почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
17
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать

   

Административная, уголовная и дисциплинарная ответственность
за нарушение земельного законодательства



 Вопрос:

    Какая ответственность предусмотрена за совершение земельных правонарушений?
    
    

 Ответ:

    Земельный кодекс в ст.74 предусмотрел административную и уголовную ответственность за совершение земельных правонарушений. Однако, кодекс не содержит перечня земельных правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность.
    
    Не содержит он и информации об уголовной ответственности за совершение земельных правонарушений.
    
    Виды земельных правонарушений и административная ответственность за их совершение установлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, который вводится в действие с 1 июля 2002 года вместо утратившего силу Кодекса РСФСР об административных правонарушениях 1984 года. Этот кодекс установил следующие виды административных правонарушений земельного законодательства и меры ответственности за их совершение:
    

Статья КоАП

Вид правонарушения

Ответственность

7.1.




7.2.











7.8.




    



7.9.





7.10.





7.14.





7.16.


8.6.








8.7.





8.8.





8.12.







8.30.




11.21.

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформления правоустанавливающих документов на землю или разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Уничтожение межевых знаков границ земельных участков



Уничтожение или повреждение знаков санитарных зон и округов лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков в лесном фонде и в лесах.
Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранной зоны водного объекта.
    
Самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд или использование указанных участков в хозяйственных целях без специальных разрешений на использование этих участков
Самовольная переуступка права пользования землей, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, а равно самовольный обмен земельного участка, участка лесного фонда, участка леса, не входящего в лесной фонд
Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно
Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения
Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы


Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей веществами
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению или их рекультивации после завершения строительных, мелиоративных и иных работ
Использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель
Нарушение порядка отвода земельных участков, а равно порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов
Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов
Уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд
Распашка земли, покос травы, выпас скота, порубка или повреждение насаждений, снятие дерна и т.д. на полосе отвода автомобильной дороги без согласования с дорожными органами

Штраф:

- граждане от 5 до 10 МРОТ

- должностные лица от 10 до 20 МРОТ

- юридические лица от 100 до 200 МРОТ


Штраф:

- граждане от 3 до 5 МРОТ

- должностные лица от 5 до 10 МРОТ

- юридические лица от 50 до 100 МРОТ
Штраф:

- граждане от 3 до 5 МРОТ

- должностные лица от 5 до 10 МРОТ

- юридические лица от 50 до 100 МРОТ



Штраф:

- граждане от 10 до 15 МРОТ

- должностные лица от 20 до 30 МРОТ

- юридические лица от 200 до
300 МРОТ
Штраф:

- граждане от 15 до 20 МРОТ

- должностные лица от 30 до 40 МРОТ

- юридические лица от 300 до 400 МРОТ
Штраф:

- граждане от 5 до 10 МРОТ

- должностные лица от 10 до 20 МРОТ

- юридические лица от 100 до      200 МРОТ


Штраф:

- граждане от 5 до 10 МРОТ

- должностные лица от 10 до 20 МРОТ

- юридические лица от 100 до 200 МРОТ


Штраф:

- граждане от 10 до 15 МРОТ

- должностные лица от 20 до 30 МРОТ

- юридические лица от 200 до 300 МРОТ


Штраф:

- должностные лица от 40 до 50 МРОТ

Штраф:

- граждане от 10 до 15 МРОТ

- должностные лица от 20 до 30 МРОТ

- юридические лица от 200 до 300 МРОТ
Штраф:

- граждане от 15 до 20 МРОТ

- должностные лица от 30 до 40 МРОТ

- юридические лица от 300 до 400 МРОТ

Штраф:

- граждане от 10 до 15 МРОТ

- должностные лица от 20 до 30 МРОТ

- юридические лица от 200 до 300 МРОТ


Штраф:

- граждане от 5 до 10 МРОТ

- должностные лица от 10 до 20 МРОТ

- юридические лица от 100 до 200 МРОТ


Штраф:

- должностные лица от 40 до 50 МРОТ


Штраф:

- граждане от 10 до 15 МРОТ

- должностные лица от 20 до 30 МРОТ

- юридические лица от 200 до 300 МРОТ
Штраф:

- граждане от 3 до 5 МРОТ

- должностные лица от 5 до 10 МРОТ

- юридические лица от 50 до 100 МРОТ

Предупреждение или штраф до 1 МРОТ





    
    Субъектами земельных правонарушений могут быть собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков. Административной  ответственности за совершение земельного правонарушения могут быть подвергнуты граждане, юридические лица, должностные лица, не являющиеся собственниками земельных участков, арендаторами, землепользователями и землевладельцами, но причинившие вред этим лицам.
    
    К административной ответственности за совершение земельного правонарушения могут быть привлечены и государственные органы и их должностные лица в случае нарушения законодательства по распоряжению землей, при нарушении правил выдачи правоустанавливающих документов на землю и при нарушении правил государственной регистрации прав на землю и сделок с ней.
    
    Кодекс об административных правонарушениях установил органы, которые имеют право привлекать к административной ответственности за совершение земельных правонарушений. Такими органами являются:
    
    Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель. В настоящее время это - Федеральная служба земельного кадастра России, на которую возложены функции по контролю за использованием и охраной земель. Эта служба привлекает к административной ответственности за самовольное занятие земельных участков или пользование землей без оформленных правоустанавливающих документов, за уничтожение межевых знаков границ земельных участков, за самовольную переуступку права пользования землей, за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, за использование земель не по целевому назначению, за невыполнение мероприятий по улучшению и охране почв;
    
    Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов. Эти органы привлекают к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, за нарушение порядка предоставления в пользование земельных участков и лесов в водоохранных зонах;
    
    Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда. Эти органы привлекают к административной ответственности за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, за самовольную переуступку права пользования землей, участком лесного фонда, за уничтожение либо повреждение сенокосов, пастбищных угодий, мелиоративных систем;
    

    Органы  охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков. Они привлекают к административной ответственности за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых  природных территориях.
    
    По факту совершения земельного правонарушения составляется протокол. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Порядок проведения административного расследования земельного правонарушения и порядок рассмотрения административных дел за эти правонарушения установлены Кодексом об административных правонарушениях. Этот кодекс предусмотрел порядок обжалования постановлений и определений по делам об административных правонарушениях.
    
    При совершении земельного правонарушения, являющегося общественно опасным деянием, к виновным лицам применяется уголовная ответственность. Так, ст.254 Уголовного кодекса РФ, посвященная порче земли, установила уголовную ответственность за отравление, загрязнение и иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие  нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшего причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, в виде наложения штрафа в размере от 200 до 500  минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если эти деяния совершены в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, они наказываются ограничением или лишением свободы на срок до трех лет. Если же эти деяния повлекли за собой по неосторожности смерть человека, предусматривается лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
    
    Предметом преступления, предусмотренного этой статьей, является земля. Под порчей земли понимается разрушение или уничтожение плодородного слоя почвы. Загрязнением земли является внесение в нее не свойственных ей физических, химических и биологических веществ и организмов. Отравлением земли является внесение в нее этих веществ в степени, которая делает невозможным какое-либо ее использование. Существуют перечень опасных химических и биологических веществ, порядок их регистрации, а также правила обращения с ними. Такими правилами являются постановление Правительства РФ от 12 ноября 1992 года N 869 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ", ГОСТ 17.4.1.02-83 "Охрана природы. Почвы. Классификация веществ для контроля загрязнения".
    
    К земельным преступлениям относится и регистрация незаконных сделок с землей, предусмотренная ст.170 УК РФ, которая установила, что регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Росземкадастра, умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов.
    

    Под незаконными сделками с землей ст.170 УК РФ понимает такие сделки, в результате совершения которых у юридических и физических лиц, не имеющих права на совершение сделки с землей или не имеющих права на земельный участок, являющийся предметом сделки, такое право возникает.
    
     Данная статья касается только должностных лиц, которые занимаются ведением государственного земельного кадастра и регистрируют сделки с землей в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года  "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Должностные лица, занимающиеся регистрацией незаконных сделок с землей должны при регистрации этих сделок использовать свое служебное положение и совершать эти действия умышленно при наличии корыстной или иной личной заинтересованности.
    
    Земельный кодекс в ст.75 установил дисциплинарную ответственность должностных лиц и работников организаций, виновных в совершении земельных правонарушений, в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла  административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, вызывающих их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
    
    Вторая часть этой статьи установила, что порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций.
    
    Из текста ст.75 Земельного кодекса следует, что к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены проектировщики, строители, члены рабочей группы по выбору земельного участка, члены комиссии по приемке объекта в эксплуатацию, другие должностные лица, виновные в нарушении земельного законодательства, которые состоят в трудовых отношениях с организацией, привлеченной к административной ответственности за нарушение этого законодательства, то есть дисциплинарная ответственность этих лиц может наступить только после того, как организация, в которой они работают, уже привлечена к административной ответственности.
    
    По  трудовому законодательству дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
    

    Если учесть, что сроки расследования и рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленные в статьях 28.7 и 29.6 КоАП РФ, равны полутора месяцам и могут быть в случае сложности рассматриваемых дел продлены на один месяц и что моменты обнаружения административного и дисциплинарного проступков за совершение одного и того же земельного правонарушения совпадают, то на практике события будут развиваться таким образом, что в процессе расследования и рассмотрения административного проступка за совершение земельного правонарушения срок расследования дисциплинарного проступка за совершение того же самого земельного правонарушения истечет до вынесения постановления о назначении административного наказания.
    
    Таким образом, привлечение должностных лиц и работников, виновных в совершении земельных правонарушений, к дисциплинарной ответственности становится невозможным.  По этим же причинам невозможно применение и ст.75 Земельного кодекса.
       
    

Мусатов В.Н., адвокат,
ЮК N 55 "Адвокатское бюро Нарышкиных"
Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов,
Вознесенский пр., д.41, тел.: 312-87-84; 314-85-27,
круглосуточно


20 мая 2002 года N Ю1363

    
    
                                             


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование