почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
19
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2007 года Дело N А31-3305/2006-15


[Рассмотрев заявление о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.16.3 КоАП РФ, суд признал доказанным наличие в действиях общества вмененного ему состава административного правонарушения, однако установил малозначительность совершенного правонарушения и применил ст.2.9 КоАП РФ]


     Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Моисеевой И.Г., судей Евтеевой М.Ю., Масловой О.П. при участии представителей от заявителя: Куваевой Ю.Г. по доверенности от 11.01.2006, от заинтересованного лица: Долгодворовой Н.В. по доверенности от 23.10.2006 N 02-19/5573 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Костромской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение от 09.10.2006 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2007 по делу N А31-3305/2006-15 Арбитражного суда Костромской области, принятые судьями Зиновьевым А.В., Караваевой А.В., Буториной Г.Г., Ольковой Т.М., по заявлению открытого акционерного общества "Костромской комбинат хлебопродуктов" к Костромской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным и отмене постановления от 11.05.2006 N 10107000-22/2006 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установил:

     открытое акционерное общество "Костромской комбинат хлебопродуктов" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области к Костромской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - Таможня) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.05.2006 N 10107000-22/2006 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей за несоблюдение установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящего экономического характера запрета на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации без санитарно-эпидемиологического заключения.

     Решением Арбитражного суда Костромской области от 09.10.2006 заявленные требования удовлетворены по мотиву отсутствия в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.

     Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.01.2007 признал доказанным наличие в действиях Общества вмененного ему состава административного правонарушения, однако с учетом малозначительности совершенного Обществом деяния оставил решение суда первой инстанции об удовлетворении требования Общества без изменения.

     Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Таможня обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой по мотивам неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.

     По мнению Таможни, вина Общества в совершении административного правонарушения доказана, данное правонарушение не является малозначительным, а потому правовых оснований для удовлетворения заявления Общества не имелось.

     Общество в отзыве на кассационную жалобу просило оставить кассационную жалобу без удовлетворения со ссылкой на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.

     В заседании суда представители Таможни и Общества подтвердили позиции по делу, подробно изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

     Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа проверил законность решения Арбитражного суда Костромской области от 09.10.2006 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2007 по делу N А31-3305/2006-15 Арбитражного суда Костромской области в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Как видно из материалов дела, Общество по контракту от 02.08.2005 N 18, заключенному с продавцом - обществом с ограниченной ответственностью "Русская агропромышленная компания", Украина, ввезло в зоне деятельности Брянской таможни на таможенную территорию Российской Федерации железнодорожным транспортом в вагоне N 95650040 товар - овес продовольственный. Груз прибыл на станцию Кострома-Новая и получен Обществом 18.08.2005.

     Общество представило 26.08.2005 в Таможню грузовую таможенную декларацию

     N 10107020/260805/0004388 на 99500 килограммов упомянутого товара общей стоимостью 111 712 рублей.

     На основании представленных Обществом документов Таможня 30.08.2005 выпустила товар в свободное обращение без каких-либо замечаний по комплектности и качеству документов.

     В порядке статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации Таможня в апреле 2006 года провела проверку ранее представленных Обществом документов и сведений и установила, что Общество не представило санитарно-эпидемиологическое заключение на ввезенный овес продовольственный.

     По результатам проверки в отношении Общества 18.04.2006 составлен протокол N 10107000-22/2006 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 16.3 КоАП РФ, и возбуждено дело об административном правонарушении. Вынесено постановление от 11.05.2006 N 10107000-22/2006 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

     Общество обжаловало данное постановление в арбитражный суд.

     Арбитражный суд Костромской области удовлетворил требования Общества, указав на отсутствие вины в действиях последнего. Данный вывод суда основан на том, что при неоднократном ввозе овса продовольственного, включая спорную партию, Общество предъявляло Таможне документы, включая акт государственного фитосанитарного контроля и сертификат качества. Таможня без каких-либо замечаний выпускала товар в свободное обращение и никогда не предъявляла на основании статьей 131, 149 и 153 Таможенного кодекса Российской Федерации требований по представлению документов, в том числе санитарно-эпидемиологического заключения. Только получив 22.03.2006 от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека разъяснение о необходимости предъявления при таможенном оформлении в подобных случаях санитарно-эпидемиологического заключения, Таможня возбудила дело об административном правонарушении. К этому моменту спорная партия овса была переработана и реализована, поэтому Общество утратило возможность представить упомянутое заключение.

     Второй арбитражный апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 16.3 КоАП РФ. Вместе с тем суд апелляционной инстанций с учетом всех обстоятельств дела признал совершенное Обществом административное правонарушение малозначительным, а потому оставил резолютивную часть решения без изменения.

     Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

     В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.

     Согласно статье 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. В частности, при декларировании товаров представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

     В статье 2 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определено, что правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

     Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты в части, касающейся обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, не должны содержать нормы, противоречащие настоящему Федеральному закону.

     Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, определены в статье 21 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ. В частности, в части 3 упомянутой статьи запрещен ввоз на территорию Российской Федерации пищевых продуктов, материалов и изделий, не прошедших государственной регистрации в порядке, установленном в статье 10 настоящего Федерального закона, а также пищевых продуктов, материалов и изделий, не имеющих документов, удостоверяющих соответствие качества и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных документов.

     В статье 16 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены санитарно-эпидемиологические требования к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации. В части 1 данной статьи определено, что продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ продукция, указанная в пункте 1 этой же статьи, допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам.

     Данное требование Общество не выполнило.

     Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     В части 2 упомянутой статьи установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

     Согласно части 1 статьи 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.

     Общество не выполнило возложенную на него законодательством Российской Федерации обязанность по предъявлению при таможенном оформлении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации партию овса продовольственного санитарным правилам, поэтому суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.

     Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом статья 2.9 КоАП РФ может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из данного Кодекса.

     Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

     В пункте 18 этого же постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

     Суд апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования представленных в дело доказательств и с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, включая действия Таможни, выявившей допущенное Обществом нарушение лишь после неоднократного ввоза аналогичной продукции без санитарно-эпидемиологического заключения и в рамках последующего контроля, а не при таможенном оформлении выпуска продукции в свободное обращение, установил малозначительность совершенного Обществом административного правонарушения и применил статью 2.9 КоАП РФ, в связи с чем не усмотрел правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции о признании незаконным и отмене постановления Таможни от 11.05.2006 N 10107000-22/2006.

     Доводы Таможни об отсутствии правовых оснований для применения судом статьи 2.9 КоАП РФ, а также доводы Общества об отсутствии его вины в совершении вмененного ему административного правонарушения направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

     Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно.

     Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, в любом случае являющихся основанием для отмены решения и постановления согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

     С учетом изложенного кассационная жалоба Таможни не подлежит удовлетворению.

     Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

     решение от 09.10.2006 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2007 по делу N А31-3305/2006-15 Арбитражного суда Костромской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Костромской таможни - без удовлетворения.

     Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
    
    

Председательствующий
И.Г. Моисеева

Судьи

М.Ю. Евтеева
О.П. Маслова




  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование