Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/12/1200047733.htm


РД 31.82.04.02-85

    
    
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ РАБОЧИХ КОМПЛЕКСНЫХ БРИГАД
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ ГРУЗОВ В ЯЩИКАХ

    
    
Дата введения 1987-07-01

    
    
    ВЗАМЕН РД 31.82.04-78
    
    
    Настоящая инструкция является дополнением к РД 31.82.04.01-85 и устанавливает основные требования безопасности при перегрузке грузов в ящиках, которые должны знать и выполнять рабочие комплексных бригад морских портов.
    
    На основе настоящего РД порты разрабатывают и утверждают в установленном порядке инструкцию по безопасности труда с учетом конкретных условий производства.
    
    

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    
    1.1. Применение рычажно-клещевых захватов для перегрузки ящиков разрешается при условии достаточной прочности тары и обеспечения при этом надежности удержания груза.
    
    1.2. Перегрузку грузов в мелких ящиках необходимо производить с использованием средств укрупнения грузовых мест (поддоны, стропы для пакетирования и др.), указанных в рабочей технологической карте (РТК).
    
    1.3. Перегрузку крупногабаритных и тяжеловесных ящиков, если на них нет специальных устройств для строповки (кольца, рамы, скобы), осуществлять с помощью парных металлических стропов при условии размещения центра тяжести ящика между стропами на одинаковом удалении от каждого из них. Крупногабаритным грузом считается груз, объем одного места которого превышает 18 м (кроме контейнеров), тяжеловесным - если масса одного места свыше 5 т.
    
    1.4. Выбирать стропы и грузозахватные приспособления с учетом массы ящика и его габаритов таким образом, чтобы при подъеме верхняя часть ящика не получила большого сжатия.
    
    1.5. Строповку крупногабаритных и тяжеловесных ящиков производить с учетом маркировки. При отсутствии маркировки строповку производить по указанию производителя работ.
    
    1.6. При строповке поддонов, загруженных грузом в ящиках, обращать внимание на то, чтобы стропы траверсы при натяжении не западали между ящиками верхнего ряда. Укладывать ящики на поддоны ровными, устойчивыми рядами высотой не более 1,8 м.
    
    1.7. Для крепления грузов в ящиках на транспортных средствах использовать предназначенные для этих целей крепежные материалы, предусмотренные РТК.
    
    1.8. Крепление, не связанное с большим объемом специальных плотницких и газосварочных работ, должны выполнять рабочие комплексных бригад под руководством старших звеньев и по указанию производителя работ.
    
    Специальное крепление груза с выполнением плотницких и газосварочных работ должны осуществлять рабочие специальных ремонтно-строительных бригад и рабочие специализированных комплексных бригад, прошедшие обучение способам и методам выполнения данного вида работ.
    
    1.9. Перегрузку взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, перевозимых в ящиках, производить в соответствии с требованиями пожарной безопасности и правил перегрузки опасных грузов. Перед началом работ рабочие должны получить подробный инструктаж от производителя работ о правилах перегрузки данного вида груза.
    
    1.10. При перегрузке легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов, перевозимых в ящиках, использовать грузозахватные приспособления и перегрузочные машины, исключающие искрообразование. Запрещается бросать ящики и подвергать их ударам.
    
    1.11. При перемещении перегрузочными машинами грузов в мелких ящиках, уложенных на поддон, верхний ряд ящиков в пакете необходимо закрепить для предотвращения развала "подъема".
    
    1.12. При работе с ящиками, имеющими металлические контрольные ленты, пользоваться рукавицами из плотной ткани во избежание возможных порезов о контрольную ленту. При ручном перемещении и ручной укладке ящиков обращать внимание на исправность ящиков и отсутствие выступающих гвоздей. Запрещается брать ящики за контрольные ленты.
    
    1.13. При разборке штабелей и пакетов вручную не допускается стаскивать ящики на себя во избежание падения нижних ящиков; верхний ящик необходимо поднять в вертикальном направлении, полностью освободив его от сцепления с нижним.
    
    

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СУДОВОЙ ОПЕРАЦИИ

    
    2.1. При загрузке (разгрузке) подпалубных пространств трюма с использованием погрузчиков допускаются выборка ящиков и их укладка с углублением, равным высоте подъема груза погрузчиком.
    
