почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
29
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


Плата за пользование недрами



 Вопрос:


    Является ли плата за пользование недрами законно установленным сбором?



 Ответ:


    Согласно пункту 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 18 февраля 1997 года N 3-П "По делу о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции":
    
    "Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конституция Российской Федерации относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "з") и предусматривает, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть 3); принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (статья 106).
    
    Из этих положений вытекает, что федеральные налоги и сборы следует считать "законно установленными", если они установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством".
    
    К числу таких федеральных сборов относится и плата за пользование недрами (подпункт "и" пункта 1 статьи 19 Закона "Об основах налоговой системы в РФ").
    
    В соответствии с пунктом 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 года N 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11(1) Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года":
   
    "Таким образом, налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства".
    
    В отношении тех налогов (сборов), которые установлены и введены в действие до 01.01.99 (определения Конституционного Суда РФ от 4 октября 2001 года N 183-О, от 6 декабря 2001 года N 258-О, от 20 апреля 2002 N 83-О), элементы налогообложения установлены статьей 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в том числе - применительно к сбору (см. об этом пункт 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 года N 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11(1) Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года").
    
    Согласно указанной норме:
    

    "В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют:
   
    налогоплательщика (субъект налога);
    
    объект и источник налога;
    
    единицу налогообложения;
    
    налоговую ставку (норму налогового обложения);
    
    сроки уплаты налога;
    
    бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад".
    
    Между тем применительно к платежам за пользование недрами не установлены такие элементы, как сроки уплаты и объект сбора.
    
    Сроки уплаты платежей за пользование недрами.
    
    Законодательство о налогах и сборах (в том числе - НК РФ) не делегировало Правительству РФ право участвовать в определении указанных элементов обложения. Если же специально такое полномочие Правительству РФ не делегировано, то в силу пунктов 1, 3 статьи 1 НК РФ постановления Правительства РФ в состав законодательства о налогах и сборах не включаются и не могут порождать обязанность по уплате сбора (пункты 1, 2 ст. 44 НК РФ; пункт 3 ст.23 Закона РСФСР от 10 октября 1991 года N 1735-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР"; постановление ВС РФ от 10 июля 1992 года N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации").
    
    Между тем согласно части 7 статьи 41 Закона "О недрах": "Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации". Таким образом, поскольку условия (в том числе - срок) уплаты (взимания) платежей за пользование недрами не установлены в законодательной форме, как того требуют НК РФ и акты Конституционного Суда РФ, указанный платеж не является законно установленным и взиматься не может (статья 57 Конституции РФ; пункт 1 статьи 3 и статья 17 НК РФ).
    
    В пункте 2 постановления Правительства РФ от 28 октября 1992 года N 828 "Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна" установлено следующее:
    
    "Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службе России совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по металлургии и Федеральной службой России по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору в месячный срок разработать и утвердить инструкцию о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами". И пунктом 22 Инструкции Минфина РФ от 4 февраля 1993 года N 8, Госналогслужбы РФ от 30 января 1993 года N 17 и Федерального горного и промышленного надзора РФ от 4 февраля 1993 года N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" такие сроки были установлены (при отсутствии их в тексте статьи 41 Закона "О недрах", равно как и поручения Правительству РФ определять такие сроки).
    

    Таким образом, при установлении платежей за пользование недрами не установлен в надлежащей (законной) форме такой существенный элемент сбора, как срок его уплаты, что влечет признание соответствующего сбора не установленным.
         
    Обращаем внимание на то, что в соответствии с Решением Верховного Суда РФ от 12 февраля 2003 года N ГКПИ03-49 если законодательные акты в сфере природопользования не предусматривают делегирование Правительством РФ полномочий федеральным органам исполнительной власти по установлению размеров платежей за природопользование, то такое делегирование является незаконным, поскольку "в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" сформулирована правовая позиция, согласно которой делегирование Правительству РФ Федеральным законом полномочий по установлению порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду предполагает, что нормативы платы вводятся Правительством РФ". Между тем именно Правительство РФ делегировало Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службе России совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по металлургии и Федеральной службой России по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору определить сроки внесения в бюджет платы за пользование недрами, в связи с чем установление сроков уплаты сбора федеральными органами исполнительной власти нарушает и статью 10 Конституции РФ.
         

Объект сбора

    
    Следует отметить, что объект сбора определен статьей 41 Закона "О недрах" лишь в отношении такой разновидности платы за пользование недрами, как плата за добычу полезных ископаемых (алмазов), на что сослался суд апелляционной инстанции (стоимость добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора), тогда как объект платы за поиск и разведку месторождений полезных ископаемых в тексте Закона также не определен.
    
    Согласно части 4 статьи 41 Федерального закона "О недрах":
    
    "Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в формах разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи. Их размеры включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. При этом платежи за добычу полезных ископаемых с объемов сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере". Иных упоминаний об объекте сбора в тексте статьи 41 нет. Таковым нельзя признать норму части 2 статьи 41 относительно того, что "размеры платежей на проведение поисковых и разведочных работ определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска", поскольку данная норма говорит именно о размерах платежей, а не о возникновении обязанности по уплате сбора. Между тем на размер платежей могут влиять и понижающие (повышающие) коэффициенты.
    
    Как указывалось выше, платежи за пользование недрами в структуре статьи 41 Закона "О недрах" включают в себя платежи как за добычу полезных ископаемых, так и платежи за проведение поисковых и разведочных работ. Таким образом, в отношении указанного вида пользования недрами не установлен такой существенный элемент, как объект сбора.
    
    Плата за пользование недрами не является законно установленным сбором.
    

    

Ильюшихин И.Н.,
генеральный директор
                                                              ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел./факс 332-32-85

23 ноября 2004 года N Ю6635




  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование