почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
25
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2006 года N 14


Об утверждении и введении в действие руководства по безопасности
"Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной
и радиационной безопасности исследовательских ядерных установок"


    
    Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
    
постановляет:
    
    Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2007 года прилагаемое руководство по безопасности "Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности исследовательских ядерных установок" (РБ-037-06).
    
    

Руководитель
К.Б.Пуликовский

    


УТВЕРЖДЕН
постановлением Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и
атомному надзору
от 27 декабря 2006 года N 14

    
    
АНАЛИЗ
результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной
безопасности исследовательских ядерных установок

    
РБ-037-06

    
Введено в действие
с 1 марта 2007 года

    
    
    Руководство по безопасности "Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности исследовательских ядерных установок" разработано в соответствии с требованиями Общих положений обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок, действующих на исследовательских ядерных установках правил ядерной безопасности и учитывает рекомендации МАГАТЭ, представленные в руководстве DS260 "Maintenance, periodic testing and inspection of research reactors".
    
    Выпускается впервые*.
________________
    * Руководство разработано в НТЦ ЯРБ. В процессе разработки учтены замечания и предложения специалистов Ростехнадзора, ФГУ РНЦ "Курчатовский институт" и ФГУП "ГНЦ РФ НИИАР".
    
    

1. Назначение и область применения

    
    1.1. Настоящее руководство по безопасности "Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности исследовательских ядерных установок" (далее - Руководство) имеет рекомендательный характер и содержит возможные способы выполнения требований пункта 5.1.10 "Общих положений обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок", раздела 5 "Правил ядерной безопасности исследовательских реакторов", раздела 4 "Правил ядерной безопасности импульсных исследовательских ядерных реакторов", раздела 6 "Правил ядерной безопасности критических стендов", раздела 4 "Правил ядерной безопасности подкритических стендов", касающихся контроля и оценки состояния ядерной и радиационной безопасности (далее - ЯРБ) исследовательских ядерных установок (далее - ИЯУ). В настоящем руководстве приведены общие рекомендации по проведению анализа результатов проверки состояния ЯРБ ИЯУ с целью ранжирования выявленных недостатков по их влиянию на ЯРБ ИЯУ и качественной оценки состояния ЯРБ ИЯУ.
    
    1.2. Настоящее руководство предназначено для специалистов и должностных лиц, осуществляющих проверку состояния ЯРБ ИЯУ на этапах ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ИЯУ или выполняющих экспертизу документов, обосновывающих ЯРБ ИЯУ.
    
    1.3. В случае несоответствия способов, используемых при оценке состояния ЯРБ ИЯУ, рекомендациям настоящего руководства в итоговых документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует привести соответствующее обоснование имеющегося несоответствия.
    
    

2. Общие положения

    
    2.1. Проверка и контроль ЯРБ ИЯУ проводятся с целью оценки возможностей и наличия в эксплуатирующей организации (далее - ЭО) условий для осуществления заявленной деятельности с соблюдением требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, федеральными нормами и правилами, условиями действия лицензий, проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документацией ИЯУ и другими нормативно-техническими документами в области использования атомной энергии, распространяющимися на ИЯУ.
    
    2.2. Оценка состояния ЯРБ ИЯУ может проводиться:
    
    - комиссиями и соответствующими службами (должностными лицами) ЭО - при проведении внутреннего контроля состояния ЯРБ ИЯУ;
    
    - комиссиями органа государственного управления использованием атомной энергии - при ведомственном контроле состояния ЯРБ ИЯУ;
    
    - экспертной организацией - при экспертизе документов, обосновывающих ЯРБ в составе заявки ЭО на получение лицензии на право деятельности на ИЯУ;
    
    - комиссией (инспектором) Межрегионального территориального округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - при проведении инспекций состояния ЯРБ ИЯУ.
    
    2.3. В настоящем руководстве используются термины, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.
    
    

3. Анализ результатов контроля и оценка состояния ЯРБ ИЯУ

    
    3.1. В качестве индикаторов (показателей) уровня ЯРБ ИЯУ следует использовать требования нормативно-технических документов по следующим направлениям:
    
    - наличие и выполнение требований и условий разрешительных документов органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологические заключения, разрешения на выбросы и сбросы, разрешения работникам (персоналу) ИЯУ на право ведения работ в области использования атомной энергии и др.);
    
    - организационное обеспечение деятельности на ИЯУ;
    
    - состояние документации;
    
    - техническое обеспечение ЯРБ (состояние физических барьеров, элементов и систем, важных для безопасности, зданий и сооружений, электроснабжения ИЯУ и др.);
    
    - обеспечение ЯРБ при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
    
    - техническая безопасность (состояние грузоподъемных механизмов, трубопроводов, сосудов, работающих под давлением);
    
    - обеспечение физической защиты, учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
    
    - соответствие ИЯУ паспортным данным и выполнение установленных в ЭО порядка и сроков переоформления паспорта ИЯУ;
    
    - обеспечение пожарной безопасности;
    
    - противоаварийная готовность ИЯУ;
    
    - обеспечение качества деятельности на ИЯУ;
    
    - организация и осуществление подготовки и допуска работников (персонала) к ядерно и радиационно опасным работам и работам с системами, важными для безопасности;
    
    - культура безопасности.
    
    3.2. При проведении проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует проанализировать влияние на ЯРБ ИЯУ выявленных несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов, исходя из возможных радиационных последствий несоответствий. При необходимости, ЭО следует обеспечить проведение дополнительного расчета надежности систем, важных для безопасности, и дополнительного анализа безопасности с учетом нового перечня исходных событий и фактического состояния ИЯУ.
    
    3.3. По результатам проверки ЯРБ ИЯУ следует оценить уровень ЯРБ ИЯУ как качественной характеристики состояния безопасности ИЯУ, устанавливаемой путем проведения анализа и оценки соответствия ИЯУ требованиям действующих нормативно-технических документов и с учетом фактического состояния систем и элементов, важных для безопасности.
    
    3.4. Состояние ЯРБ ИЯУ может быть оценено одним из следующих уровней безопасности:
    
    - уровень удовлетворительный (У1) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся отсутствием несоответствий или наличием несоответствий ИЯУ требованиям действующих нормативно-технических документов, которые не могут быть непосредственной причиной событий (нарушений), имеющих радиационные последствия, при этом радиационное воздействие ИЯУ на работников (персонал), население и окружающую среду не превышает пределов, установленных для нормальной эксплуатации;
    
    - уровень недостаточный (У2) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся наличием таких несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов по безопасности ИЯУ, которые при проведении работ следующего этапа жизненного цикла ИЯУ или при проведении работ по новой программе текущего жизненного цикла ИЯУ могут привести к событиям, имеющим радиационные последствия;
    
    - уровень низкий (У3) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся наличием несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов, которые могут привести или привели к нарушению эксплуатационных пределов и условий и (или) превышению контрольных уровней радиационного воздействия ИЯУ и требуют оперативной реализации компенсирующих мер по обеспечению безопасности при проведении текущих работ на ИЯУ;
    
    - уровень недопустимый (У4) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся наличием таких несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов, которые могут привести к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации ИЯУ и (или) вызывают необходимость прекращения ядерно и (или) радиационно опасных работ с целью исключения радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду сверх допустимых пределов.
    
    3.5. Установленный уровень безопасности ИЯУ должен быть зафиксирован в итоговых документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ.
    
    3.6. В итоговых документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует представить предложения по повышению безопасности ИЯУ и контролю их выполнения с указанием сроков последующих проверок, цели (программы) проверок, при этом:
    
    - если уровень безопасности признан удовлетворительным, могут быть представлены предложения по срокам устранения выявленных несоответствий требованиям нормативно-технических документов;
    
    - если уровень безопасности ИЯУ признан недостаточным, следует привести информацию о выполнении (невыполнении) имеющегося в ЭО плана мероприятий по устранению несоответствий ИЯУ требованиям нормативно-технических документов и о приемлемости установленных сроков их устранения;
    
    - если уровень безопасности ИЯУ признан низким, следует привести условия, при которых возможно дальнейшее продолжение работ;
    
    - если уровень безопасности ИЯУ признан недопустимым, следует привести мероприятия, после выполнения которых можно возобновить ядерно и (или) радиационно опасные работы на ИЯУ, а также предложения по программе комиссионной проверки состояния ЯРБ ИЯУ, которая должна предшествовать возобновлению работ.
    
    3.7. В приложении приведены примеры возможной оценки уровня ЯРБ ИЯУ.
    
    

Приложение
(справочное)

    
    
ПРИМЕРЫ
возможной оценки уровня ЯРБ ИЯУ

    
    

Имеющиеся несоответствия ИЯУ требованиям нормативно-технических документов

Уровень ЯРБ ИЯУ

    1. Не выполняется установленный порядок подготовки работников (персонала).
    
    2. Не обеспечивается непрерывность страхования гражданской ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием ИЯУ.
    
    3. Своевременно не вводятся в действие в ЭО новые нормативные документы по обеспечению безопасности ИЯУ.
    
    4. Требуют корректировки инструкции по ЯРБ с учетом вновь введенных нормативных документов.
    
    5. Не проведена аттестация членов постоянно действующей комиссии для проверки знаний работников (персонала) ЭО.
    
    6. Другие несоответствия требования нормативно-технических документов, которые не могут быть непосредственной причиной событий, имеющих радиационные последствия.

У1

    1. Не ведется необходимая для обеспечения безопасности предстоящих работ по выводу ИЯУ из эксплуатации база данных о радиационной обстановке, о загрязнении территории, систем и оборудования радиоактивными веществами.
    
    2. Отсутствует программа работ по продлению установленного срока эксплуатации ИЯУ.
    
    3. Не корректируется своевременно план аварийных мероприятий в части возможных исполнителей аварийных работ и их домашних (служебных) телефонов и т.д.
    
    4. Не обеспечивается периодичность аварийных тренировок.
    
    5. Отсутствует расчетное (экспериментальное) подтверждение безопасности ИЯУ при использовании в предстоящих работах новых экспериментальных устройств.
    
    6. Другие несоответствия требованиям нормативно-технических документов, которые при изменении характера (программы) работ на ИЯУ или этапа жизненного цикла ИЯУ могут привести к событиям, имеющим радиационные последствия.

У2

    1. Истек (не продлен) срок действия санитарно-эпидемиологического заключения.
    
    2. Не в полном объеме смена укомплектована персоналом при работе ИЯУ на мощности.
    
    3. Нарушен срок поверки измерительных средств и приборов систем управления и защиты.
    
    4. Несвоевременно проводится планово-предупредительный ремонт.
    
    5. В режиме временного останова ИЯУ ядерно-опасные работы проводятся в отсутствие контроля за мощностью.
    
    6. Другие несоответствия требованиям нормативно-технических документов, которые при проведении текущих работ могут привести или привели к событиям, имеющим радиационные последствия, или к нарушениям эксплуатационных пределов безопасности.

У3

    1. Не соответствует требованиям проекта состояние строительных конструкций и (или) сооружений.
    
    2. Не определены права и обязанности должностных лиц, структурных подразделений и работников ЭО в части обеспечения ЯРБ ИЯУ.
    
    3. Не соответствует паспортным данным фактическое состояние систем, важных для безопасности.
    
    4. Не проводится проверка работоспособности систем, важных для безопасности после окончания планово-предупредительного ремонта.
    
    5. Имеют место периодически кратковременные выбросы (сбросы), превышающие пределы безопасной эксплуатации.
    
    6. Другие несоответствия требованиям нормативно-технических документов, которые могут привести к нарушению пределов безопасной эксплуатации ИЯУ и (или) требуют прекращения работ с целью исключения радиационного воздействия ИЯУ на работников (персонал), население и окружающую среду сверх допустимых пределов.

У4




Текст документа сверен по:
рассылка
    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование