Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/10/810073373.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2005 года Дело N А19-11390/04-9-Ф02-2127/05-С2


[Поскольку субъект РФ не исполнил надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг, суд удовлетворил требования о взыскании суммы расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах", за счет казны субъекта РФ в лице его финансового органа]
(Извлечение)


     Муниципальное унитарное предприятие "Дирекция эксплуатации зданий N11" (МУП ДЭЗ N11) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Иркутской области, Главному финансовому управлению Иркутской области о взыскании 1 404 852 руб. 34 коп., составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот за 2002 - 2003 года по оплате жилья и коммунальных услуг по Федеральному закону "О ветеранах".

     К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан Администрации г.Иркутска, Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

     До принятия решения истцом уточнены требований и судом произведена замена ответчика Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Иркутской области на Иркутскую область в лице Главного финансового управления Иркутской области.

     До принятия решения по делу истцом уменьшены исковые требования до 1 113 792 руб. 15 коп.

     Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 января 2005 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

     Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

     Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 12 января 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 22 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области.

     В жалобе заявитель ссылается на то, что в действиях Иркутской области в лице Главного финансового управления отсутствует вина в недофинансировании истца, поскольку Законы области "Об областном бюджете на 2002 года", "Об областном бюджете на 2003 год" исполнены полностью, средства, поступающие из федерального бюджета не в полной мере покрывают потребность Иркутской области. При наличии таких обстоятельств, заявитель считает, что в силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации он не может нести ответственность за недофинансирование истца.

     Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддержал ее доводы.

     Главное управление социальной защиты населения Иркутской области в отзыве на жалобу выразило свое согласие с доводами жалобы.

     Представители МУП ДЭЗ N11 отклонили доводы жалобы, ссылаясь на их необоснованность.

     Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

     Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений) материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в виде недополученных доходов в размере 1 113 792 руб. 15 коп., возникших в связи с предоставлением льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги по Федеральному закону "О ветеранах".

     Основанием иска указано на неисполнение ответчиками в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в период 2002-2003 годов льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги по Федеральному закону "О ветеранах".

    Правовым основанием требования указаны статья 10 Федерального закона "О ветеранах", статьи 15, 16, 309, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

     В обоснование своих требований истец представил: акты сверок сумм, подлежащих возмещению, отчеты о предоставлении льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг.

     Удовлетворяя исковые требования в сумме 1 113 792 руб. 15 коп., суд исходил из того, что истец в 2002-2003 годах при осуществлении своей производственной деятельности во исполнение Федерального закона "О ветеранах" предоставлял льготы ветеранам по оплате за жилье и коммунальные услуги, в связи с чем понес убытки, подлежащие возмещению за счет субъекта Российской Федерации - Иркутской области, поскольку обязанность по компенсации реальных расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги ветеранам, вытекает из прямого указания закона.

     В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" у истца возникли убытки.

     Сумма, подлежащая взысканию, судом определена с учетом представленных в дело доказательств предоставления услуг с учетом льгот.

     Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.

     Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного Закона).

     Материальные потери, полученные МУП ДЭЗ N11 в результате предоставления им на основании законодательства льгот по оплате за коммунальные услуги ветеранам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации.

     Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требование истца за счет казны Иркутской области в лице финансового органа, исходил из прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона "О ветеранах", а также положений статей 15, 16, 393, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

     Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот ветеранам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

     Спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства и юридического лица, предоставившего льготы определенным категориям граждан) носят гражданско-правовой характер.

     Реализация правомочий участников гражданско-правовых отношений подлежит регулированию нормами гражданского законодательства.

     Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

     Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Иркутской области.

     По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

     Доводам, изложенным в кассационной жалобе, дана надлежащая оценка Арбитражным судом Иркутской области, оснований для переоценки у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется.

     Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 12 января 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 22 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11390/04-9 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

     Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

     Решение от 12 января 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 22 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11390/04-9 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

  

  Председательствующий
...


Судьи
...


  
    

Текст документа сверен по:
файл-рассылка