэффициент полезного действия подъемника, равный 0,6.
Коэффициент использования мощности двигателя при подъеме составляет
.
Коэффициент использования мощности двигателя при опускании груза и холостой работе составляет
.
Принимаем, что двигатель находится 40% общего времени в работе под нагрузкой и 60% времени на холостом ходу (по данным хронометража). Исходя из этого средневзвешенный коэффициент использования мощности двигателя за период, когда он включен, составляет:
.
Пример 2
Требуется определить коэффициенты использования времени работы и мощности двигателя башенного крана СБК-1 грузоподъемностью 1,5-3 т при имеющихся данных:
а) мощность двигателей: подъема - 16, передвижения - 11, поворота - 2,2 кВт;
б) рабочие скорости: подъема, опускания груза, передвижения крана - 30 м/мин, поворота - 0,6 об/мин.
Решение
Принимаем среднюю высоту подъема груза 18 м, среднее расстояние передвижения крана в каждую сторону 15 м, средний угол поворота стрелы в каждую сторону 150°.
Коэффициент использования времени работы определяется для двух случаев: при подъеме кирпича в контейнерах (2 контейнера по 200 шт. в каждом), а также при подъеме и установке многопустотного настила при строительстве многоэтажных зданий.
При принятой высоте подъема норма времени на подъем 1000 шт. кирпича составляет 0,284 маш.-ч (по табл.2 §1-4 ЕНиР), а на подъем и установку одной плиты многопустотного настила массой до 1,5 т - маш.-ч (по табл.2 § 4-1-7 ЕНиР).
Продолжительность цикла работы крана составляет:
при подъеме кирпича мин;
при подъеме и установке плиты мин.
Определяем продолжительность работы различных двигателей башенного крана за один цикл:
двигателя подъема мин;
двигателя передвижения мин;
двигателя поворота мин.
Рассчитываем коэффициент использования времени работы отдельных двигателей с учетом работы по производственным нормам, с введением коэффициентов на дополнительное время работы двигателей (1,5 - при подъеме кирпича и 2 - при установке плиты):
а) подъем кирпича:
для двигателя подъема ;
для двигателя передвижения крана ;
для двигателя поворота стрелы ;
б) подъем и установка плит:
для двигателя подъема ;
для двигателя передвижения крана ;
для двигателя поворота .
Принимаем, что кран 60% времени занят на подъеме материалов и 40% времени - на монтаже конструкций (по данным хронометража).
Учитывая значения переходных коэффициентов для башенных кранов на подъеме материалов (0,5) и на монтаже конструкций (0,75), определяем усредненную величину коэффициентов использования времени работы двигателей башенных кранов с учетом работы кранов по режиму, не предусмотренному сметными нормами:
для двигателя подъема ;
для двигателя передвижения крана ;
для двигателя поворота стрелы .
Усредненный коэффициент использования времени работы всех двигателей башенного крана составит
.
Для определения величины коэффициента использования мощности двигателей башенного крана рассчитываем величину их необходимой мощности исходя из следующих данных:
масса такелажных устройств 200 кг;
масса поддона с кирпичом 1300 кг;
усредненная масса панели 1000 кг;
масса крана с балластом 42,4 т.
Удельное сопротивление при передвижении башенного крана по рельсовым путям 20 кг/т.
Усредненная масса поднимаемого груза:
кг.
Необходимая мощность грузового двигателя при подъеме груза определяется по формуле
кВт.
Коэффициент использования мощности двигателя на подъем груза
.
Коэффициент использования мощности двигателя на опускание груза и при холостой работе принимаем равным 0,2.
Усредненная величина коэффициента использования мощности двигателя подъема груза за время его включения
.
Необходимая мощность двигателя ходовой части крана составляет при передвижении с грузом
кВт;
При передвижении без груза
кВт.
Усредненная величина коэффициента использования мощности двигателя передвижения крана
.
Коэффициент использования мощности двигателя поворота стрелы принимаем равным 0,8.
Усредненная величина коэффициента использования мощности всех двигателей башенного крана составит
.
Учитывая, что часть электроэнергии двигателей расходуется на питание электромагнитных тормозов, принимаем усредненное значение коэффициентов использования мощности всех двигателей башенного крана равным 0,6.
В табл.5 приведены значения , , , для машин и механизмов наиболее распространенных марок, применяемых при выполнении монтажных и специальных строительных работ.
Таблица 5
КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ И МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ.
УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
Машины и механизмы |
Марка двигателя |
Номи- нальная мощность двигателя, л.с. |
Удельный расход топлива в кг на 1 л.с./ч | |||
при нормальной нагрузке, кг/ч |
при холостой работе, кг/ч | |||||
Краны автомобильные |
||||||
Г/п 2 т: МКА-2 |
ЗИЛ-130 |
150 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,09 |
Г/п 3 т: К-32, ЛАЗ-690 |
ЗИЛ-120 |
90 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,09 |
Г/п 4 т: КC-1563, K-46 |
ЗИЛ/130 |
150 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,09 |
Г/п 5-7,5 т: К-51, К-52, К-61; АК-7,5 |
МAЗ-204A |
100 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,07 |
Г/п 6,3 т: КС-2561Д, МКА-6,3 |
ЗИЛ-130 |
150 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,09 |
Г/п 7,5 т: АК-75Д, АК-75В |
ЗИЛ-130 |
150 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,09 |
Г/п 6,3-7,0 т: К-54, К-67, К-88,СМК-7 |
ЯМЗ-236 |
180 |
0,3 |
0,2 |
0,18 |
0,08 |
Г/п10 т: МКАС-10 |
ЯМЗ-236 |
180 |
0,3 |
0,2 |
0,18 |
0,08 |
Г/п 10 т: СМК-10; МКА-10М |
ЯМЗ-236 |
180 |
0,3 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Г/п 16 т: К-162М, МКА-16, КС-4571 |
ЯМЗ-238 |
230 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Краны на спецшасси |
||||||
Г/п 6 т: МКТ-6-45 |
ЯМЗ-238А |
215 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Г/п 16-25-30 т: МКШ-16, МКШ-25 |
ЯМЗ-238 |
230 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Г/п 40 т: МКТ-40 |
ЯМЗ-238А |
215 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Г/п 40 т: МКП-40 |
ЯАЗ-206А |
180 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Краны на пневмоходу |
||||||
Г/п 0,32 т: ГМКП-320 |
Д-16 |
20 |
0,4 |
0,2 |
0,22 |
0,08 |
Г/п 0,25 т: МКГ-250 |
Д-21 |
20 |
0,4 |
0,2 |
0,22 |
0,08 |
Г/п 4 т: МКН-4 |
ГАЗ-63 |
75 |
0,4 |
0,2 |
0,29 |
0,10 |
Г/п 16 т: К-161, MКП-16 |
СМД-14А |
75 |
0,4 |
0,2 |
0,21 |
0,07 |
Г/п 25 т: МКП-25 |
КДМ-100 |
100 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 25 т: К-255, МКП-25А |
ЯАЗ-204А |
110 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 25 т: КС-5363 |
ЯАЗ-М204А |
120 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 40-100 т: КС-6362С, КС-7362, К-631, КС-7351, КС-8362 |
ЯМЗ-236 |
180 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Краны на гусеничном ходу |
||||||
Г/п 6,3 и 10 т: МКГ-6,3, МКГ-10А |
СМГ-14 |
75 |
0,4 |
0,2 |
0,21 |
0,07 |
Г/п 16 т: МКГ-16, МКГ-16М |
Д-60-Р |
60 |
0,4 |
0,2 |
0,21 |
0,07 |
Г/п 20-30 т: МКГ-20, МКГ-25, МКГ-25БР |
Д-108 |
108 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
СКГ-30, СКГ-30/10, СКГ-25 |
КДМ-100 |
100 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 40 т: СКГ-40, СКГ-40БС, СКГ-40А |
64Н-12/4 |
120 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 40 т: МКГ-40 |
A-01МК |
130 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 40 т: СКГ-40/63 |
К-661 |
115 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 50-100 т: СКГ-50, СКГ-63, СКГ-63А, СКГ-63БС, СКГ-100 |
1Д6Б |
150 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
СКГ-63/100, КГ-100,1 |
ЯМЗ-236 |
150 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 63-100 т: МКГ-100 |
1Д-12В |
300 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Краны-экскаваторы на гусеничном ходу |
||||||
Г/п 15 т: Э-10011 |
КДМ-100 |
100 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 20 т: Э-1258 |
У2Д6 |
130 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 60 т: Э-2538 |
Д2-12Б |
300 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Краны-трубоукладчики |
||||||
Г/п 10 т: ТЛ-3, ТЛ-4, ТЛГ-4М |
КДМ-100 |
100 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 12 т: ТО-12-24В, Т-12-24 |
Д-108 |
108 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 12,5 т: ТГ-123 |
Т-130 |
160 |
0,4 |
0,2 |
0,18 |
0,06 |
Г/п 35 т: Т-35-60, ТО-35-50 |
6КДМ-60 |
140 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Краны монтажные на тракторе |
||||||
Г/п 1,35-6,3 т: МК-1, МКТ-6, МКТ-6,3 |
КДМ-100 |
100 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Краны на железнодорожном ходу |
||||||
Г/п 16 т: КДЗ-16 |
|
102 |
0,4 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Г/п 25 т: СК-23 |
КДМ-46 |
80 |
0,4 |
0,2 |
0,21 |
0,07 |
Экскаваторы одноковшовые |
||||||
Емк. ковша 0,15-0,25 м: Э-153, Э-1514, Э-2515 |
Д-48П |
50 |
0,7 |
0,3 |
0,21 |
0,07 |
Емк. ковша 0,4 м: Э-302, Э-303А, Э-303Б |
Д-48ЛС |
48-60 |
0,7 |
0,3 |
0,21 |
0,07 |
Э-303, Э-3311 |
Д-65Н |
60 |
0,7 |
0,3 |
0,21 |
0,07 |
Емк. ковша 0,25 м: ЭО-2521 |
||||||
Емк. ковша 0,4 м: ЭО-3322Н |
СМД-14 |
75 |
0,7 |
0,3 |
0,21 |
0,07 |
ЭО-4122, Э-1252 |
А-01М, АМ-03 |
130 |
0,7 |
0,3 |
0,20 |
0,07 |
Емк. ковша. 0,5-0,6514 м: |
||||||
Э-505А, Э-503 |
Д-108-1 |
75-82 |
0,7 |
0,3 |
0,21 |
0,07 |
Э-652, Э-652А, Э-652Б, Э-4321 |
КДМ-46 |
80 |
0,7 |
0,3 |
0,21 |
0,07 |
Емк. ковша 1,0 м: Э-100.11 |
Д-108 |
108 |
0,7 |
0,3 |
0,20 |
0,07 |
Бульдозеры |
||||||
На базе тракторов ДТ-54, НТЗ-50, Д-444 |
Д-54 |
54 |
0,6 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
На базе тракторов МТЗ-50, Д-579 |
Д-56 |
55 |
0,6 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
На базе тракторов Т-74, Д-493А |
СМД-14А |
75 |
0,6 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
На базе тракторов Т-80, Т-100, Д-492, Д-492А |
Д-108ГП |
108 |
0,6 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
На базе тракторов Т-130, ДЗ-101 |
Т-4-АП-1 |
130 |
0,6 |
0,5 |
0,20 |
0,07 |
На базе тракторов Т-100, Д-371 |
4Д-10 |
100 |
0,6 |
0,5 |
0,20 |
0,07 |
Тракторы |
||||||
