почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
2
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Государственный таможенный комитет Российской Федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 3 мая 2000 года N 116



Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия
таможенных постов, структурных подразделений таможенных
органов СЗТУ России в выявлении, расследовании и раскрытии
преступлений по фактам уклонения от уплаты
таможенных платежей и другим преступлениям,
отнесенным к компетенции таможенных органов


    В 1999 году таможенными органами СЗТУ России осуществлен ряд организационных и практических мер, направленных на улучшение работы по выявлению преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов. Значительно улучшилось взаимодействие между таможенными постами, структурными подразделениями таможенных органов в выявлении и документировании преступлений.

    В то же время в течение 1998-1999 годов таможнями региона не раскрыто ни одного уголовного дела, возбужденного по факту уклонения от уплаты таможенных платежей. Работе по раскрытию преступлений в таможенных органах региона еще не придается должного значения. Заместители начальников таможен по правоохранительной работе недостаточно эффективно организуют работу по раскрытию преступлений.

    В целях дальнейшего совершенствования работы отделов дознания, оперативно-розыскных и других структурных подразделений таможенных органов в расследовании и раскрытии преступлений

приказываю:

    1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации взаимодействия таможенных постов, структурных подразделений таможенных органов СЗТУ России в выявлении, расследовании и раскрытии преступлений по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей и другим преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов .

    2. Начальникам таможен организовать изучение инструкции руководителями и сотрудниками подразделений дознания оперативно-розыскных отделов и сдачу зачетов сотрудниками, непосредственно участвующими в расследовании и раскрытии преступлений.

    3. Контроль за исполнением приказа осуществлять начальнику Северо-Западной оперативной таможни первому заместителю начальника управления А.Е.Озолингу.


Начальник Управления
генерал-полковник таможенной службы
В.А.Шамахов



Приложение

УТВЕРЖДЕНА
приказом Северо-западного
таможенного управления России
от 03.05.2000 N 116


ИНСТРУКЦИЯ
по организации взаимодействия таможенных постов, структурных
подразделений таможенных органов СЗТУ России в выявлении, расследовании
и раскрытии преступлений по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей
и другим преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных
органов


1. Общие положения



    1.1. Основные задачи взаимодействия:


    - повышение эффективности работы правоохранительных органов по собираемости таможенных платежей и пополнению доходной части федерального бюджета путем недопущения, своевременного выявления и раскрытия преступлений в таможенной сфере;

    - обеспечение проведения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступления;

    - всестороннее, полное и объективное расследование преступлений;

    - своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;

    - осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного государству преступными действиями виновных лиц;

    - установление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и их устранение.

    1.2. Нормативно-правовая основа взаимодействия:

    - Конституция Российской Федерации; .

    - уголовное, уголовно-процессуальное и таможенное законодательство Российской Федерации;

    - законодательство, регулирующее проведение оперативно-розыскной деятельности;

    - международные договоры Российской Федерации по вопросам взаимодействия таможенных и других правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;

    - правовые акты ГТК, СЗТУ России, СЗОТ и настоящая инструкция.


    1.3. Основные принципы взаимодействия:

    - соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан;

    - комплексное использование сил и средств таможенных органов региона;

    - персональная ответственность дознавателя, руководителей оперативных . подразделений, заместителей начальников таможен по правоохранительной работе за проведение и результаты следственных действий и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;

    - самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в соответствии с действующим законодательством;

    - согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

    - руководствуясь законом, дознаватель оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности;

    - непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения о возбуждении -уголовного дела.

    1.4. Основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа (СОГ), которую возглавляет сотрудник отдела (отделения) дознания таможни.

    Следственно-оперативная группа подразделяется на следующие виды:

    1.4.1. Дежурная СОГ (при дежурной части) - обеспечивает немедленное реагирование в течение дежурных суток на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по "горячим следам" по преступлениям, деятельность органов дознания по которым регулируется ст. 119 УПК РСФСР. Ее состав формируется из числа дознавателей (старший группы), сотрудников оперативно-розыскных отделов, экспертно-криминалистических и, при необходимости, других структурных подразделений таможенных органов.

