ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2005 года Дело N А19-11228/04-9-ФО2-689/05-С2
[Поскольку субъект РФ не исполнил надлежащим образом свою обязанность по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах", суд правомерно удовлетворил требования истца о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением указанных льгот, за счет казны субъекта РФ]
(Извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие (МУП) "ДЭЗ микрорайона Топкинский" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском (с учетом уточнения размера исковых требований и замены ответчика) к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании убытков в размере 766 772 рублей 86 копеек в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.02 по 01.04.04.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены: комитет по экономике и финансам Администрации г. Иркутска, департамент социальной защиты населения комитета по делам горожан Администрации г. Иркутска.
Решением от 12 ноября 2004 года с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу МУП "ДЭЗ микрорайона Топкинский" взыскано 766 772 рублей 86 копеек.
Суд апелляционной инстанции 17 января 2005 года решение от 12 ноября 2004 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанций, Главное финансовое управление Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 12 ноября 2004 года, постановление от 17 января 2005 года.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом неправильно применены нормы материального и процессуального права - статьи 83, 180, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушены требования статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как утверждает заявитель кассационной жалобы, у Иркутской области в лице ее органов власти отсутствует вина по недостаточному финансированию средств для возмещения расходов предприятиям в связи с реализацией Федерального закона "О ветеранах". Администрация Иркутской области считает, что принятые ею обязательства по выполнению областного бюджета выполнены полностью.
МУП "ДЭЗ микрорайона Топкинский" в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, согласились с выводами Арбитражного суда Иркутской области.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений) материально-правовым требованием указано требование о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области убытков в сумме 766 772 рублей 86 копеек.
Основанием иска МУП "ДЭЗ микрорайона Топкинский" указало на ненадлежащее исполнение обязательств по возмещению расходов, понесенных в результате предоставления льгот гражданам, имеющим на них право в рамках Федерального закона "О ветеранах", за период с 01.01.02 по 01.04.04.
В обоснование своих требований истец представил: отчеты, расшифровки к отчетам, акты сверок расчетов, сводный акт расчетов, платежные поручения, договор N 221-66-65/2 от 06.03.02 о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, дополнительное соглашение от 23.06.03N 221-66-78/3 к договору 06.03.02 N 221-66-65/2, акты сверок, отчеты о предоставленных льготах за спорный период, учредительные документы.
Возражая против заявленных требований, Администрация Иркутской области в лице Главного финансового управления указала на исполнение в полном объеме обязательств по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на реализацию Федерального закона "О ветеранах", на отсутствие состава правонарушения необходимого для привлечения к ответственности в виде взыскания убытков, а также - на необоснованное привлечение ее в качестве ответчика.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленным ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" у истца возникли убытки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" по аналогичным основаниям.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе, на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного закона).
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот ветеранам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требование истца за счет казны Иркутской области в лице финансового органа, исходил из прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона "О ветеранах", а также положений статей 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Иркутской области.
Выводы Арбитражного суда Иркутской области о наличии оснований для удовлетворении исковых требований за счет Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области вынесено с учетом положений статьи 10 Федерального закона "О ветеранах", статей 125, 126, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 12 ноября 2004 года, постановление от 17 января 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11228/04-9 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
Решение от 12 ноября 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 17 января 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11228/04-9 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
файл-рассылка