почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
28
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать

     

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2004 года N 5


О введении в действие Санитарных правил СП 2.6.1.01-04 "Обеспечение радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них атомных судов, судов атомно-технологического обслуживания и плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций СПРБП-04"

    
    
    На основании Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295),
    
постановляю:
    
    Ввести в действие с 1 июля 2004 года Санитарные правила СП 2.6.1.01-04 "Обеспечение радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них атомных судов, судов атомно-технологического обслуживания и плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций СПРБП-04", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 28 января 2004 года.
    
    

Г.Онищенко


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 марта 2004 года,
регистрационный N 5607



УТВЕРЖДЕНЫ
Главным государственным
санитарным врачом
Российской Федерации,
28 января 2004 года

    
    
Дата введения: 1 июля 2004 года

2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность

Обеспечение радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них атомных судов, судов атомно-технологического обслуживания и плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций

(СПРБП-04)

    
Санитарные правила СП 2.6.1.01-04

    
I. Общие положения и область применения

    
    1.1. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-гигиенические, организационные и технические требования по обеспечению радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них атомных судов и самоходных и несамоходных судов атомно-технологического обслуживания (далее - АТО).
    
    1.2. Санитарные правила распространяются также на плавучие энергоблоки атомных теплоэлектростанций (далее - ПЭБ) при их транспортировке.
    
    1.3. Санитарные правила не распространяются на порты базирования ПЭБ, на торговые суда с обычными двигательными установками, перевозящие на борту радиоактивные материалы, упакованные в установленном порядке.
    
    1.4. Санитарными правилами устанавливаются требования к специальному оборудованию, сооружениям и службам порта, которые должны быть предусмотрены в связи с его специальным назначением, а также системы мер радиационной безопасности и организации радиационного контроля, которые должны обеспечить безопасность нахождения судна в акватории порта, сохранность имеющихся на его борту грузов и оборудования, безопасность экипажа судна, работников порта, защиту окружающей среды и населения.
    
    1.5. Санитарными правилами не регламентируются требования к оборудованию, сооружениям и службам специальных портов базирования, связанные с ремонтом атомных судов и обращением с ядерным топливом и радиоактивными отходами, кроме их передачи на берег.
    
    

II. Нормативные ссылки

    
    Настоящие Правила разработаны на основании и с учетом нормативных актов:
    
    Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27(ч.I), ст.2700);
    
    Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133);
    
    Федеральный закон от 21.11.95 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46 (ч.I), ст.4436);
   
    Федеральный закон от 23.11.95 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4556; 1998, N 16, ст.1800);
    
    Федеральный закон от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.141);
    
    Нормы радиационной безопасности (НРБ-99). СП 2.6.1-758-99, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 2 июля 1999 года (письмом Минюста России от 29.07.99 N 6014-ЭР признаны не нуждающимися в государственной регистрации);
    
    Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). СП 2.6.1.799-99, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.12.99 (письмом Минюста России от 01.06.2000 N 4214-ЭР признаны не нуждающимися в государственной регистрации);
    
    Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002). СП 2.6.6.1168-02, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 33. Зарегистрированы в Минюсте России 06.12.2002, регистрационный N 4005.
    
    

III. Основные требования по заходу в порты

    
    3.1. В порту для каждого типа судна с учетом метеорологических и гидрологических условий должны быть определены безопасные места (отдаленные якорные стоянки), где судно:
    
    - может быть временно размещено, если условия в порту или его окрестностях считаются неподходящими для немедленного следования к назначенному причалу;
    
    - может быть поставлено при возникновении аварийной ситуации, связанной с опасностью распространения радиоактивных веществ.
    
    Эти места должны быть выбраны таким образом, чтобы при проектных радиационных авариях радиоактивные выбросы не оказывали влияния на радиационную обстановку на территории порта и в жилой зоне, и должны быть достаточно отдалены от обычных навигационных путей так, чтобы не был нанесен вред другим судам.
    
    3.2. Перед заходом судна в порт проверяются:
    
    - ядерная энергетическая установка (далее - ЯЭУ) и ее оборудование (для атомных судов и плавучих энергоблоков), все системы, обслуживающие хранилища радиоактивных веществ, а также судно в целом;
    
    - уровни мощности дозы гамма-, нейтронного излучения и радиоактивного загрязнения поверхности на корпусе, в служебных помещениях, хранилищах радиоактивных веществ и трюмах судна, а также уровни объемной активности воздуха в помещениях судна и на выбросе системы специальной вентиляции, которые не должны превышать контрольных уровней;
    
    - резервные источники энергии для ЯЭУ и систем, обслуживающих хранилища радиоактивных веществ, находящиеся в состоянии готовности;
    
    - условия хранения на судне радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
    
    3.3. Емкости (цистерны) для сбора жидких радиоактивных отходов (далее - ЖРО) должны иметь незаполненный резерв, достаточный для обеспечения стоянки атомного судна в порту, а цистерна для сбора вод санпропускника должна быть опорожнена до подхода судна к порту.
    
    3.4. При заходе в порт (выходе из порта) и стоянке в порту мощность ЯЭУ атомных судов должна быть снижена до минимального уровня, необходимого для обеспечения собственных потребностей и маневренности судна.
    
    3.5. Плавучий энергоблок транспортируется с заглушенными реакторами.
    

    3.6. Вентиляция защитной оболочки и других помещений контролируемой зоны (далее - КЗ) при заходе в порт и в период стоянки должна быть переведена на работу с выбросом воздуха через фильтры.
    
    3.7. Ремонт ЯЭУ, связанный с раскрытием защитной оболочки, перегрузка ядерного топлива и другие технологические операции с ядерным топливом и радиоактивными отходами должны производиться только в портах базирования.
    
    

IV. Службы и сооружения порта, необходимые для приема атомных судов, судов АТО и ПЭБ

    
    4.1. Порт, предназначенный для приема атомных судов, судов АТО и ПЭБ, должен располагать безопасными причалами и отдаленной якорной стоянкой, где судно может быть поставлено при возникновении аварийной ситуации, связанной с опасностью радиоактивного загрязнения окружающей среды.
    
    4.2. Порт должен располагать причалом для долговременной стоянки и обработки атомных судов, судов АТО и ПЭБ.
    
    4.3. На причале должна быть предусмотрена возможность установки защитного заграждения на случай возникновения аварийных ситуаций и радиационных аварий.
    
    4.4. Порт должен располагать запасом дезактивирующих средств на случай возможных радиационных инцидентов и иметь возможность оперативно организовать участок дезактивации.
    
    4.5. Порт, предназначенный для приема атомных судов, судов АТО и ПЭБ, должен иметь в своем составе службу радиационной безопасности (далее - СРБ) - для портов базирования и портов регулярного захода, или лицо, ответственное за радиационную безопасность и радиационный контроль, - для портов разового захода.
    
    4.6. В портах регулярного захода и портах базирования на причале должна быть предусмотрена возможность приема на берег сточных вод санпропускника и прачечной.
    
    4.7. В портах базирования должна быть предусмотрена возможность приема с судна твердых радиоактивных отходов (далее - ТРО) и ЖРО различных категорий по объемной активности. Система удаления радиоактивных отходов (далее - РАО) за пределы судна должна исключать загрязнение самого судна, территории порта и окружающей среды.
    
    4.8. Порты базирования должны иметь специальные цеха или участки, выполненные в соответствии с требованиями ОСПОРБ-99, для работы с радиоактивным оборудованием и отходами, хранилища для свежего и отработавшего ядерного топлива, твердых и жидких РАО, системы и установки для обработки (подготовки к захоронению) РАО и специальные средства для транспортировки свежего и отработавшего ядерного топлива и отходов. В портах регулярного и разового захода подобные объекты не требуются.
    
    4.9. Для обеспечения возможности локализации и ликвидации последствий радиационных аварий в порту, принимающем атомные суда, суда АТО и ПЭБ, должны быть предусмотрены:
    

    - достаточное количество буксиров, готовых при необходимости к выводу аварийного судна;
    
    - комплект спецодежды и средств индивидуальной защиты для персонала, участвующего в противоаварийных работах, и экипажей буксиров;
    
    - комплект индивидуальных дозиметров для персонала, участвующего в противоаварийных работах, и экипажей буксиров;
    
    - комплект индивидуальных противорадиационных аптечек для персонала, участвующего в противоаварийных работах, и экипажей буксиров;
    
    - аварийный комплект инвентаря, приспособлений, химических реактивов, расходных материалов и медикаментов;
    
    - емкости для сбора радиоактивных отходов, образовавшихся при ликвидации аварии.
    
    

V. Меры безопасности при стоянке судна у причала

    
    5.1. При стоянке у причала атомных судов, судов АТО и ПЭБ должны предусматриваться надлежащее освещение в целях безопасности и охраны, радиационный контроль, а также доступ необходимых специалистов на случай аварии.
    
    5.2. Во время стоянки судна в порту (кроме портов базирования) запрещается проведение на нем ремонтных работ, связанных с раскрытием защитной оболочки и возможным распространением радиоактивных веществ за пределы контролируемой зоны судна.
    
    5.3. Во время стоянки в порту (кроме портов базирования) на судах АТО и ПЭБ не должны проводиться технологические операции, кроме погрузки и выгрузки нерадиоактивных грузов.
    
    5.4. При выходе технических параметров и характеристик ЯЭУ за пределы безопасной эксплуатации реактор должен глушиться и судно отводиться на отдаленную якорную стоянку.
    
    5.5. ЯЭУ должна находиться под контролем квалифицированного персонала, несущего круглосуточную вахту.
    
    5.6. При проведении грузовых операций с радиоактивными грузами на причале должна быть организована контролируемая зона, в которую должен быть ограничен доступ людей.
    
    5.7. Грузовые операции с радиоактивными грузами, не упакованными в стандартные упаковки, могут производиться только в портах базирования на специальных причалах с помощью специального подъемно-транспортного оборудования и с выделением в случае необходимости контролируемой зоны.
    
    5.8. При проведении грузовых операций с радиоактивными грузами должен производиться радиационный контроль на причале силами службы радиационной безопасности порта совместно с СРБ судна и контроль окружающей среды.
    
    

VI. Организация радиационного контроля при нахождении судна в порту

    
    6.1. Радиационный контроль на судне
    
    6.1.1. Средства радиационного дозиметрического контроля атомного судна, судна АТО или ПЭБ должны обеспечивать получение необходимой и достаточной информации о радиационной обстановке на судне, облучении членов экипажа и выбросах в окружающую среду при всех режимах эксплуатации судна и проектных авариях.
    
    6.1.2. Средства радиационного контроля судна должны обеспечивать измерение и определение:
    
    - мощности эквивалентной дозы гамма- и нейтронного излучения;
    
    - мощности поглощенной дозы бета-гамма-излучения в кожных покровах;
    
    - уровней радиоактивного загрязнения поверхностей;
    
    - объемной активности бета-активных аэрозолей и газов в помещениях;
    
    - индивидуальных доз нейтронного и гамма-излучений;
    
    - дозы от поступлений радионуклидов внутрь организма;
    
    - радиоактивных загрязнений спецодежды и кожных покровов;
    
    - объемной активности на выбросе и суммарного выброса раздельно по бета-активным газам, бета-активным аэрозолям и йоду;
    
    - объемной активности ЖРО;
    
    - мощности дозы от контейнеров ТРО, хранящихся на судне.
    
    6.1.3. Судно должно быть оснащено аппаратурой для измерения активности и определения радионуклидного состава проб, находящихся в различных агрегатных состояниях.
    
    6.1.4. Все предупредительные и аварийные сигналы должны автоматически фиксироваться системой радиационного контроля (далее - РК). Система РК должна обеспечивать выдачу информации на судовые средства связи для передачи ее судовладельцу и администрации порта в экстремальных случаях.
    
    6.1.5. Должна быть предусмотрена возможность использования системы централизованного радиационного контроля для ориентировочного прогноза доз облучения населения и уровней загрязнения акватории и прибрежной территории конкретного порта при проектных и запроектных авариях по алгоритмам, учитывающим характеристики аварии, параметры выброса радиоактивных веществ и метеоусловия в момент выброса.
    
    6.2. Радиационный контроль на территории порта
    

    6.2.1. В портах разового захода радиационный контроль осуществляется СРБ порта и органами госсанэпиднадзора.
    
    6.2.2. СРБ порта должна иметь силы и средства для проведения радиационного контроля при обследовании судна, а также для радиационного контроля окружающей среды до и после захода и во время стоянки судна в порту.
    
    6.2.3. Имеющиеся в распоряжении СРБ порта оборудование и методики должны обеспечивать возможность контроля на территории и акватории порта следующих факторов:
    
    - мощность дозы ионизирующего излучения (носимыми приборами);
    
    - активность аэрозолей атмосферного воздуха (аспирационным и седиментационным методами);
    
    - радиоактивное загрязнение поверхностей (носимыми приборами и методом снятия мазков);
    
    - удельная активность снега (воды), растительности, почвы, донных отложений, водорослей, сточных вод.
    
    6.2.4. Перед заходом в порт атомного судна, судна АТО или ПЭБ службой радиационной безопасности порта отбираются пробы для уточнения фоновых концентраций основных дозообразующих нуклидов: Сs, Сs, Co, Sr, Mn, Eu, Eu. Измерение проб может проводиться в лаборатории судна при участии представителя СРБ порта. Результаты измерений передаются администрации порта.
    
    6.2.5. Перед отходом судна проводятся повторный отбор проб и измерение концентраций тех же нуклидов. При превышении контрольных уровней проводятся гамма-спектрометрический и радиохимический анализы по специальной программе.
    
    6.2.6. При отсутствии нарушений нормальной эксплуатации на судне в период его нахождения в порту СРБ порта должна периодически (один раз в сутки) проверять величину мощности дозы излучения в грузовых трюмах и на корпусе, чтобы убедиться в безопасности портового персонала при выполнении грузовых операций.
    
    6.2.7. В случае нарушения нормальной эксплуатации или возникновения на судне аварийной ситуации с возможным выходом радиоактивности в окружающую среду судно немедленно отводится на отдаленную якорную стоянку, вокруг судна в радиусе 50-200 м организуется зона ограниченного доступа, в случае необходимости организуется санпропускной режим. СРБ порта совместно с СРБ судна приступает к проведению радиационного мониторинга в соответствии с аварийным планом. Результаты радиационного мониторинга, проводимого СРБ судна (при сохранении работоспособности судовой системы радиационного контроля), передаются СРБ и администрации порта и центру госсанэпиднадзора.
    
    

VII. Защита экипажа и населения при радиационной аварии в порту

    
    7.1. Перечень возможных аварий для конкретного проекта судна определяется проектной организацией, согласуется в установленном порядке и является основой планирования защитных мероприятий.
    
    7.2. Для любых аварий, связанных с повреждением ЯЭУ, систем с радиоактивными средами и систем безопасности, в судовых эксплуатационных документах должны быть приведены результаты оценки: радиационной обстановки на судне и вне его, доз облучения экипажа судна и населения, выбросов и сбросов радиоактивных веществ, загрязняющих окружающую среду. В том числе оценки должны быть выполнены для чрезвычайно редких событий (опрокидывание, затопление, столкновение, посадка на мель с креном более 30 градусов) и для аварий по общим причинам (взрывы, пожары, падение вертолета и пр.).
    
    7.3. При проектировании судна расчеты наиболее тяжелой по последствиям аварии необходимо проводить исходя из наиболее неблагоприятных по радиационным последствиям условий для распространения радиоактивного облака и длительности выброса. Расчет производится для основных вариантов берегового рельефа местности. В материалах проекта должны быть представлены данные о возможном суммарном количестве и нуклидном составе радиоактивных веществ, поступающих в воздушную среду и акваторию, а также изолинии:
    
    - доз внешнего и внутреннего облучения экипажа атомного судна и населения;
    
    - плотности выпадения радиоактивных веществ;
    
    - мощности дозы гамма-излучения на местности;
    
    - объемной активности радионуклидов в воздухе по следу облака;
    
    - зоны радиационной аварии.
    
    Кроме того, при необходимости должны быть выделены зоны принятия мер по защите населения  исходя из требований раздела 6 НРБ-99.
    
    7.4. Защита экипажа и населения от воздействия ионизирующих излучений в случае радиационных аварий должна обеспечиваться:
    
    - созданием системы последовательных защитных барьеров между основными источниками ионизирующих излучений и окружающей средой;
    
    - созданием локализующих устройств и систем, предотвращающих поступление радиоактивных веществ в окружающую среду;
    
    - системой радиационно-гигиенического зонирования;
    

    - работоспособностью средств радиационного контроля в условиях прохождения аварий;
    
    - наличием плана мероприятий по ограничению и ликвидации последствий радиационных аварий и тренировками персонала по выполнению этих мероприятий.
    
    7.5. На судне должен быть план мероприятий при угрозе радиационной опасности, согласованный с органами госсанэпиднадзора, а также расписание действий персонала по тревоге "Радиационная опасность". План должен содержать разделы по радиационной безопасности при нахождении судна в море и в порту. Аварийный план на случай нахождения судна в порту должен быть согласован с портовым аварийным планом. В плане должны быть отражены:
    
    - меры защиты персонала при выполнении аварийных работ;
    
    - система санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий при угрозе и в случае переоблучения членов экипажа судна;
    
    - санитарная обработка лиц, имеющих загрязнения одежды, обуви и кожных покровов радиоактивными веществами;
    
    - мероприятия по защите населения и внешней среды.
    
    7.6. Администрация порта, в который допускается заход судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками, должна располагать планом мероприятий по защите работников порта и других лиц, находящихся на территории порта и в его акватории, в случае аварии на таких судах и плавсредствах и обеспечивать при необходимости его реализацию.
    
    7.7. В портовый аварийный план рекомендуется включать:
    
    - систему оповещения и связи и сигналы при возникновении аварии;
    
    - границы зоны ограниченного доступа в районе стоянки аварийного судна;
    
    - место отдаленной якорной стоянки, пути и организация перемещения атомного судна от причала на отдаленную якорную стоянку;
    
    - действия по оперативной оценке радиационной обстановки на территории порта и на атомном судне, а также по административным ограничениям и контролю доступа в радиационно опасные зоны;
    
    - состав аварийных формирований, их оснащение и места сбора;
    
    - задачи ответственных лиц администрации порта и других официальных организаций;
    

    - пути эвакуации членов судового экипажа и работников порта, не участвующих в противоаварийных действиях;
    
    - мероприятия по оповещению, защите, в т.ч.проведение йодной профилактики, и эвакуации населения в случае необходимости;
    
    - мероприятия по радиационному контролю на территории и акватории порта и в жилых зонах;
    
    - медицинскую сортировку пострадавших, дезактивацию, оказание медицинской помощи и организацию срочной эвакуации лиц со средней и тяжелой степенями лучевой болезни в специализированные лечебные учреждения;
    
    - мероприятия по оказанию медицинской помощи другим пострадавшим при аварии;
    
    - определение доз внешнего и внутреннего облучения у пострадавших, остальных членов экипажа, работников порта и населения;
    
    - мероприятия по дезактивации портовых территорий и оборудования.
    
    7.8. Портовое аварийное формирование должно быть готово для работы в условиях радиационной аварии.
    
    

VIII. Обращение с радиоактивными отходами

    
    8.1. Сброс твердых и жидких радиоактивных отходов в акватории порта не разрешается. В порту допускается сброс вод санпропускника после их радиационного контроля, если удельная активность сбросов не превышает допустимой удельной активности радионуклидов в воде для населения, установленной Нормами радиационной безопасности (НРБ-99). При этом суммарная годовая активность сбросов от всех судов не должна превышать пределов, установленных по согласованию с органами госсанэпиднадзора, а для конкретного судна администрация порта на период его стоянки должна выделять соответствующую квоту.
    
    8.2. Допускаются газоаэрозольные выбросы, если объемная активность на выбросе не превышает допустимой объемной активности в воздухе для лиц персонала группы Б, установленной НРБ-99, а суммарный выброс за год от всех судов не превышает установленного по согласованию с органами госсанэпиднадзора значения допустимого выброса. При этом уровни внешнего и внутреннего облучения лиц из населения не должны превышать соответствующей квоты от годового предела дозы. Должен осуществляться радиационный контроль газоаэрозольных выбросов.
    
    8.3. Передача на берег ЖРО и ТРО может осуществляться только в портах базирования.
    
    8.4. Прием и передача ЖРО осуществляются с помощью специальных съемных трубопроводов.
    
    8.5. Все операции по выгрузке и транспортировке радиоактивных материалов производятся при радиационном контроле.




Текст документа сверен по:

"Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти",
N 12, 22.03.2004

    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование