ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2000 года N 962
О порядке ведения государственного учета
и контроля ядерных материалов
(с изменениями на 1 февраля 2005 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 59;
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49.
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов.
2. Министерству Российской Федерации по атомной энергии до 1 июля 2001 года разработать по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвердить формы отчета в области государственного учета и контроля ядерных материалов, порядок и периодичность представления отчетов, а также формы ведомственного и государственного регистров ядерных материалов.*2)
3. Федеральному надзору России по ядерной и радиационной безопасности во II квартале 2001 года разработать по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук и утвердить положение о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2000 года N 962
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном учете и контроле ядерных материалов
(с изменениями на 1 февраля 2005 года)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" и другими нормативными правовыми актами в области обращения с ядерными материалами, определяет задачи государственного учета и контроля ядерных материалов, устанавливает порядок его ведения в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, а также порядок взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, эксплуатирующих организаций и организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций (далее именуются - организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами).
2. Порядок ведения государственного учета и контроля ядерных материалов является обязательным для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, переработке, хранению, транспортировке, экспорту, импорту и перемещению через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов, в том числе организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук, осуществляющими в пределах своих полномочий соответственно государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, учет федерального имущества, а также координирующими и контролирующими указанную деятельность.
3. Государственный учет и контроль ядерных материалов включает в себя сбор, регистрацию, обобщение и анализ информации о количестве и движении ядерных материалов, осуществляется путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных и технологических операций с ядерными материалами на основе результатов измерений характеристик ядерных материалов и ведется на федеральном и ведомственном уровнях, а также в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами.
4. Государственный учет и контроль ядерных материалов в федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, в Российской академии наук и в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, ведется на основании федеральных и ведомственных норм и правил ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, а также положений и инструкций, разрабатываемых и утверждаемых руководителями таких организаций.
5. Государственный учет и контроль ядерных материалов осуществляется в целях:
1) создания и обеспечения необходимых условий для эффективного государственного управления ядерными материалами в Российской Федерации;
2) создания эффективного механизма обеспечения сохранности и физической защиты ядерных материалов;
3) обеспечения своевременного выявления и предотвращения потерь, хищений и незаконного оборота ядерных материалов;
4) обеспечения необходимых условий для применения гарантий МАГАТЭ;
5) обеспечения контроля за соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.
6. Перечень ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Минимальное количество ядерных материалов, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю, а также порядок перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов в связи с непригодностью для осуществления какой-либо деятельности в области обращения с ядерными материалами определяются федеральными нормами и правилами ведения государственного учета и контроля ядерных материалов.
7. Ведение государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляют:
1) федеральные органы исполнительной власти (включая федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии), в ведении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами;
2) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие учет федерального имущества;
3) Российская академия наук;
4) организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами;
5) организации, осуществляющие информационно-аналитическое обеспечение государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственных уровнях (далее именуются - информационно-аналитические организации), и центры сбора, обработки и передачи информации.
8. Порядок ведения учета и контроля являющихся собственностью иностранного государства ядерных материалов, временно находящихся на территории Российской Федерации, определяется Федеральным агентством по атомной энергии (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
II. Задачи государственного учета и контроля ядерных материалов
9. Задачами государственного учета и контроля ядерных материалов являются:
1) определение фактического количества ядерных материалов в месте их нахождения;
2) поддержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный государственный учет и контроль ядерных материалов в месте их нахождения;
3) предоставление органам государственной власти Российской Федерации, включая федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, а также учет федерального имущества, соответствующей информации о ядерных материалах, необходимой для выполнения ими своих полномочий;
4) обеспечение государственного контроля за достоверностью учетных и отчетных данных о ядерных материалах;
5) обеспечение ограничительного порядка доступа к носителям информации в области государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях, в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и зонах баланса материалов этих организаций в целях защиты сведений, отнесенных к государственной тайне или служебной информации ограниченного распространения.
III. Деятельность федеральных органов исполнительной власти
и организаций, осуществляющих обращение с ядерными
материалами, в области государственного учета и
контроля ядерных материалов
10. Федеральное агентство по атомной энергии в пределах своих полномочий (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию):
1) проводит государственную политику в области государственного учета и контроля ядерных материалов;
2) осуществляет государственный учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне;
3) осуществляет государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне в отношении находящихся в его ведении организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами;
4) осуществляет методическое руководство и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области государственного учета и контроля ядерных материалов;
5) ведет государственный регистр ядерных материалов;
6) предоставляет по запросам органов государственной власти Российской Федерации, включая федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, а также учет федерального имущества, соответствующую информацию, необходимую для выполнения ими своих полномочий;
7) обеспечивает функционирование информационно-аналитических организаций и (или) центров сбора, обработки и передачи информации по государственному учету и контролю ядерных материалов;
8) разрабатывает и утверждает в установленном порядке федеральные нормы и правила ведения государственного учета и контроля ядерных материалов;
9) подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию;
10) осуществляет контроль соответствия фактического количества ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, количеству, заявленному в отчетной документации и внесенному в государственный регистр ядерных материалов;
11) осуществляет контроль за функционированием системы государственного учета и контроля ядерных материалов;
12) разрабатывает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утверждает формы отчета в области государственного учета и контроля ядерных материалов, порядок и периодичность их представления, а также разрабатывает по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и утверждает формы ведомственного и государственного регистров ядерных материалов (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию);
13) представляет ежегодно в установленном порядке в Правительство Российской Федерации отчет о состоянии государственного учета и контроля ядерных материалов, а также об их количестве в Российской Федерации.
11. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, и Российская академия наук в пределах своих полномочий:
1) осуществляют государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне;
2) разрабатывают и утверждают ведомственные положения, нормы и правила ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, участвуют в установленном порядке в подготовке федеральных норм и правил ведения государственного учета и контроля ядерных материалов;
3) осуществляют координацию деятельности находящихся в их ведении организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, в области государственного учета и контроля ядерных материалов;
4) ведут ведомственный регистр ядерных материалов;
5) осуществляют контроль соответствия фактического количества ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, количеству, заявленному в отчетной документации и внесенному в ведомственный регистр ядерных материалов.
12. Организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, в пределах своих полномочий:
1) ведут государственный учет и контроль ядерных материалов по зонам баланса материалов;
2) проводят физические инвентаризации ядерных материалов;
3) представляют отчеты о количестве и движении ядерных материалов;
4) разрабатывают и утверждают положения и инструкции по ведению государственного учета и контроля ядерных материалов;
5) оснащают системы государственного учета и контроля ядерных материалов современными техническими средствами и оборудованием для измерения характеристик ядерных материалов;
6) осуществляют подбор и подготовку персонала, который ведет государственный учет и контроль ядерных материалов, а также повышение его квалификации.
IV. Государственный учет и контроль ядерных
материалов в организации, осуществляющей
обращение с ядерными материалами
13. Государственный учет и контроль ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, ведется по зонам баланса материалов специально уполномоченным подразделением (далее именуется - подразделение по учету ядерных материалов) в соответствии с положением об учете и контроле ядерных материалов, нормативной и технической документацией, разработанными и утвержденными ее руководителем.
В организации разрабатывается и внедряется программа контроля качества измерений характеристик ядерных материалов, ведется учетно-отчетная документация.
14. Государственный учет и контроль ядерных материалов в зоне баланса материалов ведется материально ответственным лицом или подразделением по учету ядерных материалов в соответствии с инструкцией, утвержденной руководителем организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами.
15. Местонахождение ядерного материала в зоне баланса материалов, его количество и изменение инвентарного количества этого материала отражаются в учетной документации.
Ведение учетных документов в зоне баланса материалов основывается на результатах измерений характеристик ядерных материалов. Ведение учетных документов по ядерным материалам, входящим в состав неразборных изделий (учетных единиц), допускается проводить на основании результатов измерений характеристик ядерных материалов, полученных заводом-изготовителем.
16. Сведения о движении ядерных материалов между зонами баланса материалов представляются в подразделение по учету ядерных материалов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, по каждому факту отправления (получения) ядерного материала.
17. Подразделение по учету ядерных материалов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, на основе отчетов по зонам баланса материалов формирует сводные данные о количестве ядерных материалов, находящихся в обращении.
18. Для ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, находящихся в процессе транспортирования, отчет о движении ядерных материалов между организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, представляется в течение одного дня после завершения каждой операции отправления (получения) ядерного материала в федеральный орган исполнительной власти или в Российскую академию наук, в ведении которых находится данная организация, а также в Федеральное агентство по атомной энергии (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
19. Организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами, направляет ежеквартально отчет, содержащий сводные данные об изменении количества (движении) ядерных материалов в этой организации, соответственно в федеральный орган исполнительной власти или в Российскую академию наук, в ведении которых находится данная организация, а также в Федеральное агентство по атомной энергии (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
Отчет о наличии ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, направляется в указанные органы и Российскую академию наук ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 59 - см. предыдущую редакцию).
Организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами (не находящаяся в ведении федерального органа исполнительной власти или Российской академии наук), направляет указанные отчеты в Федеральное агентство по атомной энергии (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
20. Для обеспечения достоверности данных учета по всем ядерным материалам в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, не реже одного раза в год проводится физическая инвентаризация ядерных материалов, во время которой измеряются и документально подтверждаются фактическое количество и состояние ядерных материалов, находящихся в зонах баланса материалов, анализируются полученные результаты.
Порядок организации и проведения физической инвентаризации ядерных материалов, периодичность ее проведения и объем устанавливаются федеральными нормами и правилами ведения государственного учета и контроля ядерных материалов.
21. По результатам физической инвентаризации ядерных материалов в каждой зоне баланса материалов составляется отчет, который направляется в подразделение по учету ядерных материалов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами. Отчет содержит сведения о фактическом количестве ядерных материалов, инвентаризационной разнице и ее погрешности.
По результатам физической инвентаризации ядерных материалов организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами, в срок не более 15 дней после ее окончания направляет сводные данные по организации в федеральный орган исполнительной власти или в Российскую академию наук, в ведении которых находится данная организация.
Организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами (не находящаяся в ведении федерального органа исполнительной власти или Российской академии наук), направляет указанные сведения в Федеральное агентство по атомной энергии (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
22. Лицо, ответственное за ведение учета и контроля ядерных материалов в зоне баланса материалов, незамедлительно сообщает в подразделение по учету ядерных материалов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, о возникновении аномальной ситуации, связанной с учетом ядерных материалов.
Указанная организация немедленно представляет в установленном порядке специальный отчет в федеральный орган исполнительной власти или в Российскую академию наук, в ведении которых находится данная организация, а также в Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а письменный отчет - в течение 3 дней (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
23. Для систематизации и накопления информации, подготовки и представления отчетов в органы управления системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях, проведения анализа состояния учета и контроля ядерных материалов, в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, может создаваться центр сбора, обработки и передачи информации.
V. Государственный учет и контроль ядерных материалов
на ведомственном уровне
24. Государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, и Российская академия наук в соответствии с федеральными и ведомственными нормами и правилами ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, положением об учете и контроле ядерных материалов, утвержденным руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или Российской академии наук, и настоящим Положением.
25. Для систематизации и накопления информации, подготовки и представления отчетов в Федеральное агентство по атомной энергии, проведения анализа состояния государственного учета и контроля ядерных материалов на ведомственном уровне в федеральных органах исполнительной власти и Российской академии наук, осуществляющих государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, могут создаваться информационно-аналитические организации и (или) центры сбора, обработки и передачи информации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
26. Федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук, осуществляющие государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, формируют и ежегодно уточняют ведомственный регистр ядерных материалов, который содержит сведения об организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, основания для работы с ядерными материалами, данные о номенклатуре, видах, количестве и других характеристиках ядерных материалов, и представляют его в Федеральное агентство по атомной энергии до 1 февраля года, следующего за отчетным (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
27. Федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук, осуществляющие учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами (не находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти или Российской академии наук), информируют Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации о незаконных действиях, связанных с хищением или попыткой хищения ядерных материалов, с целью выявления и пресечения указанных действий, а также Федеральное агентство по атомной энергии (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
VI. Государственный учет и контроль ядерных материалов
на федеральном уровне
28. Государственный учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне осуществляет Федеральное агентство по атомной энергии (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
29. Государственный регистр ядерных материалов является основным учетным документом и содержит сведения о федеральных органах исполнительной власти и Российской академии наук, осуществляющих государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, номенклатуре, видах, количестве и других характеристиках ядерных материалов.
Государственный регистр ядерных материалов относится к федеральным информационным ресурсам и подлежит учету в реестре федерального имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Форма государственного регистра ядерных материалов разрабатывается с участием Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и утверждается Федеральным агентством по атомной энергии (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
30. Федеральное агентство по атомной энергии на основе ведомственных регистров ядерных материалов и отчетов организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами (не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти или Российской академии наук), формирует и ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным, уточняет государственный регистр ядерных материалов (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 59; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
31. Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сводную информацию о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
32. Юридические лица, осуществляющие в установленном порядке экспорт или импорт ядерных материалов, в течение 10 дней после дня отправления или получения ядерных материалов представляют в Федеральное агентство по атомной энергии информацию по форме, утверждаемой этим Агентством (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
33. Федеральная таможенная служба ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в Федеральное агентство по атомной энергии обобщенную информацию, содержащуюся в грузовых таможенных декларациях, о перемещениях через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
При необходимости Федеральная таможенная служба представляет по запросу Федерального агентства по атомной энергии сведения по отдельным фактам перемещения через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
VII. Информационное обеспечение государственного
учета и контроля ядерных материалов
34. Для систематизации и накопления информации, анализа состояния государственного учета и контроля ядерных материалов Федеральное агентство по атомной энергии обеспечивает создание и функционирование федеральной автоматизированной информационной системы государственного учета и контроля ядерных материалов, создает информационно-аналитические организации и (или) центры сбора, обработки и передачи информации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
35. Право доступа к информации (включая сведения, отнесенные к государственной тайне и служебной информации ограниченного распространения), связанной с государственным учетом и контролем ядерных материалов, и порядок обращения с ней осуществляются согласно законодательству Российской Федерации.
VIII. Надзор за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов
36. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, в пределах своих полномочий:
осуществляют надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;
разрабатывают, утверждают и вводят в действие в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, федеральные нормы и правила по ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности в области государственного учета и контроля ядерных материалов.
37. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку выполнения федеральных и ведомственных норм и правил по ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности в области государственного учета и контроля ядерных материалов, условий лицензий, а также состояния государственного учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории Российской Федерации путем проведения инспекций.
38. Порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов определяется положением, утверждаемым в установленном порядке Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию). *38)
IX. Ответственность за нарушение порядка ведения
государственного учета и контроля ядерных материалов
39. За нарушение установленного порядка ведения государственного учета и контроля ядерных материалов должностные лица несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.