ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2003 года Дело N А26-6671/02-212
[Суд признал незаконным отказ ИМНС в возврате учреждению связи излишне уплаченного налога на землю, обязал ИМНС возвратить заявителю суммы налога с начислением процентов в соответствии с пунктом 9 статьи 78 НК РФ, так как пришел к выводу, что учреждение правомерно воспользовалось льготой, предусмотренной пунктом 12 статьи 12 Закона "О плате за землю"]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кирейковой Г.Г., судей: Клириковой Т.В., Ломакина С.А., рассмотрев 16.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Респубики Карелия от 29.05.2003 по делу N А26-6671/02-212 (судья Яковлев В.В.), установил:
Государственное учреждение - Управление федеральной почтовой связи Республики Карелия (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Республике Карелия (далее - Инспекция) от 24.09.2003 N 6876 об отказе Учреждению в возврате из бюджета 3478 руб. 08 коп. излишне уплаченного налога на землю за 1999-2002 годы и обязании налогового органа возвратить заявителю названную сумму налога с начисленными на эту сумму процентами.
Решением от 29.05.2003 заявленные Учреждением требования частично удовлетворены: решение налогового органа признано незаконным в части отказа в возврате заявителю излишне уплаченного налога на землю за 2000-2002 годы; суд обязал Инспекцию возвратить заявителю суммы излишне уплаченного налога на землю за названный период с начислением процентов в соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В удовлетворении остальной части заявленных требований Учреждению отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 29.05.2003 и отказать заявителю в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, поскольку в соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю") Учреждение не обеспечивает трансляцию государственных программ телевидения и радиовещания, то оно не может претендовать на освобождение от уплаты налога на землю.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение, считая доводы жалобы несостоятельными, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения.
Законность решения арбитражного суда от 29.05.2003 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Учреждение в период с 1999 по 2002 годы уплачивало налог на землю. Не считая себя плательщиком земельного налога, оно обратилось в Инспекцию с заявлением от 17.09.2002 N 09-02/89 о возврате из бюджета 3478 руб. 08 коп. излишне уплаченного земельного налога за указанный период.
Налоговый орган письмом от 24.09.2002 N 6876 отказал заявителю в возврате налога на землю, указав, что не считает его излишне уплаченным, поскольку согласно статье 12 Закона "О плате за землю" за земельные участки, предоставленные учреждениям федеральной почтовой связи, льгота не предусмотрена.
Учреждение не согласилось с таким решением налогового органа и обжаловало его в суд.
Удовлетворяя требования Учреждения, суд руководствовался положениями статьи 56 НК РФ, пункта 12 статьи 12 Закона "О плате за землю" и статьи 31 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон "О почтовой связи").
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборам преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 12 статьи 12 Закона "О плате за землю" установлено, что от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания.
Согласно статье 2 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи" к предприятиям, учреждениям и организациям связи (далее - предприятия связи) отнесены юридические лица независимо от форм собственности, предоставляющие услуги электрической или почтовой связи физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности. При этом государственным предприятием связи признается предприятие связи, относящееся к объектам федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о регистрации некоммерческой организации от 10.09.97 N 13Н, выданному Министерством юстиции Республики Карелия, заявитель создан в форме государственного учреждения. Имущество налогоплательщика находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Таким образом, Учреждение правомерно воспользовалось льготой, предусмотренной пунктом 12 статьи 12 Закона "О плате за землю".
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод жалобы Инспекции о наличии в названном Законе обязательного условия для использования льготы -обеспечение распространения государственных программ телевидения и радиовещания, поскольку данное условие распространяется на акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, к которым заявитель не относится.
В данном случае толкование Инспекцией положений пункта 12 статьи 12 Закона "О плате за землю" ошибочно.
В статье 31 Закона "О почтовой связи" указано, что земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование, что также свидетельствует об отсутствии у Учреждения обязанности уплачивать налог на землю в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона "О плате за землю".
Кроме того, в пункте 15 Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 29.05.2003 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.05.2003 по делу N А26-6671/02-212 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Г.Кирейкова
Судьи:
Т.В.Клирикова
С.А.Ломакин
Текст документа сверен по:
рассылка