Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/10/780814334.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    

от 27 января 2005 г. N Ф08-6464/2004

Дело N А32-11348/2004-17/189

[Вывод суда о праве общества требовать возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, правомерен и соответствует Федеральным законам. Вместе с тем, при разрешении споров рассматриваемой категории дел обязательному исследованию подлежат вопросы: определение уровня бюджета, за счет которого подлежат возмещению расходы организации, оказывающей услуги населению по льготным ценам; объем фактически осуществленного финансирования, а также размер фактических затрат организации]
(Извлечение)



    Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Южная телекоммуникационная компания", от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю, от третьего лица - Управления социальной защиты населения администрации Курганинского района, в отсутствие Финансово-казначейского управления Департамента по финансам, бюджету и контролю Курганинского района Краснодарского края, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.04 по делу N А32-11348/2004-17/189, установил следующее.
    
    ОАО "Южная телекоммуникационная компания" в лице Курганинского узла электросвязи филиала "Кубаньэлектросвязь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 1 719 479 рублей 49 копеек убытков, связанных с предоставлением в 2003 году льгот гражданам по оплате услуг связи на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Федерального закона "О представлении социальных гарантий героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена славы", Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О ветеранах" (требования уточнены).
    
    Определением суда от 28.09.04 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Финансово-казначейское управление Департамента по финансам, бюджету и контролю Курганинского района Краснодарского края и Управление социальной защиты населения администрации Курганинского района.
    
    Решением от 14.10.04 исковые требования удовлетворены, исковая сумма 1 719 479 рублей 49 копеек взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны. Суд указал, что требования общества о взыскании связанных с предоставлением льгот расходов по оплате услуг связи в 2003 году, являются законными и обоснованными.
    
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе Минфин России просит решение отменить. По мнению заявителя, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие условий для возмещения убытков. Ответчик считает, что суд не выяснил - за счет бюджета какого уровня подлежит возмещение предоставленных льгот, в то время как надлежащим ответчиком должно выступать Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Данный довод мотивирован тем, что расходы, связанные с реализацией федеральных законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией затрат за счет средств федерального бюджета, но в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсации на соответствующий год.
    
    В судебном заседании представитель Минфина России поддержал изложенные в кассационной жалобе доводы.
    
    Общество считает обжалованное решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
    
    Финансово-казначейское управление Департамента по финансам, бюджету и контролю Курганинского района Краснодарского края в отзыве на кассационную жалобу указало, что обязанность возмещения расходов в связи с предоставлением льгот на основании федеральных законов, возложена на казну Российской Федерации в лице Минфина России. Бюджет Района обязанность по перечислению фактически выделенных средств выполнил. По мнению Финансово-казначейского управления, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
    
    Управление социальной защиты населения администрации Курганинского района возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считая, что факт предоставления льгот гражданам доказан актами сверки, а обязанность возмещения расходов общества, вызванных предоставлением льгот на основании федеральных законов, суд правомерно возложил на казну Российской Федерации в лице Минфина России.
    
    Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
    
    Как видно из материалов дела, общество в 2003 году предоставляло отдельным категориям граждан предусмотренные федеральными законами льготы по оплате услуг связи. Поскольку расходы общества в полном объеме не возмещены, последнее обратилось с иском в арбитражный суд.
    
    Вывод суда о праве общества требовать возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, правомерен и соответствует Федеральным законам "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О представлении социальных гарантий героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена славы", "О ветеранах" и Законам Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О статусе Героев Советского союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы".
    
    Между тем, решение о праве общества довзыскать неполученную компенсацию в размере 1 719 479 рублей 49 копеек основано на неполно исследованных обстоятельствах дела.
    
    При разрешении споров рассматриваемой категории дел обязательному исследованию подлежат вопросы: определение уровня бюджета, за счет которого подлежат возмещению расходы организации, оказывающей услуги населению по льготным ценам; объем фактически осуществленного финансирования, а также размер фактических затрат организации.
    
    В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
    
    В материалы дела не предоставлены первичные документы, подтверждающие фактические затраты истца по оказанию услуг льготникам. В деле отсутствуют списки льготников, согласованные с Управлением социальной защиты населения, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства. решения вынесено без исследования документов, подтверждающих право граждан на льготы, платежных документов, подтверждающих частичную оплату услуг. Вопрос о наличии либо отсутствии норматива при предоставлении гражданам льгот по оплате услуг связи не обсужден.
    
    В подтверждение своих требований истцом предоставлены акты сверки расчетов за 2003 год. Вместе с тем, акты сверки расчетов, не подтвержденные первичными документами бухгалтерского учета, не является достаточным доказательством для обоснования заявленных требований.
    
    При рассмотрении дела судом не выяснены: размер общих затрат истца в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи; размер фактического финансирования из средств федерации выпадающих доходов за спорный период; сумма полученных субъектом федерации субсидий на покрытие указанных расходов.
    
    Не проверен существующий в регионе порядок подачи заявок на погашение данных расходов истца и учета фактических затрат. Не выяснены объем предоставленных льгот по спискам и согласование этих списков, фактическая оплата услуг гражданами.
    
    Не уточнен период возникновения заявленных ко взысканию убытков. Для выяснения указанных вопросов необходимо предоставление первичных документов, которые не были предметом оценки суда.
    
    Статьи 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривают возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Противоправность поведения усматривается в уклонении (бездействии) Российской Федерации от исполнения обязательства по компенсации расходов истца, понесенных в результате предоставления установленных федеральными законами льгот, финансирование которых должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
    
    В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
    
    При указанных обстоятельствах решение подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, а также исследовать, выделялись ли Министерством финансов Российской Федерации денежные средства в бюджет Краснодарского края либо иному распорядителю бюджетных средств и как они расходовались.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


П О С Т А Н О В И Л:

    решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.04 по делу N А32-11348/2004-17/189 отменить. Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
    
    Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

   

текст документа сверен по:
файл-рассылка