Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/10/780825979.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 2006 г. N Ф08-6316/2006

Дело N А20-9208/2005

[Суд не рассмотрел требования предприятия в части обжалования действий налогового органа, чем нарушил пункт 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований]
(Извлечение)


       
    Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании заявителя Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Каббалктелерадио", в отсутствие заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.06.06 по делу N А20-9208/2005, установил следующее.
       
    Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Каббалктелерадио" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику (далее налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительным решения от 16.09.05 N 10 в части 1 168 620 рублей налога на прибыль, 227 177 рублей 30 копеек пени, 159 336 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; 3 309 рублей налога на рекламу, 70 рублей 40 копеек пени; признании незаконными действий налоговой инспекции по выставлению на расчетный счет учреждения инкассовых поручений N 31923, 31924, 31928, 31929, 31930, 31931, 31932, 31933.
       
    Решением от 23.06.06 суд признал недействительным решение налоговой инспекции от 16.09.05 N 10 в части 1 168 620 рублей налога на прибыль, 227 177 рублей пени, 159 336 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; 3 309 рублей налога на рекламу, 70 рублей 40 копеек пени на том основании, что налоговой инспекций не выявлено нецелевое использование бюджетных средств, выделяемых предприятию в качестве долевого финансирования, а также получение экономической выгоды. Материалами дела подтверждается, что долевое финансирование из бюджета не учитывалось предприятием при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Ошибочное отражение в бухгалтерском учете полученных денежных средств не повлияло на правильность расчета доходной части при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Предприятие является коммерческой организацией, в связи с чем налоговая инспекция неправильно применила нормы налогового законодательства, регулирующие налогообложение бюджетных учреждений. Доначисление предприятию налога на рекламу налоговой инспекций произведено неправомерно, поскольку материалами дела подтверждается наличие переплаты налога за 1 квартал 2003 год.
       
    В части требований о признании незаконными действий налоговой инспекции по выставлению на расчетный счет учреждения инкассовых поручений N 31923, 31924, 31928, 31929, 31930, 31931, 31932, 31933 заявление предприятия суд не рассмотрел.
       
    В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилась налоговая инспекция, в которой просит отменить решение суда, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, декларациями предприятия по налогу на прибыль и актом выездной налоговой проверки от 22.08.05 N 10-246 подтверждается включение предприятием в расчеты за 2003, 2004 годы в строку "расходы, уменьшающие доходы" расходов, произведенных за счет целевых поступлений.
       
    Деятельность предприятия, осуществляемая за счет целевых поступлений из федерального бюджета, не влечет получение прибыли. Следовательно, данная деятельность является некоммерческой и расходы на амортизацию основных средств, используемых для осуществления некоммерческой деятельности, и эксплуатация которых не связана с получением дохода, не должна учитываться в налоговом учете в составе расходов, уменьшающих доходы.
        
    Предприятие не представило расчет суммы налога на рекламу, в связи с чем налоговая инспекция начислила налог на рекламу и пени. В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании представители предприятия поддержали доводы отзыва на кассационную жалобу.
       
    Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей предприятия, считает, что судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
       
    Как видно из материалов дела и установлено судом, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку предприятия по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.10.02 по 30.09.04, по результатам которой составила акт от 22.08.05 N 10-246 и приняла решение от 16.09.05 N 10.
       
    Решением предприятию начислено, в том числе, 1 168 620 рублей налога на прибыль, 227 177 рублей 30 копеек пени; 3 309 рублей налога на рекламу и 70 рублей 40 копеек пени; предприятие привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде 159 336 рублей штрафа за неуплату налога на прибыль.
       
    Основанием для принятия решения послужило включение предприятием в состав внереализационных доходов бюджетных средств, полученных в качестве долевого финансирования деятельности компании; включение предприятием в расходы амортизации основных средств, используемых для осуществления уставной деятельности, эксплуатация которых не связана с получением дохода.
       
    В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие обжаловало в арбитражный суд ненормативный акт в указанной части, а также действия налоговой инспекции по выставлению инкассовых поручений. При рассмотрении спора о недействительности решения налоговой инспекции суд исходил из того, что ФГУП "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Каббалктелерадио"" является коммерческой организацией, дочерним предприятием ВГТРК и получает бюджетные средства в качестве долевого финансирования в соответствии с бюджетной росписью.
       
    Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
       
    Статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации
введено понятие "бюджетного учреждения", которым является организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
       
    Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации
установлено, что получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
       
    На основании статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций в целях главы 25 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
       
    По правилам подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
       
    В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
       
    Согласно статье 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.
       
    В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 256 Кодекса у унитарного предприятия амортизации подлежит имущество, полученное им в оперативное управление или хозяйственное ведение от собственника имущества этого унитарного предприятия. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
        
    В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах и уплачивать законно установленные налоги.
       
    Ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета предусмотрена статьей 119 Кодекса, а ответственность за неуплату налога - статьей 122 Кодекса.
       
    Суд установил наличие у предприятия переплаты по налогу на рекламу, в связи с чем правомерно признал незаконным произведенное налоговой инспекцией начисление налога и пени. Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта.
       
    Суд не рассмотрел требования предприятия в части обжалования действий налогового органа, чем нарушил пункт 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований.
       
    Данное обстоятельство является основанием для отмены судебного акта и направления дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить процессуальные нарушения, рассмотреть все требования предприятия, результаты рассмотрения отразить в судебном акте, правильно применить нормы права, учесть указания суда кассационной инстанции и принять законное и обоснованное решение.
       
    Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

                           

ПОСТАНОВИЛ:

       
    решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.06.06 по делу N А20-9208/2005 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
       
    Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
    
         

 текст документа сверен по:
 файл-рассылка