    Необходимость создания дежурной СОГ, количество ее членов, график дежурств определяется начальником таможенного органа, в зависимости от складывающейся оперативной обстановки.

    1.4.2. Целевая (временная) СОГ - деятельность органов дознания в соответствии со ст. 119 УПК РСФСР по расследованию и раскрытию групповых преступлений, в результате которых государству причинен значительный ущерб,

    1.4.3. Совместная СОГ (бригада) - деятельность органа дознания в соответствии со ст.120 УПК РСФСР по расследованию и раскрытию наиболее сложных преступлений, предусмотренных ч.2 ст.194 УК РФ.

    Ее состав формируется из числа дознавателей (один из которых является старшим группы). В состав группы, по необходимости, могут включаться сотрудники оперативно-розыскных и других подразделений таможенного органа, а также иных правоохранительных органов.

    Создание группы и ее деятельность осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

    Работа совместной СОГ (бригады) не ограничивается конкретными сроками и может продолжаться в течение всего времени нахождения уголовного дела в производстве таможенного органа.'

    1.4.4. В зависимости от количества имеющихся в отделе дознания таможенного органа материалов с признаками уголовных преступлений, а также уголовных дел, находящихся в производстве отдела дознания, для работы по конкретным уголовным делам в СОГ временно могут включаться сотрудники других структурных: подразделений таможни, имеющие соответствующее образование и опыт работы следователя или дознавателя. Основанием для включения в состав СОГ таких сотрудников является приказ начальника таможенного органа, подготовленный по рапорту начальника отдела дознания, согласованного с заместителем начальника таможни по правоохранительной работе.

    Сотрудники других структурных подразделений, временно включенных в состав СОГ, непосредственно подчиняются начальнику отдела дознания, по его распоряжению работает либо самостоятельно, либо под руководством наставников из числа дознавателей.

2. Взаимодействие в расследовании и раскрытии преступлений.

    2.1. Сотрудник таможенного поста, структурного подразделения таможенного органа:

    2.1.1. О каждом случае обнаружения нарушений таможенных правил, с признаками преступления, дознание по которому отнесено к компетенции таможенных органов, в соответствии с требованием ст. 299 ТК РФ составляет протокол о нарушении таможенных правил.

    При этом в описательной части протокола в соответствии с ч.2 ст.300 ТК РФ дается описание выявленных признаков преступления и его квалификации, по соответствующей статье УК РФ.

    Экземпляр такого протокола направляется в отдел дознания вместе с необходимыми материалами для проверки в порядке ст.109 УПК РСФСР.

    В случае возбуждения уголовного дела дело о НТП прекращается в порядке ст.291 ТК РФ.

    2.1.2. О выявленном нарушении с признаками преступления немедленно сообщает дежурному по таможенному органу, а также в отдел (отделение) дознания и оперативное подразделение.

    2.1.3. Обеспечивает сохранность документов, представленных для таможенного оформления товаров, транспортных средств, выясняет установочные данные лиц, оформлявших данные товары и транспортные средства

    2.1.4. При необходимости принимает меры к охране места происшествия до прибытия следственно-оперативной группы.

    2.1.5. Принимает иные меры по согласованию с отделом (отделением) дознания.

    2.1.6. По прибытии СОГ исполняет указания руководителя группы.

    2.2. Дежурный по таможенному органу:

    2.2.1. Незамедлительно организует выезд на место происшествия дежурной следственно-оперативной группы, обеспечив ее средствами связи, криминалистической техникой и транспортом для доставки к месту происшествия и обратно.

    2.2.2. В случае необходимости обеспечивает участие в осмотре места происшествия дополнительных сил и средств для раскрытия преступлений "по горячим следам".

    2.2.3. Поддерживает связь с СОГ для получения постоянной информации об оперативной обстановке для принятия дополнительных мер. По запросам руководителя СОГ организует получение необходимых сведений из имеющихся банков данных и обеспечивает их своевременное предоставление сотрудникам СОГ.

    2.2.4. По указанию начальника органа дознания (начальника таможни) либо его заместителя по правоохранительной работе о совершенном преступлении ориентирует другие таможенные и правоохранительные органы.

    2.2.5. О совершенном преступлении и выезде СОГ незамедлительно докладывает начальнику таможенного органа. В последующем информирует их о результатах работы следственно-оперативной группы.

    2.3. Дознаватель:

    2.3.1. Осуществляет руководство следственно-оперативной группой, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление лиц, совершивших преступление, обнаружение, фиксацию и изъятие документов, товаров и других следов преступления, формирование доказательственной базы.

    Не уполномоченные на то законом должностные лица не вправе вмешиваться в действие дознавателя на месте происшествия.

    Допуск к месту происшествия лиц, официально не участвующих в его осмотре, производится только с разрешения руководителя СОГ.

    2.3.2. Через дежурного по таможенному органу привлекает к участию в работе СОГ специалистов различного профиля таможенного органа либо других ведомств, а также иных лиц для оказания помощи при осмотре больших по площади территорий. В случае необходимости истребует дополнительные технические средства.

    2.3.3. Совместно с членами СОГ изучает первоначальные материалы, изъятые документы, товары и транспортные средства и иные вещественные доказательства. На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления.

    2.3.4. Дает поручения членам СОГ о производстве розыскных и поисковых мероприятий, а также получении объяснений у лиц, являющихся очевидцами или свидетелями преступлений, и прочих лиц.

    2.3.5. Несет персональную ответственность за качество, полноту и результативность осмотра, сохранность задержанных (обнаруженных) товаров, применения криминалистических средств и методов, сбор, упаковку и сохранность изъятых документов, товаров и иных вещественных доказательств.

    2.3.6. По результатам осмотра места происшествия принимает решения в соответствии с уголовно-процессуальным и таможенным законодательством.

    2.3.7. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки правонарушения, совершенного юридическим лицом, через заместителя начальника таможенного органа по правоохранительной работе направляет необходимые материалы в отдел таможенных расследований для заведения дела о нарушении таможенных правил.

    2.3.8. По поручению начальника органа дознания (начальника таможни) производит определенные следственные действия по уголовному делу.

    2.4. Оперуполномоченный:

    2.4.1. Самостоятельно или совместно с сотрудниками СОБР принимает меры для сохранения обстановки и следов происшествия. В ходе доследственной проверки получает объяснения у лиц.

    2.4.2. Осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", по установлению и задержанию лиц, совершивших преступление, установлению очевидцев, мест хранения товаров, не доставленных в таможню назначения, не прошедших таможенный контроль и не выпущенных в свободное обращение.

    2.4.3. В кратчайшие сроки собирает информацию о характере и месте совершения преступления, фирмах, причастных к перевозке товара, фирмах, причастных к купле-продаже товара и его оплате, должностных лиц таможенных постов, осуществлявших (либо по той или иной причине не осуществлявших) таможенное оформление перемещенного товара, а также других фирмах, обеспечивавших его сохранность, упаковку и погрузку.

    2.4.4. Принимает меры по установлению и розыску фактических владельцев задержанных или не доставленных в таможню назначения товаров и транспортных средств, в том числе лиц, перевозивших товар и обеспечивавших его сохранность, документы на товар либо сопровождавших их перевозку, их юридического и фактического адресов, прочей информации, необходимой для раскрытия преступления и возмещения материального ущерба, причиненного государству.

    2.4.5. Исполняет поручения руководителя СОГ по установлению, вызову к дознавателю свидетелей, чье фактическое место жительства не установлено.

    2.4.6. По оперативно-справочным и криминалистическим учетам производит проверку данных, полученных в ходе первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; в установленный срок заводит оперативно-поисковое дело, разрабатывает по нему план оперативно-розыскных мероприятий.

    2.5. Специалист-криминалист:

    2.5.1. Оказывает содействие дознавателю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов образцов товара и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных и контрольных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний.

    2.5.2. Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических средств и методов.

    2.5.3. По согласованию с руководителем СОГ определяет наиболее целесообразные приемы применения криминалистической техники и использует их в работе на месте происшествия.

    2.5.4. По указанию дознавателя осуществляет предварительное исследование следов и иных вещественных доказательств на месте происшествия для получения розыскной информации о лицах, совершивших преступление, и других фактах, подлежащих установлению.

    2.5.5. С учетом результатов осмотра участвует в разработке рабочих версий совершенного преступления.

    2.5.6. Специалист-криминалист в течение трех суток результаты предварительного исследования оформляет справкой и доводит до сведения дознавателя; в срок до 10 суток представляет дознавателю фото-таблицы к протоколу осмотра места происшествия и по его требованию копии видеоматериалов.

    В дальнейшем осуществляет технико-криминалистическое обеспечение расследования и раскрытия преступления.*

    При возвращении с места происшествия.

    2.6. Члены СОГ незамедлительно докладывают руководству таможенного органа и сообщают в дежурную часть о принятых мерах по раскрытию преступления. Изучают собранные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства и на основании полученной информации разрабатывают версии и составляют согласованный план расследования.

3. Контроль за расследованием и раскрытием преступлений

    3.1. Начальник отдела (отделения) дознания в пределах своей компетенции:

    3.1.1. Осуществляет процессуальный контроль за своевременностью действий дознавателя по раскрытию и расследованию преступлений.

    3.1.2. Совместно с руководителями оперативных и криминалистических подразделений ежемесячно заслушивает дознавателей, оперативных работников, криминалистов и других работников СОГ о результатах работы по раскрытию и расследованию конкретных преступлений, оказывает практическую помощь в проведении следственных действий и реализации оперативно-розыскных мероприятий.

    3.1.3. Контролирует своевременное направление на экспертное исследование изъятых с места происшествия следов и иных вещественных доказательств, а также организацию их хранения, полное и эффективное использование в раскрытии преступления.

    3.1.4. Ежемесячно проверяет обоснованность приостановления производством уголовных дел вследствие неустановления места нахождения обвиняемого или из-за его болезни. Дает оценку фактам полноты проведенного расследования по уголовному делу и необоснованного приостановления уголовных дел.

    3.2. Начальники оперативно-розыскных отделов:

    3.2.1. Организуют работу по раскрытию преступлений, путем:

    - установления оперативным путем организаторов преступления и лиц, принимавших участие в его совершении;

    - осуществления оперативной разработки обоснованно подозреваемых в. совершении преступления лиц, в том числе содержащихся в ИВС, своевременного направления заданий на них в следственные изоляторы и исправительно-трудовые учреждения;

    - немедленного проведения (при наличии оснований) обысков, активного использования в раскрытии преступлений оперативно-справочных, экспертно-криминалистических и других учетов, а также источников оперативной информации.

    3.2.2. Контролирует своевременность и качество выполнения по уголовным делам сотрудниками отдельных поручений дознавателя.

    3.3. Заместитель начальника таможни по правоохранительной работе:

    3.3.1. Контролирует незамедлительное реагирование дежурной части на сообщения о совершенных преступлениях, своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления по "горячим следам".

    3.3.2. Дает указания по организации раскрытия преступления, утверждает согласованный план следственных и оперативно-розыскных мероприятий. При необходимости обеспечивает выделение дополнительных сил и средств.

    3.3.3. С целью контроля за состоянием и ходом работы по нераскрытым преступлениям заслушивает (по текущим делам - регулярно, по приостановленным -ежеквартально) отчеты руководителей и сотрудников подразделений, привлеченных к раскрытию преступлений. Дает оценку выявленным недостаткам, разрабатывает меры по их устранению.

    3.3.4. Утверждает согласованный с руководством отдела дознания таможенного органа план оперативно-следственных мероприятий при реализации материалов, находящихся в производстве оперативно-розыскных отделов.

    3.3.5. Ежеквартально подводит итоги и оценивает результаты взаимодействия сотрудников подразделений таможенного органа в раскрытии преступлений.

4. Взаимодействие дознавателя с сотрудниками оперативно-розыскных
отделов при реализации оперативных материалов и рассмотрении материалов
доследственной проверки

    4.1. На стадии возбуждения и расследования уголовного дела:

    4.1.1. Оперативный сотрудник, полагая, что в собранных оперативным путем материалах достаточно данных, указывающих на наличие признаков состава преступления, по которому предварительное следствие обязательно, докладывает об этом своему непосредственному начальнику.

    4.1.2. Получив согласие на реализацию оперативных материалов, он заблаговременно предъявляет их (с соблюдением требований конспирации и в порядке, установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности") для ознакомления начальнику отдела (отделения) дознания таможни и дознавателю, которые в 10-дневный срок, а в неотложных случаях - незамедлительно, оценивают их с точки зрения достаточности имеющихся данных для возбуждения уголовного дела.

    4.1.3. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе: время, место и способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.

    4.1.4. Если содержащиеся в оперативных материалах данные не позволяют принять решение о возбуждении уголовного дела, начальник отдела (отделения) дознания таможни возвращает их через начальника таможни либо его заместителя по правоохранительной работе с письменным изложением обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий, подлежащих выполнению для устранения имеющихся недостатков.

    4.1.5. Выполнив указания о доработке, оперативный работник при наличии признаков состава преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, направляет их в порядке, предусмотренном п.п. 4.1.1, 4.1.2, через начальника отдела (отделения) дознания таможни, как правило, тому же дознавателю для принятия решения в соответствии с требованиями УПК РСФСР.

    4.2. Планирование работы

    4.2.1. На стадии реализации оперативных материалов дознаватель и сотрудник оперативного подразделения составляют план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который согласовывается с их непосредственными начальниками и утверждается заместителем начальника таможни по правоохранительной работе.

    4.2.2. План включает в себя: розыскные и следственные версии, данные, подлежащие установлению для их проверки; перечень следственных действий; обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем; сроки выполнения и исполнителей.

    4.2.3. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления. Ответственность за его непрерывность возлагается на руководителя оперативного подразделения таможни.

    4.2.4. План может изменяться и дополняться. Инициатива по его корректировке принадлежит как дознавателю, так и оперативному работнику.

    4.2.5. При необходимости задействования значительного числа сотрудников на начальной стадии расследования составляется план организационных мероприятий, который включает в себя расчет сил и средств, необходимых для реализации оперативных мероприятий, перечень первоочередных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. После их завершения силы и средства, привлекаемые к работе по делу, рассчитываются вновь.

    4.2.6. Контроль за реализацией намеченных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и практическую помощь в их осуществлении сотрудникам оказывают начальники отдела (отделения) дознания таможни и оперативного подразделения. О выполнении плановых мероприятий и результатах работы дознаватель и оперативный работник отчитываются у руководителей соответствующих подразделений. При необходимости отчеты заслушиваются одновременно.

    4.3. Организация работы следственно-оперативных групп

    4.3.1. Решение о создании СОГ принимается руководителями отдела (отделения) дознания и оперативно-розыскными подразделениями таможни и оформляется приказом начальника таможенного органа. Руководителем группы назначается дознаватель, принявший дело к производству. При расследовании дела несколькими дознавателями выносится соответствующее постановление. Если в группу включаются несколько оперативных работников, один из них назначается старшим. Изменения в составе группы могут быть произведены лишь начальником таможенного органа, издавшим приказ о ее создании, по согласованию с руководителем следственно-оперативной группы.

    4.3.2. Руководитель группы, помимо личного участия в производстве следственных действий, определяет направление расследования и его планирование, распределяет работу между участниками группы и координирует их действия, осуществляет организационное обеспечение и контроль исполнения, знакомится с относящимися к делу оперативными материалами и лично отвечает за надлежащее их использование и легализацию процессуальным путем.

    4.3.3. Оперативный отдел, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, своевременно знакомит с нею дознавателя, принимает меры, исключающие разглашение источников и способы ее получения.

    4.3.4. Для обеспечения результативности работы по реализации оперативных материалов дознаватель вправе знакомить с материалами уголовного дела оперативного работника, который несет ответственность за их разглашение.

    4.3.5. Решение о расформировании следственно-оперативной группы, по предложению ее руководителя, принимает начальник, ее создавший или вышестоящий руководитель.

5. Контроль и оценка результатов взаимодействия.

    5.1. Руководители отделов (отделений) дознания и оперативно-розыскных отделов таможен ежеквартально анализируют результаты расследования, причины прекращения уголовных дел, возбужденных по оперативным материалам. Совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы и оперативно-розыскной деятельности.

    5.2. Оценка результатов работы по расследованию и раскрытию преступлений определяется по итогам каждого полугодия и года.


Начальник Северо-Западной
оперативной таможни - первый
заместитель начальника Управления
генерал-майор таможенной службы
А.Е.Озолинг



Текст документа сверен по:
официальная рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование