почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
5
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

     

     РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАКРОШЕРОХОВАТЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
ИЗ ОТКРЫТЫХ БИТУМОМИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ

     
     
     УТВЕРЖДЕНЫ Управлением технического прогресса 30 октября 1991 г.
     
     
     Настоящие рекомендации разработаны по результатам исследований и обобщения опыта применения открытых битумоминеральных смесей по ТУ 218 РСФСР 601-88 для строительства макрошероховатых дорожных покрытий. Они составлены в дополнение к указанным ТУ и содержат более подробную информацию по технологии приготовления смесей и их применения; приведен универсальный метод проектирования составов, позволяющий исчерпывающе учитывать условия применения.
     
     Рекомендации разработаны и составлены инж. Л.Г.Паниной.
     
     Научный редактор и консультант - канд. техн. наук А.Я.Эрастов.
     
     В работе принимали участие канд. техн. наук Т.Н.Калашникова, инженеры С.М.Акиншин и И.В.Балуева, техник Т.А.Василькова.
     
     В проведении производственных работ, кроме указанных специалистов, были привлечены сотрудники Краснодаравтодора (С.И.Чалохьян, A.M.Обидин, П.И.Скороходов, С.П.Петрусенко) и УС-3 (Ю.А.Стопочев, В.М.Приходько).
     
     

ПРЕДИСЛОВИЕ

     
     Настоящие рекомендации разработаны в дополнение к техническим условиям ТУ 218 РСФСР 601-88 "Смеси битумоминеральные открытые для устройства макрошероховатых слоев дорожных покрытий" и распространяются на горячий (теплый) способ устройства макрошероховатых слоев износа, тонкослойных и однослойных покрытий из этих смесей.
     
     В рекомендациях даны определения, классификация и область применения горячих и теплых битумоминеральных открытых смесей, технология приготовления смесей и их уплотнения, способы устройства слоев с учетом имеющегося оборудования.
     
     Следует обратить внимание, что при не точном соблюдении технологии будут получены недолговечные слои с закрытой поверхностью. Необходимо учесть все тонкости проектирования состава БМО смесей и рекомендуемую технологию устройства слоев, которые должны быть обязательно с макрошероховатыми поверхностями. Только при соблюдении этих рекомендаций можно получить из открытых смесей плотные и долговечные покрытия.
     
     Следует иметь в виду, что правильное назначение и обеспечение начальных значений параметров шероховатости - залог стабильности сцепных качеств поверхности в течение 6 и более лет эксплуатации слоев. Необходимо учесть, что обеспечение этих параметров возможно только при использовании пневмокатков. Кроме того, на величину параметров шероховатости и на сцепление слоя с обрабатываемым покрытием влияет твердость последнего, о которой нужно помнить при выборе материала подгрунтовки и ее расхода.
     
     Особое внимание следует обратить на связь между уплотняющей нагрузкой и составом смесей: надо подбирать составы под имеющиеся катки; назначать и уточнять количество проходов катков в зависимости от их типа и состава смеси. По возможности отдавать во всех случаях предпочтение пневмокаткам.
     
     Начальник управления технического прогресса и важнейших проблем отрасли М.А.Покатаев
     
     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ

Общие положения

     
     1.1. Настоящие Рекомендации распространяются на производство работ по устройству макрошероховатых дорожных покрытий на строящихся и эксплуатируемых асфальтобетонных (и других черных) и цементобетонных покрытиях из битумоминеральных открытых (БМО) смесей по ТУ 218 РСФСР 601-88* на автомобильных дорогах I-III категории в I-V дорожно-климатических зонах.
________________
      Относятся все виды покрытий с использованием органических вяжущих.
     
    * Здесь и далее ссылки на ТУ 218 PCФCP 601-88 "Смеси битумоминеральные открытые для устройства макрошероховатых слоев дорожных покрытий" - обозначены звездочкой.
     
     При разработке использованы а.с. N 1534126 и N 907138.
     
     1.2. Рассматриваемые макрошероховатые слои предназначены для обеспечения требуемых сцепных свойств дорожных покрытий и отличаются повышенным сроком службы, в том числе в условиях интенсивного и тяжелого движения.
     
     1.3. Требуемые параметры шероховатости поверхности указанных слоев обеспечиваются путем применения БМО смесей специальных составов и реализации соответствующих технологических приемов при уплотнении слоя.
     
     1.4. Исходные материалы для приготовления БМО смесей, а также показатели физико-механических свойств уплотненных смесей должны отвечать требованиям ТУ и настоящих рекомендаций.
     
     

Определения. Классификация

А. Битумоминеральные открытые смеси

     
     1.5. Открытыми называют битумоминеральные смеси, которые содержат 50-80% по объему (55-85% по массе) щебня или других каркасных частиц и образуют материал с пористостью, сосредоточенной внутри каркаса и всегда превышающей общую пористость материала.
     
     Требования к исходным материалам и уплотненным БМО смесям, методы оценки их свойств и слоев из них приведены в ТУ 218 РСФСР 601-88*.
     
     1.6. Битумоминеральные открытые смеси следует подразделять* в зависимости от -
     
     а) марок вязкого нефтяного битума по ГОСТ 22245-76* и температуры его нагрева при приготовлении смеси на:
______________
     * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 22245-90. Здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
          
     горячие (Г) -
     

БНД 90/130
     

140-160 °С;

БНД 60/90
     

БНД 40/60
     

     
     теплые (Т) -
     

БНД 130/200
     

110-130 °С;

БНД 200/300

     
     б) содержания щебня, % по массе, на:
     

БМО 75/85,  

БМО 65/75,

БМО 55/65;

     
     в) максимального размера щебня, мм, на:
     
     К - крупнозернистые до 25;
     
     С - среднезернистые -"- 20;
     
     М - мелкозернистые до 15 (10);
     
     г) консистенции (с  и ) в технологическом состоянии на:
     
     пластичные - более 0,9;
     
     сыпучие - более 0,7 до 0,9;
     
     д) величины остаточной пористости материала из БМО смесей, % объема, на типы:
     
     ВП - высокой плотности - 1,5-3,0;
     
     СП - средней        -"-       - 3,0-5,0;
     
     МП - малой плотности    - 5,0-7,0.
_______________
      Из величины остаточной пористости материала () исключается ее часть, определяемая водопоглощением по п.4.2.3*, как характеризующая открытые крупные поры, не влияющие на долговечность слоев.
     

Б. Макрошероховатые дорожные покрытия

     
     1.7. Макрошероховатые дорожные покрытия - это покрытия с поверхностью, состоящей из выступов и впадин, средняя высота которых () превышает 0,5 мм.
     
     Макрошероховатая поверхность дорожного покрытия представляет собой поверхностный каркасный слой из щебня смеси (или других каркасных частиц) толщиной, равной их максимальному размеру, пустоты в котором вровень с вершинами или частично закрыты заполняющим материалом, образуя соответственно дорожные покрытия с открытой или закрытой поверхностью.
________________
      При 0,1 мм получают гладкие, при 0,10,5 мм - гладкие по макрошероховатости или микрошероховатые поверхности.
     
     1.8. В зависимости от величины средней высоты выступов макрошероховатости () поверхности, мм, подразделяются на:
     
     К - крупные - >6,0-9,0;
     
     С - средние - >3,0-6,0;
     
     М - мелкие - >0,5-3,0.
     
     1.9. По характеру текстуры, определяемой величиной коэффициента шага шероховатости (), поверхности подразделяют соответственно на:
     
     шероховатые (ШЕР) - 0,1-0,3;
     
     шероховато-шипованные (ШШ) - 0,3-0,5.
________________
      На слои с шипованно-шероховатыми и шипованными поверхностями настоящие рекомендации не распространяются.
     
     1.10. С учетом макро- и микротекстуры классификация дорожных покрытий приведена в табл.1.2. В процессе эксплуатации, по мере истирания выступов, текстура поверхности переходит из крупношероховатой в средне- и мелкошероховатую, из шероховато-шипованной в шероховатую и т.д.
     
     1.11. Макрошероховатые дорожные покрытия по толщине слоя и назначению подразделяются на:
     
     а). Макрошероховатые слои износа из БМО смесей - это самостоятельные поверхностные слои (см. п.1.7), т.е. слои, равные по толщине максимальному размеру щебня смеси: 15 (10), 20 и 25 мм, предназначенные для обеспечения требуемых сцепных качеств поверхностей в течение 6 и более лет, а также плотности и водопроницаемости слоя на период срока службы его поверхности (см. на рисунке, 1а, 1б - слои с макрошероховатой и 1'а, 1'б - с шероховато-шипованной текстурой поверхности).
     
     


Типы макрошероховатых дорожных покрытий:

1 и 1' - макрошероховатый слой износа соответственно с макрошероховатой и шероховато-шипованной
 поверхностью до (а) и после (б) эксплуатации; 2 - макрошероховатый тонкий слой до (а) после первого
срока эксплуатации и истирания выступов с новым тонким слоем (б), с новым третьим тонким
слоем (в); 3 - макрошероховатое тонкослойное покрытие до (а), после истирания выступов
с новым тонким слоем (б)

     
     
     б). Макрошероховатые тонкие слои из БМО смесей - это самостоятельные поверхностные слои (см. п.1.7), аналогичные слоям износа, но обеспечивающие плотность, водонепроницаемость и прочностные свойства слоя на период срока службы дорожной одежды и входящие в ее расчет (см. 2а на рисунке).
     
     в). Макрошероховатые тонкослойные покрытия из БМО смесей - это слои с поверхностным слоем, расположенным в верхней их части (см. п.1.7), и толщиной, превышающей толщину и максимальный размер щебня смеси, но не более, чем вдвое (см. 3а на рисунке). Эти слои аналогичны тонким слоям, но имеют другую структуру, более высокие прочностные и расчетные характеристики.
     
     

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

     
     2.1. Макрошероховатые слои износа из БМО смесей используют (см. 1а на рисунке) наряду с традиционной поверхностной обработкой, но они имеют преимущество в следующих случаях:
     
     на крутых уклонах, участках дорог с грузонапряженным и скоростным движением;
     
     в весенне-осенний период или в других условиях (в том числе на участках дорог с небольшой интенсивностью движения), когда поверхностная обработка не может сформироваться;
     
     в условиях, когда, с точки зрения организации работ, а также технических и экономических факторов, само покрытие и шероховатый слой целесообразно устраивать с помощью одного и того же оборудования (это относится и к слоям усиления).
     
     2.2. Макрошероховатые тонкие слои применяют (наряду с областями использования слоев износа) на участках, где необходимо гарантированно обеспечить приживаемость щебня в слое под действием движения повышенной интенсивности и грузонапряженности с целью получения поверхностей, сохраняющих сцепные качества не менее 6 лет, а также при необходимости стадийного усиления дорожной одежды одновременно с возобновлением сцепных качеств ее поверхности в течение всего срока службы (см. 2б и 2в на рисунке).
     
     2.3. Макрошероховатые тонкослойные покрытия применяют как расчетный слой дорожной одежды преимущественно на участках дорог с высокой интенсивностью и грузонапряженностью движения, а также в качестве выравнивающих слоев или слоев усиления, когда одновременно необходимо обеспечить и высокие сцепные свойства поверхности покрытия.
     
     2.4. Для получения более высоких значений расчетных характеристик слоев берут для их устройства горячие БМО смеси. Теплым смесям отдают предпочтение при производстве работ в осенний период при температуре воздуха ниже 15 °С и использовании мелкого щебня.
     
     

3. ТРЕБОВАНИЯ К БМО СМЕСЯМ И СЛОЯМ ИЗ НИХ

     
     3.1. БМО смеси, предназначенные для устройства макрошероховатых слоев, должны отвечать требованиям п.1-3 табл.1; смеси, рекомендуемые для устройства тонокослойных покрытий и тонких слоев, кроме указанных - требованиям п.4 и 5 табл.1, причем для тонких слоев их принимают по минимальному значению.
     
     

Таблица 1

     
Требования к показателям физико-механических свойств уплотненных смесей

     

N п/п

Свойства

Показатель для смесей

Методика определения свойств

ВП

СП

МП

1

2

3

4

5

6

1

Водонасыщение под вакуумом, , % объема, не более

3

5

7

п.4.2.3 ТУ*

2

Набухание после 15 сут выдерживания в воде после вакуума, , % объема, не более

0,5

1,0

1,5

п.4.8 ГОСТ 12801-84


3

Коэффициент водоустойчивости при длительном водонасыщении по прочности на растяжение при расколе, , не менее

0,9

0,8

0,7

п.4.2.5 ТУ*

4

Предел прочности при сжатии, МПа
(кгс/см), не менее, при температуре, °С*:

20

2,4(24)-2,0(20)

2,2(22)-1,8(18)

2,0(20)-1,8(18)

ГОСТ 12801-84

50

0,9(9)-0,8(8)

0,8(8)-0,7(7)

-

5

Коэффициент длительной водостойкости при водонасыщении по прочности при сжатии, , не менее

0,85-0,80

0,75-0,60

0,70-0,60

п.4.10 ГОСТ
12801-84

6

Сцепление битума с минеральной частью смеси


Выдерживает

______________
      На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12801-98. - Примечание изготовителя базы данных.
     
     

     3.2. Требования к минимально допустимым значениям эксплуатационных свойств поверхностей макрошероховатых слоев, обеспечивающие (согласно ВСН 38-88) безопасный проезд транспорта в период эксплуатации слоев в зависимости от условий движения и дорожно-климатических зон, а также соответствующие им допустимые значения средней высоты выступов шероховатости , в том числе и рекомендуемые для БМО смесей с различным содержанием щебня, даны в табл.1.1.
     
     3.3. Тип смеси по максимальному размеру щебня при устройстве слоев на асфальтобетонных и других аналогичных покрытиях выбирают в соответствии с табл.2. При устройстве слоев на цементобетонных покрытиях применяют БМО смеси с максимальным размером щебня не ниже 15 мм.
     
     

Таблица 2

     
Ориентировочные начальные значения параметров шероховатости

     

Марка щебня

Рекомендуемые начальные значения параметров шероховатости  и , обеспечивающие 6 лет службы макрошероховатой поверхности, и виды смесей (см. п.1.6б) для категорий дорог и дорожно-климатических зон, мм, не менее

III категория

II категория

I категория

I, II

III, V

I, II

III, V

I, II

III-V


БМО 55/65
(БМО 65/75)

БМО 65/75
(БМО 75/85)

БМО 65/75
(БМО 75/85)

1200


 


 



1000<1200


 





800 (др 8)<1000


 



-

 

     
     Примечания: 1. Значения  приведены в числителе,  - в знаменателе.
     
     2. Минимальные значения относятся к рекомендуемым видам смесей - в скобках, максимальные - без скобок.
     
     3. В зависимости от коэффициента шага , определяемого экспериментально, начальные значения  рассчитывают по формуле .
     
     
     Ориентировочные требования к начальным значениям параметров шероховатости поверхности слоев в зависимости от типа БМО смесей, марки щебня, категории дороги и дорожно-климатической зоны приведены в табл.2.
     
     3.4. Расчетные характеристики уплотненных БМО смесей принимают по ВСН 46-83* Минтрансстроя (см. табл.12 и 13 прил.3) не ниже, чем для плотного асфальтобетона I-II марок. Их можно определить экспериментально по указанным ВСН с учетом дополнений прил.4 настоящих рекомендаций.
________________
     * На территории Российской Федерации действуют ОДН 218.046-01. Здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

     Расчетную толщину тонкого слоя и тонкослойного покрытия () вычисляют по формуле
     

,

     
где  - толщина слоя от основания до вершин щебня на его поверхности.
     
     При последовательном (-м) устройстве тонких слоев, по мере потери шероховатости дорожных покрытий, суммарную расчетную толщину () определяют по формуле
     

,


где  - минимально допустимые значения  по табл.1.1.
     
     

4. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БМО СМЕСЕЙ

     
     4.1. Требования предъявляются в соответствии с п.1.5 ТУ* и учетом следующих изменений и дополнений.
     
     4.2. Щебень отбирают по шлифуемости, определяемой по п.7.48 Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий (М., Транспорт, 1978).
     
     Рекомендуется в зависимости от условий движения применять щебень не ниже, чем с отличной и хорошей шлифуемостью - при опасных и затрудненных условиях движения, с удовлетворительной - при легких.
     
     

5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА

     
     5.1. Проектирование состава БМО смесей выполняют в соответствии с п.6.1 ТУ*. Образцы из БМО смесей приготавливают и испытывают согласно п.4 ТУ*.
     
     5.2. Кроме проектирования состава БМО смесей по ТУ (см.п.4.1*) рекомендуется вариант расчета и подбора состава БМО смесей для макрошероховатых дорожных покрытий, который учитывает реальные условия устройства слоя и включает следующие этапы:
     
     5.2.1. Выбирают тип макрошероховатого слоя в соответствии с его назначением, свойствами, сроком службы (табл.3 и п.2.1 прил.2).
     
     

Таблица 3

     
Содержание щебня в БМО смеси

Показатель

Условия движения

легкие

затрудненные

опасные

Содержание щебня, , % по массе, для дорог категорий




I, II

65-70

70-75

75-85

III

55-65

65-70

70-75

Коэффициент расхода битума для обработки щебня () для дорог категорий




I, II

0,04-0,05

0,04-0,05

0,04-0,05

III

0,03-0,04

0,03-0,04

0,03-0,04

     
     Примечания: 1. Соотношение щебня размером 10(15)-20 мм или 10(15)-25 мм и размером 5-10(15) мм равное 2:1, применяют при устройстве слоев повышенной шероховатости (с макрошероховатой текстурой); 1:1 - повышенной износостойкости (с шероховато-шипованной текстурой).
     
     2.  - при содержании щебня более 65% вместо битума рекомендуется применять ABB с соотношением битума к порошку 1:1.
     
     
     5.2.2. Устанавливают тип смеси по максимальному содержанию щебня исходя из категории дороги, условий движения и твердости обрабатываемого покрытия (п.2.2-2.3 прил.2).
     
     5.2.3. Назначают по табл.2 начальные значения параметров шероховатости исходя из категории дороги, дорожно-климатической зоны и износостойкости щебня, а по таблице 1.3 - их минимально допустимые значения (п.2.4 и 2.7 прил.2).
     
     5.2.4. Уточняют максимальный размер щебня смеси, тип гранулометрии щебня, содержание битума (п.2.4-2.6 прил.2).
     
     5.2.5. Вычисляют расчетную толщину слоя (см. п.3.4) и устанавливают по табл.4 тип смеси по плотности (п.2.8 и 2.9 прил.2).
     


Таблица 4

     
Выбор типа смесей по плотности (см. п.1.6д)

     

Рекомендуемый тип БМО смеси зависит от

вида покрытия

плотности

наименование

остаточная пористость, %

тип и применение покрытия
в дорожно-климатической зоне




II-IV

I, V

Асфальтобетонные и другие

Плотные

до 7

МП
СП

МП
МП

черные

Пористые

7-12

СП
ВП

СП
СП


Высокопористые

12-18

ВП
ВП

ВП
ВП

Цементобетонные и другие из смесей, обработанных цементом

Пористые

от 10

ВП
ВП

ВП
ВП


Плотные

до 10

СП
ВП

СП
СП

________________
      В числителе даны типы БМО смесей для новых покрытий, в знаменателе - слоев, устраиваемых на эксплуатируемых дорогах.
     
      С учетом районов с избыточным увлажнением.
     
      Только крупно- и среднезернистые БМО смеси на эксплуатируемых прочных и ровных покрытиях, не имеющих повреждений, кроме шелушения.
     
     
     5.2.6. По табл.5 определяют толщину слоя и расход смеси. В зависимости от имеющихся механизмов по распределению и уплотнению слоя и объема работ по табл.6 уточняют тип смеси по консистенции и устанавливают количество проходов катков при уплотнении (п.2.10 и 2.11 прил.2).
     
     

Таблица 5

     
Рекомендуемая толщина слоя, в зависимости от максимального размера щебня БМО смеси и ее расход

     

Тип смеси по крупности щебня (п.1.6.в)

Максимальный размер щебня, мм

Толщина слоя, см

Расход смеси, кг/м

свежеуложенного

уплотненного

1

2

3

4

5

Крупнозернистая

25

2,8-3,0
4,5-5,0

2,3-2,5
4,0-4,5

55-60
80-90

Среднезернистая

20

2,3-2,5
4,0-4,5

1,8-2,0
3,5-4,0

45-50
70-80

Мелкозернистая

15(10)

1,8-2,0
3,5-4,0

1,4-1,5
3,0-3,5

33-35
60-70


     Примечание. В числителе приведены данные для макрошероховатых слоев износа и тонких слоев. В знаменателе - для тонкослойных покрытий.
     
     
     

Таблица 6

     
Выбор консистенции смесей, ориентировочного количества проходов пневмокатков для ее уплотнения

     

Консистенция смеси по п.1.6

Укладка асфальто-
укладчиком без (с) уплотнением

Количество проходов, в зависимости от типов пневмокатков по массе

легк.+средн.

легк.+ тяжел.

средн.+ тяжел.

легк.

средн.

тяжел.

Сыпучая

без

14+12

14+10

12+8

-

18

14


с

12+10

12+8

8+7

-

12

10

Пластичная

без

10+8

10+6

8+6

-

12

10


с

8+8

8+6

6+6

20

10

8

     
     Примечания: 1. С уплотнением асфальтоукладчиком не более, чем на 25%;
     
     2. При применении катков с комбинированными и обрезиненными вальцами количество проходов увеличивают на пятую часть;
     
     3. При производстве работ при температуре +5-+15 °С количество проходов более легких из двух пар катков уменьшается вдвое, а более тяжелых - увеличивается на это же число проходов, при этой температуре одиночные легкие и средние катки применять не рекомендуется.
     
     
     5.2.7. Пример расчета состава приведен в прил.2 (п.2.12-2.19).
     
     

6. ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

     
А. Приготовление битумоминеральных открытых смесей

     
     6.1. Горячие и теплые БМО смеси изготовляют по одностадийному способу, аналогично принятому для асфальтобетонных смесей по п.10.1-10.15 СНиП 3.06.03-85. Время приготовления БМО смесей с содержанием щебня более 65% по массе снижается на 10-15%.
     
     6.2. БМО смеси готовят в смесительных установках с принудительным перемешиванием циклического и непрерывного действия (Д-508-2А; Д-597А; Д-617-2; Д-645 и другие). В установки при непрерывном перемешивании подают в нагретом состоянии щебень, песок, минеральный порошок и нефтяной битум, соотношение которых определяется составом, подобранным по разд.5.
     
     6.3. Щебень следует рассортировать и складировать на площадках с твердым покрытием по размерам; песок дробленый (отсев от дробления щебня) и природный также складируется отдельно. К дозаторам предварительной дозировки указанные инертные материалы подают погрузчиком, откуда они по главному транспортеру поступают в сушильный барабан, где нагреваются до рабочей температуры.
     
     6.4. Затем по горячему элеватору инертные материалы поступают в грохот смесительной установки и распределяются по крупности зерен (фракциям): обычно крупный и мелкий щебень отдельно; смесь дробленого и природного песка может быть вместе, но в отдельном отсеке бункера.
     
     6.5. Минеральный порошок подают в отсек бункера смесительной установки холодным, обычно со складов-силосов.
     
     Битум приготавливают по традиционной технологии и поставляют в соответствующий дозатор.
     
     6.6. При изготовлении смеси с пульта управления поочередно (в расчете на 1 замес) подают через весы в смеситель щебень, песок, минеральный порошок, непрерывно перемешивая в течение 15 с, затем вводят отдозированное количество битума и продолжают перемешивать с минеральным материалом 20, 25, 30 с, соответственно для крупно-, средне- и мелкозернистых смесей. Готовую смесь выгружают в накопительный бункер или непосредственно в кузов автомобиля.
     

Б. Устройство макрошероховатого дорожного покрытия

     
     6.7. Макрошероховатые слои укладывают при температуре не ниже +5 °С, причем зависимость их устройства от погодных условий очевидна, в связи с чем даются варианты рекомендаций по применению указанных слоев:
     

1 - при скорости ветра менее 5 м/с и температуре до +15 °С;

2 -         -"-                     не более 10 м/с         -"-         свыше 15 °С.

     
     6.8. Перед устройством макрошероховатого слоя обрабатываемые покрытия очищают от пыли и грязи и при необходимости устраняются дефекты, повреждения в виде трещин, выбоин, выступов и др. Затем наносят подгрунтовку жидким или вязким битумом при ориентировочных нормах (с учетом ссылок), указанных в табл.7.
     
     

Таблица 7

     
Ориентировочные нормы подгрунтовки

Вид покрытия

Твердость табл.1.3

Норма в л/м для дорог категорий

I

II

III

Асфальтобетонные и другие черные покрытия


        -    (0,50-0,55)

0,30-0,35 (0,45-0,50)

0,25-0,30 (0,40-0,45)


Т

0,30-0,35 (0,50-0,55)

0,25-0,35 (0,45-0,50)

0,25-0,30 (0,40-0,45)


ТМ

0,25-0,30 (0,45-0,50)

0,25-0,30 (0,40-0,45)

0,20-0,25 (0,35-0,40)


М

0,25-0,30 (0,45-0,50)

0,20-0,25 (0,40-0,45)

0,20-0,25 (0,30-0,35)



0,20-0,25 (0,40-0,45)

0,20-0,25 (0,35-0,40)

0,20-0,25 (0,30-0,35)

Цементобетонные


0,35-0,40 (0,55-0,60)

0,35-0,40 (0,50-0,55)

0,30-0,35 (0,45-0,50)

________________
      Нормы: без скобок - для жидкого битума марок СТ 70/130 или МГО 70/130 по ГОСТ 11955-82; в скобках - для вязкого битума марок БНД 90/130 по ГОСТ 22245-76.
     
     На цементобетонных покрытиях подгрунтовка двойная: без скобок - норма жидкого битума (с добавлением 15% дегтя Д-5 по ГОСТ 4641-80), наносят за 1-2 суток; в скобках - норма вязкого битума марок БНД 30/130 или БНД 130/200 по ГОСТ 22245-76 осуществляют перед устройством слоя.
     
     
     6.9. При устройстве макрошероховатых слоев возможны два варианта:
     
     1-й - устройство слоев износа или тонких слоев толщиной, на 2-5 мм превышающей максимальный размер щебня смеси;
     
     2-й - устройство тонкослойного покрытия толщиной, превышающей на 3-5 мм, но не более чем два максимальных размера смеси.
     
     Толщина свежеуложенного, уплотненного слоя и расход смеси на квадратный метр покрытия приведены в табл.8. Минимальные значения показателей относятся к распределению смеси с уплотнением, максимальные без уплотнения. Температура укладки принимается по ГОСТ 9128-84.
______________
     * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9128-97. - Примечание изготовителя базы данных.     
     
 

Таблица 8

     
Рекомендуемые начальные значения температуры укладки БМО смесей

     

Консистенция смесей

Вариант погоды по п.6.8

Начальная температура горячей (теплой) смеси, для пневмокатков:

легких

средних

тяжелых

Сыпучая

I (до +15 °С)

140-150 (120-130)

130-140 (110-120)

120-130 (110-120)


II (более +15 °С)

130-140 (110-120)

120-130 (100-110)

110-120 (100-110)

Пластичная

I (до +15 °С)

130-140 (110-120)

120-130 (110-120)

110-120 (100-110)


II (более +15 °С)

120-130 (100-110)

110-120 (100-110)

100-110 (100-110)


Примечания: 1. Окончание уплотнения - для горячих: сыпучих - 60 °С, пластичных - 50 °C;

                                                                          

 для теплых:        -"-    - 50 °C,        -"-         - 40 °С;

     2. Верхние пределы температуры - для слоев износа, тонких слоев; нижние - для тонкослойных покрытий.

     
     
     6.10. Устройство слоев выполняют асфальтоукладчиками, распределяя смесь без уплотнения или с уплотнением (соответственно с выключенными или включенными виброплитой и трамбующим брусом).
     
     6.11. Укладка асфальтоукладчиком с уплотнением возможна только при использовании отечественного оборудования, уплотняющего смесь в процессе распределения не более чем на 25%, в отличие от широкозахватных импортных, которые переуплотняют смесь при укладке. Применение последних возможно при использовании смесей сыпучей консистенции с окончательным уплотнением слоя тяжелыми пневмокатками с гладкими шинами.
     
     Следует учитывать, что крупно- и среднезернистые смеси можно укладывать асфальтоукладчиками: гусеничными - марок ДС-1, ДС-34, ДС-126а и др.; пневмоколесными - марок ДС-48, ДС-113 и др., так как минимальная толщина укладки слоя этими укладчиками 25-30 мм. При устройстве тонких слоев и слоев износа из мелкозернистых смесей следует использовать укладчики марок ДС-93, ДС-143, ДС-114 и др., минимальная толщина распределения слоя которыми составляет 10 или 20 мм.
     
     6.12. При невозможности укладки слоя с уплотнением асфальтоукладчиком допускается доуплотнить слой за 3-5 прохода легкими гладковальцовыми катками. Этими же катками доуплотняют продольные и поперечные сопряжения. Температура доуплотнения горячих смесей 120-140 °С (при трех проходах), теплых - 110-120 °С (при пяти проходах катка).
     
     6.13. Наиболее однородную поверхность удается получить при укладке слоев одновременно двумя укладчиками при непрерывном или цикличном поступлении смеси.
     
     Главное преимущество в этом случае - возможность тщательного выполнения и существенного сокращения количества поперечных сопряжений.
     
     6.14. Уложенную смесь уплотняют при температуре, приведенной в табл.8, только катками на пневматических шинах (марок ДУ-55, ДУ-39Б, ДУ-37В, ДУ-16Г, ДУ-29, ДУ-31А, ДУ-16Г), а также комбинированными катками марок ДУ-57, ДУ-57А и ДУ-58.
     
     Целесообразно уплотнять слои гладковальцовыми катками с обрезиненными вальцами при условии, если они обеспечивают требуемые значения параметров шероховатости и не дробят щебень.
     
     6.15. Количество проходов катков зависит от массы катка, их количества в звене (два катка, отличающихся по массе, или один), консистенции смеси, степени уплотнения ее при распределении и ориентировочно может быть принято по табл.6. Фактическое количество проходов катков устанавливается на месте производства работ при пробных раскладках смеси. Критерием окончания укатки служат параметры шероховатости, особенно , плотность и водонасыщение под вакуумом, которые должны соответствовать требованиям разд.3 для выбранного типа слоя и смеси.
     
     6.16. Порядок уплотнения слоев следующий.
     
     При двух катках, например среднем и тяжелом, сначала уплотняют средним катком, замеряя параметры шероховатости, особенно . Ее значение после уплотнения первым катком должно составлять не менее 0,8 от конечного. Затем уплотняют слой вторым катком, замеряют  и отбирают вырубку, по которой определяют плотность и водонасыщение под вакуумом.
     
     При уплотнении одним катком, например средним, обычно применяют смесь пластичной консистенции, а порядок уплотнения проводят аналогично указанному ранее, используя только средний каток.
     
     Пневматики катков в процессе уплотнения следует смачивать водой.
     
     6.17. Особенностью макрошероховатых дорожных покрытий, которая присуща многим покрытиям на основе органических вяжущих, является способность их к регенерированию под действием движения транспорта в летний период (с мая по сентябрь включительно). Если битум слоев существенно не постарел за время эксплуатации, то при их разуплотнении в осенний и зимний периоды (при большом числе переходов температуры воздуха через 0 °С) слои доуплотняются, что улучшает значение водонасыщения под вакуумом и длительного.
     
     Целесообразно доуплотнять такие участки (с температурой их +40-50 °С, составляющей обычно к середине солнечного дня) пневмокатками, восстанавливая их свойства и продлевая срок службы слоев. При этом большая часть крупных пор слоев переводится под действием пневмокатков в пустоты макрошероховатости на их поверхности.
     
     6.18. При возможном уплотнении слоев через прослойку песка гладковальцовыми катками расход песка () составляет 5-10 кг/м. Его минимальное значение для 1 м составляет 20 (где  принимают в см; при 3 мм = 0,3 см; 20·0,3=6 кг/м).
     
     Указанный вариант укладки следует выполнять при распределении слоя асфальтоукладчиком с уплотнением, которое особенно эффективно при применении на последней стадии тяжелых пневмокатков. Число проходов принимают по табл.6.
     
     

 7. ТЕКУЩИЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

     
     7.1. Контроль при проведении производственных работ по устройству слоев из горячих и теплых смесей должен выполняться в соответствии с положениями, рекомендуемыми пп.6.9.-6.1 Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий (М., Транспорт, 1978) с учетом следующих дополнений.
     
     7.2. При контроле смесей и устройстве слоев из горячих смесей следует руководствоваться ТУ*. Текущий контроль при уплотнении дан в п.6.15 и 6.16.
     
     

8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

     
     При проведении работ по горячему способу приготовления смесей и устройству слоев, следует руководствоваться п.8 Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий (М., Транспорт, 1978).
     
     

Приложение 1

     
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫБОРА ТИПА И ПАРАМЕТРОВ СЛОЯ

     
Таблица 1.1

     
Требования к минимально допустимым значениям коэффициента сцепления и определяющих его параметров

     

Минимально допустимые значения свойств

Условия движения транспорта

Методы испытаний


легкие

затрудненные

опасные


Коэффициент сцепления ()

0,28

0,30

0,32


Средняя глубина впадин шероховатости (), мм, для дорожно-климатической зоны:





I, V

0,30

0,35

0,40

Прил.4 ТУ

II-IV

0,35

0,40

0,45


Средняя высота выступов шероховатости (), мм, для дорожно-климатической зоны:




I, V

0,80

0,90

1,00

Прил.4 ТУ

II, IV

0,90

1,00

1,20


     
     Примечания:
     
     1. Таблица дана в соответствии с ВСН 38-88 "Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью"
     
     2. Ориентировочно  составит для смесей:
     
     БМО 55/65 - 0,8-0,9;
     
     БМО 65/75 - 0,9-1,0;
     
     БМО 75/85 - 1,0-1,2.
     
     При применении смесей в I, V дорожно-климатических зонах - минимальные значения пределов ; в II, IV  зонах - максимальные.
     
     

Таблица 1.2

     
Классификация дорожных покрытий по макро- и микротекстуре поверхностей

     

Тип текстуры поверхности дорожных покрытий по:

Характеру текстуры (см. п.1.9)

Крупности (см п.1.8)

макро (0,5 мм)

микро

макротекстура




К - крупная
(6-9 мм)

С - средняя (3-6 мм)

М - мелкая (0,5-3,0)

Шероховатые (ШЕР)
(0,1-0,3)

шероховатые
(0,30,5 мм)

крупношероховатая (КШЕР)

среднешероховатая (СШЕР)

мелкошероховатая (МШЕР)


шероховато-
шипованные
(0,10,3 мм)

крупная макро-
шероховатая (Кшер)

средняя макрошероховатая (Сшер)

мелкая макрошероховатая (Мшер)

Шероховато-
шипованные (ШШ)
(0,3-0,5)

шероховатые
(0,30,5 мм)

крупная шероховато-
шипованная
(КШШ)

средняя шероховато-
шипованная (СШШ)

мелкая шероховато-
шипованная (МШШ)


шероховато-
шипованные
(0,10,3 мм)

крупная, макрошероховато-
шипованная (Кшш)

средняя макрошероховато-
шипованная (Сшш)

мелкая макрошероховато-
шипованная (Мшш)

     
     Примечание: 1. Начальную шероховато-шипованную макротекстуру поверхности получают при применении смеси БМО 55/65 и БМО 65/75, с использованием в последнем случае щебня размером 25 мм;
     
     2. Для получения микрошероховатой поверхности заполняющего материала следует применять в БМО смеси только дробленый песок; шероховато-шипованной - его смесь с природным в соотношении 2:1 или 1:1.
     
     

Таблица 1.3

     
Выбор размера щебня в БМО смеси, в зависимости от типа покрытия по сопротивлению и вдавливанию щебня

_______________

      Степень сопротивляемости покрытия вдавливанию щебня определяют по ТУ* (см. табл.6.2 и прил.1)
     

Показатель

Глубина погружения конуса, мм

Тип покрытия по сопротивлению-вдавливанию щебня

Рекомендуемый тип смеси по крупности щебня (см. п.1.5б или 1.4 ТУ*)

наименование

обозначение

Сопротивление покрытия вдавливанию щебня по глубине погружения конуса при температуре воздуха 20±2 °С и 10 ударах груза, мм

>15

очень мягкое


крупнозернистая

10-15

мягкое

М

крупно- или среднезернистая

5-10

твердо-мягкое

ТМ

среднезернистая

<5

твердое

Т

средне- или мелкозернистая


0

очень твердое


мелкозернистая

     
     
Приложение 2

     
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА ОТКРЫТЫХ БИТУМОМИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ

     
     2.1. Проектирование состава выполняют в соответствии с разд.5 настоящего документа.
     
     Тип макрошероховатого дорожного покрытая по п.2.1-2.3 выбирают при условии его преимущества перед другими слоями в соответствии с назначением, свойствами и сроком его службы.
     
     2.2. Исходя из категории дороги и условий движения устанавливают содержание щебня в смеси,  - по табл.3, а ее тип - по п.1.6б.
     
     2.3. Тип БМО смеси по максимальному размеру щебня определяют по табл.3, исходя из твердости обрабатываемого покрытия.
     
     2.4. Начальную величину  и  принимают по табл.2, исходя из категории дороги, дорожно-климатической зоны и свойств щебня (марки). По условию  - уточняют размер щебня смеси, установленной по табл.3.1.
     
     2.5. В соответствии с п.1.9, 1.10 и таблицей 1.2 для установленного по п.5.2.2 типа БМО смеси и максимальному размеру щебня в ней, уточненному по п.5.2.4,  определяют тип шероховатости поверхности слоя.
     
     2.6. Для типа поверхности в соответствии с п.5.2.5 по прим. к табл.6 устанавливают тип гранулометрии щебня и .
     
     2.7. Исходя из категории дороги, условий движения и дорожно-климатической зоны по таблице 1.1 принимают минимально допустимые значения параметров шероховатости  и .
     
     2.8. Вычисляют по формулам п.3.4 расчетную величину слоя .
     
     2.9. По табл.4 устанавливают тип смеси по плотности, исходя из вида обрабатываемого покрытия, его плотности, срока службы слоя и дорожно-климатической зоны.
     
     2.10. Толщину уплотненного и свежеуложенного слоя и расход смеси для его устройства определяют по табл.5, в зависимости от типа смеси по крупности щебня в соответствии с п.3.3.
     
     2.11. Тип смеси по консистенции и количество проходов катков по одному следу устанавливают по табл.6, в зависимости от имеющихся катков и асфальтоукладчика, а также от объема работ.
     
     2.12. По полученным при проектировании сведениям выполняют расчет состава БМО смесей.
     
     В зависимости от типа смеси по плотности и консистенции по табл.2.1 назначают содержание  и коэффициент концентрации в нем битума ().
     
     2.13. Вычисляют содержание в смеси заполняющей щебень части ():
     

, см

     
     2.14. Вычисляют содержание  и его компонентов (битума - , минерального порошка ), а также песка в заполняющей части смеси, по формулам:
     

;

; ;

     2.15. Определяют содержание битума или  (при 1) для обработки щебня по формулам:
     

;

;

.

     2.16. Устанавливают расчетный состав БМО смеси, , ,
     

;

.

     
     2.17. Пересчитывают состав смеси так, чтобы сумма минеральных компонентов составила 100%, а битум - сверх этих 100%, как это принято для битумоминеральных смесей.
     
     2.18. По рассчитанному составу приготавливают смесь и формуют из нее образцы при величине нагрузки и прослойки из деформируемого материала в соответствии с примечанием к табл.10. На образцах определяют параметры макрошероховатости по п.4* и их соответствие табл.2, а также физические и физико-механические свойства и их соответствие табл.1; при необходимости экспериментально вычисляют расчетные характеристики слоев по п.3.4* и прил.4. Добиваются соответствия свойств требованиям указанных таблиц.
     
     Пример расчета состава приведен в прил.3.
     
     2.19. В производственных условиях работу начинают с приготовления пробных замесов, определения свойств на образцах и корректировки составов, следующим этапом является пробное устройство слоя, при котором контролируют толщину слоя и параметры макрошероховатости.
     
     

Приложение 3

      

     3.1. ПРИМЕР ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТАВА
     
     Исходные данные:
     
     1. Слой предназначен для обеспечения сцепных качеств поверхности в процессе всего срока службы дорожной одежды (18 лет) с ее усилением за счет устраиваемого слоя;
     
     2. II-я категория дороги;
     
     3. Затрудненные условия движения;
     
     4. II-я дорожно-климатическая зона;
     
     5. Щебень марки "1000" - хорошая шлифуемость; битум БНД 90/130;
     
     6. Обрабатываемое покрытие твердостью ;
     
     7. Обрабатываемое покрытие пористое, эксплуатируется 2 года;
     
     8. Наличие отечественного асфальтоукладчика, температура воздуха при укладке больше +15 °С;
     
     9. Наличие среднего и тяжелого пневмокатков;
     
     10. Участок дороги протяжением 8 км, т.е. малый объем работ.
     
     Выбор типа макрошероховатого слоя.
     
     По условию 1 исходных данных в соответствии с п.2.1. Прил.2 и 2.2. назначают устройство трех макрошероховатых тонких слоев через каждые 6 лет.
     
     3.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА БМО СМЕСИ
     
     1. По исходным данным 2 и 3 в соответствии с п.2.2. и табл.3 содержание щебня в смеси 70-75%, 0,04-0,05, ее тип по п.1.6б - БМО 65/75.
     
     2. Исходя из условия 6 исходных данных для твердого покрытия по п.2.3. Прил.2 и табл.1.3 можно использовать мелко- и среднезернистые смеси;
     
     3. Для II-й категории дороги и II-й дорожно-климатической зоны начальные значения  и  (см. табл.2) для щебня марки "1000" составляют соответственно 5 и 2,2 мм.
     
     4. По условию п.2.4. Прил.2 , т.е.
     
     при 15 мм 5 мм;
     
     при 20 мм 7 мм.
     
     Поскольку при 15 мм, табличные значения  находятся на пределе допустимого, принимаем щебень размером 20 мм и среднезернистую смесь.
     
     5. Для среднезернистой смеси БМО 65/75 тип шероховатости поверхности слоя (см. табл.1.2) будет среднешероховатой (СШЕР).
     
     6. Для СШЕР поверхности по п.2.6. Прил.2 и табл.3 тип гранулометрии щебня составляет 2:1, т.е. 2 части щебня размером 10 (15) - 20 мм и 1 часть размером 5-10 (15) мм. По примечанию 2 к табл.1.2 - тип гранулометрии заполняющей части смеси имеет соотношение дробленого и природного песка - 2:1.
     
     7. В соответствии с п.2.7. Прил.2 и табл.1 по исходным данным 2-4 1 мм, 0,4.
     
     8. Согласно п.2.8. Прил.2 расчетная величина слоя  вычисляется по формуле п.3.4
     
      мм;
     
     После 6 лет эксплуатации
     
      мм;
     
     После устройства второго слоя его толщина  составит: 16+20=36 мм; расчетная толщина  мм.
     
     После устройства третьего слоя его толщина  составит 36+20=56 мм, расчетная толщина  мм.
     
     9. В соответствии с п.2.9. Прил.2 для пористого обрабатываемого покрытия со сроком службы слоя 18 лет во II-й дорожно-климатической зоне в соответствии с табл.7 следует применить смесь высокой плотности (ВП).
     
     10. Согласно п.2.10. Прил.2 толщина свежеуложенного слоя из среднезернистой БМО смеси составит 2,3-2,5 см; расход смеси 45-50 кг на квадратный метр покрытия.
     
     

Таблица 3.1

     
Ориентировочные данные для расчета составов БМО смесей сыпучей и пластичной консистенции

Показатель

Консистенция БМО смеси

Значения показателей, в зависимости от плотности по п.1.6д:

ВП

СП

МП

Коэффициент концент. битума в ,  

сыпучая

1,5

1,5

1,2


пластичная

3,0

2,5

2,0

Содержание , % по массе

сыпучая

20-23

18-20

15-18


пластичная

26-30

22-26

18-22

     
     Примечания: 1. Образцы из смесей сыпучей консистенции уплотняют при нагрузке 40 МПа; пластичной - 20 МПа;
     
     2. Уплотнение выполняют через прослойку из деформируемого материала (резину, песок и т.д.) толщиной в уплотненном состоянии не менее  по табл.2.
     
     
     11. В соответствии с п.2.11 прил.2 распределять смесь отечественным асфальтоукладчиком можно с уплотнением: имеющиеся средний и тяжелый пневмокатки позволяют по табл.1 применять смесь сыпучей и пластичной консистенции. Поскольку объем работ небольшой, то целесообразно применять смесь сыпучей консистенции, что позволит экономить битум и порошок (см. табл.7). Для смеси сыпучей консистенции количество проходов средних катков - 10, тяжелых - 7.
     
     При выборе слоя и проектировании состава установлено: следует устроить последовательно три макрошероховатых тонких слоя из среднезернистой смеси БМО 65/75 ВП; сыпучей консистенции: щебень марки "1000" - шлифуемость хорошая.
     
     Гранулометрия щебня 2:1; соотношение дробленого и природного песка - 2:1.
     
     Толщина слоя свежеуложенного 2,3-2,5 см, уплотненного 2,0 см, распределение - асфальтоукладчиком с уплотнением: 10 проходов среднего и 7 - тяжелого пневмокатка. Толщина слоя расчетная 1,5 см.
     
     Начальные значения 5,0 мм, 2,2 мм; 1,0 мм, 0,4 мм.
     
     3.3. РАСЧЕТ СОСТАВА БМО СМЕСИ
     
     1. По п.2.1.3 прил.2:
     

%, 23%,
%.

     
     2. По п.2.1.4 прил.2 и табл.7 для смеси ВП сыпучей консистенции: 2023% (22%); 1,5.
     
     Содержание  и ,  и  в 30%  составит:
     

;

%;

%;

%.

; ;

%.

     
     3. По п.2.1.5 прил.2:


%; ;

%;

.

     
     4. По п.2.1.6 прил.2 - содержание, %:
     
     Щебень 10(15)-20 - 47
     
     Щебень 5-10(15)   - 23
     
     Песок дробленый (отсев до 5 мм) - 15
     
     Песок природный - 8
     
     ,
     
     .
     
     5. По п.2.1.7 прил.2 получаем, %:
     
     Щебень крупный - 47
     
     Щебень мелкий - 23
     
     Песок дробленый - 15
     
     Песок природный - 9
     
     Минеральный порошок - 6
     _______________________
     100
     
     Битум - 5%.
     
     6. При испытании образцов имеем: 5,7 мм; 2,3 м; 2,1 см; 1,6 мм; 2,2%; 0,3%; 0,95; 2,0 МПа; 0,8 МПа;  0,80; сцепление с битумом - выдерживает.
     
     ВЫВОД: состав может быть использован для пробных замесов.
     
     

Приложение 4

     
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОДУЛЯ УПРУГОСТИ

__________________
      Дополнение к приложению 8 ВСН 46-83, разработанное и составленное канд. техн. наук Т.Н.Калашниковой.
     
     4.1. Приготовление образцов из БМО смесей по ВСН 46-83 с учетом следующих дополнений.
     
     4.1.1. Для определения модуля упругости уплотненной открытой битумоминеральной смеси изготовляют образцы-балочки размером 4х4х16 см, а для определения модуля упругости тонкого макрошероховатого слоя - образцы-балочки высотой () 2,5 см.
     
     4.1.2. Изготовление образцов осуществляют следующим образом: устанавливают навеску смеси (подбором и расчетом), при которой достигается требуемая высота образца; на нижний вкладыш формы укладывают резиновую прокладку (по размерам вкладыша); взвешенную смесь при рабочей температуре помещают в форму частями, штыкуя; вставив верхний металлический вкладыш, осуществляют уплотнение нагрузкой 40 МПа/см; образец выжимают и на образовавшуюся макрошероховатую поверхность наносят тонким слоем горячую растворную часть (из той же смеси) вровень с вершинами выступов и через металлический вкладыш уплотняют смесь, чтобы получить образец с гладкой поверхностью.
__________________
      Дополнение к приложению 8 ВСН 46-83, разработанное и составленное канд. техн. наук Т.Н.Калашниковой.
     
     4.1.3. Перед испытанием образцы выдерживают в течение 2 ч при заданной температуре, которую поддерживают и в процессе испытаний.
     
     4.2. Определение модуля упругости. Порядок подготовки маятникового прибора к испытанию и само испытание проводят по методике ВСН 46-83 с учетом нижеприведенных дополнений.
     
     4.2.1. Образцы-балочки в отличие от ВСН 46-83 укладывают на две опоры так, чтобы нагружение приходилось на полученную гладкую поверхность.
     
     4.2.2. Фактическое значение модуля упругости определяют в результате повторного испытания 3-5 образцов.
     
     4.3. Расчет модуля упругости.
     
     3.1*. Фактическое значение модуля упругости вычисляют по формуле
     

,

     
где  - вертикальная нагрузка;  - расчетный пролет балочки (14 см);  - упругий прогиб балочки;  - момент инерции сечения балочки (,  - ширина образца, );  - расстояние от опоры до края штампа (4,5 см).
________________
     * Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
     
     4.3.2. В зависимости от высоты использованных образцов, т.е. 2,5 или 4,0 см пересчитывают соответственно фактическое значение модуля при требуемой высоте по формулам
     

;

.

     
     4.3.3. Расчетное значение модуля упругости уплотненного слоя из открытой битумоминеральной смеси определяют по результатам испытания образцов, а рассчитывают по приближенной формуле
     

.

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование