почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
29
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2007 года Дело N А64-2396/06-4

    
    [Суды правомерно признали требование таможни недействительным, поскольку оспариваемое требование не соответствует таможенному законодательству и создает препятствия для осуществления индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, так как таможня, в нарушение ст.378 ТК РФ и вопреки п.2 ст.14, п.2 ст.59 ТК РФ, возложила обязанность на декларанта]
(Извлечение)

      

     Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от индивидуального предпринимателя Полякова В.Л. - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); от Тамбовской таможни - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Тамбовской таможни на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.08.2006 (судья ...) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2006 (судьи: ...) по делу А64-2396/06-4, установил:

     Индивидуальный предприниматель Поляков В.Л. (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным требования Тамбовской таможни (далее - Таможня) от 02.05.2006 б/н о предоставлении заключения эксперта с указанием всех сведений и приложением материалов и документов, иллюстрирующих заключение.

     Решением суда от 24.08.2006 заявленные требования удовлетворены.

     Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2006 решение суда от 24.08.2006 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

     В кассационной жалобе заявитель просит вынесенные по делу решение и постановление суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

     В силу ч.3 ст.284 АПК РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

     Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

     Как видно из материалов арбитражного дела, 28.04.2006 Тамбовская таможня приняла к таможенному оформлению грузовую таможенную декларацию N 10114030/280406/0000832 на ввозимый индивидуальным предпринимателем Поляковым В.Л. товар - колеса ходовые из черных металлов, бывшие в употреблении.

     В качестве доказательства пригодности ввезенных колес, декларант представил заключение специализированной организации - Тамбовского регионального центра независимой экспертизы. Согласно выводам эксперта, изложенных в акте экспертного исследования от 26.04.2006 N 17-Ш, колеса легковых автомобилей, бывшие в употреблении, в количестве 1496 штук соответствуют требованиям, предъявляемым ГОСТ 51709-2001, и пригодны к эксплуатации.

     В процессе проверки сведений, заявленных в ГТД, у таможенного органа возникли сомнения в достоверности экспертного исследования, поскольку оно не содержало необходимых сведений, установленных п.2 ст.379 ТК РФ, ст.25 ФЗ от 31.05.2001 N 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ".

     Руководствуясь положением п.4 ст.153 ТК РФ, таможенный орган направил Предпринимателю требование от 02.05.2006 б/н о предоставлении заключения эксперта с указанием всех сведений и приложением материалов и документов, иллюстрирующих заключение.

     Полагая вышеуказанное требование Таможни не соответствующим закону, Предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.

     Удовлетворяя требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.

     Пунктом 2 статьи 14 Таможенного кодекса РФ определено, что при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

     При производстве таможенного оформления требования таможенных органов должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с настоящим Кодексом и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (п.2 ст.59 ТК РФ).

     Таким образом, истребование Тамбовской таможней в ходе процедур таможенного оформления и таможенного контроля у декларанта документов, не предусмотренных таможенным законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации недопустимо.

     Согласно статье 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются следующие основные документы: договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок; имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы; транспортные (перевозочные) документы; разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса; платежные и расчетные документы; документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 настоящего ТК РФ.

     Как следует из материалов арбитражного дела, Предпринимателем ввезена на таможенную территорию Российской Федерации партия товара - бывших в употреблении колес легковых автомобилей в количестве 1500 единиц. Данные колеса состояли из дисков (код ТН ВЭД - 8708709900) и шин (ТНВЭД 401220).

     В отношении данного товара, законодательством РФ (постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 N 442 "О трансграничном перемещении отходов") установлен ряд ограничений, в связи с чем при его таможенном оформлении должны быть соблюдены некоторые особенности, предусмотренные, в частности, разъяснениями Министерства природных ресурсов РФ от 10.11.2003 N КЯ-5734/7594 и письмом ГТК РФ от 27.11.2003 N 01-06/46657, а именно: декларант обязан предоставить таможенному органу акт экспертного обследования на соответствие ввозимого товара требованиям государственного стандарта.

     Материалами арбитражного дела подтверждено и не отрицается Таможней, что наряду с перечнем документов, предоставляемых декларантом в таможенные органы в силу требований ст.131 ТК РФ, Предпринимателем для таможенного оформления представлялся и акт экспертного исследования. Данным заключением ввезенный индивидуальным предпринимателем Поляковым В.Л. товар признан соответствующим требованиям, предъявляемым ГОСТ 51709-2001 и пригодным к эксплуатации.

     Порядок назначения экспертизы регламентирован положениями ст.378 ТК РФ, согласно которым экспертиза может быть назначена и проведена лишь во время осуществления таможенного контроля. Основанием назначения экспертизы является необходимость использования специальных познаний при разъяснении вопросов, возникающих в процессе таможенного контроля. При этом экспертиза может быть назначена как по инициативе таможенного органа, так и декларанта или иного заинтересованного лица.

     Таким образом, при возникновении у Тамбовской таможни сомнений в достоверности предоставленного Предпринимателем экспертного заключения и необходимости использования специальных познаний при разъяснении вопроса о соответствии ввезенных индивидуальным предпринимателем Поляковым В.Л. колес требованиям государственных стандартов, таможенный орган имел все правовые основания и должен был самостоятельно инициировать проведение дополнительной экспертизы.

     Между тем, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение ст.378 ТК РФ и вопреки п.2 ст.14, п.2 ст.59 ТК РФ Таможня возложила указанную обязанность на декларанта.

     Положениями части 1 статьи 198 АПК РФ определено, что признание недействительным ненормативного акта поставлено в зависимость от совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемого ненормативного акта требованиям закона и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя.

     Поскольку оспариваемое требование Таможни не соответствует таможенному законодательству и создает препятствия для осуществления индивидуальным предпринимателем Поляковым В.Л. предпринимательской деятельности, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали требование Тамбовской таможни от 02.05.2006 б/н недействительным.

     Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд постановил:

     Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.08.2006 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2006 по делу А64-2396/06-4 оставить без изменения, а кассационную жалобу Тамбовской таможни - без удовлетворения.

     Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

  

Председательствующий
...

Судьи
...

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование