Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/10/810078826.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2005 года Дело N Ф03-А59/05-1/622


[Суд правомерно руководствовался постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963, установившим порядок возмещения в 2000 году операторам связи расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и действующим в рассматриваемый период в силу постановления Правительства РФ от 28.02.2002 N 137 "О мерах по реализации ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год"]
(Извлечение)

   

     Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., представители лиц, участвующих в деле, не явились рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальсвязь" на решение от 07.12.2004 по делу N А59-1804/04-С12 Арбитражного суда Сахалинской области, дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья ..., в апелляционной инстанции дело не рассматривалось, по иску открытого акционерного общества "Дальсвязь" в лице УЭС Телекоммуникаций юга Сахалина Сахалинского филиала к Министерству финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области, Главному финансовому управлению по Сахалинской области, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, муниципальному образованию "Анивский район", о взыскании 17736,74 рублей, установил:

     Открытое акционерное общество "Дальневосточная компания электросвязи" в лице УЭС Телекоммуникаций Сахалинского филиала (ОАО "Дальсвязь") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, муниципальному образованию "Анивский район", о взыскании 17736,74 руб., составляющих расходы по предоставлению в 2002 году гражданам льгот на оплату услуг связи, установленных федеральными законами "О социальной защите инвалидов в РФ", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию Чернобыльской АЭС", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".

     Определениями суда от 17.06.2004, от 08.10.2004 привлечены к участию в деле Управление социальной защиты населения г.Анивы - в качестве третьего лица на стороне ответчика и Министерство труда и социального развития РФ - в качестве ответчика.

     Решением суда от 07.12.2004 иск удовлетворен путем взыскания истребуемой суммы с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.

     В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

     Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит решение отменить и принять новое решение об отказе истцу в иске к казне Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ как ненадлежащему ответчику, поскольку надлежащим ответчиком по иску в силу ст.158 БК РФ является главный распорядитель средств федерального бюджета Министерство труда и социального развития.

     Заявитель приводит доводы о том, что Минфин РФ выполнил свои обязательства, предусмотренные ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", перечислив Минтруду РФ денежные средства на компенсацию расходов операторам связи по оплате установки телефона и его использования инвалидами. Отмечает, что последним, в свою очередь, не принимались меры по изменению бюджетной росписи о перемещении денежных средств между их получателями по всему разделу социальной политики.

     Кроме того, обращает внимание на то, что истец своевременно не обратился в Департамент социальной защиты населения Сахалинской области для заключения договора на компенсацию расходов, связанных с реализацией ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", тем самым сам нарушил порядок, установленный постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963.

     Администрация Анивского района в отзыве на кассационную жалобу доводы, изложенные в ней, отклонила, просила решение суда оставить без изменения.

     В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.

     Рассмотрев материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

     Как установлено из материалов дела, ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" в 2002 году при расчете за услуги связи представляло 50% скидку гражданам, имеющим право на ее получение на основании федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию Чернобыльской АЭС", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".

     В связи с тем, что расходы истца, связанные с предоставлением названных льгот, в размере 17736,74 руб. ему не возмещены государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления из соответствующих бюджетов, заявлены настоящие исковые требования.

     При рассмотрении дела суд правомерно руководствовался постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963, установившим порядок возмещения в 2000 году операторам связи расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и действующим в рассматриваемый период в силу постановления Правительства РФ от 28.02.2002 N 137 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".

     Согласно данному порядку, финансирование расходов операторов связи производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития РФ. Министерство труда и социального развития РФ на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов РФ по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам РФ в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

     В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 N 194-ФЗ Министерству труда и социального развития на реализацию предусмотренных федеральными законами льгот по оплате услуг телефонной связи ветеранам и инвалидам, запланировано 1620700,0 тыс.руб.

     Согласно Федеральному закону N 35-ФЗ от 08.05.2004 "Об исполнении федерального бюджета за 2002 год" на указанные цели в спорный период через Минтруд РФ направлено 2067379,2 тыс.руб.

     Как установлено судом, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области из них перечислено 12023800 руб. Данные средства получены на расходы по оплате льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах". Средства на финансирование льгот на услуги связи, предусмотренных ФЗ "О социальной защите населения в РФ", субъекту не направлялись.

     Поскольку перечисленных через Минтруда РФ средств недостаточно для реализации рассматриваемых льгот, оснований, предусмотренных ст.158 БК РФ для ответственности главного распорядителя бюджетных средств Министерства труда и социального развития РФ, не имеется.

     Доводы заявителя жалобы о непринятии Минтрудом РФ, наделенным в соответствии со статьями 223, 228 БК РФ полномочиями перемещать бюджетные ассигнования, мер для предотвращения либо уменьшения ущерба оператору связи, не могут быть признаны обоснованными, поскольку исходя из норм ст.223 БК РФ, а также согласно постановлению Правительства N 963 главный распорядитель действует в пределах средств, утвержденных в федеральном бюджете на соответствующий год.

     Доказательств нецелевого использования главным распорядителем средств федерального бюджета Минфином не представлено.

     Подлежит отклонению также ссылка заявителя кассационной жалобы о вине самого истца, поскольку нарушение предприятием установленного порядка возмещения расходов не влияет на объем обязанности органов государственной власти предоставить гражданам гарантированные федеральным законодательством льготы.

     Судом также правомерно решен вопрос о взыскании расходов истца, связанных с исполнением ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".

     Исходя из положений вышеназванных законов, с учетом норм ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" N 126-ФЗ от 25.09.97, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 154-ФЗ от 28.08.95, суд сделал обоснованный вывод, что компенсация расходов, понесенных истцом при предоставлении льгот рассматриваемой категории граждан, должна производиться из федерального бюджета.

     При рассмотрении спора судом установлено, что полученные на указанные цели средства федерального бюджета в полном объеме распределены субъектом РФ - Сахалинской областью по муниципальным образованиям для погашения задолженности перед предприятиями за предоставленные льготы, в том числе, Анивскому району. Доказательств нецелевого использования субъектом РФ средств федерального бюджета не представлено.

     Поскольку переданных муниципальному образованию средств оказалось недостаточно для покрытия потребностей муниципального образования на возмещение расходов предприятиям, суд обоснованно взыскал в пользу истца с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации 435 руб. по ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" и 130 рублей - по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

     Такое решение соответствует также постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставление источников финансирования.

     Поскольку решение суда принято с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

     Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

     Решение от 07.12.2004 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1804/04-С12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
    
      Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2005.

     Полный текст постановления изготовлен 11.04.2005.

   Председательствующий
     ...

     Судьи
     ...



Текст документа сверен по:
рассылка