ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2005 года Дело N А74-4798/2004-Ф02-1962/05-С2
[Сумма убытков, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи во исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах", взыскана с Минфина РФ за счет казны РФ]
(Извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Сибирьтелеком" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Республики Хакасия о взыскании убытков в виде недополученных доходов, возникших в 2003 году в размере (с учетом уточнений) 176 572 рублей в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи во исполнение Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление труда и социального развития Администрации муниципального образования Таштыпский район с. Таштып.
Решением от 13 января 2005 года исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Сибирьтелеком" убытки в сумме 176 572 рубля. В удовлетворении иска к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Республики Хакасия отказано.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Республики Хакасия, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 13 января 2005 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации считает недоказанными истцом факт и размер понесенных расходов. Заявитель полагает, что сумма льгот не является выпадающим доходом истца и не составляет сумму убытков, незаконного бездействия с его стороны не было.
Арбитражный суд в нарушение требований статьи 146, абзаца 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования, определенные истцом по тарифам, включающим НДС.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации ссылается на нарушение статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 83, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.04 N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ОАО "Центральная Телекоммуникационная компания" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 30 Федерального закона от 16.02.95 "О связи", пункта 5 "Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N963.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений) материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в виде недополученных доходов в размере 176 572 рублей, возникших в связи с предоставлением льгот абонентам по Федеральным законам "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах".
Основанием иска указано на неисполнение ответчиками в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в период с июля по декабрь 2003 года льгот по оплате услуг связи абонентам, имеющим права на получение льгот в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах".
Правовым основанием требования указаны статьи 15, 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статья 15 Федерального закона "О ветеранах", статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование своего требования истец представил копии: приказов N 188 от 16.06.03, N 189 от 16.06.03 МАП России, решений Правления МАП России N 08/05-3 от 10.06.03, N 08/05-4 от 10.06.03, писем N 2/116 от 20.01.04, акта сверки на 01.01.04, реестров на возмещение расходов оператору связи, предоставляющему льготы инвалидам по абонентской плате за пользование телефоном за счет средств федерального бюджета, а также расчет суммы задолженности за оказанные услуги связи в 2003 году на основании Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах".
Возражая против заявленных требований, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации указало на необоснованное привлечение его в качестве ответчика по делу, а также - органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.
Третье лицо - Управление труда и социального развития администрации муниципального образования Таштыпский район в отзыве на иск указало, что оно свои обязательства исполнило в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
Удовлетворяя исковые требования в заявленной сумме, суд исходил из того, что истец в 2003 году при осуществлении своей производственной деятельности во исполнение Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах" предоставлял льготы инвалидам и ветеранам при оплате услуг связи, в связи с чем понес убытки, подлежащие возмещению за счет Российской Федерации, поскольку обязанность по компенсации реальных расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи инвалидам и ветеранам, вытекает из прямого указания закона.
Признав обоснованными заявленные требования в полном объеме, суд взыскал 176 572 рубля с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, в удовлетворении иска к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Республики Хакасия отказано.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Республики Хакасия, считая их законными и обоснованными.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статьи 15, 28) установлено, что инвалиды имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона. Федеральным законом “О ветеранах" (статьи 14-22) установлено, что ветераны имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона.
Следуя предписанию закона, ОАО "Сибирьтелеком" в 2003 году оказало услуги данным категориям граждан по заниженной цене, в связи с чем понесло определенные расходы.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О связи" от 16.02.95 (утратил силу с 1 января 2004 года в связи с введением в действие Федерального закона" О связи" от 07.07.03) для отдельных категорий должностных лиц государственных органов, дипломатических и консульских представителей иностранных государств, представителей международных организаций, а также отдельных групп граждан при пользовании электрической и почтовой связью могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности, порядка пользования и размера оплаты услуг связи (часть первая).
При предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с данным Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (часть третья).
Порядок возмещения государственным предприятиям связи недополученных в результате применения льгот и регулируемых государственных тарифов доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть пятая).
Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот по Федеральным законам "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах" в 2000 году установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963.
Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2003 года N 85 срок действия настоящих Правил продлен на 2003 год.
В пункте 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963 (с изменениями от 30.03.01, 28.02.02, 10.02.03, 14.02.04) указано, что финансирование расходов инвалидам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах", производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела - реестрами на возмещение расходов оператору связи, предоставляющему льготы инвалидам и ветеранам по абонентской плате за пользование телефоном за счет средств федерального бюджета.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ОАО "Сибирьтелеком". В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральные законы "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах" и "О связи" не предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования). Следовательно, вывод Арбитражного суда Республики Хакасия об обоснованности исковых требований является правильным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи инвалидам и ветеранам, обоснованно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации, как органа, выступающего от имени казны, сумму 176 572 рубля.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Республики Хакасия правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Довод заявителя жалобы о неправомерном исчислении истцом размера убытков исходя из тарифов, включающих НДС, подлежит отклонению.
По мнению Министерства финансов Российской Федерации должен быть применен пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная, исходя из фактических цен их реализации.
Размер убытков ОАО "Сибирьтелеком" определен с учетом тарифов, установленных решениями Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в которые включен НДС.
Удовлетворение судом исковых требований в объеме, определенном, исходя из цены фактической реализации, является правомерным.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 13 января 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-4798/2004 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
Решение от 13 января 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-4798/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
файл-рассылка