Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/12/901791177.htm


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 июня 2000 года N 241


Об утверждении "Методики проверки центров
стандартизации, метрологии и сертификации
Госстандарта России по организации и осуществлению
государственного контроля и надзора"



    В целях совершенствования работы Госстандарта России и центров стандартизации, метрологии и сертификации по организации и осуществлению государственного контроля и надзора
    

приказываю:


    1. Утвердить и ввести в действие с 10 июля 2000 года "Методику проверки центров стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России по организации и осуществлению государственного контроля и надзора" (прилагается).

    2. Комиссиям Госстандарта России, проверяющим центры стандартизации, метрологии и сертификации по организации и осуществлению государственного контроля и надзора, в своей деятельности руководствоваться указанной Методикой.

    3. Председателям комиссий, проверяющим ЦСМ, представить до 1 января 2001 года в Ростест-Москва замечания и предложения к указанной Методике.

    4. Ростест-Москва (Б.С.Мигачеву) до 1 февраля 2001 года внести в Методику необходимые изменения и дополнения с учетом представленных замечаний и предложений.

    5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Председателя Госстандарта России Ю.А. Гусакова.


Председатель
Госстандарта России
Г.П.Воронин


Приложение


УТВЕРЖДЕНО
приказом
Госстандарта РФ
от 29 июня 2000 года N 241


МЕТОДИКА
проверки центров стандартизации,
метрологии и сертификации Госстандарта
России по организации и осуществлению
государственного контроля и надзора


    Настоящий документ распространяется на деятельность территориальных органов системы Госстандарта России - центров стандартизации, метрологии и сертификации, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, правил обязательной сертификации, за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) и государственный метрологический надзор.

    Настоящий документ устанавливает:

    - виды проверок, общие требования к организации, проведению и содержанию проверок надзорной деятельности ЦСМ;

    - порядок подготовки и проведения проверок, а также принятия решений и оформления результатов проверки надзорной деятельности ЦСМ;

    - функции основных участников проверки;

    - типовые формы документов для организации проведения проверок и подтверждение исполнения установленных требований к порядку и правилам организации и проведения государственного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации, а также оценке и анализу эффективности.

    Настоящий документ предназначен для использования при организации и проведении внутреннего контроля в системе надзорного комплекса Госстандарта России, осуществляемого посредством проведения проверок в ЦСМ.
    


2. Общие положения

    2.1. Цель и задачи проверки надзорной деятельности ЦСМ.

    2.1.1. Целью проверки надзорной деятельности ЦСМ является подтверждение соответствия организации его работ по надзорной деятельности установленным нормам и правилам, а также оценка ее эффективности.

    2.1.2. Задачами проведения проверки надзорной деятельности ЦСМ являются:

    - определение соответствия надзорной деятельности нормам и правилам, установленным в нормативных и директивных документах Госстандарта России;

    - определение возможностей надзорных служб исполнять возложенные на них Госстандартом России функции по государственному контролю и надзору и обеспечивать реализацию государственной политики в этой области;

    - представление Главному государственному инспектору Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений (далее - Главный государственный инспектор Российской Федерации), а также руководству и аппарату Госстандарта России объективной информации о способности надзорных служб обеспечить организацию и осуществление надзорной деятельности в субъекте Российской Федерации, в соответствии с установленными нормами и правилами и надлежащее исполнение возложенных на них функциональных обязанностей;

    - определение правомерности и достаточности принимаемых по результатам надзорной деятельности мер воздействия к проверяемым субъектам;

    - определение эффективности (результативности) надзорной деятельности.

    2.2. Виды и планирование проверок.

    2.2.1. При организации и проведении проверок надзорной деятельности используются следующие виды:

    - периодическая (плановая);

    - оперативная (внеплановая).

    2.2.2. Проверки надзорной деятельности ЦСМ проводятся на основе ежегодных планов.

    Формирование проекта плана осуществляется Головной организацией по научно-методическому обеспечению работ в области государственного надзора и развитию системы территориальных органов (далее - Головная организация по госнадзору) в течение года, предшествующего календарному.

    Формирование проекта ежегодного плана проверок производится на основе решений Управления региональной политики и государственного надзора и Управления метрологии, предложений других управлений Госстандарта России, а также предложений региональных Советов директоров ЦСМ Госстандарта России.

    При этом степень охвата ежегодными проверками ЦСМ не должна превышать, как правило, одной трети от количества действующих в системе Госстандарта России.

    Форма ежегодного плана проверок надзорной деятельности ЦСМ приведена в приложении А.

    Планы проверок надзорной деятельности ЦСМ утверждаются Главным государственным инспектором Российской Федерации не позднее, чем за квартал до наступления планируемого года.

    Содержание ежегодного плана проверок является конфиденциальной информацией, решение по доступу к ней принимает Управление региональной политики и государственного надзора.

    Соответствующие выписки из плана проверок направляются проверяемым ЦСМ в срок не более одного месяца до начала проверки.

    2.2.3. Проверки надзорной деятельности ЦСМ проводятся комиссиями, состав которых определяет Управление региональной политики и государственного надзора. В общем случае в состав комиссии включают специалистов по государственному контролю и надзору, а также специалистов по юридическим, финансово-экономическим и кадровым вопросам. В тех случаях, когда проверка носит целевой характер по отдельным аспектам надзорной деятельности ЦСМ в состав комиссии привлекаются соответствующие специалисты по видам надзорной деятельности.

    2.2.4. Проверка надзорной деятельности ЦСМ должна осуществляться, как правило, комплексно по всем видам надзорной деятельности. Объем плановых и внеплановых проверок устанавливает Управление региональной политики и государственного надзора Госстандарта России в каждом конкретном случае с учетом положений настоящего документа.

    Проверки осуществляются на основе типовой программы проверки, разрабатываемой Головной организацией по госнадзору. Продолжительность проверки, как правило, не более 10 дней. Проверка не должна нарушать основной ритм производственно-хозяйственной деятельности ЦСМ.

    2.2.5. Задание на проведение проверки, программа проверки и сроки ее проведения, состав комиссии утверждается Главным государственным инспектором Российской Федерации.

    2.3. Функции основных участников проверки.

    2.3.1. Госстандарт России выполняет следующие функции:

    - организует планирование проверок;

    - определяет цели и объемы проверки и организацию ее проведения;

    - устанавливает проверяемые виды надзорной деятельности;

    - организует проверку надзорной деятельности;

    - формирует и утверждает состав комиссии, назначает председателя комиссии;

    - рассматривает результаты проверки и принимает по ним решения.

    2.3.2. Головная организация по госнадзору выполняет следующие функции:

    - участвует в планировании проверок надзорной деятельности;

    - участвует в разработке программ проверки;

    - участвует в работе комиссий (по привлечению);

    - проводит регистрацию актов проверки, подготавливает аналитические материалы по результатам проверок, разрабатывает предложения по актуализации и совершенствованию нормативной базы для организации и осуществления надзорной деятельности, повышению эффективности государственного контроля и надзора, развитию надзорного комплекса в системе Госстандарта России;

    - осуществляет учет и хранение актов проверок и принятых по их результатам решений.

    2.3.3. Проверяемый ЦСМ:

    - осуществляет изучение программы проверки;

    - информирует должностных лиц и персонал ЦСМ о целях, областях и сроках проверки;

    - обеспечивает членов комиссии всем необходимым для проведения проверки;

    - назначает ответственных лиц из числа персонала ЦСМ для обеспечения проверки членами комиссии;

    - представляет членам комиссии доступ к необходимым объектам проверки (информационным банкам данных, персоналу, документации и др.);

    - обеспечивает взаимодействие членов комиссии с персоналом ЦСМ и другими органами, организациями и администрацией субъекта Российской Федерации для достижения целей проверки;

    - определяет и проводит корректирующие мероприятия на основании результатов проверки, изложенных в акте;

    - расходы, связанные с проведением проверки несут организации, специалисты которых включены в состав комиссии.


    

3. Порядок проверки надзорной деятельности ЦСМ

    3.1. Подготовка к проверке.

    3.1.1. Подготовка к проверке включает следующие работы:

    - анализ отчетных материалов;

    - разработка программы проверки;

    - утверждение программы проверки;

    - распределение обязанностей между членами комиссии в соответствии с программой проверки;

    - подготовка рабочих документов (при необходимости);

    - подготовка методики оценки результативности надзорной деятельности (при необходимости);

    3.1.2. Программа проверки разрабатывается на основе типовой программы (приложение В).

    Программа проверки должна содержать следующие разделы:

    - наименование ЦСМ, место и сроки проведения проверки;

    - цели и область проверки;

    - время проведения проверки;

    - состав комиссии;

    - объекты проверки;

    - правовые, нормативные и директивные документы, на соответствие которым проводится проверка;

    - основные мероприятия по проверке и сроки их проведения;

    - требования к конфиденциальности информации;

    - адреса рассылки акта.

    3.1.3. Программа проверки должна быть гибкой, допускать изменения в приоритетности проверяемых элементов надзорной деятельности в зависимости от информации, полученной в ходе проверки.

    Основное содержание программы проверки по разделам приведено в разделе 3.

    3.1.4. При проведении проверки председатель комиссии определяет каждому члену комиссии конкретные элементы и процедуры надзорной деятельности и конкретные функциональные подразделения проверяемого ЦСМ.

    3.1.5. Для упорядочения и повышения эффективности проверки и документального оформления акта в процессе работы комиссии используют рабочие документы. В число рабочих документов могут входить:

    - перечни контрольных вопросов для оценки элементов надзорной деятельности;

    - формы для документирования вспомогательных данных, подтверждающих заключения членов комиссии и др. Комиссия обеспечивает надежную сохранность рабочих документов, содержащих конфиденциальную информацию или информацию, являющуюся собственностью проверяемого ЦСМ. По окончании проверки и написания отчета все рабочие документы передаются в ЦСМ.

    3.2. Проведение проверки.

    3.2.1. Проведение проверки надзорной деятельности ЦСМ включает следующие процедуры:

    - издание приказа по ЦСМ о проведении проверки;

    - предварительное совещание;

    - определение соответствия организации и проведения надзорной деятельности установленным нормам и правилам, а также оценка выполнения функциональных обязанностей и результативности надзорной деятельности;

    - составление акта проверки;

    - заключительное совещание.

    3.2.2. Участниками предварительного совещания являются члены комиссии, Главный государственный инспектор субъекта Российской Федерации, руководители структурных подразделений ЦСМ, которые согласно программе подлежат проверке.

    Целями предварительного совещания являются:

    - представление членов комиссии;

    - краткое сообщение о целях, области и программе проверки;

    - ознакомление с приказом директора по проверке надзорной деятельности ЦСМ;

    3.2.3. Обследование ЦСМ осуществляют путем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки. Для сбора фактических данных производят:

    - опрос персонала;

    - изучение используемых документов;

    - изучение материалов предыдущих проверок ЦСМ;

    - анализ процессов государственного контроля и надзора;

    - анализ деятельности функциональных подразделений ЦСМ;

    - анализ деятельности госинспекторов;

    - изучение и оценка проводимых мероприятий по обеспечению принятых мер и результатов надзорной деятельности.

    3.2.4. При обследовании надзорной деятельности ЦСМ должны быть обеспечены необходимая полнота проверки, подтверждение доказательствами результатов проводимых наблюдений.

    3.2.5. Все наблюдения должны быть документированы и иметь четкое и конкретное подтверждение объективными данными. Данные, указывающие на наличие несоответствий, должны фиксироваться.

    3.2.6. Информация, полученная в результате опроса, должна быть сопоставлена с информацией, полученной комиссией из других источников.

    3.2.7. В процессе проверки председатель комиссии по согласованию с представителем проверяемого ЦСМ может вносить изменения в программу проверки и распределение обязанностей между членами комиссии, если это необходимо для оптимального достижения целей проверки.

    Если цели проверки окажутся недостижимыми, то председатель комиссии должен сообщить о причинах Главному государственному инспектору Российской Федерации о причинах и поставить в известность об этом Главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений (далее - Главный государственный инспектор субъекта Российской Федерации).

    3.2.8. После проведенного обследования члены комиссии под руководством председателя комиссии рассматривают результаты своих наблюдений, чтобы определить, какие из них должны быть представлены как несоответствия.

    Несоответствия определяют в терминах конкретных требований нормативных документов по надзорной деятельности или других документов, на соответствие которым проводится проверка.

    Результаты проверки рассматриваются председателем комиссии и Главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации проверяемого ЦСМ.


    

4. Основное содержание проверки

    4.1. В начале проверки устанавливают исходные данные и анализируют общие сведения о проверяемом ЦСМ в части надзорной деятельности, организационную структуру, штатное расписание. При этом выявляются и анализируются взаимосвязи надзорной службы с другими подразделениями ЦСМ, включая испытательные, проводящие сертификацию, планово-экономические, кадровые и др.

    В процессе проверки выявляется состав используемых в надзорной деятельности ЦСМ действующих нормативных и организационно-распорядительных документов, определяющих организацию и проведение работ по надзорной деятельности, включая положение о ЦСМ, положение об отделах, должностные инструкции и др. При этом устанавливается их соответствие действующему законодательству в области стандартизации метрологии и сертификации, Положению о Госстандарте России, типовому положению о ЦСМ и др. [1-6].

    Исходные данные и общие сведения должны также содержать информацию об инфраструктуре региона, подпадающей в сферу надзорной деятельности ЦСМ. При этом проводится анализ и оценка потенциальных возможностей подразделений ЦСМ, осуществляющих надзорную деятельность, по степени охвата проверками основных видов объектов профильной инфраструктуры региона (по отраслям).

    4.2. Проверка планирования госнадзора.

    Проверка планирования госнадзора проводится на соответствие P 50.1.010-96 [7], включая и разработку ежегодных и квартальных планов, степени выполнения планов государственного контроля и надзора и полноту реализации технических заданий Госстандарта России на проведение проверок, порядка внесения изменений в планы, включения проверок по обращению потребителей (госзаказчиков) и других организаций и ЦСМ, исключения дублирования проверок госнадзора и инспекционного контроля, использование и соблюдение расчетных нормативов трудоемкости при планировании и др.

    Проверка проведения работ по планированию государственного метрологического надзора проводится на основе анализа степени охвата видов надзора и сфер, на которые данный надзор распространяется в соответствие со ст.12 и 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений".

    4.3. Проверка организации надзорной деятельностью осуществляемой ЦСМ.

    Проверка организации надзорной деятельностью проводится на соответствие соблюдения норм и правил ПР 50.1.003-94 [8], включая:

    - порядок разработки программ проверки госнадзора;

    - правила оформления уведомлений на проведение проверок;

    - порядок отбора образцов и оформление актов отбора в соответствии с ПР 50.3.002. [9];

    - порядок проведения идентификации продукции и ее контроля и испытаний (анализов, измерений), распространения полученных результатов на объем проверяемой продукции и др.;

    - правила оформления результатов проверки, включая протоколы, акты проверок, предписания, постановления о наложении штрафов, разрешений на реализацию продукции (услуг), комплектность формируемых дел;

    - порядок рассмотрения материалов проверок госнадзора в ЦСМ, реализации результатов госнадзора, включая полноту и достаточность принимаемых мер воздействия, степень их реализации;

    - правила учета, регистрации, хранения и доступа к документации по результатам надзорной деятельности;

    - права и обязанности должностных лиц при осуществлении надзорной деятельности.

    Проверка осуществления надзорной деятельности за соблюдением обязательных требований государственных стандартов при оказании услуг и за сертифицированными услугами проводится с учетом требований P 50.1.005-95 [10], за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной промышленной продукцией - P 50.1.006-95 [11], за соблюдением обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки к производству и эксплуатации - P 50.1.011-96 [12], на стадии реализации P 50.1.013-97 [13]. При этом обращается внимание на наличие планов мероприятий по устранению выявленных нарушений проверяемых госнадзором предприятий, уведомлений о их выполнении, разрешения на реализацию, использование продукции при положительном результате повторной проверки.

    Проверка осуществления надзорной деятельности за соблюдением правил обязательной сертификации органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) проводится с учетом проверки соблюдения P 50.1.014-97 [14].

    Проверка правильности заполнения и представления каталожных листов проводится на соответствие ПР 50-718 [15].

    В ходе проверки деятельности в области осуществления государственного метрологического надзора комиссия проверяет соблюдение требований правил по метрологии ПР 50.2.002.-94 [16], ПР 50.2.003-94 [17], ПР 50.2.004-94 [18], а также технических заданий по целевым проверкам, разработанным и направленным в ЦСМ головными научными центрами и Госстандартом России. Особо обращается внимание на внедрение в практику осуществления метрологического надзора инструментальных методов контроля, инспекционную поверку СИ, применение эталонов - переносчиков, шифрованных проб, образцов контроля, наличие локальных информационных систем, обеспечивающих осуществление надзора.

    В процессе проверки производится анализ материалов проверок госнадзора в части реализации Закона "О защите прав потребителей" (ст.43), Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст.38, 170, 257-260), ПР 50.1.007-97 [19] и исполнения соответствия формам, утвержденным Главным государственным инспектором Российской Федерации [20]. При этом проверяется полнота, правомерность принятых решений, сроки рассмотрения протоколов т.д.

    4.4. Проверка финансового обеспечения надзорной деятельности.

    При проверке финансовой деятельности анализируются объем выделенного бюджетного финансирования на проведение надзорной деятельности и содержание госинспекторов, их целевое использование и расходование, порядок финансирования надзорной деятельности из собственных средств производственно-хозяйственной деятельности ЦСМ, своевременность перечислений ЦСМ во внебюджетный фонд, средняя зарплата госинспекторов и ее соотношение к средней зарплате основных подразделений ЦСМ, учет трудоемкости проведения проверок при оплате труда и др.

    При этом выявляются случаи оплаты труда при проведении госнадзора или участие госинспекторов в работах, осуществляемых ЦСМ на договорной (тарифной) оплате.

    4.5. Проверка кадрового обеспечения надзорной деятельности.

    Проверка кадрового обеспечения производится на соответствие требованиям порядка аттестации государственных инспекторов [21]. При этом проводится анализ уровня образования госинспекторов, их специальность, стаж работы, повышение квалификации, нарушение производственной дисциплины и должностной инструкции, формы социальной защиты государственных инспекторов.

    Кроме этого, при проверке устанавливается общее количество госинспекторов в ЦСМ, количество аттестованных госинспекторов по обеспечению единства измерений, аттестованных в качестве поверителей, а также интенсивность проведения проверок одним госинспектором.

    4.6. Проверка наличия системы качества ЦСМ и эффективность ее функционирования применительно к надзорной деятельности.

    Проверка системы качества (при ее наличии) проводится во взаимосвязи с проверкой по п.3.3. При этом проводится оценка соответствия положений стандартов предприятия системы качества действующим правовым и нормативным актам в области надзорной деятельности.

    4.7. Проверка организации взаимодействия ЦСМ с другими органами и организациями.

    В процессе проверки анализируется порядок и организация взаимодействия ЦСМ по вопросам государственного контроля и надзора с контролирующими надзорными органами других федеральных органов исполнительной власти в регионе, а также взаимодействие с органами по сертификации [22] (сведения об отмене сертификатов, регистрации деклараций, изменениях областей аккредитации, правил сертификации и др. и аккредитации на право поверки, испытаний с целью утверждения и соответствия типу СИ).

    Кроме того, анализируются результаты взаимодействия ЦСМ с администрацией региона (меры, принимаемые администрацией региона).

    4.8. Проверка организации работ по информационному обеспечению госнадзора.

    Проверка организации работ по обеспечению функционирования АИС "Госнадзор" (I очередь) проводится на соответствие директивным указаниям Госстандарта России [23-26], включая анализ оснащенности техническими средствами, используемыми в АИС "Госнадзор" и соответствующими программными продуктами, организацию ведения баз данных АИС "Госнадзор", сроки и периодичность представления отчетной информации, квалификацию специалистов.

    Проверка соблюдения порядка предоставляемой ЦСМ информации по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на соответствие директивным указаниям Госстандарта России [27].

    4.9. Проверка эффективности (результативности) надзорной деятельности.

    Проверка эффективности (результативности) надзорной деятельности осуществляется на основе анализа материалов надзорной деятельности за период последних 3 лет в соответствии с методикой определения эффективности работ по Госнадзору [28].

    При этом в качестве обязательных используются следующие критерии:

    общее количество проведенных проверок;

    общее количество проверенных предприятий;

    степень охвата предприятий по отраслям (в ед. и %);

    количество предприятий, продукция которых не соответствует обязательным требованиям государственных стандартов (в ед. и %);

    количество предприятий, нарушивших правила обязательной сертификации;

    общее количество штрафов, примененных к предприятиям;

    общая сумма штрафов, примененных к предприятиям;

    общая сумма штрафов, примененных к должностным лицам;

    предотвращенный ущерб у потребителей вследствие запрещенной реализации продукции и услуг, не соответствующих государственным стандартам;

    сведения о выявлении фальсифицированных сертификатов;

    сведения о направлении информации в правоохранительные и контрольные органы;

    общее количество СИ, проверенных при осуществлении ГМН и инспекционного контроля, количество СИ из них признанных непригодными к применению;

    количество СИ неутвержденного типа, выявленные в ходе проверок;

    количество проверенных методик выполнения измерений, в том числе неаттестованных или выполняемых с нарушениями;

    количество проверок с применением инструментальных методов контроля.


    

5. Оформление результатов проверки

    5.1. Результаты проверки, выводы и рекомендации комиссии оформляют в виде акта о результатах проверки (Приложение Б).

    В разделе 6 акта должны быть представлены результаты обследования объектов проверки, включая систему идентификации, испытаний, обеспечивающих надзорную деятельность ЦСМ.

    В акте комиссии указывают, соответствует или не соответствует проверенная надзорная деятельность установленным порядку и правилам, дают рекомендации об устранении выявленных незначительных несоответствий в согласованные сроки, если они имеются.

    Акт подписывают председатель комиссии, члены комиссии и Главный государственный инспектор субъекта Российской Федерации проверяемого ЦСМ. Акт оформляют в трех экземплярах.

    К акту прилагают программу проверки.

    Один экземпляр акта оставляют у проверяемого ЦСМ, второй представляют в Управление региональной политики и государственного надзора Госстандарта России, третий - в Головную организацию по госнадзору.

    5.2. Заключительное совещание проводят после оформления акта проверки. Основная цель заключительного совещания - представить руководству проверяемого ЦСМ и руководителям структурных подразделений результаты проверки.

    На заключительном совещании председатель комиссии представляет:

    - замечания комиссии в порядке их значимости;

    - заключение комиссии о соответствии или несоответствии элементов проверенной надзорной деятельности установленным нормам и правилам;

    - заключение комиссии о выполнении или невыполнении ЦСМ возложенных на него функциональных обязанностей в области надзорной деятельности и реализации политики Госстандарта России;

    - заключение комиссии о правомерности и достаточности принимаемых ЦСМ по результатам надзорной деятельности мер воздействия к проверяемым субъектам;

    - заключение комиссии об эффективности (результативности) надзорной деятельности ЦСМ.

    5.3. Результаты проверок рассматриваются Управлением региональной политики и государственного надзора Госстандарта России, решения по результатам принимает Главный государственный инспектор Российской Федерации.



Приложение А
(обязательное)


УТВЕРЖДАЮ
Главный государственный инспектор
Российской Федерации по надзору
за государственными стандартами
и обеспечению единства измерений



ГРАФИК
проведения проверок деятельности цсм
по организации и осуществлению
государственного контроля и надзора


N
п.п

Наименование
проверяемого
ЦСМ

Наименование
проверяющего
ЦСМ

Дата проведения
предыдущей
проверки

Срок проведения
проверки

1

2

3

4

5

  

           

              

              

              



Приложение Б
(обязательное)


АКТ
о результатах проверки надзорной деятельности
__________________________________________________________________
наименование ЦСМ


    1. Цель проверки

    Подтверждение соблюдения правил и порядка осуществления надзорной деятельности ____________________________________________ наименование ЦСМ

    2. Основание ____________________________________________________


    3. Время проведения проверки _____________________________________

    4. Состав комиссии


__________________________________________________________________  __________________________________________________________________  
__________________________________________________________________  __________________________________________________________________


    5. Результаты проверки


__________________________________________________________________  __________________________________________________________________  
__________________________________________________________________
  6. Выводы комиссии  
__________________________________________________________________  __________________________________________________________________  
__________________________________________________________________  __________________________________________________________________  
__________________________________________________________________
  7. Адреса рассылки  
__________________________________________________________________  __________________________________________________________________  
__________________________________________________________________



   Председатель комиссии ________ _________________ подпись инициалы, фамилия
    
    Члены комиссии ________ _________________ подпись инициалы, фамилия
                                     ________ _________________ подпись инициалы, фамилия
    
     С актом ознакомлен:
    
    Главный государственный инспектор по надзору (субъект Российской Федерации) за государственными стандартами и обеспечению единства измерений ________ _________________ подпись инициалы, фамилия
    
    Дата_____________ Город_____________


    Примечание - К акту прилагаются:

    Приложение "Программа проверки"



Приложение В
(обязательное)


Типовая программа проверки центров
стандартизации, метрологии и сертификации
госстандарта России по организации и осуществлению
государственного контроля и надзора


    1. Общие сведения о ЦСМ.

    1.1. Организационная структура, штатное расписание службы государственного надзора, наличие положения о ЦСМ, об отделах госнадзора, должностных инструкций госинспекторов. Соответствие документов Положению о Государственном Комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.99 N 498, типовому положению о территориальном органе, (приказ Госстандарта России от 27.05.94 N 85), законы РФ "О стандартизации" (ст.13), "Об обеспечении единства измерений".

    1.2. Основные виды работ по госнадзору, соответствие структуры ЦСМ инфраструктуре региона, ее возможность охвата проверками основных видов продукции и услуг, общее количество предприятий в регионе с разбивкой по отраслям.

    2. Проверка организации планирования госнадзора.

    Проверка проводится на соответствие P 50.1.010-96, включая проверку:

    2.1. Наличия ежегодных и квартальных планов, степени реализации заданий Госстандарта России, порядка внесения изменений, включения проверок по жалобам потребителей, исключения дублирования проверок госнадзора и инспекционного контроля, соблюдения нормативов трудоемкости при планировании.

    2.2. Проверка осуществления планирования государственного метрологического надзора (ГМН) проводится на основе охвата видов ГМН и сфер, на которые распространяется ГМН в соответствии со ст.12 и 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" по параметрам п.2.1.

    3. Проверка организации и правил проведения госнадзора, осуществляемого ЦСМ.

    3.1. Комиссия проводит проверку на соответствие соблюдения ПР 50.1.003-94 (наличие программы проверки, уведомления, актов отбора и испытания образцов, протоколов идентификации, технического осмотра и испытаний, актов проверки, результаты проверки).

    Проверка осуществления надзорной деятельности за соблюдением обязательных требований государственных стандартов при оказании услуг и за сертифицированными услугами проводится на соответствие соблюдения P 50.1.005-95, за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной промышленной продукцией проводится на соответствие соблюдения P 50.1.006-95, за соблюдением обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки к производству и эксплуатации на соответствие соблюдения P 50.1.011-96, на стадии реализации на соответствие соблюдения P 50.1.013-97. При этом обращается внимание на наличие планов мероприятий по устранению выявленных нарушений проверяемых госнадзором предприятий, уведомлений о их выполнении, разрешения на реализацию, использование продукции при положительном результате повторной проверки.

    Проверка осуществления надзорной деятельности за соблюдением правил обязательной сертификации и испытательными лабораториями (центрами) проводится на соответствие соблюдения P 50.1.014-97 с учетом правил, изложенных в ПР 50.1.003 (изменение N 1).

    В ходе проверки деятельности в области осуществления ГМН комиссия проверяет соблюдение требований правил по метрологии ПР 50.2.002-94, ПР 50.2.003-94, ПР 50.2.004-94, а также технических заданий по целевым проверкам, разработанным и направленным в ЦСМ головными научными центрами и Госстандартом России. Особо обращается внимание на внедрение в практику осуществления ГМН инструментальных методов контроля: инспекционную поверку СИ, применение эталонов - переносчиков, шифрованных проб, образцов контроля, наличие локальных информационных систем, обеспечивающих осуществление ГМН.

    Устанавливаются случаи оплаты труда при проведении госнадзора или участие госинспекторов в работах, осуществляемых ЦСМ на договорной (тарифной) оплате.

    3.3. Проверка результативности надзорной деятельности проводится по следующим показателям:

    общее количество проведенных проверок;

    общее количество проверенных предприятий;

    степень охвата предприятий по отраслям (в ед. и %);

    количество предприятий, продукция которых не соответствует обязательным требованиям государственных стандартов (в ед. и %);

    количество предприятий, нарушивших правила обязательной сертификации;

    общее количество штрафов, примененных к предприятиям;

    общая сумма штрафов, примененных к предприятиям;

    общая сумма штрафов, примененных к должностным лицам;

    предотвращенный ущерб у потребителей вследствие запрещенной реализации продукции и услуг, не соответствующих государственным стандартам;

    сведения о выявлении фальсифицированных сертификатов;

    сведения о направлении информации в правоохранительные и контрольные органы;

    общее количество СИ, проверенных при осуществлении ГМН и инспекционного контроля, количество СИ из них признанное непригодными к применению;

    количество СИ неутвержденного типа, выявленные в ходе проверок;

    количество проверенных методик выполнения измерений, в том числе неаттестованных или выполняемых с нарушениями;

    количество проверок с применением инструментальных методов контроля;

    оценка эффективности надзорной деятельности в области надзорной деятельности за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации проводится по Методике определения эффективности работ по госнадзору (приказ Госстандарта России от 30.04.98 N 252*).
________________
    * Вестник Госстандарта России. - 1998. - N 7. - С.7.
    
    

    3.4. Анализ материалов проверки (выборочно) на соответствие Закону "О защите прав потребителей" ст.43, Кодексу РСФСР об административных правонарушениях ст.38, 170, 257-260, ПР 50.1.007-97 и формам, утвержденным Главным государственным инспектором Российской Федерации (постановление Госстандарта России N 320-3/76, от 21.01.2000). Проверяется полнота, правомерность принятых решений, сроки рассмотрения протоколов.

    4. Финансовое обеспечение надзорной деятельности: объем бюджетного финансирования на содержание госинспекторов, доплата из других источников.

    5. Делопроизводство:

    - наличие учета актов, выданных предписаний, постановлений о наложении штрафов, разрешений на реализацию продукции (услуг);

    - комплектность дел по результатам госнадзора.

    6. Организация рассмотрения материалов проверок в ЦСМ.

    7. Порядок принятия мер к нарушителям предписаний и постановлений, контроль за их исполнением.

    8. Кадры:

    - образование, специальность, стаж работы, повышение квалификации, аттестация госинспекторов в соответствии с "Порядком аттестации государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и государственных инспекторов по обеспечению единства измерений", поощрения за успехи в работе, нарушения производственной дисциплины и должностной инструкции, количество госинспекторов, количество аттестованных госинспекторов по обеспечению единства измерений аттестованных также в качестве поверителей;

    - интенсивность проведения проверок на одного госинспектора;

    - учет трудоемкости проведения проверок при оплате труда;

    - средняя зарплата госинспектора и ее соотношение к средней зарплате основных подразделений ЦСМ.

    9. Организация работ по информационному обеспечению: наличие программы АИС "Госнадзор", организация работы с претензиями потребителей.

    10. Состояние системы качества ЦСМ.

    11. Организация работ ЦСМ с другими органами и организациями.

    11.1 Результаты взаимодействия ЦСМ с администрацией региона (меры, принимаемые администрацией региона).

    11.2. Взаимодействие и координация других контролирующих организаций.

    11.3. Взаимодействие с органами по сертификации (сведения об отмене сертификатов, регистрации деклараций, изменениях областей аккредитации, правил сертификации) и аккредитации на право поверки, испытаний с целью утверждения и соответствия типу СИ.

    11.4. Порядок предоставления информации о деятельности службы Госнадзора, включая соблюдение приказа Госстандарта России N 9 от 14.01.99.

Библиография

    1. Закон Российской Федерации "О стандартизации" (ст.13). Ведомости съезда народных депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской федерации 1993 года N 25 ст.917.

    2. Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года N 5151-1 (в ред. законов от 27.12.95 N 211-ФЗ, от 31.07.98 N 154-ФЗ).

    3. Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1993 года N 23 ст.811.

    4. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в ред. федеральных законов от 09.01.96 N 2-ФЗ, от 17.12.99 N 212-ФЗ).

    5. Положение о Государственном Комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1999 года N 498).

    6. Положение о территориальном органе Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (утв. приказом Госстандарта России от 27 мая 1994 года N 85).

    7. P 50.1.010-96 "Планирование работ по государственному надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации. Определение нормативов трудоемкости".

    8. ПР 50.1.003-94 "Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)".

    9. ПР 50.3.002 "Типовой Порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции".

    10. P 50.1.005-95 "Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов при оказании услуг и за сертифицированными услугами".

    11. P 50.1.006-95 "Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной промышленной продукцией".

    12. P 50.1.011-96 "Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки к производству и эксплуатации промышленной продукции".

    13. P 50.1.013-97 "Методика проведения государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией на стадии реализации (продажи)".

    14. P 50.1.014-97 "Методика проведения государственного надзора за соблюдением правил обязательной сертификации органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами)".

    15. ПР 50-718 "Правила заполнения и представления каталожных листов".

    16. ПР 50.2.002-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм".

    17. ПР 50.2.003-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций".

    18. ПР 50.2.004-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже".

    19. ПР 50.1.007-97 "Положение о порядке выдачи предписаний и наложении штрафов Госстандартом России за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации".

    20. Формы предписаний и постановлений, выдаваемых субъектами хозяйственной деятельности по результатам государственного контроля и надзора (утв. постановлением Госстандарта России от 21.01.2000 N 320-3/76).

    21. Порядок аттестации государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и государственных инспекторов по обеспечению единства измерений (утв. приказом Госстандарта России от 30.12.93 N 238).

    22. Приказ Госстандарта России от 31.03.2000 N 114 "О совершенствовании и координации работ по организации и проведению обязательного подтверждения соответствия (обязательной сертификации) продукции (услуг) в субъектах Российской Федерации.

    23. Инструкция по заполнению входных форм АИС "Госнадзор" о результатах государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации (от 25.03.99 N 320-10/319).

    24. О вводе в промышленную эксплуатацию первой очереди АИС "Госнадзор" (приказ Госстандарта России от 24.03.98 N 101).

    25. Сроки передачи в АИС "Госнадзор" (письмо Госстандарта России от 21.12.99 N 320-10/1223).

    26. О дальнейшем развитии АИС "Госнадзор" (приказ Госстандарта России от 16.09.99 N 374).

    27. Приказ Госстандарта России N 9 от 14.01.99 "О мерах по обобщению и анализу опыта адресного взаимодействия с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации".

    28. Методика определения эффективности работ по госнадзору (утв. приказом Госстандарта России N 252 от 30.04.98).


    
    

Текст документа сверен по:
рассылка