почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
4
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


 Вопрос:


АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

ПИСЬМО

от 2 марта 1999 года N А-02/2-124


Об уточнении Инструкции N 1 по экономическим нормативам

    
    
    После утверждения Банком России Инструкции от 01.10.97 N 1 "О порядке регулирования деятельности банков" в нее внесены многочисленные изменения и дополнения с учетом практики применения экономических нормативов, а также в связи с финансово-экономическим и банковским кризисом. Кредитные организации с пониманием воспринимают эти изменения.
    
    Вместе с тем в Ассоциацию российских банков не прекращается поток обращений банков, в которых говорится об исключительной сложности Инструкции, неоправданной трудоемкости соблюдения требований Инструкции, учета и отчетности. К сожалению, все вносимые изменения и дополнения делают ее более сложной.
    
    В письмах банков содержатся предложения по уточнению Инструкции. Ассоциация российских банков проанализировала их и, считая ряд из них важными, просит рассмотреть следующие:
    
    1. Уменьшить максимально допустимое значение норматива Н2 с 20 до 10%, либо рассредоточить его по времени до конца 1999 года.
    
    В соответствии с Указанием Банка России от 30.10.98 N 392-У размер обеспечения обязательств "До востребования" высоколиквидными активами банка увеличен в пять раз - с 20 до 100%.
    
    Для выполнения этого норматива банку необходимо держать всю сумму обязательств "До востребования" в кассе и на корреспондентском счете в банке России.
    
    Отвлечение крупных сумм в неработающие активы ограничивает возможности банков по кредитованию реального сектора экономики.
    
    2. Отсрочить до 2000 года увеличение с 50 до 70% норматива текущей ликвидности (Н3).
    
    Поддержание указанного норматива на уровне 70% практически означает, что банки обязаны размещать 70% всех своих привлеченных средств (представленных в российских банках в основном средствами "до востребования") в активы со сроком погашения не более 30 дней. Вследствие этого банки фактически не могут кредитовать предприятия, которым нужны ссуды на более длительный срок.
    
    По расчетам Тверского городского банка (его письмо от 03.02.99 N 01-103 находится на рассмотрении в Банке России), с повышением норматива НЗ до 70% и исключением из ликвидных активов вложений в ГКО (согласно письму ЦБ РФ от 01.12.98 N 434-У) фактическое значение НЗ уменьшается как минимум в 2 раза.
    
    3. Включить в расчет ликвидных активов (к нормативам Н2, НЗ, Н5) новые государственные ценные бумаги, которые обмениваются на ГКО - ОФЗ, и средства, депонированные в Фонде обязательного резервирования, которые являются высоколиквидными активами.
    
    4. Исключить из Инструкции N 1 норматив Н8.
    
    Включение средств на расчетных счетах клиентов в расчет Н8, введенное Указанием Банка России от 18.08.98 N 317-У, является экономически необоснованным и представляет собой администрирование средствами клиента, что противоречит ГК РФ.
    
    Банк не может влиять на остатки на расчетном счете клиента при неравномерном поступлении средств, так как банк не вправе отказать клиенту в зачислении средств на его счет или отказывать на него влияние по их расходованию, так как это запрещено законодательством и договором банковского счета.
    
    Согласно ст.845 ГК РФ банк обязан принимать и зачислять средства, поступающие на счет клиента, и не вправе определять и контролировать их использование, а также устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
    
    По сообщениям кредитных организаций, Главное управление Банка России для выполнения данного норматива рекомендуют им наращивать капитал (это правильно, но требует времени и ресурсов) или рассмотреть вопрос о невозможности обслуживания клиентов, на счетах которых средства превышают 25% собственного капитала банка.
    
    Необходимо также иметь в виду, что это мешает привлечению хороших клиентов банками, в которые переходят клиенты из банков, пострадавших от финансового кризиса, или у которых отозвана лицензия либо назначена временная администрация.
    
    5. Дифференцировать предельные значения норматива Н9-1.
    
    Допустимый объем кредитов, предоставленных всем акционерам, в настоящее время установлен на едином уровне для всех банков - 50% капитала банка.
    
    В результате в сложное положение по выполнению этого норматива попадают банки, находящиеся, например, в районах Крайнего Севера, нефте- и газодобывающих регионах либо городах, где крупными ссудозаемщиками банка являются градообразующие предприятия - акционеры банка.
    
    Аналогичное положение во многих райцентрах, где нет других ссудозаемщиков, а действующие предприятия - акционеры банка нуждаются в кредитах "своего" банка.
    
    Кроме того, многие предприятия - акционеры банка являются его надежными партнерами, вовремя возвращают кредит и уплачивают проценты. Однако банк вынужден отказывать им в кредитах из-за требований норматива Н9-1, что вряд ли экономически оправдано.
    
    В связи с этим целесообразно предоставить право территориальным управлениям Банка России (национальным банкам) устанавливать дифференцированные значения данного норматива с учетом конкретных условий и специфики деятельности кредитных организаций.
    
    Ассоциация российских банков просит учесть данные предложения в ходе дальнейшей работы по совершенствованию Инструкции N 1 и сообщить о результатах рассмотрения для дачи согласованных разъяснений коммерческим банкам.
    
    

Исполнительный
вице-президент АРБ
В.С.Захаров

    
    
 


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 апреля 1999 года N 016-15-1/1641


[Об уточнении Инструкции N 1 по экономическим нормативам]

    
    
    Банк России рассмотрел Ваши предложения об уточнении Инструкции Банка России от 01.10.97 N 1 "О порядке регулирования деятельности банков" (далее - Инструкция) и сообщает следующее.
    
    Полностью согласны с техническим аспектом проблемы, касающимся сложности работы с текстом Инструкции, в новую редакцию которой к настоящему времени внесено значительное количество изменений (Указания Банка России от 31.12.98*N 123-У, от 29.01.98 153-У, от 18.08.98 N 317-У, от 30.09.98 N 368-У, от 30.10.98 N 392-У, от 21.12.98 N 447-У). В связи с этим Банком России (Департаментом пруденциального банковского надзора) ведется работа по подготовке к публикации на страницах "Вестника Банка России" уточненной версии Инструкции с учетом всех изменений и дополнений. Данная работа должна быть завершена в течение ближайшего месяца.
________________
    * Вероятно, ошибка оригинала. Дату следует читать: "31.12.97". - Примечание
    
    Ниже излагаем мнение по существу предлагаемых Вами изменений в Инструкцию.
    
    1. О целесообразности снижения требований Банка России к кредитным организациям по мгновенной и текущей ликвидности.
    
    Изменение методики расчета нормативов ликвидности (исключение из состава высоколиквидных активов вложений в государственные ценные бумаги, приобретенные для инвестирования (Указание Банка России от 30.10.98 N 392-У), внесение изменений в порядок учета государственных ценных бумаг (Указание Банка России от 01.12.98 N 434-У) уточнило подходы Банка России к оценке ликвидности, в том числе отразило повышение реальных рисков ликвидности, и, с другой стороны, дополнило состав высоколиквидных и ликвидных активов облигациями Банка России, не обремененными обязательствами (Указания Банка России от 30.10.98 N 392-У и от 21.12.98 N 447-У), а высоколиквидных активов - также средствами на корреспондентских счетах в банках-нерезидентах стран из числа "группы развитых стран" (Указание N 447-У). Увеличение размера обеспечения обязательств до востребования высоколиквидными активами в 5 раз явилось результатом устранения технической неточности, существовавшей в прежней редакции Инструкции.
    
    Представляется, что внесенные изменения в расчет нормативов мгновенной и текущей ликвидности позволяют более точно оценить способность банка обеспечить своевременное выполнение своих обязательств. При проведении данной работы Банк России ориентировался в том числе на опыт, извлеченный из условий финансового кризиса.
    

    Что касается отнесения вложений в государственные ценные бумаги, приобретенные для перепродажи, к высоколиквидным и ликвидным активам, то Банк России не отказывается в принципе от данного подхода. Он будет реализован сразу после восстановления рынка государственных ценных бумаг.
    
    Предложение о включении средств обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в расчет ликвидных активов не может быть принято, так как в соответствии с действующим законодательством указанные резервы используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами исключительно при отзыве у кредитной организации лицензии на совершение банковских операций. Таким образом, в ходе обычной деятельности банка эти активы не являются ликвидными.
    
    Значения нормативов мгновенной ликвидности (Н2) и текущей ликвидности (НЗ), установленные Инструкцией Банка России от 01.10.97 N 1 "О порядке регулирования деятельности банков", не менялись.
    
    Более того, ранее действовавшая редакция Инструкции (от 30.01.96) предполагала существенное ужесточение требований Банка России к нормативу мгновенной ликвидности - с 20%, начиная с 01.07.96, до 70%, начиная с 01.02.99. В ныне действующей редакции зафиксировано постоянное минимально допустимое значение норматива Н2 - 20%.
    
    Что касается норматива текущей ликвидности Н3, то, как показывает анализ ситуации по состоянию на 01.02.99, большинство кредитных организаций - 1168 (или 82,1% общего количества действующих) - выполняют установленное с 01.02.99 минимально допустимое значение указанного норматива (70%). Кредитные организации, у которых фактически сложившееся значение данного норматива от 50 до 70%, составляет 6%. 11,9% составляют кредитные организации, у которых указанное значение менее 50%. При этом из 169 кредитных организаций, значение норматива текущей ликвидности которых составило менее 50%, 143 кредитные организации (84,6%) относятся в соответствии с письмом Банка России от 28.05.97 N 457 "О критериях финансового состояния банков" к проблемным банкам, и лишь 26 кредитных организаций (15,4%) расцениваются как кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности и относятся к категории финансово стабильных. Удельный вес последних в общем числе кредитных организаций, представивших отчетность, составляет 1,8%.
    
    Учитывая приведенные данные, а также возможность установления на 1999 год контрольных квартальных значений нормативов Н2 и НЗ (в соответствии с Указанием Банка России от 31.10.97 N 10-У) в результате изменения методики расчета указанных нормативов (Указание Банка России от 30.10.98 N 392-У), представляется возможным решать обоснованно возникающие у отдельных кредитных организаций вопросы в режиме текущего регулирования их деятельности без переноса на более позднюю дату срока введения значения норматива текущей ликвидности на уровне 70% и снижения минимальных требований к нормативу мгновенной ликвидности.
    

    Установление Банком России (в 1997 году) предельных значений норматива Н2 на уровне 20% и норматива НЗ на уровне 70%, а также уточнение порядка их расчета регулирует исключительно вопросы своевременного исполнения банком своих обязательств до востребования и сроком до 30 дней. При всем значении расширения долгосрочного кредитования реального сектора экономики представляется, что развитие кредитных отношений банков с предприятиями реального сектора экономики в настоящее время не сдерживаются непосредственно нормативами ликвидности. Помимо этого указанные отношения в любом случае не могут развиваться в ущерб интересам кредиторов и вкладчиков банков.
    
    2. О целесообразности исключения из Инструкции норматива Н8.
    
    Норматив Н8 установлен Банком России в соответствии со ст.61 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и в силу частой смены клиентами банков регулирует весьма важный аспект банковской ликвидности. Указанный норматив дает возможность ограничить риск изъятия средств кредитором, уменьшая тем самым общий риск дестабилизации финансового положения банка.
    
    Банку России известны трудности, с которыми сталкиваются банки при выполнении норматива Н8 из-за невозможности прогнозировать поступления средств на счета клиентов, а также возникшая в результате финансового кризиса проблема концентрации средств клиентов в банках, которым они доверяют.
    
    В целях решения данной проблемы Банком России принято решение о включении в расчет норматива Н8 остатков на корреспондентских, расчетных (текущих) счетах, а также на депозитных счетах до востребования по формуле средней хронологической за месяц, а также об установлении пониженных коэффициентов риска по привлеченным средствам в виде кредитов и депозитов, которые по условиям договора не могут быть изъяты до истечения срока (Указание Банка России от 18.08.98 N 317-У "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России "О порядке регулирования деятельности банков" от 01.10.97 N 1).
    
    Одновременно доводим до Вашего сведения, что в целях решения проблемы адекватного применения территориальными учреждениями Банка России мер воздействия за нарушение указанного норматива Банком России выпущено Разъяснение от 22.01.99 N 32-Т "О неприменении к кредитным организациям мер воздействия в виде штрафных санкций за нарушение максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) (норматив Н8)". Банк России готов рассмотреть предложения по совершенствованию методики расчета норматива. В то же время Банк России полагает, что отмена норматива Н8 была бы нецелесообразной.
    

    3. О возможности установления индивидуальных значений норматива Н9.1 для региональных банков.
    
    Устанавливая единые допустимые пределы тех или иных рисков банковской деятельности, Банк России исходит из того, что существо этих рисков одинаково для всех банков независимо от их специализации или месторасположения, а индивидуальный подход к банкам приведет к созданию для ряда из них льготного режима деятельности. Указанное в том числе относится к установленным лимитам кредитования акционеров ("Совокупная величина кредитов и займов, выданных акционерам (участникам) банка" - норматив Н9.1). Указанной сфере деятельности кредитных организаций традиционно присущ повышенный кредитный риск в силу высокой вероятности особых (нерыночных) отношений между банком-кредитором и заемщиками, являющимися его акционерами (участниками). В то же время в рамках совершенствования подходов к определению степени риска по соответствующим кредитам Банк России принял решение, в соответствии с которым обязательные нормативы Н9 и Н9.1 рассчитываются не по всем акционерам (участникам), а по тем из них, вклад которых в уставный капитал банка превышает 5% его зарегистрированной величины. В отношении остальных акционеров (участников) применяется норматив Н6 (данный порядок установлен Указанием Банка России от 30.10.98 N 392-У).
    
    Банку России известно, что некоторые региональные банки в силу специфики экономического развития регионов сталкиваются с трудностями при выполнении требований по соблюдению установленных лимитов кредитования своих акционеров (участников). Полагаем, что разрешением проблемы в рамках действующей Инструкции может являться предоставление указанной категории заемщиков синдицированных кредитов, в том числе с участием в синдицированном кредитовании других банков региона. В соответствии с Инструкцией синдицированные кредиты в части средств, привлеченных от третьих лиц, оцениваются с пониженным коэффициентом риска (20%), установленным Указанием Банка России от 18.08.98 N 317-У.
    
    

Заместитель
Председателя ЦБ РФ
В.Н.Горюнов

    
    
    

Текст документа сверен по:
"Налогообложение, учет и отчетность
в коммерческом банке",
N 3 (7), 1999 год

    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование