почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
28
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


Порядок освобождения от уплаты акцизов по операциям с нефтепродуктами
в случае экспорта нефтепродуктов

         
    

 Вопрос:

    
    В каком порядке применяется освобождение от уплаты акцизов по операциям с нефтепродуктами в случае экспорта нефтепродуктов?
    
    

 Ответ:

    
    Следует обратить внимание на тот факт, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению акцизами (освобождаются от налогообложения) операции с подакцизными нефтепродуктами, являющиеся объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта. В данном случае речь должна идти не об отсутствии объекта налогообложения как такового, а о предоставлении налогоплательщику налоговой льготы (статья 56 Налогового кодекса РФ), т.е. возможности не уплачивать налог (в данном случае акциз) по отдельным операциям при соблюдении определенных условий.
    
    Порядок освобождения от налогообложения в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса РФ установлен статьей 184 Налогового кодекса РФ. В силу пункта 1 статьи 184 Налогового кодекса РФ освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта. В данной норме, представляется, заключен двуединый смысл. С одной стороны, из ее содержания вытекает, что освобождение от налогообложения операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ, может быть осуществлено только при условии фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ. С учетом этого, в тех случаях, когда к моменту вывоза подакцизных нефтепродуктов суммы акциза по данным нефтепродуктам уже уплачены в бюджет (например, в тех случаях, когда получение нефтепродуктов, признаваемое объектом налогообложения, и вывоз нефтепродуктов в режиме экспорта относятся к разным налоговым периодам), уплаченная сумма акциза в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 185 Налогового кодекса РФ подлежит возмещению (возврату и (или) зачету) в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Уплаченные суммы акциза подлежат возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 203 Налогового кодекса РФ. С другой стороны, из анализа пункта 1 статьи 184 Налогового кодекса РФ можно заключить, что освобождение от налогообложения предоставляется только в тех случаях, когда подакцизные нефтепродукты вывозятся под таможенным режимом экспорта. Не может быть применено освобождение от налогообложения, к примеру, в тех случаях, когда нефтепродукты вывозятся под таможенным режимом перемещения припасов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 июля 2001 года N 524 "О таможенном режиме перемещения припасов" (как это имеет место в отношении налога на добавленную стоимость). Из данного правила имеется лишь несколько исключений. А именно, в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 185 Налогового кодекса РФ при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях их (в том числе продуктов их переработки) последующего вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта за пределы таможенной территории РФ освобождение от налогообложения осуществляется в том же порядке, который применяется при таможенном режиме экспорта. При вывозе товаров в таможенном режиме реэкспорта за пределы таможенной территории РФ, уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы акциза возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ. При вывозе подакцизных нефтепродуктов с таможенной территории РФ в соответствии с иными таможенными режимами освобождение от уплаты акциза и (или) возврат уплаченных сумм акциза не производятся, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ - подпункт 3 пункта 2 статьи 185 Налогового кодекса РФ.
    
    Принципиально отметить, что в силу пункта 2 статьи 183 Налогового кодекса РФ освобождение от налогообложения может быть применено только в том случае, если налогоплательщик ведет отдельный учет операций с подакцизными нефтепродуктами, вывозимыми в таможенном режиме экспорта.
    

    Право на освобождение от налогообложения должно быть подтверждено налогоплательщиком документально в соответствии с пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса РФ. При вывозе подакцизных нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней (1)  со дня реализации указанных товаров представляются следующие документы:
_________________________
    (1) Как разъяснено в пункте 6.4 Методических рекомендаций по применению Главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ (подакцизные товары), утвержденных приказом МНС РФ от 18 декабря 2000 года N БГ-3-03/440, условием для освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов является соблюдение налогоплательщиком сроков представления документов в полном объеме. При представлении документов по истечении указанного срока основания для освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов не имеется.

    
    1. Контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных нефтепродуктов. В случае, если поставка на экспорт подакцизных нефтепродуктов осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных нефтепродуктов на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом.
    
    Особые требования предусмотрены для освобождения от налогообложения применительно к суммам акциза по операциям с подакцизными нефтепродуктами, начисленным по подпункту 4 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ. В данном случае, если экспорт подакцизных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник давальческого сырья и материалов, налогоплательщик (т.е. лицо, осуществившее производство подакцизных нефтепродуктов из давальческого сырья) представляет в налоговые органы, во-первых, договор между собственником подакцизных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизных нефтепродуктов, во-вторых, контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом (т.е. покупателем подакцизных нефтепродуктов, произведенных налогоплательщиком из давальческого сырья). В случае, если экспорт подакцизных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, осуществляет не непосредственно сам собственник давальческого сырья, а иное лицо по договору комиссии либо иному договору с собственником давальческого сырья, налогоплательщик - производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы кроме указанных выше двух договоров (их копий) также договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) между собственником этих подакцизных нефтепродуктов и лицом, осуществляющим их поставку на экспорт.
    
    2. Платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных нефтепродуктов иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке. В случае, если поставка на экспорт подакцизных нефтепродуктов осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.
    

    Для освобождения от налогообложения применительно к суммам акциза по операциям с подакцизными нефтепродуктами, начисленным по подпункту 4 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ в случае, если экспорт подакцизных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов, осуществляет собственник давальческого сырья, налогоплательщик - производитель подакцизных нефтепродуктов из давальческого сырья представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление всей выручки от реализации подакцизных нефтепродуктов иностранному лицу на счет собственника давальческого сырья в российском банке (либо на счет его комиссионера, поверенного, агента).
    
    При поступлении выручки от реализации подакцизных нефтепродуктов иностранному лицу на счет налогоплательщика или собственника этих подакцизных нефтепродуктов от третьего лица в налоговые органы наряду с платежными документами и выпиской банка (их копиями) представляются договоры поручения по оплате за экспортированные подакцизные нефтепродукты, заключенные между иностранным лицом (покупателем подакцизных нефтепродуктов) и организацией (лицом), осуществившей платеж.
    
    В случае, если незачисление валютной выручки от реализации подакцизных товаров на территорию РФ осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством РФ о валютном  регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территорию РФ.
    
    3. Грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ (пограничный таможенный орган). При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ трубопроводным транспортом представляется полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов. При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством - участником таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, в третьи страны представляется грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов.
    
    4. Документы, подтверждающие фактический вывоз подакцизных нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ (транспортные, товаросопроводительные и иные документы). Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз подакцизных нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ, могут не представляться в случае вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом.
    

    При вывозе подакцизных нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты для подтверждения их вывоза за пределы таможенной территории РФ налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии: поручений на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничного таможенного органа; коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории РФ. При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ, с отметками пограничного таможенного органа.
    
    При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством - участником таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
    
    Условием освобождения от уплаты акциза, начисленного по операциям, предусмотренным подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ, является представление в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 Налогового кодекса РФ или банковской гарантии (пункт 2 статьи 184 Налогового кодекса РФ). Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случае непредставления в порядке и в сроки, которые установлены пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных нефтепродуктов, и неуплаты им акциза и (или) пеней.
    
    Как разъяснено в пункте 6.3 Методических рекомендаций по применению Главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ (подакцизные товары), утвержденных приказом МНС РФ от 18 декабря 2000 года N БГ-3-03/440, при отсутствии поручительства банка или банковской гарантии, предусмотренных пунктом 1 статьи 184 Налогового кодекса (2), налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, установленном для операций по реализации подакцизных товаров, на территории Российской Федерации. Сумма уплаченного акциза подлежит возврату налогоплательщику после предоставления в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Таким образом, сам по себе факт отсутствия поручительства или банковской гарантии не является основанием для отказа налогоплательщику в освобождении от уплаты налога в случае экспорта подакцизных нефтепродуктов. В этом случае налогоплательщик уплачивает налог и при предоставлении им в установленный срок всех необходимых документов в соответствии с пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса РФ уплаченные им суммы акциза возмещаются ему (подлежат зачету и (или) возврату)  в порядке, установленном статьей 203 Налогового кодекса РФ. Напротив, в тех случаях, когда поручительство или банковская гарантия предоставлены в налоговый орган, освобождение от налогообложения осуществляется "авансом", при условии предоставления налогоплательщиком в налоговый орган в 180-дневный срок документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса РФ. При невыполнении налогоплательщиком данного условия налоговый орган вправе обратиться к соответствующему банку, предоставившему поручительство или выдавшему банковскую гарантию, с требованием о выплате сумм акциза, от которого условно был освобожден налогоплательщик, а также соответствующих сумм пеней. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке - пункт 3 статьи 74 Налогового кодекса РФ. Тот же порядок подлежит применению и в случае принудительного взыскания соответствующих денежных средств с гаранта.
_________________________
    (2) В настоящее время - пункт 2 статьи 184 Налогового кодекса РФ. Соответствующие изменения в главу 22 Налогового кодекса РФ "Акцизы" были внесены Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ.

    Статьей 74 Налогового кодекса РФ установлено, что поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем (в данном случае между соответствующим банком и налоговым органом). Следует подчеркнуть, что если поручительство предусмотрено Налоговым кодексом РФ (пункт 1 статьи 72) в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, то банковская гарантия в таком качестве законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрена. В силу этого применительно к порядку выдачи и действия банковской гарантии в данном случае следует руководствоваться нормами гражданского законодательства РФ.
    
    В пункте 6.2 Методических рекомендаций по применению Главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ (подакцизные товары), утвержденных приказом МНС РФ от 18 декабря 2000 года N БГ-3-03/440, МНС РФ подчеркивает, что договоры поручительства налоговыми органами "могут заключаться с коммерческими банками, если:
    
    1) банк зарегистрирован в налоговом органе в том субъекте Российской Федерации, в котором состоит на учете налогоплательщик акцизов;
    
    2) у налогоплательщика акцизов в данном банке открыт расчетный и(или) валютный счет;
    
    3) отсутствуют признаки неплатежеспособности банка-поручителя, как то:
    
    - кредитная организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и(или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
    
    - кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и(или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и(или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
    
    - кредитная организация допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
    
    - кредитная организация нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленных Банком России;
    
    - кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов.
    
    Одновременно обращаем внимание, что окончательное решение о заключении с коммерческим банком договора решаются территориальными органами МНС России самостоятельно на основании имеющейся у них информации и материалов". Совершенно очевидно, что налоговые органы при заключении договоров поручительства будут исходить именно из указанных выше рекомендаций МНС РФ. Это следует иметь в виду и налогоплательщику при  выборе банка, с которым предполагается заключить договор. Более того, представляется, что в отношении выдачи банковских гарантий налоговые органы будут также руководствоваться данными рекомендациями.
    


Смирнов А.Е.,
главный специалист,
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион",
тел.324-66-75, тел./факс 176-78-64

    

12 марта 2003 года N Ю3204

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование