Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/10/9014316.htm


Утверждены
приказом Министерства гражданской авиации
                    и Министерства связи СССР
                 от 27 декабря 1982 г. N 206/457


Правила перевозки почты
по воздушным линиям Союза ССР

(с изменениями и дополнениями от 29 мая 1984 г. N 111/173)


[Извлечение]


Сфера применения Правил


     1. Настоящие Правила регламентируют порядок перевозки почты гражданскими воздушными судами по внутренним и международным воздушным линиям СССР и обязательны для авиапредприятий, управлений гражданской авиации, предприятий Министерства связи СССР, министерств связи союзных республик и производственно-технических управлений связи.

     2. Воздушная перевозка почты осуществляется только авиапредприятиями Министерства гражданской авиации.

    Другие предприятия, организации и учреждения, имеющие воздушные суда, могут осуществлять перевозку почты лишь для обеспечения своих нужд. Действие настоящих Правил на такие перевозки не распространяется.

    Международная перевозка почты может осуществляться также и иностранными воздушными судами.

    Перевозка почты на воздушных судах, выполняющих грузовые рейсы, а также рейсы по заказу организаций, не входящих в систему Министерства гражданской авиации, осуществляется в объемах, согласованных предприятием связи с перевозчиком.

     3. Права, обязанности и ответственность авиапредприятий и предприятий системы Министерства связи СССР при перевозке почты определяются Воздушным кодексом Союза ССР, Уставом связи Союза ССР, настоящими Правилами и договорами, заключаемыми ежегодно управлениями гражданской авиации или авиапредприятиями с министерствами связи союзных республик или производственно-техническими управлениями связи на основе Типового договора, утвержденного Управлением организации перевозок Министерства гражданской авиации и Главным управлением почтовой связи Министерства связи СССР.

     4. По договору воздушной перевозки почты авиапредприятия обязуются принять, своевременно и в сохранности доставить вверенную им почту в пункты назначения и выдать предприятиям связи, а предприятия связи обязуются оплатить перевозку почты в установленном порядке и принять ее в пункте назначения.

    Договоры воздушной перевозки почты оформляются в порядке и на сроки, установленные действующим законодательством Союза ССР и союзных республик и настоящими Правилами.

Почтовые помещения

     5. В аэропортах предприятиям связи предоставляются в аренду специальные помещения:

    а) для обработки и хранения почты;

    б) для размещения отделений перевозки почты. Помещения для этих отделений предоставляются с внутрипортовыми подъездными путями, сортировочными площадками, необходимыми для обработки почты;

    в) для обслуживания пассажиров почтовой, телеграфной и телефонной связью;

    г) для размещения киосков "Союзпечати".

    Оплата за аренду помещений осуществляется в размерах, установленных действующим законодательством.


Планы авиапочтовых перевозок и гарантированные нормы
почтовой загрузки воздушных судов

     10. Министерство связи СССР ежегодно до 20 мая представляет в Министерство гражданской авиации предварительный планируемый годовой объем перевозки почты в тоннах с разбивкой по кварталам в целом по МГА, а до 15 октября министерства связи союзных республик и ПТУС сообщают проекты планов в соответствующие управления гражданской авиации (авиапредприятия).

    Предприятия или управления связи ежегодно до 1 мая года, предшествующего планируемому, представляют в соответствующие авиапредприятия или управления гражданской авиации заявки на перевозку почты вертолетами. Согласованные объемы включаются в договоры.

     11. Воздушная перевозка почты осуществляется:

    - по договорам между управлениями гражданской авиации, авиапредприятиями и министерствами связи союзных республик, производственно-техническими управлениями связи, предприятиями связи;

    - по разовым заявкам.

     12. В договорах воздушной перевозки почты должны предусматриваться плановые объемы перевозок на год по каждому аэропорту с поквартальной разбивкой.

    Ежемесячный объем перевозок определяется гарантированными нормами почтовой загрузки. Гарантированными нормами почтовой загрузки считаются лимиты (ежемесячные заявки) предприятий связи, согласованные с авиапредприятиями.

    Объемы перевозки почты по дням недели уточняются ежемесячными заявками предприятий связи по каждому рейсу и согласовываются с авиапредприятиями. При согласовании заявок авиапредприятия должны учитывать необходимость своевременной отправки периодических изданий и ежедневной отправки мешков с международными и страховыми почтовыми отправлениями и авиапосылок.

    Мешки с правительственными почтовыми отправлениями и письменной корреспонденцией должны отправляться всеми воздушными судами, но не более трех раз в сутки в одном направлении.

     13. По разовым заявкам почта принимается к перевозке авиапредприятиями при наличии транспортных возможностей.

     14. Почта должна перевозиться в соответствии с заявками предприятий (управлений) связи по согласованным гарантированным нормам загрузки на каждый рейс по типам самолетов.

     18. Гарантированные нормы почтовой загрузки определяются как на начальные, так и на проходящие рейсы в пределах, предусмотренных настоящими Правилами.

    Гарантированные нормы почтовой загрузки на проходящих рейсах устанавливаются в пределах норм, предусмотренных для перевозки почты из начального аэропорта для такого рейса. В этих случаях промежуточные аэропорты обязаны предварительно согласовывать с начальным аэропортом норму загрузки, которую будет обеспечивать предприятие связи на этом рейсе. Предприятия связи промежуточных аэропортов должны контролировать соблюдение гарантированных норм загрузки рейса почтой.

Прием, оформление, перевозка
и сдача почты

     20. Предприятия связи обязаны предъявить, а авиапредприятия принять почту к воздушной перевозке в сроки, установленные в договорах.

     31. Разрешается принимать к отправке воздушными судами без упаковки в мешки (в том числе и принятые к пересылке комбинированным способом) авиапосылки, упакованные в строгом соответствии с Почтовыми правилами.

     34. Запрещается предприятиям связи сдавать, а авиапредприятиям принимать к воздушной перевозке:

    а) авиапосылки с телевизионными трубками (более четырех в один адрес), авиапосылки с пчелами от частных лиц;

    б) почту в неисправном, поврежденном и промасленном состоянии;

    в) почту без адресных ярлыков;

    г) почту, не соответствующую данным, указанным в накладных, или не включенную в сопроводительные документы;

    д) авиапосылки со скоропортящимся вложением в отдаленные пункты. Список пунктов, куда запрещен прием авиапосылок со скоропортящимся вложением, утверждается Главным управлением почтовой связи Министерства связи СССР;

    е) авиапосылки ценностью свыше 100 руб., не заделанные в страховые мешки, кроме авиапосылок с отметкой "Осторожно".

    Авиапосылки ценностью свыше 100 руб. с отметкой "Осторожно" могут пересылаться только в пункты, не имеющие регулярных наземных сообщений. На рейсе количество таких авиапосылок не должно превышать 10 штук;

    ж) авиапосылки граждан, пересылаемые открыто, не обшитые материалом, за исключением посылок, указанных в 31, пп. "а - д", настоящих Правил.

     35. Категорически запрещается в почтовых отправлениях пересылать радиоактивные вещества, а также вещества, легко переходящие в жидкое состояние, взрывчатые и легковоспламеняющиеся предметы, ртуть и приборы, ртуть содержащие, яды, кислоты и другие едкие и опасные вещества.

     36. Международная почта, направляемая за границу, или из-за границы, должна сдаваться к воздушной перевозке оформленной в соответствии с положениями Устава связи Союза ССР, Всемирной почтовой конвенции, Соглашения о почтовых посылках Всемирного почтового союза, а также двусторонних соглашений, заключенных Министерством связи СССР с почтовыми администрациями других стран.

    Порядок оформления, приема, сдачи и перевозки международной почты изложен в 119 - 132 настоящих Правил.

     37. Сдача почты оформляется почтовыми накладными, установленными Почтовыми правилами.

    Почтовые накладные заполняются и подписываются работниками связи, ответственными за сдачу почты, и скрепляются оттисками календарного штемпеля предприятия связи.

    Запрещается: 1. Авиапредприятиям принимать, а предприятиям связи сдавать почту по накладным неустановленной формы.

    2. Работникам авиапредприятий вносить какие-либо изменения в почтовые накладные.

    Исправления и изменения в почтовых накладных могут быть внесены только в исключительных случаях работниками связи, что должно быть отмечено на всех экземплярах накладных и заверено оттисками календарного штемпеля предприятия связи.

     38. На почту, отправляемую воздушным транспортом, предприятия связи составляют:

    а) отдельные накладные - на группы почтовых отправлений или вещей в соответствии с Почтовыми правилами;

    б) перечни - на периодические издания, экспедируемые предприятиями связи;

    в) общие накладные - на почту, отправляемую в каждый пункт посадки воздушного судна;

    г) рейсовые накладные - на всю почту, сдаваемую для отправки на каждый рейс воздушного судна.

    44. Почтовые документы (два экземпляра общей накладной вместе с первыми экземплярами приписанных к ней отдельных накладных и перечней) вкладываются в специальные конверты отдельно для каждого пункта посадки воздушного судна (приложение 5). Отдельные накладные на страховую почту вкладываются в конверт сверху общей накладной. На конверте с левой стороны указываются: аэропорт назначения почты, номер рейса и воздушного судна, наименование предприятия связи, отправляющего почту, и количество накладных, перечней, вложенных в конверт.

    На конверте с правой стороны указываются: количество почтовых отправлений и вещей по видам, итог и общая масса почты. Сведения, указанные на конверте, подписываются работником связи и заверяются оттиском календарного штемпеля.

    Ответственность за полное и правильное вложение в конверт общих и отдельных накладных возлагается на предприятие связи, отправляющее почту, а за сохранность при транспортировке и сдачу в пункте назначения конверта с документами - на авиапредприятие.

    При сдаче почты предприятием связи авиапредприятию в первую очередь выдается рейсовая накладная и конверты с общими накладными.

     47. Почта считается принятой к перевозке с момента, когда работник авиапредприятия принял почту от работника предприятия связи и выдал экземпляр накладной с распиской, заверенный личным штампом работника авиапредприятия или штампом авиапредприятия, в приеме почты с указанием прописью количества принятых отправлений и вещей, времени приема, должности и фамилии принявшего.

     48. Принятая к перевозке почта записывается работниками авиапредприятия в почтово-грузовую ведомость воздушного судна с указанием аэропорта назначения или выгрузки почты, количества мест и массы по видам: мешки с письменной корреспонденцией, правительственными, международными и страховыми отправлениями, периодические издания и посылки, в том числе посылки ценностью свыше 100 руб. с отметкой "Осторожно".

    При перевозке почты в контейнерах в почтово-грузовую ведомость записываются номера контейнеров и их масса (брутто).

    Почта, принятая от предприятия связи, учитывается по массе (нетто), указанной в рейсовой и общих накладных предприятия связи.

    Работники аэропорта имеют право проверить общую массу, а также массу отдельных групп почты.

     49. Доставка почты из предприятий связи, находящихся на территории аэропортов и погрузка в воздушные суда, а также выгрузка почты из воздушных судов и доставка в эти предприятия связи производится силами и средствами аэропортов.

    В аэропортах, где отсутствуют предприятия связи (обменные пункты), почта грузится в воздушные суда и разгружается из них силами и средствами аэропортов, а доставляется от аэропортов до предприятий связи вне аэропортов силами и средствами предприятий связи.

    Сроки доставки и приема почты устанавливаются предприятиями связи и авиапредприятиями в заключаемых договорах.

     52. Погрузка почты на воздушное судно и выгрузка из него осуществляются работниками аэропорта в присутствии бортпроводника или одного из членов экипажа, ответственного за коммерческую загрузку.

    Бортпроводник или член экипажа, принявший почту к перевозке, отвечает за ее сохранность, за исключением случаев, когда почта перевозится в сопровождении работников предприятия связи.

    После проверки почты по накладной (страховой - поименно, а остальной - счетом мест) и просмотра исправности упаковки бортпроводник (член экипажа) расписывается в почтово-грузовой ведомости аэропорта и проставляет свой штамп.

    Бортпроводник (член экипажа) принимает (сдает) почту от работников аэропорта непосредственно у воздушного судна в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке приема-сдачи коммерческой загрузки на борт воздушного судна гражданской авиации.

     53. На местных воздушных линиях бортпроводник (член экипажа принимает (сдает) почту у воздушного судна непосредственно от работника предприятия связи.

     54. Почтовые отправления и вещи, доставленные к воздушному судну без надлежащей маркировки, с поврежденной упаковкой, нарушенными печатями (пломбами), оборванной перевязью бортпроводник к перевозке не принимает, о чем делается соответствующая отметка в накладных и почтово-грузовой ведомости за подписью работника предприятия связи и бортпроводника.

     55. В случае обнаружения в прибывшей почте: несоответствия данных, указанных в почтово-грузовой ведомости или накладных, фактическим; отсутствия документов; неисправной, поврежденной упаковки, а также упаковки с доступом к вложению, с нарушением целостности печатей (пломб) - составляется акт о неисправностях при перевозке за подписями работника аэропорта, принявшего почту, и бортпроводника (члена экипажа), сдавшего почту.

     56. Работник предприятия связи, принимающий почту, должен расписаться на втором экземпляре общей накладной, указав прописью количество принятых почтовых отправлений и вещей, заверить расписку оттиском календарного штемпеля и возвратить этот экземпляр накладной работнику авиапредприятия, сдавшему почту.

     57. При отсутствии в аэропорту предприятия связи почта сдается на складе аэропорта работнику предприятия связи. Предприятие связи в таких случаях обеспечивает явку своих представителей в аэропорт для приема почты в сроки, установленные в договорах.

     58. Почта считается доставленной предприятию связи с момента, когда работник предприятия связи принял почту от работника авиапредприятия и выдал соответствующую расписку. Расписка выдается работником предприятия связи немедленно после получения почты от работника авиапредприятия.

    В тех случаях, когда почта доставлена с нарушениями порядка, установленного настоящими Правилами, расписка за принятую почту выдается только после составления и подписания акта (межведомственного) сторонами. Акт составляется работником предприятия связи.

     59. Почта, не сданная в пункте назначения по вине авиапредприятия, досылается по назначению первым отлетающим воздушным судном с оформлением ее отдельными от остальной почты документами.

    В рейсовой накладной работником предприятия связи делается отметка "Почта провезена. Досылается бесплатно". Для предприятия связи такая почта досылается бесплатно, а для аэропорта - за счет авиапредприятия, по вине которого произошло нарушение в доставке почты.

    При отсутствии в ближайшее время рейса указанная почта может быть отправлена в пункт назначения по железной дороге или другими видами транспорта за счет авиапредприятия, допустившего нарушение в доставке почты.

     60. Почта, принятая к перевозке от предприятия связи и прибывшая в аэропорт назначения, регистрируется аэропортом в книге учета количества отправленной и прибывшей почты.

Контейнерные перевозки почты

     61. Перевозка почты может быть организована в стандартных контейнерах предприятий Министерства гражданской авиации и контейнерах предприятий Министерства связи СССР.

     62. Перевозка почты может осуществляться в контейнерах Аэрофлота под пломбой предприятий связи.

    При перевозке почты в контейнерах Аэрофлота под пломбой предприятий связи погрузка и выгрузка почтовых отправлений и вещей из контейнеров, составление накладных, адресных ярлыков, пломбирование (опечатывание) осуществляются предприятиями связи.

     68. При перевозке почты в контейнерах под пломбой предприятия связи прием-сдача контейнеров производится по их количеству с проверкой исправности, наличия и сохранности пломб (печатей) и проверкой соответствия номеров контейнеров и пломб с записями в сопроводительной документации.

    Ответственность за правильность сведений, внесенных в сопроводительные документы, несет предприятие связи.

    Перевозчику предоставляется право проверять правильность этих сведений. Вскрытие контейнеров для проверки должно осуществляться в присутствии работников связи и оформляться межведомственным актом.

     69. Перевозчик несет ответственность за целостность пломбы (печати) предприятия связи. Если контейнер поступил без пломбы или с нарушенной пломбой (печатью), перевозчик обязан в присутствии работников связи проверить соответствие прибывшей почты сведениям, указанным в сопроводительной документации, состояние упаковки почты и оформить межведомственный акт.

    В случае утраты, недостачи, порчи или повреждения почты, прибывшей в исправном контейнере с исправными пломбами (печатями) предприятия связи, перевозчик ответственности не несет.

Ответственность сторон за нарушение
Правил перевозки почты по воздушным линиям Союза ССР

     77. В соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР авиапредприятие несет ответственность перед предприятиями связи за утрату, повреждение и несвоевременную доставку почты в размерах ответственности предприятий связи перед отправителями или адресатами, предусмотренных Уставом связи Союза ССР, Уставом, Конвенцией и Соглашением о почтовых посылках Всемирного почтового союза*.

----------------

    * См. ст.102 Воздушного кодекса Союза ССР.

    Авиапредприятие несет ответственность за сохранность и своевременность доставки почты с момента принятия ее от предприятия связи - отправителя до момента сдачи и получения расписки предприятия связи - получателя.

     78. Авиапредприятие освобождается от ответственности за внутреннее состояние и содержание почтовых отправлений (вещей), доставленных в неповрежденной упаковке с ненарушенными перевязями, печатями (пломбами) предприятий связи (отправителя), если не будет доказано, что скрытое повреждение, недостача части вложения почтовых отправлений (вещей) возникли по вине авиапредприятия.

     79. Авиапредприятие освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение почты произошли вследствие обстоятельств, которые оно не могло предотвратить или устранение которых от него не зависело вследствие:

    а) явлений стихийного характера;

    б) особых свойств перевозимых предметов;

    в) вины отправителя;

    г) изъятия или конфискации в установленном законом порядке;

    д) сдачи почты к перевозке без указания в перевозочном документе ее особых свойств, требующих специальных условий или мер предосторожности.

     80. За нарушение настоящих Правил авиапредприятия и предприятия связи несут ответственность в следующих размерах:

                         авиапредприятия:

    а) за несвоевременное представление расписания или несвоевременное уведомление об изменении расписания - штраф в размере 2 руб.50 коп. за каждый просроченный день;

    б) за несвоевременное уведомление предприятий связи о вынужденной посадке воздушного судна с почтой в пунктах, не предусмотренных расписанием, и дальнейшей задержке его вылета более суток - штраф в размере 5 руб. за каждый случай. Несвоевременным считается уведомление, сделанное позднее 30 минут с момента получения аэропортом сообщения о посадке воздушного судна. Санкция не применяется, если авиапредприятие докажет, что задержка информации произошла не по его вине;

    в) за недоставку и сдачу не по назначению всей или части почты в пунктах посадки воздушного судна - штраф в размере 5 руб. за каждое место, но не более 30 руб.;

    г) за каждый случай отмены вылета или опоздания прибытия в промежуточный и конечный пункты воздушного судна с газетами на борту более чем на 3 часа по вине авиапредприятия - штраф в размере 20 руб.;

    д) за каждый случай отказа в приеме для отправки полной или части гарантированной нормы или согласованного по отдельным заявкам и своевременно доставленного количества почты, а также за снятие почты в пути - 5 руб. за каждый мешок или отдельную упаковку, но не более 30 руб. Санкция не применяется, если почта была отправлена другим самолетом, прибывшим в пункт назначения не позднее 3-х часов после прибытия рейсового самолета, с которым подлежала отправке эта почта;

    е) за нарушение установленных сроков доставки почты с рейсовых воздушных судов в предприятие связи - штраф в размере 5 руб. за каждый случай;

    ж) за задержку в отправке почты по вине авиапредприятия в пунктах ее перегрузки более суток или несообщении об этом предприятиям связи - штраф в размере 5 руб. за каждый случай;

    з) за несвоевременную подачу транспорта к предприятию связи в согласованные сроки под погрузку почты - штраф в размере 5 руб. за каждый случай;

    и) за доставку отдельных мест почты в неисправной, поврежденной, с доступом к вложению упаковке - штраф в размере 1 руб. за каждое неисправное место;

    к) за сдачу страховой почты без документов или при несоответствии ее документам - штраф в размере 5 руб. за каждый случай;

                        предприятия связи:

    а) за несвоевременное представление ежемесячных лимитов (заявок) - штраф в размере 2 руб.50 коп. за каждый просроченный день против установленного в договоре срока;

    б) за каждый случай задержки вылета воздушного судна против времени, указанного в расписании, на 1 час и более по вине предприятия связи - штраф в размере 20 руб. Санкция не применяется в случае задержки вылета воздушного судна по причине поздней доставки газет издательствами;

    в) за несоответствие массы почты, указанной в документах, фактической - штраф в размере 20 руб. за каждый случай;

    г) за простой транспорта авиапредприятия в предприятии связи свыше согласованного времени для погрузки или разгрузки почты штраф в размере 5 руб. за каждый случай.




    Текст документа сверен по:
    "Сборник нормативных актов о транспорте"
    М. Юрид. литература     т.3.