Т-40, ДТ-54, Т-40М, T-40АН |
Д-373 |
40 |
0,7 |
0,5 |
0,22 |
0,08 |
T-16, Т-35 |
Д-21 |
20 |
0,7 |
0,8 |
0,22 |
0,08 |
ЮMЗ-6M |
Д-351 |
60 |
0,7 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
МТЗ-80 |
Д-240 |
80 |
0,7 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
ДТ-75, Т-74, ТДТ-55 |
СМП-14А |
75 |
0,7 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
ДТ-54, МТЗ-50, ТЗ-52 |
Д-50, Д-54А |
50-55 |
0,7 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
T-100M, TT-Н |
Д-108 |
108 |
0,7 |
0,5 |
0,20 |
0,07 |
АМ-01 |
110 |
|||||
Т-140 |
6КДМ-60 |
140 |
0,7 |
0,5 |
0,20 |
0,07 |
Т-150К |
Д-130 |
140 |
0,7 |
0,5 |
0,18 |
0,06 |
Т-180 |
Д-180 |
180 |
0,7 |
0,5 |
0,18 |
0,06 |
К-700 |
ЯМЗ-238НБ |
220 |
0,7 |
0,5 |
0,18 |
0,06 |
К-701, ДЭТ-250 |
ЯМЗ-240Б |
300 |
0,7 |
0,5 |
0,18 |
0,06 |
Т-330 |
ВДВТ-330 |
330 |
0,7 |
0,5 |
0,18 |
0,06 |
Вышки телескопические |
||||||
ВИ-15, ВС-18МС |
ГАЗ-51А |
70 |
0,1 |
0,7 |
0,29 |
0,10 |
ВИ-23 |
ЗИЛ-151 |
90 |
0,1 |
0,7 |
0,29 |
0,09 |
Автогидроподъемники |
||||||
АГП-12, АГП-12А, АГП-18 |
ГАЗ-53А |
115 |
0,1 |
0,7 |
0,29 |
0,09 |
АГП-22 |
ЗИЛ-130 |
150 |
0,1 |
0,7 |
0,29 |
0,09 |
МШТС-3А |
ЗИЛ-130 |
150 |
0,1 |
0,7 |
0,29 |
0,09 |
MШTC-2A, BC-22MC |
ЗИЛ-130 |
150 |
0,1 |
0,7 |
0,29 |
0,09 |
Электростанции |
||||||
ПЭС-15Л |
ЗМЗ-320-1 |
40 |
0,9 |
0,5 |
0,30 |
0,10 |
ЛЭС-60р |
АМ-01 |
110 |
0,9 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
ДЭС-50 |
Д-108 |
108 |
0,9 |
0,5 |
0,20 |
0,07 |
ДЭС-100 |
ЯМЗ-233 |
240 |
0,9 |
0,5 |
0,20 |
0,07 |
ДЭСМ-30 |
Д-60р |
60 |
0,9 |
0,5 |
0,21 |
0,07 |
Электросварочные агрегаты |
||||||
АДБ-309 |
ГАЗ-24 |
24 |
0,8 |
0,4 |
0,30 |
0,10 |
АСБ-300 |
ГАЗ-320 |
40 |
0,8 |
0,4 |
0,30 |
0,10 |
АСБ-300-7 |
ЗМЗ-320-01 |
40 |
0,8 |
0,4 |
0,30 |
0,10 |
АСДП-500 |
|
60 |
0,8 |
0,4 |
0,21 |
0,07 |
АДД-305 |
(Д-376-03-1) |
40 |
0,8 |
0,4 |
0,22 |
0,08 |
АСД-300М |
(5ПЧ) |
24 |
0,8 |
0,4 |
0,22 |
0,08 |
Компрессоры |
||||||
ЗИФ-ПВ-5 |
Д-376-03 |
50 |
0,6 |
0,4 |
0,21 |
0,07 |
ПКС-5 |
КАЗ-120 |
70 |
0,6 |
0,4 |
0,21 |
0,07 |
ЗИФ-55 |
ЗИЛ-120 |
90 |
0,6 |
0,4 |
0,29 |
0,09 |
КВ-10, ПВ-10 |
ЯМЗ-236 |
94 |
0,6 |
0,4 |
0,20 |
0,07 |
ПКСД-5,25 |
ГАЗ-51 |
70 |
0,6 |
0,4 |
0,29 |
0,10 |
ДК-ЭМ |
Д-108-1 |
108 |
0,6 |
0,4 |
0,20 |
0,07 |
Бурильно-крановые машины |
||||||
БКГМ-63-2 |
ГАЗ-51 |
70 |
0,2 |
0,2 |
0,29 |
0,10 |
БМ-303 |
СМД-14А |
75 |
0,3 |
0,2 |
0,21 |
0,07 |
БМ-202, БМ-302 |
ГАЗ-66-02 |
115 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,09 |
БКМА-1,0-3,5 |
ЗИЛ-130 |
150 |
0,3 |
0,2 |
0,29 |
0,09 |
БКМТ-1,2-3,5 |
АМ-01 |
110 |
0,3 |
0,2 |
0,20 |
0,07 |
Приложение
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА НОРМ РАСХОДА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, БЕНЗИНА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
I. Строительно-монтажные машины и механизмы, работающие на дизельном топливе и бензине.
Краны автомобильные
1. К-32, ЛАЗ-690;
кг/маш.-ч
2. К-51, К-52, К-61;
кг/маш.-ч
3. МКА-2, КС-1563, КС-2561Д, АК-75В, АК-75Д, МКА-6,3;
кг/маш.-ч
Краны на спецшасси
1. МКТ-6-45, МКТ-40;
кг/маш.-ч
2. МКШ-16, МКШ-25;
кг/маш.-ч
3. МКП-40;
кг/маш.-ч
Краны на пневмоходу
1. МКП-16, К-161;
кг/маш.-ч
2. МКП-25;
кг/маш.-ч
3. МКП-25А, К-255;
кг/маш.-ч
Краны на гусеничном ходу
1. МКГ-6,3, МКГ-10;
кг/маш.-ч
2. МКГ-16, МКГ-16М;
кг/маш.-ч
3. MКГ-20, МКГ-25, СКГ-25;
кг/маш.-ч
Краны-трубоукладчики
1. ТЛ-3, ТЛ-4;
кг/маш.-ч
2. ТО-12,5-24;
кг/маш.-ч
3. ТГ-123;
кг/маш.-ч
Краны монтажные на тракторе
МК-1, МКТ-6;
кг/маш.-ч
Экскаваторы одноковшовые
Э-153, Э-2515;
кг/маш.-ч
Бульдозеры
Д-444, Д-579;
кг/маш.-ч
Тракторы
1. ДТ-54, Т-40;
кг/маш.-ч
2. ДТ-75, ТДТ-55;
кг/маш.-ч
Вышки телескопические
ВИ-15
кг/маш.-ч
Автогидроподъемники
АГП-12, АГП-12А, АГП-18;
кг/маш.-ч
Электростанции
1. ПЭС-15Л;
кг/маш.-ч
2. ДЭС-50;
кг/маш.-ч
Электросварочные агрегаты
1. АДБ-309, АДБ-318;
кг/маш.-ч
2. АДД-305;
кг/маш.-ч
Компрессоры
ЗИФ-ПВ-5;
кг/маш.-ч
Бурильно-крановые машины
1. БКГМ-63-2;
кг/маш.-ч
2. БКМА-1,0/3,5;
кг/маш.-ч
II. Строительно-монтажные машины и механизмы, работающие от электросети.
Краны башенные
1. БК-5 |
|
Привод грузовой лебедки, двигатель МТ-52-8 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод стреловой лебедки, двигатель МТК-31-8 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод механизма поворота, двигатель МТ-12-6 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод механизма передвижения (2 шт.), двигатель МТ-21-6 |
кВт·ч/маш.-ч |
кВт·ч/маш.-ч | |
2. БКСМ-5-5A |
|
Привод грузовой лебедки, двигатель МТ-52-3 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод механизма передвижения (2 шт.), двигатель МТ-22-6 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод механизма поворота, двигатель МТ-12-6 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод механизма передвижения каретки, двигатель МТ-11-6 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод механизма изменения вылета стрелы, двигатель АОС-52-6 |
кВт·ч/маш.-ч |
кВт·ч/маш.-ч | |
Краны козловые |
|
1. КК-1 |
|
Привод подъема, двигатель АО-41-4 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод передвижения, двигатель АОЛ-12-4 |
кВт·ч/маш.-ч |
кВт·ч/маш.-ч | |
2. КК-32 |
|
Привод главного подъема, двигатель МТН-512-842 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод вспомогательного подъема, двигатель МТГ-411-8У2 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод передвижения грузовой тележки, двигатель МТР-112-6У2 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод передвижения крана (4 шт.), двигатель МТГ-311-8У2 |
кВт·ч/маш.-ч |
кВт·ч/маш.-ч | |
Краны пневмоколесные |
|
МКП-40 |
|
Привод передвижения, двигатель МТВ-511-8 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод главного подъема, двигатель МТК-112-6 |
кВт·ч/маш.-ч |
Двигатель МТВ-412-8 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод вспомогательного подъема, двигатель МТК-112-6 |
кВт·ч/маш.-ч |
Двигатель МТВ-412-8 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод стрелового механизма, двигатель МТК-112-6 |
кВт·ч/маш.-ч |
Привод механизма вращения, двигатель МТ-111-6 |
кВт·ч/маш.-ч |
кВт·ч/маш.-ч. |
Литература
1. Методические рекомендации по расчетам за работу машин в строительстве. - М.: Госстрой СССР, 1973.
2. Методические указания по разработке норм для определения сметной стоимости машино-смен строительных машин и оборудования. - М.: Госстрой СССР, 1967.
3. Основные положения по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве. - М.: Атомиздат, Ин-т планирования и нормативов Госплана СССР, 1980.
4. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. М.: Госстрой СССР, 1960.
5. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. - М.: Госстрой СССР, 1969.
6. Оборудование и приспособления для монтажа строительных конструкций. 4.1. Краны. - М.: ЦИ Промстальконструкция ММСС СССР, 1969.
7. Подъемно-транспортное оборудование для монтажных и специальных работ / Под ред. А.И.Шепетьева. - М.: Стройиздат, 1974.
8. Машины и оборудование, выпускаемые предприятиями Главстроймеханизации: Каталог-справочник / Минмонтажспецстрой СССР. - М.: ЦБНТИ, 1976.
9. Асинхронные электродвигатели крановые и металлургические серий МТВ-МТКВ, МТ-МТК, МТМ-МТКМ. - М.: ЦИНТИЭлектропром, 1963.
Текст документа сверен по:
/ Минмонтажспецстрой СССР. -
М.: ЦБНТИ, 1981