    2.2. При укладке ящиков в трюме или при выборке их из трюма обеспечить устойчивость штабеля с учетом возможного крена или качки судна. При обнаружении неустойчиво лежащих ящиков их необходимо переложить.
    
    2.3. Формирование "подъемов" или установку их краном производить на ровной горизонтальной поверхности в просвете люка. Если "подъемы" формируют или устанавливают на грузе, то рабочую площадку необходимо выровнять с помощью жесткой сепарации.
    
    2.4. Вытаскивать груз из-под палубного пространства краном с помощью рычажно-клещевых захватов запрещается.
    
    2.5. Запрещается поднимать на ящике другой ящик меньшего размера, если он не обжат четырьмя ветвями стропов.
    
    2.6. Во время подъема груза рабочие должны отойти в подпалубное пространство не ближе чем на 5 м от поднимаемого краном груза. При подтаскивании груза с помощью канифас-блоков к просвету люка рабочие не должны находиться в узкостях между отдельными местами груза, бортами и другими частями судового набора, а также ближе 2 м от линии натянутых канатов (стропов).
    
    2.7. При перегрузке взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов в ящиках комингсы люка покрыть мягкими матами или деревянными щитами во избежание искрообразования.
    
    2.8. Разборку трюмного штабеля грузов в мелких ящиках вручную производить послойно при высоте слоя не более 1,8 м, не создавая "колодцев".
    
    2.9. При перегрузке ящиков с использованием поддонов не допускать большого скопления порожних поддонов в трюме. Стопки поддонов по мере их накопления в трюме необходимо выгружать на берег.
    
    2.10. Не допускается загрузка в трюм неисправных ящиков. Выгружать поврежденные ящики из трюма следует грузозахватными приспособлениями, обеспечивающими надежность захвата ящика или группы ящиков и их сохранность. Перегружать и укладывать дефектные ящики следует отдельно от исправных.
    
    2.11. Ремонт неисправных ящиков осуществлять только по указанию производителя работ, получив при этом дополнительный инструктаж.
    
    

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВАГОННОЙ ОПЕРАЦИИ

    
    3.1. Погрузку грузов в ящиках в крытые вагоны и их выгрузку из вагонов следует производить с помощью вагонных погрузчиков.
    
    3.2. При открывании дверей вагона, загруженного грузом в ящиках, рабочие должны находиться сбоку от дверного проема во избежание несчастного случая в результате возможного выпадения груза из вагона. До открывания дверей следует снять колесоотбойный брус на рампе.
    
    3.3. При выгрузке (погрузке) грузов в ящиках из вагонов вручную выполнять следующие требования:
    
    запрещается сбрасывание ящиков с верхних рядов;
    
    формирование "подъемов" производить либо на грузовом столе, установленном у проема вагона, либо на рампе склада. Не разрешается использование поддонов вместо грузового стола.
    
    При выборке ящиков из вагонов следить за устойчивостью оставшихся в штабеле ящиков. Выборку груза производить уступообразно.
    
    3.4. Использование погрузчиков в вагоне с неисправным полом запрещается. В случае небольших повреждений пола на месте повреждений укладывать металлические листы.
    
    3.5. Вытаскивать ящики из крытых вагонов с помощью крана запрещается.
    
    3.6. При неполной загрузке вагона ящики следует надежно закрепить.
    
    3.7. Выборку ящиков из дверного проема вагона производить под непосредственным руководством старшего вагонного звена.
    
    3.8. При выгрузке ящиков из полувагонов и при погрузке в полувагоны нижние люки полувагона должны быть закрыты.
    
    3.9. Запрещается нахождение рабочих в полувагонах и на платформах во время погрузки (выгрузки) в них крупногабаритных и тяжеловесных ящиков. При опускании краном груза в малогабаритных ящиках на платформы и в полувагоны и при их подъеме допускается нахождение рабочих не ближе чем 2 м от места установки (снятия) груза на платформе и 5 м - в полувагоне.
    
    3.10. Передвигаться по бортам полувагона и находиться на приподнятом краном грузе не допускается; при строповке и отстроповке использовать приставные лестницы.
    
    3.11. Не разрешается загрузка платформы или полувагона одновременно двумя кранами (за исключением случаев спаренной работы кранов при перегрузке тяжеловесов).
    
    3.12. Для крепления ящиков на железнодорожном подвижном составе применять только те крепежные материалы, которые предусмотрены РТК. Использование случайных предметов и материалов для крепления ящиков запрещается.
    
    

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СКЛАДСКОЙ ОПЕРАЦИИ

    
    4.1. Складирование грузов в малогабаритных ящиках на складах производить преимущественно пакетным способом.
    
    4.2. Поддоны с грузом в ящиках на складе следует устанавливать так, чтобы штабель был устойчивым.
    
    4.3. Деформированные ящики укладывать в общий штабель не разрешается.
    
    4.4. При складировании грузов в ящиках массой до 100 кг выполнять следующие требования:
    
    высота штабеля при подаче груза механизмами и нахождении людей на штабеле не должна превышать 4 м (ящики массой до 100 кг) и 6 м (ящики массой свыше 100 кг);
    
    при поштучном формировании штабеля способом прямой кладки или "клеткой" через каждые 1,5 м по высоте по периметру штабеля делать уступ не менее 1,3 м и укладывать жесткую сепарацию по всей поверхности штабеля.
    
    4.5. При складировании грузов в ящиках массой свыше 100 кг выполнять следующие требования:
    
    при укладке в штабель и разборке его механизированным способом без нахождения людей на штабеле высота штабеля определяется техническими возможностями применяемых механизмов, свойствами груза, прочностью тары и устойчивостью штабеля;
    
    при поштучном формировании штабеля способом прямой кладки или "клеткой" после каждого ряда под ящики укладывать прокладки для безопасной строповки груза; через каждые 2 м по высоте по периметру штабеля делать уступ не менее 1,5 м.
    
    4.6. При складировании грузов в ящиках готовыми пакетами на поддонах штабель следует формировать таким образом, чтобы через каждые 3 пакета по высоте создавались уступы шириной в 1 пакет со стороны по направлению штабелирования и 0,5 пакета с двух других его сторон.
    
    4.7. При складировании ящиков с оконным стеклом выполнять следующие требования:
    
    высота складирования не должна превышать двух рядов;
    
    ящики устанавливать на ребро плотно друг к другу с надежными упорами с двух концов каждого ряда штабеля с соответствующим креплением штабеля;
    
    между рядами ящиков по высоте штабеля укладывать прокладки.
    
    4.8. Крупногабаритные и тяжеловесные ящики укладывать на прокладки прямоугольного поперечного сечения или брус двухкантной распиловки. Концы прокладок и подкладок не должны выступать за габариты уложенных на них ящиков более чем на 10 см. Запрещается изменять положение прокладок и подкладок под висящим над ними грузом; прокладки и подкладки укладывать до начала подачи груза к месту складирования.
    
    4.9. Способы складирования ящичных грузов неправильной, нестандартной формы должны быть особо оговорены в РТК.
    
    

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОРДОННОЙ (ПЕРЕДАТОЧНОЙ) ОПЕРАЦИИ

    
    5.1. Передача ящиков с одной перегрузочной машины на другую разрешается только после того, как ящики будут установлены на причал, а съемные грузозахватные приспособления освобождены от грузохватного органа доставившей их перегрузочной машины.
    
    5.2. Укладывать груз в кузове автомашины (прицепа) необходимо в пределах габаритов машины таким образом, чтобы исключалось его падение при транспортировании.
    
    5.3. Строповку пакетов, сформированных на плоских поддонах, производить таким образом, чтобы при натяжении стропов траверсы исключался развал пакета.
    
    Строповку ящиков, перегружаемых поштучно, производить с учетом имеющейся на ящиках специальной маркировки.
    
    5.4. Для выполнения операций по строповке должны выделяться не менее двух рабочих, из которых один назначается сигнальщиком.
    
    
    
Текст документа сверен по:
/ Министерство морского флота СССР.
Сборник типовых инструкций по безопасности труда. -
М.: В/О "Мортехинформреклама", 1987