ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 6 марта 2002 года
Решение по вопросу "О совершенствовании работы государственных надзорных и контрольных органов в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства"
1. Отметить, что приоритетным направлением деятельности органов лицензирования, Государственной экспертизы, Государственного архитектурно-строительного надзора, Государственной жилищной инспекции в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства является государственный надзор и контроль создания безопасной и надежной в эксплуатации строительной продукции, использования и сохранности жилищного фонда независимо от его принадлежности, обеспечения защиты интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Госстрой России принял на себя функции лицензирования строительной деятельности, для чего создана вертикальная структура управления лицензированием, которая позволила, сохранив все позитивные достижения и квалифицированные кадры, исключить негативные стороны этого процесса.
В федеральных округах образовано 6 окружных филиалов, а на территориях субъектов Российской Федерации - 80 структурных подразделений Федерального лицензионного центра при Госстрое России.
За прошедший 2001 год Госстроем России выдано более 46 тыс. лицензий. Осуществляются плановые проверки деятельности лицензиатов. Госстрой России стал более широко пользоваться своим правом по результатам соблюдения лицензионных требований и условий приостанавливать действие лицензий. Объективность принимаемых решений обеспечивается участием в работе лицензионных экспертных комиссий представителей администраций субъектов Российской Федерации, надзорных, контрольных и правоохранительных органов.
Организации Государственной вневедомственной экспертизы содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных федеральными и региональными программами в области жилищного строительства, энергосбережения, развития газификации городских и сельских поселений, других программных документов.
Особое внимание экспертными органами уделяется вопросам рационального расходования бюджетных средств, направляемых на капитальное строительство. В 2001 году ими рассмотрено 8130 проектов строительства объектов, сооружаемых за счет бюджетных средств, заявленная стоимость которых снижена по предложениям экспертизы на 5,0 млрд.руб. (в базисных ценах 1991 года).
Работа, проводимая экспертными органами, осуществляется в тесном взаимодействии с контрольными и надзорными органами строительного комплекса и оказывает положительное влияние на качество проектной продукции и строительства.
Субъектами Российской Федерации проводится работа по созданию вертикальной структуры органов Госархстройнадзора. Прежде всего это относится к Республикам Коми и Саха (Якутия), Московской области, Ханты-Мансийскому автономному округу, гг.Москва и Санкт-Петербург. Создание единых органов Государственного архитектурно-строительного надзора на территориях субъектов Российской Федерации способствует более четкой и эффективной организации деятельности инспекций, позволяет повысить их квалификационный уровень и техническое оснащение. Актуальность и необходимость построения вертикальных структур обусловлена и тем, что прокуратурами ряда субъектов признано незаконным выполнение органами архитектурно-строительного надзора муниципальных образований функций Государственного архитектурно-строительного надзора.
В целях усиления контроля, координации и совершенствования деятельности органов Госархстройнадзора Главной инспекцией Госархстройнадзора и Управлением госинспекций в 2001 году была проведена определенная работа.
Созданы координационные советы руководителей органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации во всех федеральных округах и Координационный совет по вопросам Госархстройнадзора при Госстрое России. Приказом Госстроя России возобновлено проведение плановых проверок качества и организационно-правового порядка строительства непосредственно сотрудниками Главной инспекции Госархстройнадзора и Управления госинспекций.
В то же время необходимо отметить, что при общем росте количества поднадзорных объектов количество работников архитектурно-строительного надзора в последнее время снижается. Нагрузка на одного работника в среднем по Российской Федерации в пять - семь раз превышает нормативы. Это не могло не повлиять на рост количества и тяжести аварий зданий и сооружений в 2001 году.
Одним из острейших вопросов является осуществление государственного контроля надлежащего содержания жилищного фонда и защиты интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг.
Выполняющие эту задачу государственные жилищные инспекции (ГЖИ) образованы в 82 субъектах Российской Федерации. Увеличивается численность работников инспекций. Ежегодно возрастает объем обследования ими технического состояния жилых зданий. На основании Соглашения между МАП России и Госстроем России о сотрудничестве в области развития конкурентных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2000-2001 годы, подписанного сторонами 10 февраля 2000 года, продолжается сотрудничество ГЖИ с территориальными управлениями МАП России и обществами защиты прав потребителей в части проведения совместных комплексных проверок обоснованности формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Главной государственной жилищной инспекцией Управления госинспекций проводится определенная работа по совершенствованию деятельности территориальных ГЖИ, изменению их статуса, увеличению кадрового состава. В результате этой работы в 2001 году в 8 субъектах Российской Федерации государственные жилищные инспекции были выделены в самостоятельные структуры и образованы инспекции еще в двух субъектах. В прошедшем году завершено создание координационных советов госжилинспекций во всех федеральных округах. Продолжается работа над формированием института общественных инспекторов.
В то же время самостоятельные инспекции созданы только в 29 субъектах Российской Федерации. В большинстве субъектов ГЖИ образованы в составе структур, которые они должны контролировать, что существенно снижает эффективность их работы.
Эффективность работы госжилинспекций, органов Госархстройнадзора в настоящее время сдерживается также несовершенством нормативной правовой базы.
2. Считать одной из главных задач Госстроя России совершенствование деятельности государственных надзорных и контрольных органов в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства, создание законодательной и иной нормативной правовой базы, обеспечивающей деятельность Государственной жилищной инспекции, Государственного архитектурно-строительного надзора в Российской Федерации, органов лицензирования и экспертизы.
3. Одобрить создание Координационного совета по вопросам Госархстройнадзора при Госстрое России.
4. Управлению государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования продолжить работу над проектами указа Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по обеспечению деятельности органов государственного надзора за качеством строительства и созданием безопасной строительной продукции", постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного архитектурно-строительного надзора в Российской Федераций", изменениями и дополнениями в Положение о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1086, а также приведением нормативной базы в соответствие с Федеральным законом от.30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
5. Управлению государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования, Главгосэкспертизе при Госстрое России продолжить работу по совершенствованию системы органов Госархстройнадзора, госжилинспекций и Государственной вневедомственной экспертизы, деятельности координационных советов руководителей органов Госархстройнадзора, госжилинспекций в федеральных округах и при Госстрое России, активизации деятельности по организационно-методическому руководству госжилинспекциями и Госархстройнадзором субъектов Российской Федерации, усилению надзора и контроля качества и организационно-правового порядка строительства и эксплуатируемых объектов.
6. Главгосэкспертизе при Госстрое России в целях реализации постановления Правительства РФ от 11.10.2001 N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета", сокращения сроков и стоимости экспертизы проектно-сметной документации проработать вопрос и подготовить предложения по созданию своих территориальных органов (филиалов) в субъектах Российской Федерации.
7. Управлению стандартизации, технического нормирования и сертификации активизировать работу по подготовке проекта постановления Правительства РФ "Об утверждении положения о приемке и вводе в эксплуатацию законченных строительством объектов".
8. Управлению государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования, Управлению стандартизации, технического нормирования и сертификации, Главгосэкспертизе при Госстрое России, ФЛЦ при Госстрое России в 3-месячный срок переработать с учетом современных требований и действующего законодательства и представить на утверждение руководству Госстроя России Порядок взаимодействия федеральных и территориальных государственных органов строительного комплекса Российской Федерации, осуществляющих функции надзора (контроля) и оказания услуг участникам инвестиционно-строительной деятельности, утвержденный Минстроем России 10 марта 1997 года.
9. Управлению государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования совместно с ФГУП "НТЦКС" с привлечением инспекций Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации в течение 2002 года проработать вопрос и подготовить предложения о создании автоматизированной информационной базы данных по вопросам Госархстройнадзора.
10. Управлению государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования проработать вопрос о пролонгировании Соглашения между МАП России и Госстроем России о сотрудничестве в области развития конкурентных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2003 годы.
11. Федеральному лицензионному центру при Госстрое России продолжить работу по обеспечению территориальных подразделений ФЛЦ необходимой материальной базой, позволяющей вести работу по оформлению лицензий и формированию Единого реестра лицензий в автоматизированном режиме.
12. Федеральному лицензионному центру при Госстрое России обеспечить введение в Единый реестр лицензий, ранее выданных субъектами Российской Федерации, на виды деятельности, относящиеся к компетенции Госстроя России.
13. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- создавать в целях приведения структуры органов Государственного архитектурно-строительного надзора в соответствие с федеральным законодательством единые инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора субъектов Российской Федерации как исполнительных органов государственной власти с правами юридических лиц;
- принять меры по наделению госжилинспекций субъектов Российской Федерации правами юридического лица и привести в соответствие с федеральным законодательством нормативные правовые акты, регламентирующие статус госжилинспекций;
- обратить внимание при создании единых структур органов Государственного архитектурно-строительного надзора и государственных жилищных инспекций на укомплектование их кадрами согласно действующим нормативам, обеспечение соответствующими материально-техническими ресурсами;
- принимать активное участие в работе экспертных комиссий при филиалах Федерального лицензионного центра при Госстрое России и способствовать эффективной работе этих комиссий.
Текст документа сверен по:
"Журнал руководителя и главного бухгалтера",
N 4, 2002 год, часть II