ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2005 года Дело N А56-6029/05
[Решение ИФНС о доначислении обществу НДС признано судом недействительным, так как налогоплательщики, утвердившие в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, определяют базу, облагаемую НДС, на день отгрузки с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Шевченко А.В., судей: Абакумовой И.Д., Зубаревой Н.А., при участии: от закрытого акционерного общества "Петербург Транзит Телеком" Яшиной Е.Б. (доверенность от 21.03.2005 N 46-05) и Багаевой Н.И. (доверенность от 01.02.2005 N 35-05), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Каримовой Н.Н. (доверенность от 01.02.2005 N 03-04/1408), рассмотрев 04.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2005 (судья Масенкова И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2005 (судьи: Фокина Е.А., Зайцева Е.К., Савицкая И.Г.) по делу N А56-6029/2005, установил:
Закрытое акционерное общество "Петербург Транзит Телеком" (далее - общество, ЗАО "Петербург Транзит Телеком") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 24.01.2005 в части начисления 129022 руб. штрафа, доначисления 645108 руб. налога на добавленную стоимость и 145899 руб. пеней, считая его не соответствующим положениям статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушающим права и законные интересы общества.
Решением суда первой инстанции от 04.04.2005 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.07.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - пункта 2 статьи 153 НК РФ.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители общества просили оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах, в том числе по налогу на добавленную стоимость, за период с 01.10.2002 по 31.12.2003, о чем составлен акт от 15.12.2004 N 144/16. В ходе проверки, в числе прочих нарушений, установлено, что ЗАО "Петербург Транзит Телеком", применяя для целей налогообложения учетную политику "по отгрузке", за четвертый квартал 2002 года и 2003 год неправомерно уменьшило ранее начисленную сумму налога на добавленную стоимость на сумму "отрицательных суммовых разниц", что повлекло занижение налога за 2002 год на 13234 руб. и за 2003 год на 617459 руб. По материалам проверки налоговым органом вынесено решение от 24.01.2005 N 16-04/787, которым ЗАО "Петербург Транзит Телеком" привлечено к налоговой ответственности в виде 137139 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость, а также обществу доначислено 685693 руб. налога на добавленную стоимость и 156590 руб. пеней. По итогам сверки расчетов, проведенной сторонами, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего доначислению, составила 645108 руб., пеней - 145899 руб., а сумма налоговых санкций, подлежащих взысканию, снижена до 129022 руб.
Общество, считая, что решение инспекции от 24.01.2005 N 16-04/787 в части эпизода, связанного с уменьшением налогоплательщиком ранее начисленного налога на добавленную стоимость на сумму "отрицательных суммовых разниц", нарушает его права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявление общества, указал, что налогоплательщик, утвердивший в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки, вправе учесть "суммовые разницы" при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, в том числе путем уменьшения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на сумму "отрицательных суммовых разниц", образовавшихся в связи с изменением курса доллара США по отношению к рублю на день оплаты товара по сравнению с его курсом на день отгрузки (оказания услуг).
По настоящему делу под понятием "суммовые разницы" стороны и суд понимают разницу в цене реализованных услуг (при этом цена определена по договору в долларах США, но оплата производится в рублях), образовавшуюся в связи с изменением курса доллара США по отношению к рублю на день оплаты услуг по сравнению с его курсом на день оказания услуг.
В пункте 1 статьи 54 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В силу пункта 1 статьи 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При этом при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (пункт 2 статьи 153 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, является день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде ЗАО "Петербург Транзит Телеком" оказывало услуги связи, определяя цены в договорах, заключенных с абонентами, в условных единицах, приравненных к долларам США. Счета-фактуры за оказанные услуги в соответствии с пунктом 7 статьи 169 НК РФ также выставлялись в долларах США. Согласно условиям договоров с абонентами расчеты за оказанные услуги производятся в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день оплаты, оплата за услуги осуществляется по окончании каждого расчетного периода (продолжительность расчетного периода устанавливается в один календарный месяц с первое по последнее число каждого календарного месяца).
Поскольку в рассматриваемом периоде наблюдался рост курса рубля по отношению к доллару США, цена услуг ЗАО "Петербург Транзит Телеком", выраженная в рублях на дату оплаты (осуществления платежа), и рублевый эквивалент цены услуг по договорам с абонентами на момент ее оказания (на дату отгрузки) оказались различными. В связи с изложенным обстоятельством налогоплательщик учел изменение размера предполагаемой выручки от реализованных услуг и произвел корректировку суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате.
Согласно пункту 4 статья 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Из изложенного следует, что налогоплательщики, утвердившие в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, определяют базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость, на день отгрузки с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу.
Следовательно, поскольку по условиям договоров оплата услуг производилась абонентами в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (долларах США), сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, должна исчисляться на основании фактически полученной выручки от реализации услуг, то есть с учетом разницы в цене реализованных услуг, образовавшейся в связи с изменением курса доллара США по отношению к рублю на день оплаты услуг по сравнению с его курсом на день оказания услуг.
Аналогичная правовая позиция содержится в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.05.2001 N 03-1-09/1632/03-П115 "О порядке учета налога на добавленную стоимость по суммовым разницам".
При таких обстоятельствах у инспекции отсутствовали основания для доначисления ЗАО "Петербург Транзит Телеком" 645108 руб. налога на добавленную стоимость, 145899 руб. пеней и привлечения общества к налоговой ответственности в виде 129022 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2005 по делу N А56-6029/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.Шевченко
Судьи:
И.Д.Абакумова
Н.А.Зубарева
Текст документа сверен по:
рассылка