Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/10/810082505.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 апреля 2005 года Дело N А14-8341/2004/301/27


[Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что право организации на возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф, установлено Законами РФ о социальной защите данной категории граждан, к которым, в частности, относится Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1]
(Извлечение)

    

     Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от истца - Кучерук Ю.А., вед. ю/к (дов. N 10 от 18.01.2005), Кудинова С.В., ю/к 1-й катег. (дов. N 9 от 18.01.2005); от ответчиков - представители не явились, извещены надлежаще; от третьего лица - представитель не явился, 3-е лицо извещено надлежаще, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ, г.Москва, в лице Управления федерального казначейства по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.12.2004 по делу N А14-8341/2004/301/27, установил:

     Открытое акционерное общество "ЦентрТелеком" в лице филиала "Воронежсвязьинформ" (в настоящее время Воронежский филиал ОАО "Центртелеком"), г.Воронеж, обратилось в арбитражный суд с иском к Главному управлению труда и социального развития администрации Воронежской области, г.Воронеж, Министерству финансов РФ, г.Москва, о взыскании 371592,55 руб. убытков, понесенных за период с ноября по декабрь 2003 года в связи с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, льгот по оплате услуг телефонной связи.

     В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле было привлечено Главное финансовое управление администрации Воронежской области, г.Воронеж.

     Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.12.2004 (судья ...) с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Центртелеком" в лице филиала "Воронежсвязьинформ" взыскано 371592,55 руб. в счет возмещения убытков, вызванных предоставлением льгот гражданам, подвергшимся воздействию радиационных катастроф; в иске к Главному управлению труда и социального развития администрации Воронежской области отказано.

     Апелляционной инстанцией дело не рассматривалось.

     Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Воронежской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшееся решение, ссылаясь на неправильное применение судом области норм материального права.

     В отзыве на жалобу и в судебном заседании представители истца просили оставить обжалуемое решение без изменения, считая его законным и обоснованным.

     Ответчики и третье лицо, надлежаще извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, своих представителей в суд округа не направили. Учитывая положения ст.284 АПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей.

     Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей Воронежского филиала ОАО "ЦентрТелеком", кассационная коллегия считает, что принятое решение следует оставить без изменения по нижеизложенным основаниям.

     Как видно из материалов дела, 21.06.2003 Главное управление труда и социального развития администрации Воронежской области (Главное управление) и ОАО "ЦентрТелеком" в лице филиала "Воронежсвязьинформ" ("Воронежсвязьинформ") заключили договор N 66 о возмещении истцу недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации, льгот при оказании услуг связи, а именно: оплаты в размере 50% за пользование телефоном и 50% - за его установку (предоставление доступа к сетям связи).

     Согласно условиям договора "Воронежсвязьинформ" приняло на себя обязательства по оказанию вышеуказанной категории граждан услуг связи на льготных основаниях в соответствии с Законами РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, предъявлению пофамильных реестров лиц, пользующихся льготой, с приложением платежных документов, подтверждающих понесенные расходы: актов сверок и счетов-фактур, а Главное управление обязалось проверять представленные документы и производить возмещение понесенных на реализацию льгот затрат в пределах выделенных на указанные цели и полученных от Главного финансового управления средств.

     Судом установлено, что во исполнение обязательств по договору от 21.06.2003 N 66 истец предоставил гражданам, подвергшимся воздействию радиации, льготы на оплату услуг телефонной связи, в том числе, в период с ноября по декабрь 2003 года, в результате чего его затраты составили 371592,55 руб., что подтверждается имеющимися в материалах дела сводными реестрами о возмещении льгот за услуги телефонной связи и актами сверки между "Воронежсвязьинформ" и Главным управлением. Факт предоставления льгот и размер затрат сторонами не оспаривается.

     Ссылаясь на то, что расходы, понесенные в связи с предоставлением услуг связи в ноябре-декабре 2003 года, ему в полном объеме не были возмещены, ОАО "ЦентрТелеком" в лице филиала "Воронежсвязьинформ" обратилось в суд с настоящим иском.

     Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

     Право организации на возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, установлено Законами РФ о социальной защите данной категории граждан, к которым, в частности, относится Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.91 N 1244-1 (с изменениями и дополнениями).

     В соответствии с ч.1 ст.5 названного Закона финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. При этом законодатель не указал исчерпывающий перечень расходов, которые подлежат возмещению, следовательно, должны возмещаться все расходы, связанные с реализацией ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

     Частью второй комментируемой статьи определено, что порядок финансирования, в том числе компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности расходов, связанных с реализацией Закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

     Во исполнение вышеуказанного предписания Правительство РФ постановлением N 506 от 24.04.96 утвердило "Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которому финансирование названных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

     Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ производит ежемесячно авансовые перечисления средств, выделяемых из федерального бюджета, на финансирование расходов, связанных с предоставлением предусмотренных указанным Законом льгот и компенсаций, в распоряжение органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации. Средства на следующий месяц перечисляются в размере фактических выплат, произведенных за предыдущий месяц, с последующим уточнением. При этом перечень указанных расходов и их размер Правительством не ограничены.

     Судом установлено, что в период с ноября по декабрь 2003 года Воронежской области средства из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с реализацией ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не выделялись, в результате чего истец понес убытки в размере 371592,55 руб.

     Согласно ст.16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

     В силу ст.1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

     Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством, и неисполнением Министерством финансов РФ обязательств по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, подвергшимся воздействию радиации, за счет средств федерального бюджета, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "ЦентрТелеком" в лице Воронежского филиала 371592,55 руб. убытков, вызванных предоставлением вышеуказанных льгот.

     Довод кассатора о том, что договором N 66 от 21.06.2003 на Главное управление труда и социального развития администрации Воронежской области была возложена обязанность по возмещению расходов, понесенных на реализацию Законов РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, судебная коллегия принять во внимание не может, поскольку названный договор определяет порядок возмещения указанных расходов, не влияя на суть возникших между сторонами правоотношений и не возлагая обязанности по возмещению возникших убытков на Главное управление труда и социального развития.

     Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом области при вынесении обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, кассационной коллегией не установлено.

     На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

     Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.12.2004 по делу N А14-8341/2004/301/27 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
    
     Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2005.

     Полный текст постановления изготовлен 07.04.2005.
    

Председательствующий
    ...

     Судьи
   ...

    
    


Текст документа сверен по:
рассылка