почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
7
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2005 года N 9024/05


[Дело об обязании таможни возвратить уплаченную сумму налога на добавленную стоимость направлено на новое рассмотрение, так как  суды трех инстанций не учли, что и до вступления в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, являлись плательщиками налога на добавленную стоимость]

    
    
    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление Дагестанской таможни о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.06.2005 по делу N А15-2411/04-15 Арбитражного суда Республики Дагестан.
    
    В заседании принял участие представитель заявителя - Дагестанской таможни - Наумов А.А.
    
    От индивидуального предпринимателя Гасанова Ш.А. поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью прибытия его для участия в заседании Президиума из-за болезни.
    
    Президиум отклонил это ходатайство, поскольку Гасанов Ш.А. прислал отзыв на заявление Дагестанской таможни о пересмотре судебного акта в порядке надзора, изложив в нем свою позицию по делу.
    
    Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г., а также объяснения присутствующего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
    
    Гасанов Ш.А. (далее - предприниматель), зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя 19.11.99 и применявший упрощенную систему налогообложения в 2001-2002 годах, ввез на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики с целью продажи товары и при внесении таможенных платежей уплатил 403640 рублей налога на добавленную стоимость.
    
    Полагая, что в силу Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ) он не является плательщиком налога на добавленную стоимость, предприниматель 20.10.2003 обратился с заявлением в Дагестанскую таможню (далее - таможня) о возврате указанной суммы.
    
    Таможня письмами от 27.10.2003 и 20.12.2004 отказала в возврате уплаченного налога на добавленную стоимость, ссылаясь на то, что индивидуальные предприниматели, в том числе и применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации обязаны уплачивать этот налог при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
    
    Считая отказ таможни неправомерным, предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением об обязании ее возвратить уплаченную сумму налога на добавленную стоимость.
    
    Определением от 03.11.2004 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 22 по Республике Дагестан (далее - инспекция).
    
    Решением суда первой инстанции от 30.12.2004 заявленное требование удовлетворено по следующим основаниям.
    
    До введения в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели не признавались плательщиками налога на добавленную стоимость.
    
    Согласно абзацу второму части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают для субъектов малого предпринимательства менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
    
    Ввоз товаров на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики осуществлялся предпринимателем в пределах указанного срока.
    
    Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.03.2005 решение суда первой инстанции отменено и в удовлетворении заявленного требования отказано, поскольку предпринимателем не были представлены доказательства уплаты налога на добавленную стоимость при перемещении товаров.
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 16.06.2005 отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, заявленное требование удовлетворил, признав, что факт уплаты предпринимателем налога на добавленную стоимость подтвержден актом сверки расчетов с таможней от 22.11.2004. Кроме того, суд сослался на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П, согласно которому на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в том числе перешедших на нее до 01.01.2001, распространяется гарантия, закрепленная абзацем вторым части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ.
    
    До вступления в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", который не относил индивидуальных предпринимателей к плательщикам этого налога.
    
    В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции таможня просит его отменить, поскольку суд неправильно применил пункт 3 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, порядок уплаты данного налога при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации определяется исходя из Таможенного кодекса Российской Федерации.
    
    В отзыве на заявление предприниматель просит названный судебный акт оставить без изменения как соответствующий действующему законодательству.
    
    Инспекция в отзыве на заявление просит отменить оспариваемый судебный акт как необоснованный, предпринимателю в удовлетворении требования отказать.
    
    Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлении присутствующего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что решение суда первой и постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, принятые по настоящему делу, подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
    
    Согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации операции по ввозу товаров (работ, услуг) на таможенную территорию Российской Федерации относятся к объектам обложения налогом на добавленную стоимость.
    
    Статьей 143 названного Кодекса предусмотрено, что плательщиками данного налога являются, в частности, лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
    
    Аналогичные положения содержатся в пункте 3 статьи 2 и подпункте "б" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".
    
    Как следует из статьи 118 Таможенного кодекса Российской Федерации, действовавшего в период ввоза предпринимателем товара, таможенные платежи вносятся непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с этим Кодексом. Согласно статье 18 указанного Кодекса, декларант - это лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени.
    
    В силу пункта 2 статьи 110 Таможенного кодекса Российской Федерации, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений (статья 318 ныне действующего Таможенного кодекса Российской Федерации), в состав таможенных платежей при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации наряду с прочими таможенными платежами входит и налог на добавленную стоимость.
    
    Следовательно, любое лицо, перемещающее товар через таможенную границу Российской Федерации, обязано уплатить налог на добавленную стоимость.
    
    Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан" касается вопроса о допустимости возложения на индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, обязанности по уплате налога на добавленную стоимость при реализации товаров.
    
    В данном случае речь идет о налоге на добавленную стоимость, подлежащем уплате при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, а не при реализации товара.
    
    Таким образом, суды трех инстанций не учли, что и до вступления в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, являлись плательщиками налога на добавленную стоимость, и ошибочно применили положения статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П.
    
    При названных обстоятельствах решение суда первой и постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, принятые по указанному делу, в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
    

постановил:

    
    Решение суда первой инстанции от 30.12.2004, постановление суда апелляционной инстанции от 28.03.2005 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-2411/04-15 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.06.2005 по тому же делу отменить.
    
    Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
    
    

Председательствующий
А.А.Иванов

    
    
    
Текст документа сверен по:

Вестник Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации,
N 6, июнь 2006 года

    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование