почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
18
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Плата за негативное воздействие на окружающую среду на сегодняшний день не подлежит взиманию, поскольку не установлен надлежащим образом такой существенный элемент сбора,
как сроки его уплаты

    


 Вопрос:


    Необходимо ли в 2003 году уплачивать плату за негативное воздействие?
    
    

 Ответ:

    
    12 июня 2003 года постановлением Правительства РФ N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, иными словами - утверждены ставки платы за загрязнение. Указанные ставки вступили в действие с 30 июня 2003 года (письмо МНС РФ от 25 июля 2003 года N НА-6-21/826@ "О плате за загрязнение окружающей природной среды"). До указанного периода ставки платы за загрязнение устанавливались приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N б/н*, которые были признаны недействительными решением Верховного Суда РФ от 12 февраля 2003 года N ГКПИ 03-49**.
_________________________
    * Следует отметить, что указанный приказ не был официально опубликован и зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, в связи с чем вообще не подлежал применению (часть 3 статьи 15 Конституции РФ).
    
    ** Фактически недействительным был признан пункт 2 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года N 632, во исполнение которого издан приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 27 ноября 1992 N б/н.


    Вместе с тем пунктом 1 приказа МПР РФ от 12 апреля 2002 года N 187 указанный приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 27 ноября 1992 N б/н был признан недействующим. Тем самым в период с 12.04.2002 по 30.06.2003 ставки платы за загрязнение отсутствовали. Согласно пункту 6 статьи 3 НК РФ: "Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить". В термин "какие налоги (сборы)" включается и размер (ставка) сбора, поскольку в отсутствие ставки сбора его плательщик не может определить, каков размер его публично-правовой обязанности перед бюджетом и, как следствие, должен ли он фактически платить данный сбор. Данный вывод подтверждается и пунктом 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 года N 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11(1) Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года".
    
    Следовательно, в период с 12.04.2002 по 30.06.2003 обязанность по уплате платы за загрязнение отсутствовала.
    

    Период после 30.06.2003. Следует отметить, что Налоговым кодексом РФ в качестве существенных элементов сбора, без законодательного определения которых невозможна его уплата (пункт 3 статьи 17 НК РФ), установлены не только ставки сбора.
    
    Так, обратившись к тексту статей 57 и 58 НК РФ, мы можем убедиться, что при установлении сбора должны быть определены порядок уплаты сбора и сроки его уплаты, причем именно в законодательной форме (см., например, пункт 4 и 5 ст.58 НК РФ), поскольку НК РФ не делегировано Правительству РФ право участвовать в определении указанных элементов обложения. Если же специально такое полномочие Правительству РФ не делегировано, то в силу пунктов 1 и 3 статьи 1 НК РФ постановления Правительства РФ в состав законодательства о налогах и сборах не включаются и не могут порождать обязанность по уплате сбора (пункты 1 и 2 ст.44 НК РФ).
    
    Согласно статье 32_1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Вводный закон) до признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ссылки в пункте 3 ст.57, пунктах 1, 2 и 4 ст.58 НК РФ на положения части второй настоящего Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов. Таким образом, законодатель создает переходную норму для вступления в силу предусмотренных вышеуказанными статьями ограничений.
    
    Вместе с тем вышеприведенное правило не затрагивает обязанности по законодательному установлению, как минимум, сроков уплаты сбора, поскольку в части пунктов 1, 2 и 4 статья 57 НК РФ признается действующей в полном объеме без переходных периодов, а пункт 3 ст.57 НК РФ подпадает под переходный период лишь в части ссылок на положения части второй НК РФ, тогда как данный пункт отсылает к Особенной части настоящего Кодекса лишь в отношении сроков совершения действий участников налоговых правоотношений, которые по тексту статьи противопоставляются срокам уплаты сборов их плательщиками. Таким образом, согласно статье 32_1 Вводного закона и пункту 3 ст.16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (в интерпретации Определения N 284-О) Правительством РФ могут быть установлены лишь порядок исчисления и порядок уплаты налога, но не сроки его уплаты, которые тем не менее относятся к существенным элементам налогов и сборов (пункт 1 ст.57 НК РФ).
    
    Следует отметить, что согласно статье 32_1 Вводного закона до признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ссылки в пункте 3 ст.57, пунктах 1, 2 и 4 ст.58 НК РФ на положения части второй настоящего Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов. Таким образом, буквальное толкование вышеприведенной нормы позволяет предположить, что переходный период для пункта 3 ст. 57 и пунктов 1, 2 и 4 ст.58 НК РФ (равно как и для других статей Кодекса, приведенных в ст.32_1 Вводного закона) устанавливается лишь в части налогов, но не сборов.
    

    Между тем такой существенный элемент платы за загрязнение окружающей среды, как сроки ее уплаты, установлен не законом, а совместным письмом Минприроды РФ, Минфина РФ, Госналогслужбы РФ от 3 марта 1993 года N 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10, которое также не было официально опубликовано. Между тем, несмотря на то что принято оно было до вступления в силу Конституции РФ, согласно части 2 раздела 2 Конституции РФ: "Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации". Следовательно, указанное совместное письмо с 12.12.93 применению не подлежит на основании части 3 статьи 15 Конституции РФ, а также противоречит статье 58 НК РФ.
    
    Более того, указанное совместное письмо принято на основании пункта 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632. Согласно указанному пункту: "Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации". Между тем, сроки уплаты установлены, как указано выше, совместным письмом Минприроды РФ, Минфина РФ, Госналогслужбы РФ, которые не являются территориальными органами Минприроды РФ.
    
    Согласно пункту 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 года N 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11(1) Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года":
    
    "Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно обращался к конституционному понятию "законно установленные налоги и сборы" (статья 57 Конституции Российской Федерации). Раскрывая содержание этого понятия, он указывал, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными"; Конституция Российской Федерации исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти; установить налог или сбор - не значит только дать ему название, необходимо определение в законе существенных элементов налоговых обязательств (см., например, постановления от 4 апреля 1996 года и от 18 февраля 1997 года). Некоторые из существенных элементов определены в части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": налогоплательщик (субъект налога); объект и источник налога; единица налогообложения; налоговая ставка (норма налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.
    
    Таким образом, налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства".
    

    Вывод: на основании всего изложенного представляется возможным утверждать, что плата за негативное воздействие на окружающую среду на сегодняшний день не подлежит взиманию, поскольку не установлен надлежащим образом такой существенный элемент сбора, как сроки его уплаты.
    
    

Ильюшихин И.Н.,
генеральный директор
ЗАО "Юридический центр

"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел/факс 176-78-64

9 февраля 2004 года N Ю4976


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование