Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/11/1200013307.htm


ГОСТ 25044-81

Группа Т59


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Техническая диагностика

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ,
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН

Основные положения

Technical diagnostics. Diagnosis of motor vehicles, tractors,
agricultural, construction and road machinery. Basic principles.


МКС 19.100
         43.180

Дата введения 1983-01-01

    
      Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16 декабря 1981 г. N 5440 дата введения установлена 01.01.1983 г.*
_______________
    * Внедрение стандарта должно осуществляться в соответствии с планом мероприятий согласно приложению 1.
    
    ПЕРЕИЗДАНИЕ.

    
    
    Настоящий стандарт распространяется на автомобили, тракторы, строительные и дорожные машины, монтируемые на их базе, самоходные сельскохозяйственные машины, многоосные шасси и силовые агрегаты к ним (далее - машины) и устанавливает основные положения по обеспечению диагностирования на стадии проектирования вновь разрабатываемых и модернизируемых машин, организации диагностирования машин в эксплуатации и ремонте, а также общие требования к документам на диагностирование.
    
    

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    
    1.1. Техническое диагностирование проводится:
    
    при вводе машин в эксплуатацию;
    
    при техническом обслуживании (ТО);
    
    при текущем (капитальном) ремонте машины.
    
    1.2. Устанавливают следующие задачи диагностирования:
    
    проверка исправности и работоспособности машины в целом и (или) ее составных частей с установленной вероятностью правильности диагностирования;
    
    поиск дефектов, нарушивших исправность и (или) работоспособность машины;
    
    сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса или вероятности безотказности работы машины в межконтрольный период.
    
    1.3. Ответственным за обеспечение объекта диагностированием является предприятие (организация)-разработчик, за организацию диагностирования при эксплуатации - предприятия - потребители машин, при ремонте - ремонтные предприятия.
    
    

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НА СТАДИИ РАЗРАБОТКИ

    
    2.1. Порядок разработки системы диагностирования, требования, предъявляемые к машине и средствам диагностирования, значения параметров диагностирования устанавливают на стадии разработки технического задания на машину в соответствии с ГОСТ 27518-87 и заносят в "Техническое задание" в подраздел "Условия эксплуатации (использования), требования к эксплуатации и ремонту" или в "Дополнительные требования" по ГОСТ 15.001-88*.
_______________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000.

    
    2.2. Для каждой машины на стадии разработки устанавливают:
    
    вид, периодичность и объем диагностирования в зависимости от условий и специфики эксплуатации;
    
    правила и последовательность диагностирования;
    
    номенклатуру диагностических параметров и качественных признаков, характеризующих техническое состояние машины и обеспечивающих поиск возможных дефектов;
    
    номинальные, допускаемые, предельные значения структурных диагностических параметров и зависимости значений параметров от наработки машины;
    
    требования к точности измерения параметров;
    
    номенклатуру средств диагностирования и режимы работы машины и ее составных частей при проведении диагностирования;
    
    требования к контролепригодности машины по ГОСТ 26656-85 и ГОСТ 24925-81;
    
    требования по технике безопасности труда при диагностировании.
    
    2.3. Требования и исходные данные по организации технического диагностирования при эксплуатации и ремонте машин, перечисленные в п.2.2, указывают: в "Технических условиях", "Инструкции по эксплуатации" или "Инструкции по техническому обслуживанию" по ГОСТ 2.601-95 - для автомобилей и машин, монтируемых на их базе; в "Технических условиях", "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" по ГОСТ 27388-87 - для тракторов, машин, монтируемых на их базе, и сельскохозяйственных машин.
    
    

3. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ МАШИН НА ПРЕДПРИЯТИЯХ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИЮ И РЕМОНТ

    
    3.1. Предприятие (организация), осуществляющее эксплуатацию машины, организует и проводит диагностирование машины перед вводом в эксплуатацию, в процессе эксплуатации в соответствии с требованиями, указанными в документах, перечисленных в п.2.3.
    
    3.2. Результаты каждого диагностирования машины заносят в диагностическую и накопительную карты.
    
    3.3. По результатам диагностирования принимают решение о возможности дальнейшей эксплуатации машины с назначенным ресурсом после проведения ТО или о необходимости проведения текущего (капитального) ремонта.
    
    3.4. Объем работ, подлежащих выполнению при ТО и текущем (капитальном) ремонте машины, устанавливают на основе диагностирования.
    
    3.5. Ремонтное предприятие организует и проводит диагностирование машин: поступивших в ремонт с целью определения объемов работ при капитальном ремонте; прошедших капитальный ремонт с целью получения исходных данных для оценки качества ремонта и установления послеремонтного ресурса.
    
    3.6. Значения диагностических параметров, полученные после выполнения капитального ремонта, заносят в паспорт (ПС) или формуляр (ФО) и подтверждают подписью и штампом отдела технического контроля ремонтной организации.
    
    

4. ДОКУМЕНТЫ НА ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

    
    4.1. Основным документом по организации технического диагностирования при эксплуатации и ремонте машины являются: "Инструкция по эксплуатации" или "Инструкция по техническому обслуживанию" - для автомобилей и машин, монтируемых на их базе, "Техническое описание и инструкция по эксплуатации" - для тракторов, машин, монтируемых на их базе, и сельскохозяйственных машин.
    
    4.2. Министерство (ведомство), осуществляющее эксплуатацию и ремонт машин в соответствии с требованиями документа, указанного в п.4.1, организует разработку:
    
    раздела карты типового технологического процесса (КТТП) по организации и проведению диагностирования при выполнении работ по ТО, ТР и капитальному ремонту;
    
    диагностической карты;
    
    накопительной карты;
    
    комплекта учетно-отчетных документов по диагностированию, накоплению и обработке информации об эффективности проведения работ по диагностированию.
    
    4.3. Предприятие (организация), осуществляющее эксплуатацию и (или) ремонт машин в соответствии с требованиями документов, указанных в п.4.1 или в разделе карты по организации и проведению диагностирования КТТП, разрабатывает раздел карты технологического процесса (КТП) по организации и проведению диагностирования при выполнении работ по ТО, ТР или капитальному ремонту.
    
    4.4. Диагностическая карта (см. приложение 2) служит для регистрации результатов диагностирования во всех случаях проведения диагностирования и принятия решения о необходимых работах при ТО и ремонте машины.
    
    Диагностическая карта является исходным документом при выполнении накопительной карты во всех случаях проведения диагностирования.
    
    4.5. Накопительная карта предназначена для накопления информации об изменениях диагностических параметров в процессе эксплуатации машины, сбору исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса и вероятности безотказной работы в пределах межконтрольного периода.
    
    4.6. Накопительная карта (см. приложение 3) ведется на каждую машину в течение всего срока ее эксплуатации. При передаче машины в другую организацию накопительную карту передают вместе с машиной.
    
    4.7. По требованию предприятия (организации)-разработчика предприятия, эксплуатирующие машины, обязаны передать ей дубликаты накопительных карт.
    

    Данные накопительной карты могут быть использованы для статистического анализа надежности машины в целом и ее составных частей.
    
    

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное


ПЛАН
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ГОСТ 25044-81

    
    

Наименование мероприятий

Организация, ответственная за выполнение

Срок выполнения

Составление заявок для обеспечения отраслей необходимым числом экземпляров стандарта

Министерства отраслей народного хозяйства

В течение двух месяцев с момента утверждения стандарта

Представление заявок Государственному комитету СССР по стандартам для централизованного обеспечения

То же



В течение двух месяцев с момента утверждения стандарта

Составление и согласование с Госстандартом плана внедрения стандарта

"


В течение двух месяцев с момента регистрации стандарта

Обеспечение предприятий отрасли необходимыми средствами диагностирования

"

По плану министерств

Обеспечение предприятий отрасли необходимой документацией, предусмотренной стандартом
    

"

То же

Внедрение стандарта в отрасли народного хозяйства
    

"

По плану министерств, согласованному с Госстандартом

Разработка форм диагностической и накопительной карт с учетом обработки их данных на ЭВМ:


 

    для автомобилей и монтируемых на их базе машин;

Минавтотранс РСФСР

1-й кв. 1982 г.

    для тракторов и монтируемых на их базе машин;

    для строительных и дорожных машин

Госкомсельхозтехника СССР, строительные и монтажные министерства (при необходимости)

1-й кв. 1982 г.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое


             
    

Оборотная сторона диагностической карты

    
    

Наименование диагностического параметра

Заключение

Угол поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя, ...°

 

Начальный угол опережения зажигания, ...°

 

Угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, ...°

 

Суммарный угол опережения зажигания при 1000 об/мин, ...°

 

Напряжение аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В

 

Вторичное электрическое напряжение, кВ

 

Давление топлива после насоса, кПа

 

Минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала, с

 

Содержание окиси углерода в отработавших газах, %:

 

на холостом ходу

 

при большой частоте вращения

 

Суммарный угловой люфт коробки передач, ...°:

 

на второй передаче

 

на прямой передаче

 

Удельный расход топлива, кг/с:

 

на холостом ходу

 

при скорости 100 км/ч

 

Суммарный угловой люфт карданной передачи, ...°

 

Биение карданного вала, мм

 

Суммарный угловой люфт главной передачи, ...°

 

Мощность на прокручивание ведущих колес, кВт (л.с.) (или выбег 50-30 км/ч), м

 

Мощность на ведущих колесах автомобиля, кВт (л.с.)

 

Радиальный люфт в шкворневых соединениях, мм:

 

слева

 

справа

 

Oceвoй люфт в шкворневых соединениях, мм:

 

слева

 

справа

 

Асинхронизм искрообразования, ...°

 

Зазор между втулкой и валиком распределителя высокого напряжения, мм

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое


    19____г.
    

НАКОПИТЕЛЬНАЯ КАРТА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ (форма 2)

         
    Модель автомобиля _________________ Год выпуска ______ Государственный N ______
    
    Гаражный N ________
    

 

Значения параметра

Показания спидометра

Наименование
диагностического
параметра

Предель-
ные

Номи-
нальные

Дата____
км
    

Дата____
км

и т.д.

 

 

 

Значения параметров
при диагностировании

Угол поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя, ...°

 

 

 

 

 

Начальный угол опережения зажигания, ...°

 

 

 

 

 

Угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, ...°

 

 

 

 

 

Суммарный угол опережения зажигания при 1000 об/мин, ...°

 

 

 

 

 

Напряжение аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В

 

 

 

 

 

Вторичное электрическое напряжение, кВ

 

 

 

 

 

Давление топлива после насоса, кПа

 

 

 

 

 

Минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала, с

 

 

 

 

 

Содержание окиси углерода в отработавших газах, %:

 

 

 

 

 

    на холостом ходу

 

 

 

 

 

    при большой частоте вращения

 

 

 

 

 

Суммарный угловой люфт коробки передач, ...°:

 

 

 

 

 

    на второй передаче

 

 

 

 

 

    на прямой передаче

 

 

 

 

 

Удельный расход топлива, кг/с:

 

 

 

 

 

    на холостом ходу

 

 

 

 

 

    при скорости 100 км/ч

 

 

 

 

 

Суммарный угловой люфт карданной передачи, ...°

 

 

 

 

 

Биениe карданного вала, мм

 

 

 

 

 

Суммарный угловой люфт главной передачи, ...°

 

 

 

 

 

Мощность на прокручивание ведущих колес, кВт (л.с.) (или выбег 50-30 км/ч), м

 

 

 

 

 

Мощность на ведущих колесах автомобиля, кВт (л.с.)

 

 

 

 

 

Радиальный люфт в шкворневых соединениях, мм:

 

 

 

 

 

    слева

 

 

 

 

 

    справа

 

 

 

 

 

Осевой люфт в шкворневых соединениях, мм:

 

 

 

 

 

    слева

 

 

 

 

 

    справа

 

 

 

 

 

Асинхронизм искрообразования, ...°

 

 

 

 

 

Зазор между втулкой и валиком распределителя высокого напряжения, мм

 

 

 

 

 

Условия эксплуатации

 

 

 

 

 

    
         
    
Текст документа сверен по:      
официальное издание
Контроль неразрушающий.
Общие требования: Сб. ГОСТов. -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2005