почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
11
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


Неуплата платежей за пользование недрами


    

 Вопрос:


    В ходе проведения налоговой проверки, охватывающей 2000-2001 годы, была установлена неуплата платежей за пользование недрами. Подлежал ли уплате данный сбор за указанные периоды?

  

 Ответ:


    Согласно пункту 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 18 февраля 1997 года N 3-П "По делу о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции":
    
    "Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конституция Российской Федерации относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "з") и предусматривает, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть 3); принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (статья 106).
    
    Из этих положений вытекает, что федеральные налоги и сборы следует считать "законно установленными", если они установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством".
    
    К числу таких федеральных сборов относится и плата за пользование недрами (подпункт "и" пункта 1 статьи 19 Закона "Об основах налоговой системы в РФ").
    
    Следует отметить, что Налоговым кодексом РФ в качестве существенных элементов сбора, без законодательного определения которых невозможна его уплата (пункт 3 статьи 17 НК РФ), установлены не только ставки сбора.
    
    Так, обратившись к тексту статей 57 и 58 НК РФ, мы можем убедиться, что при установлении сбора должны быть определены порядок уплаты сбора и сроки его уплаты, причем именно в законодательной форме (см., например, п.п.4, 5 ст.58 НК РФ), поскольку НК РФ не делегировано Правительству РФ право участвовать в определении указанных элементов обложения. Если же специально такое полномочие Правительству РФ не делегировано, то в силу пунктов 1, 3 статьи 1 НК РФ постановления Правительства РФ в состав законодательства о налогах и сборах не включаются и не могут порождать обязанность по уплате сбора (пункты 1, 2 ст.44 НК РФ).
    
    Следует отметить, что согласно статье 32_1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ссылки в пункте 3 ст.57, пунктах 1, 2 и 4 ст.58 НК РФ на положения части второй настоящего Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов. Таким образом, буквальное толкование вышеприведенной нормы позволяет предположить, что переходный период для пункта 3 ст.57 и пунктов 1, 2 и 4 ст.58 НК РФ (равно как и для других статей Кодекса, приведенных в ст.32_1 Вводного закона) устанавливается лишь в части налогов, но не сборов.
    

    Между тем согласно части 7 статьи 41 Закона "О недрах": "Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации". Таким образом, поскольку порядок уплаты (взимания) платежей за пользование недрами не установлен в законодательной форме, как того требуют НК РФ и акты Конституционного Суда РФ, указанный платеж не является законно установленным и взиматься не может (статья 57 Конституции РФ; пункт 1 статьи 3 и статья 17 НК РФ).
    
    Что касается сроков уплаты платежей за пользование недрами, то согласно статье 32_1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ссылки в пункте 3 ст.57, пунктах 1, 2 и 4 ст.58 НК РФ на положения части второй настоящего Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов. Таким образом, законодатель создает переходную норму для вступления в силу предусмотренных вышеуказанными статьями ограничений.
    
    Вместе с тем вышеприведенное правило вообще не затрагивает обязанности по законодательному установлению, как минимум, сроков уплаты сбора, поскольку в части пунктов 1, 2 и 4 статья 57 НК РФ признается действующей в полном объеме без переходных периодов, а пункт 3 ст.57 НК РФ подпадает под переходный период лишь в части ссылок на положения части второй НК РФ, тогда как данный пункт отсылает к Особенной части настоящего Кодекса лишь в отношении сроков совершения действий участников налоговых правоотношений, которые по тексту статьи противопоставляются срокам уплаты сборов их плательщиками.
    
    Между тем в пункте 2 постановления Правительства РФ от 28 октября 1992 года N 828 "Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна" установлено следующее:
    
    "Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службе России совместно с Министерством экономики Российской Федерации, комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по металлургии и Федеральной службой России по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору в месячный срок разработать и утвердить инструкцию о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами". И пунктом 22 Инструкции Минфина РФ от 4 февраля 1993 года N 8, Госналогслужбы РФ от 30 января 1993 года N 17 и Федерального горного и промышленного надзора РФ от 4 февраля 1993 года N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" такие сроки были установлены (при отсутствии их в тексте статьи 41 Закона "О недрах", равно как и поручения Правительству РФ определять такие сроки).
    

    Таким образом, при установлении платежей за пользование недрами не установлены в надлежащей (законной) форме такие существенные элементы сбора, как: порядок уплаты, сроки уплаты, что влечет признание соответствующего сбора нестановленным.
    
    Обращаем внимание на то, что в соответствии с решением Верховного Суда РФ от 12 февраля 2003 года N ГКПИ03-49, если законодательные акты в сфере природопользования не предусматривают делегирование Правительством РФ полномочий федеральным органам исполнительной власти по установлению размеров платежей за природопользование, то такое делегирование является незаконным, поскольку "в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" сформулирована правовая позиция, согласно которой делегирование Правительству РФ Федеральным законом полномочий по установлению порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду предполагает, что нормативы платы вводятся Правительством РФ". Между тем именно Правительство РФ делегировало Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службе России совместно с Министерством экономики Российской Федерации, комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по металлургии и Федеральной службой России по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору определить сроки внесения в бюджет платы за пользование недрами.
         
    Следует отметить, что объект сбора определен статьей 41 Закона "О недрах" лишь в отношении такой разновидности платы за пользование недрами, как плата за добычу полезных ископаемых (алмазов) сослался суд апелляционной инстанции (стоимость добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора), тогда как объект платы за поиск и разведку месторождений полезных ископаемых в тексте Закона также не определен.
         
    Согласно статье 7 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (с изменениями): "Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса". Таким образом, Закон "О недрах" после 1 января 1999 года (дата вступления в силу части 1 НК РФ) подлежал приведению в соответствие с Налоговым кодексом РФ, а именно: непосредственно в Законе подлежали урегулированию существенные элементы указанного сбора. Указанный вывод подтверждается и действиями законодателя, который Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ внес необходимые изменения в текст раздела V Закона "О недрах". Однако период проведения проверки охватывает 2000 и 2001 годы, в связи с чем за указанные периоды не установленный законно сбор уплате не подлежал.
         

    Не должна приниматься во внимание ссылка на тот факт, что бесплатное пользование недрами противоречит принципу платности недропользования в Законе "О недрах".
    
    Как и налог, сбор представляет собой законное ограничение права собственности его плательщика на денежные средства, закрепленного в статье 35 Конституции РФ (пункт 5 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы"). Указанное право собственности, согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ, может быть ограничено только федеральным законом, а не актами Правительства РФ и тем более не актами органов исполнительной власти. Следовательно, как раз взимание за пользование недрами платы в произвольном (не законодательном) порядке нарушает гарантии права частной собственности, установленные статьями 35 и 55 Конституции РФ с учетом того, что именно права человека и гражданина являются высшей ценностью (статья 2 Конституции РФ).

    

Ильюшихин И.Н.,
генеральный директор
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64

21 июня 2004 года N Ю5694



  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование